Скачать ноты

Запись 1994 г.
      (70)  


musikus (28.10.2020 20:07)
Слушаю двойной альбом Плетнева с сонатами Д.Скарлатти. Блестяще. блистательно. Думаю, что
записи, равной этой, нет и, полагаю, долго еще не будет. Горовиц тоже любил Скарлатти, но
все же играл по-преимуществу то, что шло лучше всего. Это, конечно, нормально, все
поступают так же, но Плетнев идет, как мне кажется, дальше. Он играет не отдельные
эффектные пьесы. Он играет с и с т е м н о. По его записям можно изучать композитора Д.
Скарлатти как такового. И вот в связи именно с этим хочется спросить (для начала себя):
так что же такое Д.С. в этих его 555 сонатах? Что это за музыка? Считается, что в них –
прообраз сонатного аллегро. Так что, это – композиционные этюды? Порой С. Как бы
показывает – как может работать, разрабатываться определенный тематический материал. И
иногда посев этого материала дает богатейшие всходы, особенно в минорных пьесах
(b-moll-ные сонаты К87,К173, сонаты еs-moll К25 g-m0ll К9, хотя для С. наиболее характерны
(это уже «человеческий фактор») игровые, и чуть ли не буффонные образы, по которым сразу
узнается этот автор. Но главный вопрос, ради которого я тут распинаюсь; представляют ли
собой сонаты Доменико Скарлатти самостоятельную композиционную форму или это, ак говорил
Петр Ильич – «скиццы»? Я понимаю, что сонаты С давно уже клсассика, но в каком качестве?
«Стая ворон над ржаным полем» Ван Гога тоже классика, но в форме эскиза…

abcz (28.10.2020 20:29)
musikus писал(а):
представляют ли собой сонаты Доменико Скарлатти
самостоятельную композиционную форму или это, ак говорил Петр Ильич – «скиццы»? Я понимаю,
что сонаты С давно уже клсассика, но в каком качестве? «Стая ворон над ржаным полем» Ван
Гога тоже классика, но в форме эскиза…
не эскизы ни в коем случае. Совершенно
законченные, исчерпанные формы, чаще всего - варианты старосонатной. Но, при его игровой
фантазии, даже эта, в общем-то, ригидная форма становится чрезвычайно разнообразной и
гибкой.

musikus (29.10.2020 01:22)
abcz писал(а):
Совершенно законченные, исчерпанные
формы...
Содержание, как известно, нуждается в своей, адекватной ему, форме. Сонатная
форма (как и форма симфонии - в отличие, скажем, от сюиты)- штука серьезная, требующая
определенного смыслового контекста. А Форма 5-минутных `сонат` С.- при всей плотности
вещества, из которых они сделаны, не может вместить в себя смыслы, равные си минорной
сонате Листа или любой из сонат Бетховена, не говоря уж о `Хаммерклавире`. Любая `соната`
Скарлатти - что бы там ни усматривалось в ее внутренней структуре - это, конечно,пьеса из
разряда миниатюры. Высокоталантливой, яркой, часто виртуозной, с эффектной фактурой,
самобытной по языку и пр., но - м и н и а т ю р ы. Недаром С. нащелкал их
полтыщи.`Совершенно законченные, исчерпанные формы`? Я согласен. Но должен добавить:
какова форма, таково и содержание.

somm (29.10.2020 01:36)
musikus писал(а):
Содержание,
я вообще скажу гадость - хотя ДС
порой (часто) восхищает, по этому самому содержанию не получается его поставить рядом с
тем же ПИЧ , Брамсом, БАЧ и т п авторы. Хотя может, не дорос, или лингвистическая
путаница, как всегда у людей

Volovikelena (29.10.2020 01:54)
musikus писал(а):
Сонатная форма - штука серьезная,требующая
определенного смыслового контекста. А Форма 5-минутных `сонат` С. не может вместить в себя
смыслы, равные си минорной сонате Листа или любой из сонат Бетховена...Любая
`соната`Скарлатти - это,конечно,пьеса из разряда миниатюры. Высокоталантливой,яркой,часто
виртуозной,с эффектной фактурой, самобытной по языку и пр., но - миниатюры.
Я раньше
не слышала этой интерпретации Плетнева. Так поразило то, что услышала. Я не услышала здесь
Скарлатти - к другому привыкла - блестящему, клавесинному. А здесь такое переосмысление
его музыки, что ощущается письмо к потомкам 19 века. Плетнев сыграл ее, как романтическую
пьесу, причем и не миниатюру, а с точки зрения эмоционального раскрытия содержания, это
уже преддверие романтической сонаты. Минуя Бетховена с его 12, 14, 17, 21. Здесь Плетнев
играет, как играл бы Мендельсона и Листа. Вот как так смог переозвучить, чтобы полностью
изменилось всё - атмосфера, дыхание, смысл. И ведь потрясающая картина получилась.

