Скачать ноты

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим...Читать дальше
В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

Х Свернуть

Ленинград,1968 Фома Назарьевич, старшина — Сергей Матвеев.
Лука Зиновьевич, воевода — Михаил Черножуков.
Садко, гусляр и певец в Новгороде — Алексей Прончев.
Дуда, скоморох — Алексей Леушкин
Сопель, скоморох — Савелий Стрежнев.
Скоморошины 1е — Р.А. Пирогова, К.Н. Пономарева.
Скоморошины 2е — Н.Н. Григорьева, Г.П. Лазаревич.
Варяжский — Валерий Малышев.
Индийский — Михаил Егоров.
Веденецкий — Николай Калошин.
Окиан-Море, царь Морской — Владимир Морозов.
Царица-Водяница Прем
      (16)  


hamerkop (28.02.2016 14:50)
Царица-Водяница Премудрая — Л.И. Соковнина.
Волхова, Царевна прекрасная, дочь младшая, любимая — Галина Ковалева.
Золотая рыбка — М.А. Васильева.

Twist7 (28.02.2016 17:35)
Большое спасибо !!!

hamerkop (28.02.2016 23:33)
Twist7 писал(а):
Большое спасибо !!!
Вам спасибо за внимание к
записи!

Twist7 (29.02.2016 00:17)
hamerkop писал(а):
Вам спасибо за внимание к записи!
Понравилась
и сама опера и исполнение.

hamerkop (29.02.2016 00:27)
Twist7 писал(а):
Понравилась и сама опера и
исполнение.
Исполнение и впрямь чудесное.

Twist7 (29.02.2016 23:57)
hamerkop писал(а):
Исполнение и впрямь чудесное.
Да !!!
Сегодня опять прослушала почти половину.
Завтра до слушаю до конца. И правда чудо !!!

hamerkop (02.03.2016 17:33)
Twist7 писал(а):
Да !!!
Сегодня опять прослушала почти половину.
Завтра до слушаю до конца. И правда чудо !!!
Здесь есть особенность: изъята вся
линия Любавы. Как мне рассказали старые завсегдатаи Кировского театра, такова была
концепция маэстро Симеонова.

twist777 (02.03.2016 21:59)
hamerkop писал(а):
Здесь есть особенность: изъята вся линия Любавы.
Как мне рассказали старые завсегдатаи Кировского театра, такова была концепция маэстро
Симеонова.
А я ее очень ждала !!! Очень было жалко что нет видеоряда!
Но все равно отлично !!!
Сегодня дослушаю.
Спасибо Вам !

hamerkop (02.03.2016 22:22)
twist777 писал(а):
А я ее очень ждала !!! Очень было жалко что нет
видеоряда!
Но все равно отлично !!!
Сегодня дослушаю.
Спасибо Вам !
Спектакли Кировского очень редко снимали на пленку, к сожалению.

alexa_minsk (02.03.2016 22:45)
hamerkop писал(а):
Спектакли Кировского...
А в этой записи как
оркестр-исполнитель обозначен оркестр Мариинского театра. Вряд ли это правильно.

hamerkop (02.03.2016 23:30)
alexa_minsk писал(а):
А в этой записи как оркестр-исполнитель
обозначен оркестр Мариинского театра. Вряд ли это правильно.
Отдельно Оркестра
Кировского театра в списке нет, и в аналогичных случаях здесь обозначают Мариинский. Как
кажется, у такого решения есть право на существование: ведь называть театр Мариинским люди
не переставали и в советское время.

Andrew_Popoff (03.03.2016 02:25)
alexa_minsk писал(а):
А в этой записи как оркестр-исполнитель
обозначен оркестр Мариинского театра. Вряд ли это правильно.
Вопрос непростой. Вроде,
оркестр тот же самый, только название поменялось. С другой стороны, Ленинград и Петербург
не одно и то же. Блокада Ленинграда была, а Блокады Петербурга не было. Наверное, надо
просто добавить в базу оркестр Кировского театра, наравне с оркестром Мариинского.

hamerkop (03.03.2016 10:13)
Andrew_Popoff писал(а):
Вопрос непростой. Вроде, оркестр тот же
самый, только название поменялось. С другой стороны, Ленинград и Петербург не одно и то
же. Блокада Ленинграда была, а Блокады Петербурга не было. Наверное, надо просто добавить
в базу оркестр Кировского театра, наравне с оркестром Мариинского.
Тогда было бы
хорошо попросить модераторов сгруппировать под этим оркестром все `кировские` записи до
обратного переименования театра, коих в Архиве, слава Богу, не так уж мало.

alexa_minsk (03.03.2016 11:00)
hamerkop писал(а):
Тогда было бы хорошо попросить модераторов
сгруппировать под этим оркестром все `кировские` записи до обратного переименования
театра...
начало положено...
http://classic-online.ru/ru/collective/2622

hamerkop (03.03.2016 16:34)
alexa_minsk писал(а):
начало положено...
http://classic-online.ru/ru/collective/2622
Огромное спасибо! Учтем на будущее)

Sovet (29.03.2019 14:00)
Симеонов был гениальным дирижером...



 
     
Наши контакты