Скачать ноты

1. (Море и Синдбадов корабль) Largo e maestoso - Lento - Allegro non troppo - Tranquillo
2. (Рассказ царевича Календера) Lento - Andantino - Allegro molto - Vivace - Moderato - Allegro molto
3....Читать дальше
1. (Море и Синдбадов корабль) Largo e maestoso - Lento - Allegro non troppo - Tranquillo
2. (Рассказ царевича Календера) Lento - Andantino - Allegro molto - Vivace - Moderato - Allegro molto
3. (Царевич и царевна) Andantino qusi allegretto
4. (Праздник в Багдаде) Allegro molto - Lento - Vivo - Allegro non troppo - Lento - Tempo come I

Х Свернуть

Генрих Фридгейм, скрипка, 1969
      (55)  


maksimBulatov (19.09.2013 23:05)
И тут такое проникновение в мелодии кавказа!.. Какая оркестровка и какая красочная музыка!
И еще есть люди,заявляющие,что Р-К не симфонист?!..

CharlesProsper (12.06.2018 20:19)
maksimBulatov писал(а):
И тут такое проникновение в мелодии
кавказа!.. Какая оркестровка и какая красочная музыка! И еще есть люди,заявляющие,что Р-К
не симфонист?!..
Странно слышать, что в Римском-Корсакове не признают симфонизма)

musikus (12.06.2018 21:53)
CharlesProsper писал(а):
Странно слышать, что в Римском-Корсакове не
признают симфонизма)а
Не очень давно уже затрагивалась эта тема. И все же... Думаю,
что `симфонизм` и умение красочно писать для оркестра, инструментовать - не одно и то же.
НАРК был замечательный оркестратор, но как-то трудно считать его симфонистом.
Блистательные Дебюсси, Равель, Респиги, Стравинский писали для оркестра еще изощреннее,
чем НАРК, но разве они симфонисты? `Симфонист` это композитор, в принципе тяготеющий к
оркестровой форме(личного, личностного) высказывания, если угодно - мышления(в противовес,
быть может, `изображению`. Здесь вообще сталкиваются - условно говоря - немецкое и
французское начала...). Настоящие симфонисты это Брукнер, Малер, Сибелиус, Мясковский,
Шостакович,Вайнберг, Локшин, Шнитке... И дело, конечно, не в количестве симфоний и
подобных форм, а в их концептуальности. Говорят же, что Брукнер всю жизнь писал одну
симфонию. В этом смысле даже Гайдн и Моцарт с их гигантским количеством симфонич. опусов
- не симфонисты.

Volovikelena (13.03.2019 01:21)
musikus писал(а):
Симфонист` это композитор, в принципе тяготеющий к
оркестровой форме(личного, личностного) высказывания, если угодно - мышления(в противовес,
быть может, `изображению`. Здесь вообще сталкиваются - условно говоря - немецкое и
французское начала...). Настоящие симфонисты это Брукнер, Малер, Сибелиус, Мясковский,
Шостакович,Вайнберг, Локшин, Шнитке... И дело, конечно, не в количестве симфоний и
подобных форм, а в их концептуальности. Говорят же, что Брукнер всю жизнь писал одну
симфонию. В этом смысле даже Гайдн и Моцарт с их гигантским количеством симфонич. опусов
- не симфонисты.
Добавила бы к этому списку Бетховена, Брамса, Чайковского,
Рахманинова и Прокофьева. А с Гайдна, Моцарта, И.Кр.Баха такой концептуальный спрос и
невозможен - формат и размах жанра был другим. Хотя Моцарт серьезно перешагнуть его
пытался, что в 25, 38, 40 и 41 симфониях в некотором роде вышло.
Римский-Корсаков, конечно, был другим. Ему так себя открыть
глобально и свое видение проблемы на мировом или личностном уровне было сложно, а через
сказку, легенду, историю, то есть программную музыку вне конкретной связи со своим
личностным - легче.
Если в таком контексте смотреть, то `Шахерезада` вполне оправдывает название своего жанра
- симфоническая сюита. И концепция есть, только решена через сказку, потому что ему так
удобнее, как и Вагнеру через легенду или мифологическую фантазию в опере.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 07:19)
Volovikelena писал(а):
Римский-Корсаков,
Скажите, а вам симфонии
Римского не нра? я мимоходом послушал, мне показалось хорошо. Может, если б он в оперный
бизнес не попал, и симфонистом бы был отличным? тут же от случая немало зависит, в какую
грядку тебя посадят.