abcz (29.10.2020 05:40)
musikus писал(а):
Форма 5-минутных `сонат` С.- при всей плотности
вещества, из которых они сделаны, не может вместить в себя смыслы, равные си минорной
сонате Листа или любой из сонат Бетховена, не говоря уж о `Хаммерклавире`. Любая `соната`
Скарлатти - что бы там ни усматривалось в ее внутренней структуре - это, конечно,пьеса из
разряда миниатюры.
Любой цикл Прелюдии и фуги, исполненный Бахом - это пьеса из
разряда миниатюры. Почему это плохо?

abcz (29.10.2020 06:13)
musikus писал(а):
Но должен добавить: какова форма, таково и
содержание.
это верно. Но каково время, таковы песни. Сонаты ДС - абсолютно интимное
высказывание, это пьесы, написанные одним человеком для другого человека (ну, может, для
нескольких человек, может для пары десятков). Здесь нет никакой публичности, никакого
пафоса, сравнимого с пафосом Листа или Бетховена.
Да и жалкое это зрелище было бы - Хаммерклавир на клавесине. А хоть бы и на органе.
Что до формы как таковой. Что ж... Божественная комедия - всего лишь очень большая цепь
терцин.

abcz (29.10.2020 06:19)
musikus писал(а):
Содержание, как известно, нуждается в своей,
адекватной ему, форме.
ну и, наконец. Если композитору - для выражении какой-то идеи,
какого-то содержания - нужна форма, он её создаёт.

musikus (29.10.2020 09:23)
abcz писал(а):
Любой цикл Прелюдии и фуги, исполненный Бахом - это
пьеса из разряда миниатюры. Почему это плохо?
Это не плохо, и не хорошо. Просто жанр
новеллы или скетча отличатся от жанра повести или романа. Соната - это, по меньшей мере,
повесть, а не миниатюра. Кто-то, характеризуя Чехова, назвал статью о нем `Романы Чехова`.
`Дама с собачкой`, формально, рассказ, а по сути - целый роман, вся жизнь человека. В
фильме Л.Хейфица есть эпизод, когда скучающий в ресторане субъект специально, раз за
разом, бросает на пол вилку, чтобы заставить халдея поднимать ее. Масштабы события в
`сонатах` Д.С. примерно соответствуют падению вилки на пол - в сравнени с `романом ` АПЧ.
Вот м все.
Это - при всем восхищении Скарлатти.

oriani (29.10.2020 12:49)
На всякий случай приведу высказывание самого Скарлатти, которое наверняка известно многим:

``...кто бы ты ни был—дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого
замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой — воспитать в тебе
уверенность в игре на клавичембало... Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно
удовлетворю новые просьбы и постараюсь угодить тебе сочинениями еще более легкого и
разнообразного стиля. Итак, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и
ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!``

Вот и для меня, даже при всей гениальности МВП, сонаты Скарлатти -- это музыка просто
приятная во всех отношениях... согласно завещанию автора. )

Volovikelena (29.10.2020 14:00)
abcz писал(а):
Любой цикл Прелюдии и фуги, исполненный Бахом - это
пьеса из разряда миниатюры. Почему это плохо?
Это не плохо, но я бы их так не
называла. Цикл в цикле. Фуга и миниатюра, мне кажется, `две вещи несовместные`. Форма с
экспозицией, разработкой и репризой, несмотря на небольшой размер, миниатюре не
соответствует. А уж с прелюдией-то и подавно. Так и органные Токкату и фугу d-moll и
Фантазию и фугу g-moll Баха можно в миниатюры занести - форма-то совпадает. Поэтому здесь
не смогу с Вами согласиться.

