Скачать ноты
1. Allegro
2. Andante marciale
3. Larghetto sensibile
4. Presto

Kai Vogler, Mira Wang - violins, Ulrich Eichenauer - viola, Peter Bruns - cello. Запись - август 1997 г., Германия.
      (7)  


froland (19.09.2022 21:13)
Прослушал эту музыку с огромным удовольствием. В том же русле, что Первый квартет Тищенко,
Первая симфония Лютославского, Фортепианный концерт Уствольской. Старею, что ли? Но
возникает ощущение, что музыка с тех пор пошла куда-то не туда (да и сам грешен этим «не
туда»). У Губайдулиной также есть гениальные детские пьески, которые я анализирую с
начинающими композиторами. А вот её «средний период» воспринимаю плохо. Последние
сочинения впечатляют, так же, как и Четвёртая симфония Лютославского (хотя, конечно, эта
музыка гораздо более «элитарная», чем ранние сочинения). Как будто нужно было пройти
окольными и в чём-то ложными путями, чтобы прийти к новому настоящему, но всё же потерять
какую-то долю «общительности».

paraklit (20.09.2022 18:13)
Хорошая советская музыка. Никогда не забуду, как году в 1982-м или 83-м кто-то из
выпускников нашего шефа приехал из Москвы, пришёл на урок к нам и говорит: я добыл запись
квинтета Губайдулиной. Мы все - ах! А он хитро улыбается. Когда стали слушать - обалдели,
не ожидали такого. А шеф спокойно говорит: так и должно было быть. Она же у Пейко училась
- вот Пейко тут и слышится. Никто не становится сразу тем, кем становится, период влияний
и освоений нужно пройти, и это неизбежно. Музыка безусловно очень хорошая, но это ещё не
Губайдулина в настоящем смысле. Для меня лично то, что Вы называете `средним периодом` -
самая лучшая Губайдулина.

paraklit (20.09.2022 18:15)
Забыл добавить: очень хорошо, что запись этого сочинения здесь появилась. Во всех смыслах
хорошо!

froland (24.09.2022 20:58)
Музыка, всё-таки, пишется для людей. Допустим, не будем учитывать «попсовых» маргиналов,
хотя им тоже нужно «промыть мозги» настоящей музыкой. Люди — народ восприимчивый. Как
писать «настоящую музыку» для всех нормальных людей? Ответа на этот вопрос у меня нет,
хотя я и сам композитор. Но я понимаю, считаю, что наше искусство должно как-то
воздействовать, влиять на людей, которые пришли его слушать. И пригласили друзей на
следующий концерт. И если они будут воспринимать его, мол, «это я так, по клавишам
фигачу», то это провал. Бессмысленность. Как найти этот компромисс? Не знаю. Но постоянно
думаю об этом. Пытаюсь что-то сделать. Последнее время стал склоняться к Прокофьеву. Я
далёк от его эстетики, скорее, «фанат» Шостаковича, но техника, «прокофьевизация» — это
то, что может дать значительные результаты (при наличии таланта, конечно).

paraklit (25.09.2022 03:30)
Скажу банальность, но она - правда. Не потеряло своего значения, а сегодня может и усилило
- мелодическое начало в музыке. Я вовсе не про красивые мелодии - хотя и они нужны, только
настоящие. Но я, повторюсь - не совсем про это. Не только как композитор, но и как старый
филофонист скажу: если тема `цепляет` - будут слушать и переслушивать. Это - и про
`Ярославну` Тищенко, и про многое другое...

froland (25.09.2022 05:49)
Вот, кстати, про мелодическое начало. Бррр... тема, наверно, для диссертации. Но попробую
кратко, конспективно. Это какое-то магическое умение слышать в музыкальном интервале, как
в капле воды, целый мир. Уствольская в некоторых ранних сочинениях и киномузыке проявила
незаурядный мелодический дар (в классическом смысле). Но распорядилась им по-своему. Её
попевки действительно «цепляют». В этом секрет её «магии». Но это, так сказать,
радикальный пример. Свиридов, Гаврилин, Таривердиев (имею в виду не только песни, но и
камерные, оркестровые, органные сочинения) пошли по традиционному мелодическому пути.
Лютославский (поздний), Тищенко, Уствольская, Петерссон, та же поздняя Губайдулина
(объединяю таких разных авторов по их отношению к интонации) показывают какие-то новые
возможности мелодизма. Не знаю, понятно ли я изложил мысль, но эта мысль пока ещё на
уровне какого-то интуитивного чувства, гораздо легче это реализовать в нотах, хотя тоже
непросто.

paraklit (25.09.2022 08:21)
Всё верно. но одна деталь: тут имеет место энергетика. Как? Не знаю, но точно имеет место.
Если интонация её кодирует - она будет цеплять. И неважен интервальный состав этой
интонации и прочее. Иначе говоря: если на тебя композитора это `свалилось` и ты это
`поймал`- это большая удача. Потом эту интонацию (тему) можешь развивать как угодно - но
главное ты уже сделал, и слушатель твой. Приведу такое сравнение-метафору( я так студентам
часто говорю): в церкви говорят - небольшое количество святой воды может освятить целый
водоём. Вот так и с темой, которая была услышана. Если такая тема (или не тема, понятие
`тема` в этом контексте не всегда корректно) есть - сочинение удалось. И вдогонку - про
некорректность термина `тема`. Я знал композитора - гениального импровизатора. Это Эдуард
Маркаич. Умер рано, был инсульт... Вот он, импровизируя крупные формы, иногда `ловил
волну` - и весь мелодический поток у него был `заряжен` Я слушал - и мурашки по спине...
Всё ищу у всяких частных лиц записи с его концертов импровизации. Здесь выложены почти
только его опусные работы...



 
     
Наши контакты