Скачать ноты
1. Einfach
2. Hastig
3. Einfach und zart
4. Sehr lebhaft
5. Zum Beschluss

      (13)  


Yuriyauskiev (11.06.2011 18:17)
Мне всегда казалось странным, что на искусство Рихтера не обратили в должной мере внимания
его великие современники-поэты. Правда, у Пастернака есть о “жильце шестого этажа”. А вот
у Ахматовой?.. Предлагаю вашему вниманию статью об Ахматовой, о том, как она слушала
музыку. Вся статью Я.Платека можно найти по адресу
http://www.akhmatova.org/articles/platek.htm
А пока фрагмент.

Послушайте `Юмореску` Шумана - и потом перечтите стихотворение `Отрывок`, в черновом
автографе которого есть запись: `Москва. Набережная. 21 июня 1959. Троица (Шуман,
`Юмореска`, играет Святослав Рихтер)`.

...И мне показалось, что это огни
Со мною летят до рассвета
И я не дозналась - какого они,
Глаза эти странные, цвета.
И все трепетало и пело вокруг,
И я не узнала - ты враг или друг,
Зима это или лето.

Программны ли эти строки по отношению к шумановской музыке?... Между тем, они
родились под прямым впечатлением от `Юморески`, и на то есть свидетельство театроведа В.
Виленкина: `Я любил незаметно смотреть на нее, когда она слушала музыку. Внешне как будто
ничего в ней не менялось, а вместе с тем в чем-то неуловимом она становилась иной: также
просто сидела в кресле, может быть, только чуть-чуть прямее, чуть-чуть напряженнее, чем
обычно, и что-то еще появлялось незнакомое в глазах, в том, как сосредоточенно смотрела
куда-то прямо перед собой. А один раз, когда мы с ней слушали в исполнении Рихтера
шумановскую пьесу с обманчивым названием `Юмореска` (кажется, один из самых бурных полетов
немецкой романтики), я вдруг увидел, что она придвигает к себе мой блокнот, берет карандаш
и довольно долго что-то записывает; потом отрывает листок и спокойно прячет его к себе в
сумку. Когда музыка кончилась, она сказала: `А я пока стишок сочинила`. Но так тогда и не
показала и не прочла, а я не осмелился попросить. Но потом несколько раз читала это
стихотворение и у меня, и у себя, и всегда с предисловием: `Вот стихи, которые я написала
под музыку Шумана`...

MargarMast (12.06.2011 05:32)
Нахожусь не дома, потому хочется отметить несколько моментов кратко (в смысле,
относительно меня самой ). Меня всегда удивляло, почему с таким придыханием относились к
Ахматовой - стихи которой, особенно поздние (`Реквием` в первую очередь), несомненно,
очень сильные. И тем не менее, остаётся ощущение, что Анна Андреевна поработала над своим
образом мистической женщины-сфинкса, полубогини, перед которой должны склоняться земные и
небесные силы, которая понимает нечто, что совершенно недоступно другим. Вам не кажется,
что такое поклонение и преклонение - несколько сверх меры? Больше таланта? По-моему,
талант Цветаевой был мощнее и глубже, а уж музыка для неё была второй натурой - ведь она
могла бы стать превосходной пианисткой. А как она писала о музыке! Просто поразительно!
Ведь в её описании она звучала со страниц текста, каждое слово которого было аккордом, я
уже молчу про мелодику её стихов, подчас очень непростую. Но всё-таки хочется привести
здесь, пожалуй, одно из самых сильных стихотворений Ахматовой о музыке, посвящённых
Шостаковичу (увы, опять пришлось поработать клавиатурой в интернете - на памяти это не
держу, хотя помнила, что оно есть):

Д.Д.Ш.

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Но вот, чтобы поэты посвящали стихи конкретным исполнителям - такого я вообще не помню.
А почему Вам кажется, Юрий, что это должно было бы происходить? Не композиторам, а
исполнителям? Прошу прощения, что опять расползлась по теме и вышла за рамки и Шумана, и
Рихтера.

samlev (12.06.2011 05:55)
Насколько я помню, у Давида Самойлова было стихотворение написанное о Рихтере и, вроде,
ему даже посвященное. Текст был весьма так себе.
Наверно можно еще повспоминать. Пастернак и Мандельштам писали стихи о Нейгаузе. Ну и
наконец у Бенедикта Лившица книга стихов, в которой имя музыканта-исполнителя, правда,
древнего грека да к тому же человека нелегкой судьбы, вынесено аж в заглавие: `Флейта
Марсия`.