balaklava (29.10.2020 14:47)
oriani писал(а):
``...кто бы ты ни был—дилетант или профессионал, не
жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная
шутка.....
О, как не вспомнить тут Рабле:
`Читающие книгу эту, знайте:
С бесстрастием читая, все поймете;
Себя напрасно в краску не вгоняйте:
Заразы злостной здесь вы не найдете.
И совершенства в ней не ожидайте
Особого - хоть тут не без смешного.
Не подобрать мне довода иного
Среди бессмысленных терзаний века:
Доступней смеху, а не плачу слово,
Затем что смех есть свойство человека!`

musikus (29.10.2020 14:51)
oriani писал(а):
На всякий случай приведу высказывание самого
Скарлатти, которое наверняка известно многим:

``
Мне эти слова Скарлатти не были известны (я вообще позорно мало читаю о музыке.
Чукча не читатель...). Тем знаменательнее совпадение оценок.

abcz (29.10.2020 15:27)
Volovikelena писал(а):
Это не плохо, но я бы их так не называла. Цикл
в цикле. Фуга и миниатюра, мне кажется, `две вещи несовместные`. Форма с экспозицией,
разработкой и репризой, несмотря на небольшой размер, миниатюре не соответствует.
так
ведь и в старосонатной есть экспозиция, реприза (причём, с тональной перестройкой) и
мобильные, развивающие фрагменты. Речь об этом шла. Конечно, старосонатная, несмотря на
небольшие масштабы и (у ДС) несколько развлекательный характер - крупная форма.
Просто, я использовал терминологию ЮК

steinberg (29.10.2020 15:28)
oriani писал(а):
подойди к этим произведениям как
человек,
Мудрое наставление! ...Вероятно о чём-то связанном с прямохождением.

abcz (29.10.2020 15:31)
musikus писал(а):
В фильме Л.Хейфица есть эпизод, когда скучающий в
ресторане субъект специально, раз за разом, бросает на пол вилку, чтобы заставить халдея
поднимать ее. Масштабы события в `сонатах` Д.С. примерно соответствуют падению вилки на
пол - в сравнени с `романом ` АПЧ. Вот м все.
Это - при всем восхищении Скарлатти.
мне так не кажется. Это не зарисовка, не
эпизод, не скетч. Это история (пусть и не масштабная), построенная по всем законам жанра.
Просто жанр этот не романтический и не классицистский. Нимскую телегу с Войной и миром не
имеет смысла сравнивать. Между ними пропасть времён.

abcz (29.10.2020 17:27)
oriani писал(а):
``не жди в этих композициях глубокого замысла; это
лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой — воспитать в тебе уверенность в игре на
клавичембало... Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно удовлетворю новые
просьбы

Вот и для меня, даже при всей гениальности МВП, сонаты Скарлатти -- это музыка просто
приятная во всех отношениях...
это принятое по тем временам самоуничижение вежливости
(вспомнить хоть `для пользы и употребления музыкальной молодёжи` Баха), которое легко
опровергается фразой: `я охотно удовлетворю новые _просьбы_` (просите, и дано будет вам).
Маэстро себе цену знал.
(Вот, кстати, и Рабле, и Шекспир в своих прологах, а уж посвящения спонсорам...)

По-моему это всё маленькие совершенства: ни одной неверной линии, безошибочно,
безукоризненно, безупречно. И очень мило-сердно.

oriani (29.10.2020 18:50)
abcz писал(а):
По-моему это всё маленькие совершенства: ни одной
неверной линии, безошибочно, безукоризненно, безупречно. И очень мило-сердно.
Так
ведь нет здесь никакого противоречия. Не называл он себя плохим композитором. Просто
попросил не искать в его сонатах смысловых глубин. `Мило` и `приятно` - это же
синонимы... Слушайте и радуйтесь... )

oriani (29.10.2020 18:58)
steinberg писал(а):
Вероятно о чём-то связанном с
прямохождением.
Вероятно, критик об этом задумался бы... Наверное, поэтому Скарлатти
и просил - `подойди к этому не как критик`...

steinberg (29.10.2020 19:04)
oriani писал(а):
Вероятно, критик об этом задумался бы... Наверное,
поэтому Скарлатти и просил - `подойди к этому не как критик`...
Критику думать не
зачем, он при исполнении.)

abcz (29.10.2020 19:37)
oriani писал(а):
Так ведь нет здесь никакого противоречия. Не называл
он себя плохим композитором. Просто попросил не искать в его сонатах смысловых глубин.
`Мило` и `приятно` - это же синонимы... Слушайте и радуйтесь... )
противоречия нет,
есть совершенно распространённое тогда галантное обхождение, комплимент. Ну, враньё,
тоись.