abyrvalg (13.03.2019 10:03)
Volovikelena писал(а):
Римский-Корсаков, конечно, был другим. Ему так
себя открыть
глобально и свое видение проблемы на мировом или личностном уровне было сложно, а через
сказку, легенду, историю, то есть программную музыку вне конкретной связи со своим
личностным - легче.
Если в таком контексте смотреть, то `Шахерезада` вполне оправдывает название своего жанра
- симфоническая сюита. И концепция есть, только решена через сказку, потому что ему так
удобнее, как и Вагнеру через легенду или мифологическую фантазию в опере.
У Метнера
похожая история: сочинил массу сонат, но качеством они как-то не очень, за исключением
нескольких, зато в своих `сказках` он нашёл себя и реализовался на все сто. А во 2-й
импровизации (читай те же сказки, только в сюитной форме) композитор, вообще, на удивление
превзошёл себя, даже в тональном плане у него на грани размыва всё.

andreiKo (13.03.2019 11:30)
musikus писал(а):
Думаю, что `симфонизм` и умение красочно писать для
оркестра, инструментовать - не одно и то же. НАРК был замечательный оркестратор, но как-то
трудно считать его симфонистом.
Я вообще думаю, что дело чуть сложнее и
трудноуловимее. `Симфонизм` - под этим словом чаще всего понимают такую ситуацию, когда
музыка, условно говоря, воспринимется как некий `мiр` - то есть слушаешь сочинение и у
тебя возникает картина громадного, контрастного и непознаваемого реального мира, со своей
диалектикой, судьбой и т.д. Чисто внешние признаки, помогающие создать это впечатление -
временные размеры (предположим, от получаса), большое количество исполнителей (оркестр,
хор и т.д. - но и для фп. можно написать вполне себе симфонично). До начала 20го века -
непременный атрибут - сонатная форма, тематическое развитие и т.д. `Литературщина` - в
хорошем смысле - завязка, развитие, кульминация, развязка. И вот тут уже возникают
тонкости. Симфония Малера `симфонична` и поздние фп. сонаты Шуберта - тоже. А с другой
стороны - `Китеж` Римского-Корсакова... или `Хованщина`... или `Шехеразада` - создается ли
там ощущение нового захватывающего слушателя `мира` со своими `главными` и `побочными` -
ещё как создается, часто и похлеще чем у Малера с Брукнером, однако нет никакой сонатной
формы, нет `симфонизма`. Или `Весна священная` - тоже ведь - `мир` есть а `симфонизма` в
традиционном смысле нет и в помине. Свиридов - та же самая ситуация. Крайний случай -
хорошие `концептуальные` рок-альбомы - `Innuendo` или `Сержант Пеппер` - тоже: `мир`
существует, а о `симфонизме` как-то даже нелепо говорить. Невольно обобщил это Гаврилин,
назвав свои `Перезвоны` (сборник хоров) симфонией-действом - и выиграл - ни у кого
вопросов к `Перезвонам` не возникает .

С третьей стороны, всегда наиболее убедительные образцы `симфонизма` в традиционном
понимании получались тогда, когда композитор полностью переделывал `под себя` некие
`симфонические правила`, создавая этот самый свой музыкальный `мир`. Особенно это стало
понятно в наше время - тысячи написанных тысячами композиторов симфоний, концертов, сонат,
квартетов и т.д. есть, некие `симфонические концепции` продолжают создаваться, а
настоящими `симфонистами` - то есть композиторами создающими `под себя `новые правила
`симфонизма` можно назвать, максимум, человек пять от силы за весь 20-21 век.

steinberg (13.03.2019 12:12)
andreiKo писал(а):
`Весна священная`
Слово `симфонизм`, конечно
корявое. Но вот Стравинский и симфонизм - это точно слова антагонисты.

Volovikelena (13.03.2019 13:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Скажите, а вам симфонии Римского не нра?
я мимоходом послушал, мне показалось хорошо. Может, если б он в оперный бизнес не попал, и
симфонистом бы был отличным? тут же от случая немало зависит, в какую грядку тебя
посадят.
Вторая очень нравится - `Антар`.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 13:45)
Volovikelena писал(а):
Вторая очень нравится - `Антар`.
А
Первая, скажем, балакиревская которая?

