Скачать ноты
1. Adagio sostenuto
2. Allegretto - Trio
3. Presto agitato

Посв. графине Джульетте Гвиччарди

Запись - 19 октября 1956 г., Лондон.
      (10)  


Violina (13.12.2021 00:07)
1я часть- просто,в очень соразмеренном темпо-ритмическом движении, держит внимание,
2я- напевно, легко,пасторально;
3я-мощно и свободно, многопланово.
Очень понравилось.

Volovikelena (13.12.2021 00:55)
Violina писал(а):
1я часть- просто,в очень соразмеренном
темпо-ритмическом движении, держит внимание,
2я- напевно, легко,пасторально;
3я-мощно и свободно, многопланово.
Очень понравилось.
Ностальгические воспоминания вызывает эта запись - пластинка
старая была в детстве. Может быть, именно с этой Лондонской записью 1956 года, хотя на
деле вероятность небольшая: Гизекинг мог записывать `Лунную` сонату не один раз.
Первая часть очень понравилась. В ней есть сдержанность без вычурности и излишней
сентиментальности, которыми страдают многие пианисты в исполнении этой сонаты. Очень
хороший ровный темп, нюансировки в меру.
А вот вторая часть не понравилась. Здесь излишняя сдержанность как раз ни к чему. В этом
скерцо - Джульетта Гвиччарди с ее кукольной внешностью и `увалень` Бетховен в трио. А
Гизекинг играет пресно, продолжая манеру исполнения первой части. Здесь нет диалога,
контраста лиц, попытки одного понравиться другой.
Финал хороший, постепенно Гизекинг в нем осваивается после первых двух частей. Финал у
него выходит за рамки сдержанности, и это прекрасно, потому что в нем из берегов выйти как
раз очень стоит.
Спасибо.

Sir Gray (13.12.2021 19:48)
Volovikelena писал(а):
/.../
А вот вторая часть не понравилась. Здесь излишняя сдержанность как раз ни к чему. В этом
скерцо - Джульетта Гвиччарди с ее кукольной внешностью и `увалень` Бетховен в трио. А
Гизекинг играет пресно, продолжая манеру исполнения первой части. Здесь нет диалога,
контраста лиц, попытки одного понравиться другой.
/.../
Я специально послушал вторую часть.

Квот капита.... как там... забыл.

Я эту вторую часть вообще плохо понимаю, не знаю, как надо ее играть. Но в исполнении
Гизекинга вспоминаю строки Некрасова: `Если долго сдержанные муки, накипев, под сердце
подойдут, я пишу....`

Я иногда эту вторую часть воспринимаю как попытку сдержаться. Но ничего не получилось - и
взорвалась третья.

А какое исполнение второй части Вам нравится? Как бы Вы играли?

Niksti (13.12.2021 22:58)
Sir Gray писал(а):
Квот капита.... как там... забыл.

Я эту вторую часть вообще плохо понимаю, не знаю, как надо ее играть. Но в исполнении
Гизекинга вспоминаю строки Некрасова: `Если долго сдержанные муки, накипев, под сердце
подойдут, я пишу....`
Про квот капита Вы совершенно правильно написали... (Не могу
почему-то кавычки поставить.) Первая и вторая части в этом исполнении мне не нравятся
совершенно, финал годится, если темп в самом начале самую малость притормозить. Вторая
часть хороша у Горностаевой. Попробуйте послушать, может, согласитесь...

Sir Gray (14.12.2021 15:19)
Niksti писал(а):
Про квот капита Вы совершенно правильно написали...
(Не могу почему-то кавычки поставить.) Первая и вторая части в этом исполнении мне не
нравятся совершенно, финал годится, если темп в самом начале самую малость притормозить.
Вторая часть хороша у Горностаевой. Попробуйте послушать, может,
согласитесь...
Странно. Я послушал Горностаеву. Мне кажется, что они похоже играют.
Такое… очень сдержанное аллегретто. Мне было бы очень интересно, если бы Вы сказали, чем
ее исполнение для Вас ближе.

Я понимаю, если бы Вы назвали Владимира Ашкинази, игривое такое исполнение. А тут – все
культурно. Немного острее, чем у Гизекинга? Напевнее? Как будто ария?
Честно, я очень знаю, как Я БЫ СЫГРАЛ ту или иную музыку. А здесь у меня нет никакого
представления, как это вообще надо… как это вообще МОЖНО сыграть.
Внешне Гизекинг может показаться формальнее, но мне слышится удивительное внутреннее
напряжение.
Я, конечно, не за сравнение. Просто очень интересно Ваше мнение. Если это можно выразить
словами.

И мнения других.