oriani (29.10.2020 19:43)
abcz писал(а):
противоречия нет, есть совершенно распространённое
тогда галантное обхождение, комплимент. Ну, враньё, тоись.
А я ему верю... не
чувствую в его словах вранья.

sir Grey (29.10.2020 19:46)
Мне кажется, это не любовь к музыке. Это любовь к собственным пальцам и клавишам.
Доставляет наслаждение прикосновение. И тут Горовиц неожиданно сближается с Плетневым.

abcz (29.10.2020 19:52)
oriani писал(а):
А я ему верю... не чувствую в его словах
вранья.
так ведь галантное обхождение не `враньё сóбственно`, это культура
такая. Комплиментарная. Давайте говорить друг другу комплименты - это есть высшая правда!
Хой!

tagantsev (29.10.2020 20:24)
У Скарлатти есть важная особенность. Скажем, услышав 3-4 такта Вивальди, Шопена, или даже
Верди мы их сразу узнаем. Этого, например, не скажешь о Моцарте или Бахе (надо тактов 20
или больше). Скарлатти узнается после 3-4 тактов. Он имеет очень яркое `лицо`, а стало
быть самобытное музыкальное мышление. В этом смысле он редкий образец. Так в чем же эта
самобытность. В интонациях? В форме? В любимых мотивчиках и приемах изложения?

musikus (29.10.2020 21:06)
abcz писал(а):
это принятое по тем временам самоуничижение
вежливости
Аргументация забавная. Но даже если это скромность в лукавой форме, то
почему она так похожа на правду?

alexshmurak (29.10.2020 21:28)
musikus писал(а):
Соната - это
Знал ли Скарлатти, когда писал
сонаты, что такое соната для слушателя начала XXI века? Да и в XX веке соната многократно
переоткрыта.

somm (29.10.2020 21:46)
alexshmurak писал(а):
Знал ли Скарлатти, когда писал сонаты, что
такое соната для слушателя начала XXI века? Да и в XX веке соната многократно
переоткрыта.
люблю проводить мысленные эксперименты, они многое выводят на чистую
воду, вот один из них. Напомню, о чем как обычно уже к этому времени и забыли - спор идет,
чем считать сонаты Скарлатти, миниатюрами или же собственно сонатами в том же смысле, в
котором можно считать таковыми сонаты от Гайдна до Прокофьева. Аргумент против следующий -
нельзя вместить в 5 мин достаточный объем информации, чтобы раскрыть тему. Аргумент против
- можно. Т е одни говорят нельзя раскрыть, вторые можно. А теперь представим, что соната
не 5 мин, а 2 минуты, тогда можно раскрыть? А если 30 секунд, то можно? А если 1 секунда?
Понятно, что звучит смешно, но тогда должна же быть грань, ну хотя бы примерная? В данном
случае, даже на слух может показаться, то сонаты Скарлатти это явно не из разряда `за это
время прожить жизнь` или `эпос` или хотя бы развернутая повесть

alexshmurak (29.10.2020 21:55)
somm писал(а):
спор идет, чем считать сонаты Скарлатти, миниатюрами
или же собственно сонатами в том же смысле, в котором можно считать таковыми сонаты от
Гайдна до Прокофьева
в такой формулировке спор не имеет смысла. Скарлатти
предшественник Гайдна. он мог написать любую музыку и назвать её `соната` и не должен был
соответствовать ожиданиям людей, которые родятся через 200-250 лет после его смерти

somm (29.10.2020 21:59)
somm писал(а):
люблю проводить мысленные эксперименты,
еще можно
задать такие вопросы:

если не у Скарлатти миниатюры, то у кого же? Или миниатюры только у тех, кто их так
называет, и все?

А если бы Скарлатти назвал свои сонаты миниатюрами, не получилось бы , что те, кто сейчас
говорит, что это никакие не миниатюры, ничего подобного бы не утверждали ?

справедливо ли будет сказать, что миниатюры это отстой, а эпос круто?

