Скачать ноты

г. Москва, Большой зал консерватории, 19.07.1950, live
      (4)  


Maxilena (08.01.2012 20:38)
при том, что я очень неплохо отношусь к Горовицу, для меня Шопен - вот он. Ни шума, ни
брызг. С первого аккорда узнается Рихтер. Ничего лишнего, только суть. ничего не
поделаешь, рихтеромания.

Intermezzo (08.01.2012 20:55)
Maxilena писал(а):
при том, что я очень неплохо отношусь к Горовицу,
для меня Шопен - вот он. Ни шума, ни брызг. С первого аккорда узнается Рихтер. Ничего
лишнего, только суть. ничего не поделаешь, рихтеромания.
Не), для меня Шопен - это не
совсем Рихтер, но уж точно не эта запись! Я понимаю - молодой Рихтер и т. д., но здесь
столько неоправданной суеты, и, главное - то, за что я люблю Шопена - нет (или совсем
мало) того порыва, который есть у Горовица, того фонтана эмоций. Мало его, правда, и в
записи 77-го, но там намного более взрослое, осмысленное исполнение.
Вообще Горовиц ИМХО не лучший (ну уж точно не единственный) шопенист. Хотя почти все его
работы прекрасны. Но у Рубинштейна Шопен какой-то... более шопеновский, что ли.))
Рихтера же никак не могу назвать одним из лучших шопенистов. Хоть его скромный, даже
мудрый, всегда глубокий Шопен очень хорош. Но ИМХО это не совсем то.

Yuriyauskiev (09.01.2012 00:46)
Intermezzo писал(а):
но здесь столько неоправданной суеты, и, главное
- то, за что я люблю Шопена - нет (или совсем мало) того порыва, который есть у Горовица,
того фонтана эмоций. Мало его, правда, и в записи 77-го, но там намного более взрослое,
осмысленное исполнение.
Я очень люблю его `невзрослый`, как Вы выражаетесь, период.
Он поздно начал профессионально заниматься музыкой. Поэтому его молодость затянулась - к
счастью. 40-50-е – это период стремительного наращивания репертуара. В первых двух скерцо
мы слышим перехлесты, но это от избытка чувств и внутренних возможностей. Лично я считаю,
что это совсем неплохо в таком возрасте или в таком душевном состоянии. Наверное, грустно,
когда человек рано начинает чересчур взрослеть. Но если он пытается брать одной динамикой
и не чувствует форму, это тоже плохо. Может ли он при выбранном темпе справиться с
произведением, быть убедительным – вот главный вопрос. Думаю, он справляется, и нет там
суеты в прямом смысле слова. Есть напор, есть некоторые преувеличения, но музыка у него
получается. Разумеется, я нисколько не ставлю эту его запись на самое первое место.
Поздняя, которую Вы упоминаете, это некий абсолют. Здесь уже есть всё – техническая
сторона безупречна и без намека на назойливость, необычайная взвешенность, цельность, и
при этом живое творческое начало.
И по поводу `порыва` в Шопене. У Рихтера всегда он чувствовался, но порыв организованный,
когда он бросается всей мощью виртуозности, эмоционально, физически, и при этом
организованно, осмысленно.
Кстати, можно было бы найти отзыв Станислава Генриховича Нейгауза о скерцо Шопена у
Рихтера. Не хочу цитировать по памяти, но он, если не ошибаюсь, не ставил студийную запись
так высоко, а лучше отзывался о ранних исполнениях.

Intermezzo (09.01.2012 01:06)
Yuriyauskiev писал(а):
Я очень люблю его `невзрослый`, как Вы
выражаетесь, период. Он поздно начал профессионально заниматься музыкой. Поэтому его
молодость затянулась - к счастью. 40-50-е – это период стремительного наращивания
репертуара.
Отсюда, наверное, и это восхищение всем, которое и в ранних `Картинках с
выставки` ИМХО чувствуется. Наверное, Рихтер как невероятно тонкая струна, чувствуя эти
эмоции, хотел исполнить как можно более эмоционально, но получилось несколько...
утрировано, что ли...
Насчет исполнения Горовица. Мне последнее время часто кажется, что в это скерцо В. С.
вложил свои переживания и страдания - и смерть дочери, и потрясения в 50-х. В одном из
отзывов на это исполнение говорится, что `это одно из `темнейших` исполнений Скерцо`
(запись 85-го). И, пожалуй, это так и есть...



 
     
Наши контакты