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 14:34)
andreiKo писал(а):
Я вообще думаю, что дело чуть сложнее и
трудноуловимее. `Симфонизм` - под этим словом чаще всего понимают такую ситуацию, когда
музыка, условно говоря, воспринимется как некий `мiр` - то есть слушаешь сочинение и у
тебя возникает картина громадного, контрастного и непознаваемого реального мира, со своей
диалектикой, судьбой и т.д. Чисто внешние признаки, помогающие создать это впечатление -
временные размеры (предположим, от получаса), большое количество исполнителей (оркестр,
хор и т.д. - но и для фп. можно написать вполне себе симфонично). До начала 20го века -
непременный атрибут - сонатная форма, тематическое развитие и т.д. `Литературщина` - в
хорошем смысле - завязка, развитие, кульминация, развязка. И вот тут уже возникают
тонкости. Симфония Малера `симфонична` и поздние фп. сонаты Шуберта - тоже. А с другой
стороны - `Китеж` Римского-Корсакова... или `Хованщина`... или `Шехеразада` - создается ли
там ощущение нового захватывающего слушателя `мира` со своими `главными` и `побочными` -
ещё как создается, часто и похлеще чем у Малера с Брукнером, однако нет никакой сонатной
формы, нет `симфонизма`. Или `Весна священная` - тоже ведь - `мир` есть а `симфонизма` в
традиционном смысле нет и в помине. Свиридов - та же самая ситуация. Крайний случай -
хорошие `концептуальные` рок-альбомы - `Innuendo` или `Сержант Пеппер` - тоже: `мир`
существует, а о `симфонизме` как-то даже нелепо говорить. Невольно обобщил это Гаврилин,
назвав свои `Перезвоны` (сборник хоров) симфонией-действом - и выиграл - ни у кого
вопросов к `Перезвонам` не возникает .

С третьей стороны, всегда наиболее убедительные образцы `симфонизма` в традиционном
понимании получались тогда, когда композитор полностью переделывал `под себя` некие
`симфонические правила`, создавая этот самый свой музыкальный `мир`. Особенно это стало
понятно в наше время - тысячи написанных тысячами композиторов симфоний, концертов, сонат,
квартетов и т.д. есть, некие `симфонические концепции` продолжают создаваться, а
настоящими `симфонистами` - то есть композиторами создающими `под себя `новые правила
`симфонизма` можно назвать, максимум, человек пять от силы за весь 20-21
век.
Посмотрел на Ваш текст и поймал себя на том, что если меньше 4 частей, то не
симфония. Вот хоть режьте. Хотя это неправильно.

victormain (13.03.2019 15:06)
Volovikelena писал(а):
Вторая очень нравится - `Антар`.
Там
программа в 100 раз увлекательнее музыки. Одно из величайших огорчений детства моего.

victormain (13.03.2019 15:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Посмотрел на Ваш текст и поймал себя на
том, что если меньше 4 частей, то не симфония. Вот хоть режьте. Хотя это
неправильно.
Шутите, Миша.

Opus88 (13.03.2019 16:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...если меньше 4 частей, то не
симфония...
И каждая часть по часа четыре...
И благодарные слушатели...

LAKE (13.03.2019 16:34)
andreiKo писал(а):
а настоящими `симфонистами` - то есть
композиторами создающими `под себя `новые правила `симфонизма` можно назвать, максимум,
человек пять от силы за весь 20-21 век.
А назовите, пожалуйста, имена. Пять - это не
долго же.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 16:56)
victormain писал(а):
Шутите, Миша.
Ну или симфония в хорошем
смысле слова.

Volovikelena (13.03.2019 17:20)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Первая, скажем, балакиревская
которая?
Первую не помню совсем. Слишком давно обращались к этой теме - в
студенческие годы. Так же, как и третью. Завтра будет выходной - постараюсь послушать.

Volovikelena (13.03.2019 17:26)
steinberg писал(а):
Слово `симфонизм`, конечно корявое. Но вот
Стравинский и симфонизм - это точно слова антагонисты.
Тем не менее, есть Симфония
Псалмов, Симфония in C, Симфония В трех движениях. И сам Стравинский вполне считал себя
состоявшимся симфонистом.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 17:40)
Volovikelena писал(а):
Первую не помню совсем. Слишком давно
обращались к этой теме - в студенческие годы. Так же, как и третью. Завтра будет выходной
- постараюсь послушать.
Да что Вы, я не к тому. Просто - вдруг Вы знаете, а я почти,
можно сказать, не знаю. Фортепианного Р-К- тоже практически никто не знает, я какие-то
пьесы тут задавал, но мало. Такое всё, как сказать, правильное. Военная дисциплина. Но
беда, когда он начинает воевать, тут куда уж штатским шляпам.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 17:43)
Volovikelena писал(а):
Тем не менее, есть Симфония Псалмов
Вот в
этом сомневаюсь, поскольку уж так потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть -
Через речку речку быстру (1-я русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той
же тональности, к слову! ха ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова
сделанный, и опять чуть ли не в той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу
себе представить. Тяжело было, думаю.

steinberg (13.03.2019 18:01)
Volovikelena писал(а):
Тем не менее, есть Симфония Псалмов, Симфония
in C, Симфония В трех движениях. И сам Стравинский вполне считал себя состоявшимся
симфонистом.
Ещё `Симфонии` у него есть. Из перечисленного на мой взгляд самое
интересное. ...Брамс, Шостакович, ...Гагнидзе, - вот симфонисты. Стравинский в каком-то
другом смысле. У него самое драматичное сочинение - соло для альта.