являются ли миниатюры напр Дебюсси глубокомысленным философским высказыванием, и если
нет, то означает ли , что его миниатюры отстой?

somm (29.10.2020 22:00)
alexshmurak писал(а):
в такой формулировке спор не имеет смысла.
Скарлатти предшественник Гайдна. он мог написать любую музыку и назвать её `соната` и не
должен был соответствовать ожиданиям людей, которые родятся через 200-250 лет после его
смерти
насколько я понял, спор идет не о лингвистике, а о содержании, т е содержится
ли в них то, что содержится в тех же гайдновских

alexshmurak (29.10.2020 22:04)
somm писал(а):
насколько я понял, спор идет не о лингвистике, а о
содержании, т е содержится ли в них то, что содержится в тех же гайдновских
а какой
смысл сравнивать содержание позднебарочного композитора с классицистским? у них разные
экономические, политические и т. д. условия. разные задачи. Гайдн целенаправленно
экспериментировал с формой, выращивал сонату, симфонию, квартет. у Скарлатти ничего этого
и в помине нет. абсолютно разные композиторы. мерять солёное и горячее.

musikus (29.10.2020 22:04)
tagantsev писал(а):
У Скарлатти есть важная особенность.
Это
верно. Был бы специалистом, описал бы в деталях стиль С. Прежде всего это особенности
инструментальной фактуры, токкатность, репетитивность, высокие темпы, рассчитанные на
увлекательную виртузозность, особенности фразировки, да к тому же - общий игровой,
преобладающе мажорный, позитивный настрой его музыки. Конечно, не один С. так самобытен.
(Взять хотя бы Россини: был ли кто - до и после него, кто ТАК писал как он? Взять, хотя
бы `Цирюльника2 с его знаменитой темой, известной в народе как `по паре пива`. Разве с
чем-нибудь спутаешь...

Zoltan (29.10.2020 22:05)
somm писал(а):
А теперь представим, что соната не 5 мин, а 2
минуты
У Веберна есть соната, кажется, 4 минуты

Да и Симфония у него минут 10.

Слово-то хорошее какое!

Никогда не прощу Леше, что он высмеял меня когда я хотел произведение для скрипки и
виолончели назвать `Сонатой цветения`
В итоге `Песни цветения`. Хотя какие нафиг там песни?

И главное-то! Главное - то, что высмеял он-то меня высмеял, но тут же написал...
`Земляничную сонату`!

Соната ли это?

Кто знает

alexshmurak (29.10.2020 22:06)
Zoltan писал(а):
Никогда не прощу Леше, что он высмеял меня когда я
хотел произведение для скрипки и виолончели назвать `Сонатой цветения`
В итоге `Песни цветения`. Хотя какие нафиг там песни?

Золтан, абсолютно не помню контекст. Я высмеял `сонату цветения`? почему? зачем?

somm (29.10.2020 22:11)
Zoltan писал(а):
Слово-то хорошее какое!
ну вот смотрите,
является ли кит рыбой, он же в воде плавает? И если помните , у Маршака так и звучит `рыба
кит`. Не тот ли самый кит - сонаты Скарлатти?

Zoltan (29.10.2020 22:14)
alexshmurak писал(а):
Золтан, абсолютно не помню контекст. Я высмеял
`сонату цветения`? почему? зачем?
Высмеял название, типа, оно уже не актуальное.
Я послушался, и назвал `Песни цветения`.
Но теперь уже меня высмеял Ковалинас, ибо по украински `Пісні цвітіння` не очень хорошо
звучит (можно прочитать как `постные цветения`)
Пришлось прибегнуть к румынскому языку - Cantece infloririi

Ну а потом ты написал `Земляничную сонату`

somm (29.10.2020 22:17)
Zoltan писал(а):
Слово-то хорошее какое!
еще вариант слово
`милосердие`, помню в фильме Казино Мартина Скорсезе директор банды говорит своему
подчиненному - `прояви милосердие, перережь ему горло`, ну а тот, следуя инструкции,
перерезает одному гражданину горло соответственно. Теперь представьте, малыш спрашивает
отца - `папа, а что такое милосердие?` , а отец отвечает - `это, когда человеку горло
перерезают, мой мальчик`.