Niksti (14.12.2021 19:03)
Sir Gray писал(а):
Странно. Я послушал Горностаеву. Мне кажется, что
они похоже играют. Такое… очень сдержанное аллегретто. Мне было бы очень интересно, если
бы Вы сказали, чем ее исполнение для Вас ближе.
Я как раз не нахожу, что они похоже
играют. Чтобы точно и детально описать разницу, нужно каждого ещё раз прицельно слушать, а
мне этого не очень хочется.А если общо и по памяти, то интерпретация Горностаевой
представляется мне более продуманной в смысле логики целого и соотношения частей между
собой, 1 и 2 части более открыты по темпераменту, третья часть вытекает из первых двух,
тогда как у Гизекинга финал обрушивается вдруг из ниоткуда после довольно нейтрально
сыгранных первых двух частей. Вторая в особенности исполнена Горностаевой более интересно,
в ней более ощутимы контрасты, которых я не услышала у Гизекинга, в частности, штриховые
контрасты, что в этой части очень важно. Как-то так. Но Вы вовсе не должны слышать как я
или кто-то другой. Если у Вас есть своё слышание музыки -это здорово, верьте себе.

Volovikelena (14.12.2021 19:05)
Sir Gray писал(а):
Я эту вторую часть вообще плохо понимаю, не знаю,
как надо ее играть. Но в исполнении Гизекинга вспоминаю строки Некрасова: `Если долго
сдержанные муки, накипев, под сердце подойдут, я пишу....`

Я иногда эту вторую часть воспринимаю как попытку сдержаться. Но ничего не получилось - и
взорвалась третья.

А какое исполнение второй части Вам нравится? Как бы Вы играли?
Я послушала
несколько. Понравилась вторая часть только у Анды. Но ведь их очень много.
Я давно не играю. Только музыкальные примеры на уроках, но это, скорее, смешно, чем
серьезно.
Мне кажется, ее нужно играть ровно, бесстрастно, холодновато, но скерцозный элемент
должен сохраняться. В ней должна быть доля учтивости. Разве только в трио можно прибавить
больше сердца. Не то, чтобы живости, но участия. А репризу вообще без изменений, так же
ровно.
Просто однажды пришла в голову мысль, что Бетховен эту сонату писал про себя и Джульетту
откровенно. И во второй части - история их отношений. Обычное кокетство, но в рамках
приличия с ее стороны в первом разделе и неуклюжая попытка объясниться с его стороны в
трио. Реприза должна быть совсем такой же, как в первом разделе. Ничего не дрогнуло в
сердце, пустышка осталась пустышкой. Но это ИМХО, конечно. Я у кого-то в записи как раз
такую трактовку услышала, но сейчас не помню, в чьей. Это настолько зримо ощущалось.
Сначала такое исполнение удивило сильно, а потом пришла в голову именно эта мысль с
Джульеттой и Бетховеном. Если ещё услышу - напишу.

Sir Gray (14.12.2021 19:42)
Volovikelena писал(а):
/.../скерцозный элемент /.../
А у
Бетховена где-то есть слово `скерцо`?


Посмотрел про Джульетту в Википедии. Сухая, лаконичная заметка.



В биографиях Бетховена описывается как бойкая, кокетливая и пустая женщина. Возможно, она
и есть та «очаровательная девушка» из высшего общества, о женитьбе на которой мечтал
композитор в письме к Вегелеру (ноябрь 1801 г.). Прямых доказательств увлечённости
Бетховена австрийкой не найдено. Известно только, что в 1801 году в Венгрии Бетховен
написал «Лунную сонату», которую посвятил Джульетте Гвиччарди.[1]:213 Гвиччарди также
называют среди возможных адресаток знаменитого письма Бетховена, которое тот адресовал
загадочной «Бессмертной возлюбленной»[2].

Вскоре у Бетховена появился соперник — австрийский композитор В. Р. Галленберг, часто
бывавший в Италии. В 1803 году Галленберг и Джульетта поженились и уехали в Италию. В
Италии у неё завязался роман с князем Пюклером-Мускау, однако она не рассталась с мужем и
вернулась с ним в Австрию в 1821 году. Галленберг испытывал финансовые трудности, и
Джульетта попросила материальной помощи у Бетховена. Но композитор отказал ей. Джульетта
скончалась в 1856 году.

Volovikelena (14.12.2021 21:32)
Sir Gray писал(а):
А у Бетховена где-то есть слово
`скерцо`?
Нет, слова нет. Но есть замена жанра Менуэта в сонатах и симфониях на
Скерцо и тенденция к сокращению сонатного цикла до 3-х, а к концу жизни и до 2-х частей.
Исключения будут, конечно, как в 18 сонате, где нет медленной части, но есть и скерцо, и
менуэт.
В `Лунной` вторая часть - не медленная, а танцевального плана. Но уже явно не Менуэт. А
скерцозность в характере есть и форма скерцо - трехчастная с контрастной серединой
(Шопеновские в пример не беру, он на тот момент ещё не родился) - вполне скерцо (менуэту
симфоническому, кстати, тоже) соответствует.
А за продолжение истории Джульетты Гвиччарди благодарю.

Violina (16.12.2021 23:27)
Sir Gray писал(а):
А какое исполнение второй части Вам нравится? Как
бы Вы играли?
Есть у Бетховена такая миниатюрная пьеса - Весело-грустно, очень
милая,вот просто: про свет и тень настроения. Я эту музыку как-то так воспринимаю.
Сейчас вот случайно набрела на исполнение Рудольфа Бухбиндера, 1976 года, именно.Очень
понравилось.



 
     
Наши контакты