LAKE (13.03.2019 18:02)
Volovikelena писал(а):
Симфония В трех движениях...
Почему
упорно переводят `в трех движениях`? Ничего сакрального нет в том, чтобы части назвать
`движениями`. Если уж иметь в виду, что части различаются именно темпово, то хотябы так -
Симфония в трех ритмах, но на русский `Symphony in three movements` переводится всё же как
`Симфония в трех частях`.

Andrew_Popoff (13.03.2019 21:15)
LAKE писал(а):
Почему упорно переводят `в трех движениях`? Ничего
сакрального нет в том, чтобы части назвать `движениями`.
Думаю, это калька с
английского movement. Мы обычно переводим как `Часть`, но иногда и Арию Баха переводят как
`Воздух`. :)

Volovikelena (13.03.2019 21:34)
LAKE писал(а):
Почему упорно переводят `в трех движениях`? Ничего
сакрального нет в том, чтобы части назвать `движениями`. Если уж иметь в виду, что части
различаются именно темпово, то хотябы так - Симфония в трех ритмах, но на русский
`Symphony in three movements` переводится всё же как `Симфония в трех частях`.
Он,
кажется, в диалогах с Крафтом упоминал именно `в трех движениях`. но, возможно, и в другом
источнике. В источнике я могу ошибаться. Просто помню лекционный курс, когда училась, но
откуда нам его цитату привели - точно не помню.

victormain (13.03.2019 21:42)
Volovikelena писал(а):
Он, кажется, в диалогах с Крафтом упоминал
именно `в трех движениях`...
Диалоги ведь тоже переводные. Яков Семёнович
воспользовался устоявшейся традицией названия.

andreiKo (13.03.2019 22:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот в этом сомневаюсь, поскольку уж так
потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть - Через речку речку быстру (1-я
русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той же тональности, к слову! ха
ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова сделанный, и опять чуть ли не в
той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу себе представить. Тяжело было,
думаю.
А ведь так оно и есть, особенно финал... Впрочем, Сергей Васильевич, видимо,
не обиделся и как-то раз пришел к Стравинскому в гости с большой банкой мёда...

LAKE (13.03.2019 22:41)
Volovikelena писал(а):
Он, кажется, в диалогах с Крафтом упоминал
именно `в трех движениях`. но, возможно, и в другом источнике. В источнике я могу
ошибаться. Просто помню лекционный курс, когда училась, но откуда нам его цитату привели -
точно не помню.
Я ни в коем случае не с претензией к Вам. Этот перевод как-то
исторически:) сложился, хотя и совершенно ошибочен, т.к. в русских словах совершенно иной
смысл получается.

LAKE (13.03.2019 22:49)
maksimBulatov писал(а):
.... И еще есть люди,заявляющие,что Р-К не
симфонист?!..
`.. послышались в толпе вздохи; раздались восклицания: `Ах! согрешения
наши великие!` ...

- Атаманы-молодцы! В ком еще крамола осталась - выходи!...
Толпа молчала.

- Все очистились? ...
- Все! все! - загудела толпа.
- Крестись, братцы!...`, М. Е. С-Щедрин, История города Глупова.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:10)
andreiKo писал(а):
А ведь так оно и есть, особенно финал... Впрочем,
Сергей Васильевич, видимо, не обиделся и как-то раз пришел к Стравинскому в гости с
большой банкой мёда...
Это прям по ведомству бубусира с его рассказами про.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это прям по ведомству бубусира с его
рассказами про.
А продолжение - Лядов приносит Рахманинову ведёрко ледяного самогона,
в котором плавает бутылка шампанского.

LAKE (13.03.2019 23:18)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А продолжение - Лядов приносит
Рахманинову ведёрко ледяного самогона, в котором плавает бутылка шампанского.
И вся
четверка напиваеся вусмерть и засыпает в меду...

weina (13.03.2019 23:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот в этом сомневаюсь, поскольку уж так
потаскан там Рахманинов, дальше некуда прямо. 1 часть - Через речку речку быстру (1-я
русская песня. взятая из сборника Лядова. чуть ли не в той же тональности, к слову! ха
ха), финал из Великого славословия Всенощной Рахманинова сделанный, и опять чуть ли не в
той же тональности. Каково было СВ-чу слушать, не могу себе представить. Тяжело было,
думаю.
В дневниках Прокофьева полно ехидных замечаний о заимствованиях в музыке
Стравинского.
`...у Стравинского есть свойство брать уже существующий
материал и применять его по-новому так, что получается вещь, имеющая характерное его
собственное лицо. Это идёт через всё его творчество: `Петрушка` на материале городских
песен, `Весна` - материал, почти буквально схожий с Римским-Корсаковым и Мусоргским,
`Пульчинелла` - Перголези, далее `бахизмы` и прочее`.