somm (29.10.2020 22:27)
alexshmurak писал(а):
а какой смысл сравнивать содержание
позднебарочного композитора с классицистским? у них разные экономические, политические и
т. д. условия. разные задачи. Гайдн целенаправленно экспериментировал с формой, выращивал
сонату, симфонию, квартет. у Скарлатти ничего этого и в помине нет. абсолютно разные
композиторы. мерять солёное и горячее.
а какой смысл сравнивать содержание слова
милосердие у музыканта и у человека в авторитете? у них разные экономические, политические
и т. д. условия. разные задачи. Музыкант целенаправленно придерживался общепринятых
представлений, выращивал активный словарный запас, читал книги, общался с другими
музыкантами. у авторитета ничего этого и в помине нет. абсолютно разные люди. мерять
солёное и горячее.

musikus (29.10.2020 22:28)
alexshmurak писал(а):
Знал ли Скарлатти, когда писал сонаты, что
такое соната для слушателя начала XXI века? Да и в XX веке соната многократно
переоткрыта.
Мольеровский Журден тоже не знал, что всю жизнь говорил прозой. Я,
собственно, не о том как `на самом деле` называть его пьесы - Какое название исторически
прилило, то и ладно. Меня в основном занимает то, что им приписывается ЗНАЧЕНИЕ СОНАТ, в
то время как это своего рода багатели. Хороший, кстати, вариант названия...

alexshmurak (29.10.2020 22:29)
Zoltan писал(а):
Высмеял название, типа, оно уже не
актуальное
о***ть

Andrew_Popoff (29.10.2020 22:38)
musikus писал(а):
Содержание, как известно, нуждается в своей,
адекватной ему, форме. Сонатная форма (как и форма симфонии - в отличие, скажем, от
сюиты)- штука серьезная, требующая определенного смыслового контекста.
У Скарлатти
самые настоящие сонаты и по форме, и по содержанию. Даже в этой маленькой сонатке
содержания побольше, чем в 80% советских сонат. Я так думаю.

steinberg (29.10.2020 22:39)
Zoltan писал(а):
Да и Симфония у него минут 10.
А у Стравинского
Симфонии 9.

oriani (29.10.2020 22:41)
abcz писал(а):
это культура такая. Комплиментарная.
Но уши-то
мои живут не в комплиментарную эпоху... )

Andrew_Popoff (29.10.2020 22:46)
musikus писал(а):
Мольеровский Журден тоже не знал, что всю жизнь
говорил прозой.
Мольер здесь высмеивает не столько Журдена, сколько учителя
философии. Ну какой там прозой! :)

Andrew_Popoff (29.10.2020 22:50)
Zoltan писал(а):
У Веберна есть соната, кажется, 4 минуты

Да и Симфония у него минут 10.
В искусстве редко количество переходит в качество.
Мне кажется, в большой трилогии А.Коптяевой смысла гораздо меньше, чем в `Птичке` Пушкина.

somm (29.10.2020 23:02)
Andrew_Popoff писал(а):
В искусстве редко количество переходит в
качество. Мне кажется, в большой трилогии А.Коптяевой смысла гораздо меньше, чем в
`Птичке` Пушкина.
а бывает такое, что плохой роман и хороший рассказ? Или все-таки
хороший рассказ переходит в роман?

steinberg (29.10.2020 23:21)
somm писал(а):
хороший рассказ переходит в роман
Это типично в
личных отношениях.

oriani (29.10.2020 23:35)
somm писал(а):
а что такое милосердие?`
Если читать
внимательнее, можно заметить (при желании), что ни в одном комментарии на этой ветке слово
`милосердие` не использовалось.

somm (29.10.2020 23:43)
oriani писал(а):
Если читать внимательнее, можно заметить (при
желании), что ни в одном комментарии на этой ветке слово `милосердие` не
использовалось.
и правда

musikus (30.10.2020 00:00)
Andrew_Popoff писал(а):
Мольер здесь высмеивает не столько Журдена,
сколько учителя философии. Ну какой там прозой! :)
Я не сатире, а о самом факте
неосознанного использования чего либо.

musikus (30.10.2020 00:12)
steinberg писал(а):
А у Стравинского Симфонии 9.
Стравинский
использует термин `симфонии` в его старом значении `созвучия`. Его `Симфонии духовых` к
жанру симфонии не имеют никакого отношения.