Yuriyauskiev (12.06.2011 20:59)
MargarMast писал(а):

Serenus, спасибо Вам огромное за эту пастернаковскую `Балладу`.

Как ещё плохо и мало я знаю Пастернака - и я радуюсь, что мне ещё предстоит его для себя
открывать. Как маломощно и бледненько выглядит Ахматова на этом фоне. Ей-Богу, братцы,
никак не могу понять, за что ей были даны такие лавры.

MargarMast писал(а):
Меня всегда удивляло, почему с таким
придыханием относились к Ахматовой

Вам не кажется, что такое поклонение и преклонение - несколько сверх меры? Больше
таланта? По-моему, талант Цветаевой был мощнее и глубже, а уж музыка для неё была второй
натурой - ведь она могла бы стать превосходной пианисткой. Прошу прощения, что опять
расползлась по теме и вышла за рамки и Шумана, и Рихтера.


Не понимаю этих противопоставлений. И снова этот категоричный тон. Напомню, что в
рассказе Платека именно Ахматова (не Цветаева, не Пастернак) слушает «Юмореску». И что
прикажете делать? Впрочем, знаю: прекратить писать сюда сообщения по личной инициативе, а
лишь отвечать на конкретные вопросы по поводу записей Рихтера, если таковые (вопросы)
будут появляться.
MargarMast писал(а):
Прошу прощения, что опять расползлась по теме
и вышла за рамки и Шумана, и Рихтера.

Это уж точно.
Чтобы потом не просить прощения (которое в данном случае выглядит, так сказать,
пришедшимся к слову), иногда полезно перечитать, подумать и что-то удалить. Сам далеко не
всегда так поступаю, но совет даю.

MargarMast (12.06.2011 21:50)
Ну и что, что Ахматова слушала `Юмореску`? То есть, Вы хотите сказать, что я должна была
бы дальше развивать тему о том, какой Рихтер был фантастический пианист, поскольку
Ахматова написала некий стих под его шумановскую юмореску? Какую Вы ожидали реакцию на
этот пост? И что значит - категоричная? Я просто высказываю свою точку зрения на поэзию
Ахматовой и её стихи о музыке, раз Вы затронули такую тему. В чём заключается
категоричность моих слов? В том, что я осмеливаюсь высказывать своё мнение о таких
небожителях, как Ахматова? Поясните мне, пожалуйста.

Yuriyauskiev (12.06.2011 22:19)
MargarMast писал(а):
Ну и что, что Ахматова слушала `Юмореску`? То
есть, Вы хотите сказать, что я должна была бы дальше развивать тему о том, какой Рихтер
был фантастический пианист, поскольку Ахматова написала некий стих под его шумановскую
юмореску?

Ни от других, ни от Вас лично ничего не требовалось. Была информация, с которой,
возможно, кто-то не был знаком. И не додумывайте за меня, что я хотел сказать.
Еще раз убедился в том, что незачем проявлять здесь инициативу и начинать новые темы.
На появляющиеся вопросы отвечать буду. Надо будет найти стихотворение Давида Самойлова,
коль скоро о нем тоже вспомнили. Оно у меня есть. Есть еще стихотворение Сергея Острового,
которое когда-то ругали на другом форуме.

samlev (12.06.2011 23:01)
Юрий,
простите, не знаю Вашего отчества. Будет очень обидно остаться без Ваших комментариев и
без информации, которой только Вы владеете и которая интересна, уверяю Вас, очень многим
людям, которые способны внимательно слушать, не дергая и не окорачивая поминутно человека,
которому есть что сказать. Мне было бы жаль из-за одной не слишком воспитанной и
назойливой посетительницы лишиться Вас, как собеседника.
С уважением,
Лев.

