Скачать ноты

Valentin Cherenkov, Gennadi Banshchikov, 1981
      (2)  


OlegZH (23.02.2019 20:10)
дааа.

Ale_ra (28.01.2022 00:43)
Соната для флейты и фортепиано написана в 1977 году, посвящена памяти Д. Д. Шостаковича.
Она представляет собой четырёхчастный цикл, объединённый общей музыкальной идеей.
Музыкально-тематическое единство ему придаёт также сквозная лейттема-серия и общие для
большинства тем интонации Lamento (жалобы).

В сонате нет цитат и нет прямого подражания музыке Шостаковича, — Баншикв здесь, как и
всегда, оригинален и самобытен. И всё же в этой музыке, особенно в финале, чувствуется
внутреннее родство с музыкой великого мастера.

Первая часть играет роль развёрнутого вступления. Открывает её холодная, отстранённая как
образ, чуждый человеческим страстям, лейттема-серия. Кроме неё здесь введены ещё две темы.
В их причудливую лёгкую мелодическую ткань вкраплены речевые по своему происхождению
интонации жалобы, что создаёт особый образный эффект в соединении с холодноватым и в то же
время «детским» тембром флеты. Флейта и фортепиано трактованы здесь как близкие,
дополняющие друг друга тембры, развивающие одни и те же темы.

Во второй части, под маской быстрого скерцо, под покровом шутки, прячется печаль и
грустная ирония. В лёгкую ритмичную ткань и здесь проникают интонации жалобы.

Третья, медленная часть написана для фортепиано соло. Это патетическая эпитафия.
Массивная громоздкая аккордовая фактура, мерное движение, ритмическая тема в низком
регистре (подражание литаврам) — всё вместе создаёт образ траурного шествия, старинной
пассакальи. На эти ассоциации наталкивает и форма — остинатные (на неизменную басовую
тему) вариации, расчленённые небольшими интермедиями.

Четвёртая часть — финал, послесловие, музыка прощания. Мелодия предыдущей, третьей части,
высвободившаяся из плена диссонирующих аккордов, звучит у флейты соло. Сразу становится
заметной её близость с темами первой части. Вторая тема, Misterioso, скорбного и в то же
время просветлённого характера, образует вместе с первой как бы строфу с припевом. При
повторении оба раздела строфы варьируются. Завершается финал темой-серией.

Е. Ручьевская



 
     
Наши контакты