Скачать ноты

Пророк (Иоанн Лейденский). Опера в 5 действиях, 8 картинах.
Либретто Эжена Скриба. Премьера – Париж, 16 апреля 1849 (Иоанн – Гюстав Роже, его мать Фидес – Полина Виардо, его невеста Берта – Анаис...Читать дальше
Пророк (Иоанн Лейденский). Опера в 5 действиях, 8 картинах.
Либретто Эжена Скриба. Премьера – Париж, 16 апреля 1849 (Иоанн – Гюстав Роже, его мать Фидес – Полина Виардо, его невеста Берта – Анаис Кастеллан).
Действие происходит в эпоху Реформации в Голландии и Вестфалии. Иоанн из Лейдена – реальное историческое лицо (Ян Бейкельсон, 1509 – 1536), главарь протестантов, захвативших власть в северогерманском городе Мюнстер, который объявил себя пророком и короновался в 1534 г. под именем короля Иоанна I. Однако его характер, мотивы поступков и вся любовная и семейная история, на которой держится сюжет оперы, полностью вымышлены либреттистом. Конец жизни Иоанна Лейденского тоже был иным, чем в опере: в действительности Иоанн был казнен.

Сюжет.
Действие 1
На реке Маас, невдалеке от города Дордрехт, расположился величественный замок. Поблизости от него, в поле работают крестьяне, крепостные молодого графа д’Оберталя. Среди них — и красавица Берта. Она должна встретиться здесь с матерью своего жениха, Фидес. Фидес приносит обручальное кольцо от сына и зовёт девушку с собой в Лейден, где их ждёт Иоанн. Но Берта сперва должна спросить разрешения на брак у своего хозяина - графа. Внезапно среди крестьян появляются трое в длинных чёрных одеждах. Это анабаптисты Иона, Матисен и Захарий, люди строгой веры и суровой жизни. Анабаптисты призвают крестьян сбросить графское иго и жить свободными людьми. Крестьяне берутся за вилы и кирки. Двинувшись к замку, они останавливаются перед выехавшими из него графом и его вооружённой свитой. До схватки не доходит, и граф приказывает разогнать сиволапое мужичьё. Вдруг он замечает красавицу Берту. Девушка молит графа разрешить ей выйти замуж, однако Оберталь ей отказывает. Очарованный девичьей прелестью, он приказывает солдатам затащить Берту в замок. Крестьяне возмущены, в сторону замка летят их проклятия и угрозы.
Действие 2
Кабачок Иоанна в Лейдене. Вокруг хозяина раздаются весёлый смех, гости танцуют, пьют вино. Здесь же сидят и анабаптисты Иона, Матисен и Захария. Лицо Иоанна кажется им удивительно схожим с ликом пророка Давида, почитаемым в немецкой Вестфалии [на его изображение в Мюнстерском соборе]. Они непременно должны заполучить этого Иоанна — он должен воодушевить простой народ и повести его на борьбу с несправедливостью и папизмом. Сам же Иоанн вспоминает странный сон, в котором он, сидящий на троне, возносится на небеса. Анабаптисты называют сон пророческим, однако самого Иоанна он пугает. Трактирщик ищет для себя спокойной семейной жизни, с матерью и любимой Бертой.
В кабачок вбегает Берта, преследуемая графскими стражами. Едва укрыв её, Иоанн схвачен вошедшим графом Оберталем. Молодой человек должен выдать ему свою невесту, иначе солдаты убьют Фидес. Недолго поколебавшись, Иоанн указывает на тайник. Берту находят и ведут в замок. В отчаянии Иоанн обращается за заступничеством к богу — но тот молчит. Тогда юноша вопрошает помощи у анабаптистов — если он пойдёт с ними по пути борьбы и став пророком веры, сможет ли он достигнуть власти и могущества, достаточного, чтобы отомстить обидчикам? — «Да», отвечают ему Иона, Матисен и Захарий. «Но для этого ты должен отринуть всё земное, даже мать свою». Иоанн недолго колеблется и уходит с анабаптистами. [На следующий день мать находит его окровавленную одежду и считает его убитым.]
Действие 3
Картина 1. На берегу лесного озера раскинулся военный лагерь анабаптистов. Слышны звуки ожесточённого сражения, и воины веры возвращаются в лагерь, нагруженные добычей и ведя пленных. Женщины и дети радостно приветствуют победителей. Хор анабаптистов требует казни для «неверных», но Матисен предлагает пленённых аристократов отпустить за выкуп. Захария считает, что уже одержана решающая победа над папистами. Затем — танцы.