alexshmurak (30.10.2020 00:20)
musikus писал(а):
им приписывается ЗНАЧЕНИЕ СОНАТ, в то время как это
своего рода багатели
опять же, бетховенские опусы багателей, мягко говоря,
позначительнее -- во всех смыслах -- медийном, техническом, образном -- 99% написанных
сонат в истории академической музыки. кажется, дело не в `сонатах` Скарлатти, а, скорее, в
том, как его слушать, воспринимать. мне кажется, это, в первую очередь, холодные
изобретения, поля экспериментов, которые изящно обёрнуты в форму милых безделушек

steinberg (30.10.2020 00:20)
musikus писал(а):
Стравинский использует термин `симфонии` в его
старом значении `созвучия`. Его `Симфонии духовых` к жанру симфонии не имеют никакого
отношения.
Ну так ведь и термин `соната` ДС в имел ввиду в старом значении. Нового он
не знал и к будущему жанру его соната отношения не имеет. ...Кстати, соната - это жанр?

musikus (30.10.2020 00:26)
Andrew_Popoff писал(а):
Даже в этой маленькой сонатке содержания
побольше, чем в 80% советских сонат. Я так думаю.
Я думаю, что это уже из области
полемических преувеличений. Представляю что сделалось бы с маэстро Скарлатти, услышь он
сонату Прокофьева!

Andrew_Popoff (30.10.2020 00:32)
musikus писал(а):
Представляю что сделалось бы с маэстро Скарлатти,
услышь он сонату Прокофьева!
Думаю, ему бы понравилось. Так же, как я уверен,
пещерному человеку понравился бы чизкейк. Даже коту нравится. :)

tagantsev (30.10.2020 00:35)
musikus писал(а):
Это верно. Был бы специалистом, описал бы в деталях
стиль С. Прежде всего это особенности инструментальной фактуры, токкатность,
репетитивность, высокие темпы, рассчитанные на увлекательную виртузозность, особенности
фразировки, да к тому же - общий игровой, преобладающе мажорный, позитивный настрой его
музыки.
Возможно и так. Но у всех эскимосов плоское лицо, раскосые глаза, ярко
выраженные скулы и черные волосы и небольшой рост. Но они как-то различают друг друга. И
мы (не эскимосы) иногда видим таких, которые выделяются.
Мне кажется, что в мелодических конструкциях Скарлатти характерная особенность в том, что
в его темах часто звучат последовательности повторяющихся нот. Также, как Вивальди мы
часто узнаем по бесконечным секвенциям. Это, конечно, грубая оценка, но прагматичная.

somm (30.10.2020 00:39)
Andrew_Popoff писал(а):
Думаю, ему бы понравилось
Мне кажется,
ему бы показалось, что гром гремит, да и только

somm (30.10.2020 00:43)
somm писал(а):
Мне кажется, ему бы показалось, что гром гремит, да и
только
Что уж говорить, если даже Глазунов отвергал Прокофьева, а НРК было стыдно за
Малера, Малеру же в свою очередь за Шенберга. Тут и пару десятилетий хватает, чтобы не
понять, не то что

steinberg (30.10.2020 00:52)
somm писал(а):
Тут и пару десятилетий хватает, чтобы не понять, не то
что
Мне кажется, если б Таллис (чей 40-голосный мотет) услыхал бы ...хорового
Танеева, он показался б ему старомодным.

Andrew_Popoff (30.10.2020 00:54)
somm писал(а):
Что уж говорить, если даже Глазунов отвергал
Прокофьева, а НРК было стыдно за Малера, Малеру же в свою очередь за Шенберга. Тут и пару
десятилетий хватает, чтобы не понять, не то что
Ответ мой был шутливым оттого, что в
вопросе нет особого смысла. Какая нам вообще разница, как бы Скарлатти воспринял
фортепианную музыку Прокофьева? К тому же, у Скарлатти не было никакой возможности её
услышать.

abcz (30.10.2020 05:56)
musikus писал(а):
Аргументация забавная. Но даже если это скромность
в лукавой форме, то почему она так похожа на правду?
ну, потому, вероятно, что среди
некоторой части лёгкой музыки у ДС есть очень непростая. И такой непростой у него очень
немало.

abcz (30.10.2020 06:04)
oriani писал(а):
Но уши-то мои живут не в комплиментарную эпоху...
)
вот. Проблема перевода. Когда переводишь инокультурный текст, приходится переводить
не столько язык, сколько цивилизацию. Очень непростая работа, но иначе понять человека
иной культуры, иного времени крайне затруднительно

abcz (30.10.2020 06:07)
somm писал(а):
Что уж говорить, если даже Глазунов отвергал
Прокофьева, а НРК было стыдно за Малера, Малеру же в свою очередь за Шенберга. Тут и пару
десятилетий хватает, чтобы не понять, не то что
это кому как. Люди разные.