`Серенада` Стравинского, которая как раз выходит из печати, содержит мелодические обороты
под Рахманинова и звучности типа Метнера. Ха-ха!`

`Во время `Жар-птицы` обменивались колкими замечаниями по
отношению к `Птице`. Влияния: `Садко`, Скрябин`.

Начало `Ноктюрнов` Дебюсси ИФС позаимствовал для `Соловья`, `Мавра` - стилизация под
Даргомыжского... а заключительную мелодию в `Аполлоне` он украл сразу у Шумана и у
Вагнера...
И много еще в том же духе.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:26)
LAKE писал(а):
И вся четверка напиваеся вусмерть и засыпает в
меду...
А отходную поют бабка, спевшая песню Лядову, которая аккурат принесла
братишке парного молочка покушать, в обнимку м Шаляпиным, спевшего Рахманинову про
эхтываню, и Бахом, автора покореженной темы 2 части симфонии псалмов.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:28)
weina писал(а):
В дневниках Прокофьева полно ехидных замечаний о
заимствованиях в музыке Стравинского.
`...у Стравинского есть свойство брать уже существующий
материал и применять его по-новому так, что получается вещь, имеющая характерное его
собственное лицо. Это идёт через всё его творчество: `Петрушка` на материале городских
песен, `Весна` - материал, почти буквально схожий с Римским-Корсаковым и Мусоргским,
`Пульчинелла` - Перголези, далее `бахизмы` и прочее`.

`Серенада` Стравинского, которая как раз выходит из печати, содержит мелодические обороты
под Рахманинова и звучности типа Метнера. Ха-ха!`

`Во время `Жар-птицы` обменивались колкими замечаниями по
отношению к `Птице`. Влияния: `Садко`, Скрябин`.

Начало `Ноктюрнов` Дебюсси ИФС позаимствовал для `Соловья`, `Мавра` - стилизация под
Даргомыжского... а заключительную мелодию в `Аполлоне` он украл сразу у Шумана и у
Вагнера...
И много еще в том же духе.
Ладно бы Даргомыжский, а то в Мавре, как говорят знатоки,
целый Гречанинов, САМ Гречанинов.

LAKE (13.03.2019 23:33)
Вакханалия, да и та, признаться, без лихости...

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ладно бы Даргомыжский, а то в Мавре, как
говорят знатоки, целый Гречанинов, САМ Гречанинов.
Вообще-то как лестно вспомнить,
ведь и я банки меда таскивал разным классикам, и по усам текло, и все как положено. А сам
уж как наугощался, и тебе Мясковский, и тебе Котов с Десятниковым прям все целиком!

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:35)
LAKE писал(а):
Вакханалия, да и та, признаться, без лихости...
А
ет черта стиля такая, да.

victormain (13.03.2019 23:38)
weina писал(а):
...
И много еще в том же духе.
Ну и что? Вся история музыки такова.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А ет черта стиля такая, да.
Это я то
есть о бездарности. В изящной словестности.

Mikhail_Kollontay (13.03.2019 23:39)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это я то есть о бездарности. В изящной
словестности.
Музыку сочиняет народ, а мы композиторы.

Volovikelena (14.03.2019 15:49)
LAKE писал(а):
Я ни в коем случае не с претензией к Вам. Этот перевод
как-то исторически:) сложился, хотя и совершенно ошибочен, т.к. в русских словах
совершенно иной смысл получается.
Да, перевод с английского всегда многозначен. Но
есть ещё одна мысль. Симфония - это изначально циклическое произведение, то есть
стандартно - 3-4-х частное. Был ли смысл Стравинскому называть ее `Симфония в трёх
частях`, когда она и так симфония? Про `Симфонию Псалмов` он не пишет в 3-х частях, а там
было бы уместно - 3 псалма. Ведь и больше можно было псалмов и частей при желании.
Опять же можно было использовать слово `Part`, а не `Movement`. А так просто помню, что
нам на лекциях заострили внимание на слове `Движение` именно через упоминание об этом
самого Стравинского. Но, конечно, английский есть английский.

