Скачать ноты
1. Allegretto - Allegro - Maestoso (Фанфары)
2. Andante - Allegretto (Град)
3. Moderato (Монастырь Кралове)
4. Allegretto (Улица)
5. Allegro (Ратуша)

Запись - 9-11 января 1961 г., Прага.
      (3)  


Andrusha (18.03.2014 09:01)
В один из солнечных дней 1925 года Яначек с пани Камиллой присутствовал в Писеке на
концерте военной музыки в тамошнем парке. Хорошо слаженный военный оркестр играл, помимо
прочего, фанфары, которые захватили Яначека не только сами по себе, но и тем, как были
исполнены: дело в том, что отдельные музыканты (одетые, вероятно, в исторические костюмы)
во время исполнения своей фанфары всегда вставали, а затем снова садились... Свежесть
музыкального и зрительного впечатления от этого, впрочем несколько наивного приёма,
усиленная обществом близкого существа и окружающей природой, была столь сильна, что Яначек
впоследствии часто вспоминал о нём в письмах к Камилле Штёсловой. Более того, достаточно
было лишь незначительного повода – просьбы прислать «какие-нибудь ноты» для сокольских
празднеств, намечаемых на 1926 год, – чтобы Яначек сам обратился к фанфарам. Из них потом
в течение трёх недель, как в своё время «Юность» из «Марша Синих», разрасталось часть за
частью будущее сочинение, так что 29 марта 1926 года Яначек мог сообщить пани Камилле, что
он дорабатывает «отличненькую симфониетту с фанфарами».
По его словам, произведение должно выразить «современного свободного человека, его
душевную красоту и радостность, его силу и отвагу идти путём борьбы к победе», то есть к
защите молодого государства и его с трудом завоёванной новой свободы.
В этом смысле нужно трактовать так же и первоначальное посвящение «чехословацким
оборонным силам» и название «Воинская симфониетта», которое было для Яначека столь важно,
что, увидев перед пражской премьерой на программе титул «Сокольская симфониетта», он
крайне темпераментно протестовал: «Никакой сокольской – воинская симфониетта!» (хотя
сочинял её всё-таки к сокольскому слёту!). На этой же программе он, однако, кратко
набросал (задним числом?) разъяснение содержания: 1. Фанфары. 2. Град. 3. Монастырь
Кралове. 4. Улица. 5. Ратуша.

http://sch239.spb.ru/?p=6017
-------------------------------------------

...
В первый момент этот ориентир нас скорее вводит в заблуждение, нежели подсказывает
правильный путь. «Монастырь Кралове» - это, разумеется, указание на Брно; «Град» и
«Ратуша» (хотя и отсутствует уточнение «Старо-мнестская»), вероятнее всего, говорят о
Праге! К счастью, ключ к этой новой, типично яначековской загадке предлагает нам фельетон
«Мой город» от 24 декабря 1927 года, в котором воспоминания о небольшом и негостеприимном
Брно австрийской поры Яначек завершает следующими словами: «А тут я видел город волшебно
переменившимся. Во мне исчезло отвращение к унылой ратуше, ненависть к холму, в утробах
которого вопияло столько боли, отвращение к улице и к тому, что на ней копошилось. Над
городом чудодейственное сияние свободы, возрождения 28 октября 1918 года! Я жадно
рассматривал его, я принадлежал ему. Гром победных труб, святой покой лежащего в Увозе
монастыря Кралове, ночные тени, дыхание зелёной горы и ощущение безусловной масштабности и
величия города порождены в моей симфониетте этими впечатлениями, моим городом Брно!» Здесь
композитор словно сознательно разъяснил всё, что в наброске, сделанном им на программе,
осталось тайной: ратуша - брненская, не пражская, град (кремль) - «холм, в утробах
которого вопияло когда-то столько боли» - не что иное, как знаменитый брненский Шпильберк,
наконец, брненская улица. Мы понимаем теперь и связь этой, казалось бы, локальной
зарисовки со стражем новой свободы, с чехословацкими оборонными силами (ибо Брно здесь, в
конце концов, лишь символ переустройства всей республики, символ в этом отношении для
Яначека ещё более выразительный, чем Прага).

Для первой части Яначек избрал оригинальный состав инструментов-ансамбль медных духовых:
9 труб, 2 теноровые тубы, 2 басовые трубы, 2 пары литавр. Начальные фанфары-прекрасный
пример неторопливого зарождения яначековских мотивов: из квинтового, напоминающего
колокола остинато обеих туб, возникает сначала новое «колокольное» остинато литавр, а
сразу вслед за ним обратным дополнением - фанфара труб, которая тотчас же комбинируется с
двумя предыдущими мотивами...

http://www.ombudsmandeti.ru/artiles/3127-otvraschenie-k-unyloy-ratushe.html

art15 (20.06.2017 15:07)
Очень сильно и самобытно, открываю заново.

musikus (20.06.2017 15:48)
art15 писал(а):
Очень сильно и самобытно, открываю
заново.
Вообще симфониетта Яначека - одно из самых гениальных произведений ХХ-го
века. А есть ведь еще Глаголическая месса...



 
     
Наши контакты