musikus (30.10.2020 10:24)
Andrew_Popoff писал(а):
Думаю, ему бы понравилось. Так же, как я
уверен, пещерному человеку понравился бы чизкейк. Даже коту нравится. :)
Ну, это-то
просто. Действует врожденный охранительный рефлекс, позволяющий отличать пищу от
несъестного. Применительно к искусству такой чувствительности нет. Требуется воспитание.

oriani (30.10.2020 13:05)
abcz писал(а):
вот. Проблема перевода. Когда переводишь инокультурный
текст, приходится переводить не столько язык, сколько цивилизацию. Очень непростая работа,
но иначе понять человека иной культуры, иного времени крайне затруднительно
Но ведь я
говорила о музыке... Впечатление о сонатах Скарлатти, которым здесь делюсь, составилось
задолго до знакомства с его аннотацией. А вообще, мне кажется, мы тут все уже давно о
разном. Я не утверждала, что сонаты бессодержательны, как не утверждал этого и сам
Скарлатти. Более того, совершенно согласна с Алексеем насчёт холодной изобретательности,
экспериментальных полей и т.д. Просто, в моём представлении, наличие содержания не есть
свидетельство его глубины. Можно рисовать затейливейшие орнаменты на поверхности воды.
Опять же, соглашусь с Алексеем -- зависит от того, как слушать и воспринимать. Короче, как
всегда, субъективность. Повторюсь, для меня ключевым определением в характеристике сонат
С. остаётся слово `приятность`, в котором не вижу ничего уничижительного. Хорошее слово. )

Romy_Van_Geyten (30.10.2020 14:08)
abcz писал(а):
Сонаты ДС - абсолютно интимное высказывание, это
пьесы, написанные одним человеком для другого человека (ну, может, для нескольких человек,
может для пары десятков). Здесь нет никакой публичности, никакого пафоса, сравнимого с
пафосом Листа или Бетховена.
Совершенно согласен. Не имеет смысла искать философской
глубины там, где она и не предполагалась. Сонаты Скарлатти это маленькие фейерверки, у
которых, как и у любых фейерверков есть только одна задача - вызывать ощущение счастья и
праздника. Мне кажется, Скаралатти с этим справляется блестяще.

oriani (30.10.2020 14:30)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Совершенно согласен. Не имеет смысла искать
философской глубины там, где она и не предполагалась. Сонаты Скарлатти это маленькие
фейерверки, у которых, как и у любых фейерверков есть только одна задача - вызывать
ощущение счастья и праздника. Мне кажется, Скаралатти с этим справляется
блестяще.
Вот!!!

abcz (30.10.2020 15:13)
oriani писал(а):
Но ведь я говорила о музыке...
я тоже. И
проблема перевода, по-моему, существует. Почти никакое исполнение его сонат мне не кажется
хорошим переводом. (Плетнёв играет великолепно, но не о том, хотя его игра светится, как
светятся тексты ДС.) Интересно, что Баха-то ведь играют с понятием (ну, многие), а ДС...
У него масса шизоидной музыки, из раза в раз он застывает на месте не ради любования
(обычно это вполне безликие какие-то места, общие формы движения), не ради нагнетания
интенсивности (это ж клавесин), не ради подготовки взрыва (обычно дальше играется с того
места, на котором остановились). А ради чего? Неизвестно. Рояль спасает, на нём можно
сыграть все перечисленные `не` как бы существующими. Но на клавесине это провал. Слушать
невозможно, насколько всё неправильно играется.
(я, кстати, не знаю, как правильно)

steinberg (30.10.2020 15:38)
Мне кажется, в сонатах ДС велика роль клавишного инструмента как кунстштюка. Позже у
Гофмана игрушки и автоматы начнут действовать как люди, наводя трепет. В `сентиментализме`
сонат ДС мне лично и мерещится такой трепет перед податливой машинкой, имитирующей ответ
на человеческом языке. Причём, клавикорды, вирджинели были обычными предметами домашнего
интерьера и язык этот - язык эмоций и чувств, на к-ром человек говорил со своими близкими
и домашними (и как следствие с самим собой): с прачкой, с собачкой, с женой. ...



 
     
Наши контакты