Opus88 (14.03.2019 15:59)
Volovikelena писал(а):
Да, перевод с английского всегда
многозначен.
)
Конечно, Стравинский, разумно владея и английским, и чувствами стиля и юмора, имел в виду
именно `movement`, наиболее близкий разумный перевод чему `движение`.
Многостраничные комментарии про это всегда забавны )

Opus88 (14.03.2019 16:23)
Opus88 писал(а):
)
Конечно, Стравинский, разумно владея и английским, и чувствами стиля и юмора, имел в виду
именно `movement`, наиболее близкий разумный перевод чему `движение`.
Многостраничные комментарии про это всегда забавны )
P.S. По крайней мере один из
Владимир Владимировичей сказал бы `трёхходовка` ))
P.P.S. И вероятно был бы прав)

Volovikelena (14.03.2019 16:57)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Первая, скажем, балакиревская
которая?
Послушала первую. Очень хорошая ученическая работа, пробная. Она очень
аккуратно сделана, с опорой на классиков, но на русском тематизме, и это хорошо. В финале
одни сплошные фугато и так старательно выписаны - голос к голосу, тембр к тембру. Явно
какие-то западные полифонические источники штудировал.
Вторая часть скучновата, но тоже старательно все делал. А в первой и третьей такой
прямолинейный тематизм, немного по-детски, но так всё симпатично. (У Моцарта, кстати, в
первой симфонии одни сплошные линеечки, типа `Соль-фа-ми-ре-до`.)
Конечно, в первой ещё гениальности не видно, свободы владения оркестром нет - все
выверено, все `по линеечке` соединено. Но ведь тут и возраст, и опыт важен. Сейчас 21 год
для студента-композитора - `солидный` возраст, должен многое уметь. А Римский-Корсаков что
умел в свои 21, когда и студентом вообще не был? Вернулся из своей кругосветки
трехгодичной на клипере `Алмаз`. Опыта в композиторстве минимум. Для того, что он тогда
умел - работа пробная, но добротно сделанная. Конечно, между ней и `Шахерезадой` небо и
земля, но с чего-то начать было надо. Как стартовая площадка, первая симфония вполне
годится. Вот у Чайковского первая - это и для начала шедевр своего рода. Только он ведь ее
и переделывал сколько 10 лет спустя.
Может быть, Римскому-Корсакову не стоило сразу с такого крупного произведения начинать,
потренировался бы на чем-нибудь поменьше, да Балакирев настаивал. Но сложилось, как
сложилось, зато дальше пошло по нарастающей. Как начало творчества, 1 симфония вполне
отвечает своей задаче. Он на ней многому научился.

sir Grey (14.03.2019 18:07)
Opus88 писал(а):
P.S. По крайней мере один из Владимир Владимировичей
сказал бы `трёхходовка` ))
/.../
Схлопотал он строгача? Ну и ладушки.
Помиритесь вы теперь, по-хорошему.


Ну и шуточки у Вас, Опус, однако!

Mikhail_Kollontay (14.03.2019 18:18)
Volovikelena писал(а):
Послушала первую. Очень хорошая ученическая
работа, пробная. Она очень аккуратно сделана, с опорой на классиков, но на русском
тематизме, и это хорошо. В финале одни сплошные фугато и так старательно выписаны - голос
к голосу, тембр к тембру. Явно какие-то западные полифонические источники штудировал.
Вторая часть скучновата, но тоже старательно все делал. А в первой и третьей такой
прямолинейный тематизм, немного по-детски, но так всё симпатично. (У Моцарта, кстати, в
первой симфонии одни сплошные линеечки, типа `Соль-фа-ми-ре-до`.)
Конечно, в первой ещё гениальности не видно, свободы владения оркестром нет - все
выверено, все `по линеечке` соединено. Но ведь тут и возраст, и опыт важен. Сейчас 21 год
для студента-композитора - `солидный` возраст, должен многое уметь. А Римский-Корсаков что
умел в свои 21, когда и студентом вообще не был? Вернулся из своей кругосветки
трехгодичной на клипере `Алмаз`. Опыта в композиторстве минимум. Для того, что он тогда
умел - работа пробная, но добротно сделанная. Конечно, между ней и `Шахерезадой` небо и
земля, но с чего-то начать было надо. Как стартовая площадка, первая симфония вполне
годится. Вот у Чайковского первая - это и для начала шедевр своего рода. Только он ведь ее
и переделывал сколько 10 лет спустя.
Может быть, Римскому-Корсакову не стоило сразу с такого крупного произведения начинать,
потренировался бы на чем-нибудь поменьше, да Балакирев настаивал. Но сложилось, как
сложилось, зато дальше пошло по нарастающей. Как начало творчества, 1 симфония вполне
отвечает своей задаче. Он на ней многому научился.
Совершенно согласен, с акцентом на
то, что получилось мило и как бы `слушаемо`. Мне скучно не было вот. Правда, уже давно
слушал. Нот не открывал.