Картина 2. В палатке Захарии обсуждается план по взятию осаждённого города Мюнстер, центра богатого архиепископства. Защищает сильно укреплённый город старый граф Оберталь, особенно озлобленный известиями о том, что крестьяне захватили и разрушили замок его сына. Вводят некоего молодого человека, утверждавшего, что желает стать анабаптистом. Его поздравляют и подносят вина, но при свете факелов вдруг выясняется, что новоприбывший — молодой граф Оберталь! Схваченный, он приговаривается к смерти, однако Иоанн против. Узнав, что Берта, дабы избежать бесчестия, бросилась со стены графского замка, но осталась жива, он откладывает решение судьбы графа до взятия Мюнстера. Ведь Берта теперь в этом городе. Пусть она сама решает, какой участи достоин насильник-граф.
Картина 3.
После неудачного штурма анабаптистами Мюнстера воины Иоанна недовольны и бунтуют. Они сомневаются в том что он — истинный пророк, ведь с Пророком они бы обязательно победили. Иоанн успокаивает их тем, что сам он не приказывал им идти в бой и не возглавлял неудачный штурм города.
Действие 4.
Картина 1. Площадь перед ратушей в Мюнстере. Вокруг неё на страже солдаты-анабаптисты. Горожане вполголоса клянут «новую власть», принесшую им голод и разорение. Фидес, вся в лохмотьях, побирается, собирая милостыню. Вдруг на площадь, переодетая пилигримом, выходит Берта. Женщины узнают друг друга, обнимаются и рассказывают друг другу о своих злоключениях. Фидес делится с Бертой подозрением, что её жениха Иоанна убил пророк анабаптистов. Девушка клянётся отомстить этому кровожадному пророку.
Картина 2. Мюнстерский собор св. Павла. Здесь происходит коронация пророка Иоанна, ставшего «королём Иоанном I». Торжественная процессия движется по величественному собору. Вдруг среди горожан, пришедших поглазеть на торжество, Иоанн видит свою мать, одетую в лохмотья. Фидес тоже узнаёт в ослепительном монархе своего сына. В отчаянии она тянет к нему свои руки: «Сынок!». Но Иоанн понимает — если эта старуха права, то он в глазах окружающих — лжепророк и самозванец [и тогда ему грозит смерть]. У подлинного Пророка не может быть матери-нищенки. Понимает это и Фидес, в печали покинувшая церковь. Иоанн же, окружённый своими вельможами, уходит отмечать торжественное событие.
Действие 5.
Картина 1.В подземельях Мюнстерского дворца. К городу приближается войско императора Карла V. Чувствуя неизбежность краха, Захария, Иона и Матисен решают ценой предательства спасти свои жизни. Они готовы выдать пророка Иоанна врагам. - В подземелье входит Иоанн в окружении своих воинов. Сюда же вводят и Фидес. Иоанн приказывает оставить его со старухой наедине. Мать горько пеняет сыну на свою несчастную долю. Пророк смущён. Он готов бежать вместе с матерью из этого гнезда анабаптистов. Увидев приближающийся огонёк, Иоанн вдруг узнаёт подходящую к нему Берту. Девушка долго лелеяла планы отомстить пророку за смерть своего жениха. Она узнала, что здесь, в подвалах — огромные запасы пороха. Стоит только поджечь фитиль… Но теперь, когда оказалось, что любимый жив, мстить некому и не за что! Они могут уехать далеко-далеко и жить счастливо!.. В окованную железом дверь входит офицер и почтительно спрашивает: «Разрешит ли уважаемый пророк сделать доклад о ситуации?». Берта потрясена: её возлюбленный — и есть тот «пророк», что замучил и разграбил целую страну, на руках которого кровь стольких людей? В отчаянии девушка выхватывает кинжал и пронзает себе грудь.
Картина 2. Пиршественный зал во дворце Мюнстера. Столы ломятся от деликатесов и дорогих вин. Здесь пророк Иоанн, рядом — Иона, Матисен и Захария. Узнав об их измене, Иоанн подготовил ловушку. Как только войска императора ворвутся во дворец, верные ему люди перекроют решётками все выходы из замка [и он будет взорван]. Вот в дверях появляется молодой граф Оберталь, с ним наёмники императора. Выхватив мечи, они с криками бросаются на пророка. Вдруг раздаётся страшный взрыв, пол проваливается вместе с нападающими, стены рушатся. На мгновение показывается старушка Фидес, кидающаяся к своему сыну и обнимающая его. После этого всё поглощается языками пламени.
(Пересказ сюжета взят из https://ru.wikipedia.org/wiki/Пророк_(опера); в квадратных скобках вставлены некоторые пояснения, заимствованные из других доступных изложений).

Х Свернуть

Fidès - Marilyn Horne, Jean de Leyde - Nicolai Gedda, Zacharie - Robert El Hage, Jonas - Fritz Peter, Berthe - Margherita Rinaldi, Mathisen - Boris Carmelli, Comte d`Oberthal - Alfredo Giacomotti. Запись 1970 г., Турин.
       


 
     
Наши контакты