Yuriyauskiev (12.06.2011 23:30)
samlev писал(а):
Юрий,
простите, не знаю Вашего отчества. Будет очень обидно остаться без Ваших комментариев и
без информации, которой только Вы владеете и которая интересна,

Просто Юрий.
Я написал, что буду отвечать на вопросы, касающиеся наследия Рихтера. Обещал также
выложить стихотворение Давида Самойлова, но что-то не могу пока найти.

samlev (13.06.2011 00:12)
Давид Самойлов

Рихтер

Крыло рояля. Руки Рихтера,
Изысканные, быстрые и сильные,
Как скаковые лошади. Точнее
Сравненья не умею подыскать.
Он заставляет музыку смотреть,
Угадывать ее предвестье
В лице, фигуре, в мимике и жесте.
Не видя Рихтера, теряешь что-то
От вдохновения и мастерства,
Как в письмах
Утрачиваешь что-то от общенья.
Транзисторщики и магнитофонцы,
Мы музыку таскать с собой привыкли
И приспосабливать ее к жилью.
А Рихтер музыку возводит в зал
И возвращает мУзыку в музЫку.
Прислушаемся к Рихтерову лику,
К рукам задумчивого ездока,
Вожатому коней, изваянных из звука...
Так, колесницы умедляя ход
На спуске с небосклона,
Сам Гелиос внимает, как поет
Крыло откинув,
Черный лебедь Аполлона

1980

samlev (13.06.2011 00:16)
Здесь стихотворение Самойлова на два знака (точку и запятую) точнее:

Давид Самойлов

Рихтер

Крыло рояля. Руки Рихтера,
Изысканные, быстрые и сильные,
Как скаковые лошади. Точнее
Сравненья не умею подыскать.
Он заставляет музыку смотреть,
Угадывать ее предвестье
В лице, фигуре, в мимике и жесте.
Не видя Рихтера, теряешь что-то
От вдохновения и мастерства,
Как в письмах
Утрачиваешь что-то от общенья.
Транзисторщики и магнитофонцы,
Мы музыку таскать с собой привыкли
И приспосабливать ее к жилью.
А Рихтер музыку возводит в зал
И возвращает мУзыку в музЫку.
Прислушаемся к Рихтерову лику,
К рукам задумчивого ездока,
Вожатому коней, изваянных из звука...
Так, колесницы умедляя ход
На спуске с небосклона,
Сам Гелиос внимает, как поет,
Крыло откинув,
Черный лебедь Аполлона.

1980

Yuriyauskiev (13.06.2011 00:22)
samlev писал(а):
Давид Самойлов

Рихтер

Спасибо. Не хочу обсуждать достоинства или недостатки. Вот такие слова нашел человек.
А теперь

Сергей Островой

Играет Рихтер

Вот он тронул клавиши. И где-то
Сразу на другом конце земли
В створы субтропического лета
Волны океанские пошли.
Вот он тронул клавиши. И разом,
(Только б это чудо уберечь!),
Северным, каким-то белым сказом
Звездная затрепетала речь.
Вот он тронул клавиши. И стало
Тихо в каждом доме. И светло.
Небо до земных камней достало.
Чью-то душу болью обожгло.
Музыки хрустальные хоромы.
Ты уже возвышен. Ты летишь.
Здесь, в одной из комнат, ходят громы,
А в другой из комнат — дремлет тишь.
Он сейчас их выпустит на волю.
И они взлетят из-под руки,
Чтобы приземлиться в чистом поле.
Прямо возле утренней реки.
На воде — червонные разводы.
Тянет свежим цветом от садов.
Все - отсюда. От живой природы.
От ее оттенков и ладов.
Вот он тронул клавиши. И где-то
Сразу на другом конце земли
В створы субтропического лета
Волны океанские пошли.

(Опубликовано в газете “Правда”, 6.04.81)

samlev (13.06.2011 00:44)
Удивителен источник: газета `Правда` 1981! Как все-таки `разнообразна` жизнь!

sir Grey (07.06.2014 13:08)
никогда не понимал значения слова `энергетика`, но здесь она есть! Даже в самых спокойных
эпизодах.



 
     
Наши контакты