Opus88 (14.03.2019 19:20)
sir Grey писал(а):
Схлопотал он строгача? Ну и ладушки.
Помиритесь вы теперь, по-хорошему.


Ну и шуточки у Вас, Опус, однако!
Трёхходовка - как шахматная задача.
`Шуточки` мои - вполне, а вот их интерпретация `индивидуумами` - тема заслуживающая
пристального рассмотрения )

LAKE (14.03.2019 19:52)
Volovikelena писал(а):
Да, перевод с английского всегда многозначен.
Но есть ещё одна мысль. Симфония - это изначально циклическое произведение, то есть
стандартно - 3-4-х частное. Был ли смысл Стравинскому называть ее `Симфония в трёх
частях`, когда она и так симфония?

Про `Симфонию Псалмов` он не пишет в 3-х частях, а там было бы уместно - 3 псалма. Ведь и
больше можно было псалмов и частей при желании.
Опять же можно было использовать слово `Part`, а не `Movement`. А так просто помню, что
нам на лекциях заострили внимание на слове `Движение` именно через упоминание об этом
самого Стравинского. Но, конечно, английский есть английский.
Симфония не циклическое
произведение. Ну, да ладно.

Страинский по поводу названия заявлял следующее: «Сущность формы в симфонии — вероятно,
более точным названием было бы „Три симфонических движения` — разработка идеи
соперничества контрастирующих элементов нескольких типов».

Если Вы вчитаетесь в его пояснение, то обнаружите бессвязность содержащихся в нем частей.

С английского на русский вся эта неказистая словечная структура с мувментами переводится
как `Симфония в трёх частях`. Иные переводы некорректны, и в русском языке `Симфония в
трёх движениях` - бессмысленность, а для англичанина сооветствующая фраза будет означать
`Симфония в трёх частях`.

Volovikelena (14.03.2019 21:26)
LAKE писал(а):
Симфония не циклическое произведение. Ну, да
ладно.
Почему вдруг?

LAKE (14.03.2019 21:51)
Volovikelena писал(а):
Почему вдруг?
Это моё частное мнение.
Поясню.
Мне всегда представлялось, что симфония, во-первых, есть некое концептуальное
высказывание. Таковое не может быть цикличным в том смысле, в каком это принято в музыке -
последовательность отдельных частей, объединяемых, как бы, неким замыслом?!?!? Как это? Я
не понимаю. Во-вторых, если симфония программная, что называется, то она являет некую
последовательность событий, как в жизни, то есть яляется, в известном смысле, лишь
эпизодом чего-то большего. Можно ли часть жизни полагать циклом? Именно в том смысле, в
каком цикл понимется в музыковедении - некий замысел, реализованный в последовательности
контрастных(?) частей? Не думаю. Симфония - это всё же нечто более масштабное по смыслу,
чем комплект взаимоосвязанных отдельностей.
Кроме того. Взаимосвязь, как правило, условна. Мне раньше казалось, что есть лишь крайне
ограниченное количество многочастных произведений, в котором некие части могут
существовать самостоятельно. Но мне возразили тут. Стал я вникать:) И согласился.
Пратически ЛЮБОЕ многочастное произведение состоит из самодостаточных частей. Даже игрался
- с Моцартом. Берем любую симфонию и заменяем в ней соответствующие темпово части
аналогами из других симфоний. С учетом транспонирования - взаимозаменяемо очень многое :)

weina (14.03.2019 22:48)
LAKE писал(а):
С английского на русский вся эта неказистая словечная
структура с мувментами переводится как `Симфония в трёх частях`. Иные переводы
некорректны, и в русском языке `Симфония в трёх движениях` - бессмысленность, а для
англичанина сооветствующая фраза будет означать `Симфония в трёх частях`.
Совершенно
согласна. На немецком эта симфония тоже именуется Симфонией в трех частях (Sinfonie in
drei Saetzen).

Стравинский не нумеровал свои симфонии и называл их по тональности или по какому-то
отличительному признаку. Три части - вполне себе особенность на фоне четырехчастных
Ми-бемоль мажорной и `в До` (и с Симфонией псалмов ее, конечно, тоже не спутаешь).

