Скачать ноты

«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением...Читать дальше
«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением Пьера Монтё.

Часть I. Поцелуй земли
Вступление
Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes)
Игра умыкания (Jeu du rapt)
Вешние хороводы (Rondes printanières)
Игра двух городов (Jeu des cités rivales)
Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortège du sage)
Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage)
Выплясывание земли (Danse de la terre)

Часть II. Великая жертва
Вступление
Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mystérieux des adolescentes)
Величание избранной (Glorification de l`Élue)
Взывание к праотцам (Évocation des ancêtres)
Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancêtres)
Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l`Élue))

Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли».
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

Х Свернуть

      (10)  


musikus (22.06.2019 11:46)
Давеча сидел ночью, опять ковырялся в ютюбе, и совсем было скис, но вдруг наткнулся на
ролик «Весны священной» с Бернстайном и - проснулся. Как вообще он ее играет, давно знаю,
но вот картинка… Ролик старый, черно-белый, но Б. выскочил молодой, не успевший еще
поседеть, с молодежно-выстриженными висками, точно боксёр, готовый к решительной драке,
весь накачанный электричеством, того и гляди – полыхнет. Кивнул вставшему навстречу
оркестру, шагнул на подиум, застыл на момент, точно молясь – палочку держит обеими руками,
прижав ее кончиком ко лбу – выждал, выпрямился и – благосклонно кивнул фаготу: давай.
И началось. Где-то уже с «Плясок щеголих» - по нарастающей начинает работать этот
завод по производству звуков. Конечно, что лукавить. Это изначально и предназначалось не
только уху, но и глазу. Это надо видеть… Б., как маг, извлекал звуки не столько из
сидящих перед ним друзей-музыкантов и их инструментария, сколько из самого себя, бешеной
энергетикой рук, движениями всего тела, этим магическим, а порой едва ли не хулиганским
по пластике танцем, напоминающем о хип-хопе или брейке (и сколько калорий он выжигал вот
так? Что там аэробика, что там какая-то капоэйра!). И конечно, без всякой партитуры. Зачем
она ему-то нужна, если каждый звук, написанный ИФС, давно и органически врос в саму его
плоть, нужно только выпустить его на волю, как из рукава…
…«Великая жертва» начинается этаким релаксирующим ноктюрном, в нем сознание как
бы блуждает между сном и явью, но с «Величания избранной», когда взрывается большой
барабан и последующие 54 такта с их постоянно ломающимся размером не всякий и переживет,
начинается это шествие по магической тропе, ведущее к «Великой священной пляске»…
Трудно да и незачем, на самом деле, все это комментировать, выдумывать слова. По
окончании зал, которого поначалу как бы и не было, свистит и ревет от спортивного
восторга, Бернстайн принимает овации, пытается поднять оркестр, но коллеги демонстративно
аплодируют сидя, не желая отнимать у шефа хотя бы часть триумфа. И он, счастливо улыбаясь,
машет на них рукой: «да ладно вам…».

mkaplya (22.06.2019 14:17)
musikus писал(а):
Давеча сидел ночью, опять ковырялся в ютюбе, и
совсем было скис, но вдруг наткнулся на ролик «Весны священной» с Бернстайном и -
проснулся. Как вообще он ее играет, давно знаю, но вот картинка… Ролик старый,
черно-белый, но Б. выскочил молодой, не успевший еще поседеть, с молодежно-выстриженными
висками, точно боксёр, готовый к решительной драке, весь накачанный электричеством, того и
гляди – полыхнет. Кивнул вставшему навстречу оркестру, шагнул на подиум, застыл на момент,
точно молясь – палочку держит обеими руками, прижав ее кончиком ко лбу – выждал,
выпрямился и – благосклонно кивнул фаготу: давай.
И началось. Где-то уже с «Плясок щеголих» - по нарастающей начинает работать этот
завод по производству звуков. Конечно, что лукавить. Это изначально и предназначалось не
только уху, но и глазу. Это надо видеть… Б., как маг, извлекал звуки не столько из
сидящих перед ним друзей-музыкантов и их инструментария, сколько из самого себя, бешеной
энергетикой рук, движениями всего тела, этим магическим, а порой едва ли не хулиганским
по пластике танцем, напоминающем о хип-хопе или брейке (и сколько калорий он выжигал вот
так? Что там аэробика, что там какая-то капоэйра!). И конечно, без всякой партитуры. Зачем
она ему-то нужна, если каждый звук, написанный ИФС, давно и органически врос в саму его
плоть, нужно только выпустить его на волю, как из рукава…
…«Великая жертва» начинается этаким релаксирующим ноктюрном, в нем сознание как
бы блуждает между сном и явью, но с «Величания избранной», когда взрывается большой
барабан и последующие 54 такта с их постоянно ломающимся размером не всякий и переживет,
начинается это шествие по магической тропе, ведущее к «Великой священной пляске»…
Трудно да и незачем, на самом деле, все это комментировать, выдумывать слова. По
окончании зал, которого поначалу как бы и не было, свистит и ревет от спортивного
восторга, Бернстайн принимает овации, пытается поднять оркестр, но коллеги демонстративно
аплодируют сидя, не желая отнимать у шефа хотя бы часть триумфа. И он, счастливо улыбаясь,
машет на них рукой: «да ладно вам…».
Вы так художественно описали, аж захотелось
посмотреть этот концерт

Maxilena (22.06.2019 14:31)
musikus писал(а):
Давеча сидел ночью, опять ковырялся в ютюбе, и
совсем было скис, но вдруг наткнулся на ролик «Весны священной» с Бернстайном и -
проснулся.
Юрий Константинович, дорогой, Вы можете ссылку дать? Я вот рылась - и не
нашла. Уму не постижимо, я вообще-то искать умею...

musikus (22.06.2019 15:03)
Maxilena писал(а):
Вы можете ссылку дать? Я вот рылась - и не нашла.
Уму не постижимо, я вообще-то искать умею...
Попробуйте вот это:
https://www.youtube.com/watch?v=a9M2oTHa3GM

Listener (22.06.2019 15:14)
Maxilena писал(а):
Юрий Константинович, дорогой, Вы можете ссылку
дать? Я вот рылась - и не нашла. Уму не постижимо, я вообще-то искать умею...
Роми
уже добавил эту запись в Архив - свехроперативно

https://classic-online.ru/archive/?p=1&file_id=244879#comment_569892

musikus (22.06.2019 15:21)
Listener писал(а):
Роми уже добавил эту запись в Архив -
свехроперативно

https://classic-online.ru/archive/?p=1&file_id=244879#comment_569892
Ну, чудесно.
Спасибо нашему Роми.

Maxilena (22.06.2019 15:25)
musikus писал(а):
Попробуйте вот это:
https://www.youtube.com/watch?v=a9M2oTHa3GM
Спасибо большое!

Maxilena (22.06.2019 15:26)
Listener писал(а):
Роми уже добавил эту запись в Архив -
свехроперативно

https://classic-online.ru/archive/?p=1&file_id=244879#comment_569892
Роми вообще
волшебник, это все знают.

mkaplya (22.06.2019 15:32)
Maxilena писал(а):
Роми вообще волшебник, это все знают.
Особняк
и Игорь тоже волшебники. Дарят нам Музыку)))

Osobnyak (22.06.2019 19:37)
Maxilena писал(а):
Роми вообще волшебник, это все
знают.
Коровьев!



 
     
Наши контакты