Volovikelena (14.03.2019 23:42)
LAKE писал(а):
Это моё частное мнение. Поясню.
Мне всегда представлялось, что симфония, во-первых, есть некое концептуальное
высказывание. Таковое не может быть цикличным в том смысле, в каком это принято в музыке -
последовательность отдельных частей, объединяемых, как бы, неким замыслом?!?!? Как это? Я
не понимаю. Во-вторых, если симфония программная, что называется, то она являет некую
последовательность событий, как в жизни, то есть яляется, в известном смысле, лишь
эпизодом чего-то большего. Можно ли часть жизни полагать циклом? Именно в том смысле, в
каком цикл понимется в музыковедении - некий замысел, реализованный в последовательности
контрастных(?) частей? Не думаю. Симфония - это всё же нечто более масштабное по смыслу,
чем комплект взаимоосвязанных отдельностей.
Кроме того. Взаимосвязь, как правило, условна. Мне раньше казалось, что есть лишь крайне
ограниченное количество многочастных произведений, в котором некие части могут
существовать самостоятельно. Но мне возразили тут. Стал я вникать:) И согласился.
Пратически ЛЮБОЕ многочастное произведение состоит из самодостаточных частей. Даже игрался
- с Моцартом. Берем любую симфонию и заменяем в ней соответствующие темпово части
аналогами из других симфоний. С учетом транспонирования - взаимозаменяемо очень многое
:)
Да, интересная позиция. Так можно и более мелко рассматривать вплоть до тем.
Например, побочная партия в 1 части Шестой симфонии Чайковского - вообще самостоятельная
законченная пьеса, даже со своей кодой. И у Малера в первой, только в финале.
По поводу Гайдна и Моцарта о возможной взаимозаменяемости частей в некоторых симфониях
оно, конечно, так. Но тогда взгляд на симфонию был другим - как на развлекательное
произведение, написанное по заданным условиям. А Моцарт в этом плане (по исследованию
Н.Заслава) извлекал части симфоний из своих серенад и дивертисментов, так как медленные
части, менуэты и быстрые финалы были и там, и там. Если симфония нужна была срочно, а
времени не было - очень удобно её было скомпановать из своих же произведений.
А вот 5-ая Бетховена все таки цикл, как и 6-ая Чайковского. (И список можно пополнить
Малером и другими.) Там ничего не заменишь и концептуальность налицо. Часть ли это жизни,
не знаю, но есть путь, который завершен. По-разному, но пройден до конца. а наш путь
по-любому состоит из частей, которые делят нашу жизнь на `до` и `после`. Можно их этапами
называть, а можно и частями. Это без разницы. Но все они - части пути.
Поэтому 1-ую симфонию Римского-Корсакова в Вашем понимании симфонией как циклическим
произведением назвать трудно. Но 5 Бетховена и 6 Чайковского, пожалуй, можно? Или я не так
Вас поняла?

LAKE (14.03.2019 23:48)
Volovikelena писал(а):
Да, интересная позиция. Так можно и более
мелко рассматривать вплоть до тем. Например, побочная партия в 1 части Шестой симфонии
Чайковского - вообще самостоятельная законченная пьеса, даже со своей кодой. И у Малера в
первой, только в финале.
По поводу Гайдна и Моцарта о возможной взаимозаменяемости частей в некоторых симфониях
оно, конечно, так. Но тогда взгляд на симфонию был другим - как на развлекательное
произведение, написанное по заданным условиям. А Моцарт в этом плане (по исследованию
Н.Заслава) извлекал части симфоний из своих серенад и дивертисментов, так как медленные
части, менуэты и быстрые финалы были и там, и там. Если симфония нужна была срочно, а
времени не было - очень удобно её было скомпановать из своих же произведений.
А вот 5-ая Бетховена все таки цикл, как и 6-ая Чайковского. (И список можно пополнить
Малером и другими.) Там ничего не заменишь и концептуальность налицо. Часть ли это жизни,
не знаю, но есть путь, который завершен. По-разному, но пройден до конца. а наш путь
по-любому состоит из частей, которые делят нашу жизнь на `до` и `после`. Можно их этапами
называть, а можно и частями. Это без разницы. Но все они - части пути.
Поэтому 1-ую симфонию Римского-Корсакова в Вашем понимании симфонией как циклическим
произведением назвать трудно. Но 5 Бетховена и 6 Чайковского, пожалуй, можно? Или я не так
Вас поняла?
Приблизительно так, да.

Что касается дробления, то, в той же Пятой Бетховена, не только фраза первая, а просто
первый такт - законченная мысль. Более того, первый такт, пожалуй, вообще - самое сильное
место во всей симфонии! Вся дальнейшая музыка - пространные пояснения к нему.

LAKE (14.03.2019 23:54)
LAKE писал(а):
первый такт,
Ну, два:) первых, само собой...

Zoltan (31.03.2020 16:49)
Переслушал с восторгом!

П.С.- какая все-таки это азербайджанская музыка!



 
     
Наши контакты