Скачать ноты
посвящается Meta Abegg, 1830

27/1/63, Лондон. Ройал фестивал-холл.
      (7)  


Yuriyauskiev (03.07.2011 16:23)
Во время Тарусских фестивалей всегда перед небольшой, «инициативной» группой поклонников
Святослава Теофиловича стоит вопрос, какую запись слушать после концерта 1-го августа. В
этот день надо найти такую музыку, в которой бы как-то особенно выразился великий
Музыкант, чтобы его душа присутствовала в зале. В 2007-ом друг Рихтера, Виктор Зеленин,
предложил ABBEG-вариации. Но после дебатов мы всё же выбрали Баха – Фантазию c-moll, BWV
921 и Рахманинова – Прелюдию c-moll, op.23/7.
Вчера, 2-го июля, около семи утра перестало биться сердце Виктора Зеленина. Он был моим
другом и единомышленником. Вряд ли многие из присутствующих знали его лично. Но я здесь
хочу сказать несколько слов о нем и предлагаю послушать эти вариации Шумана, столь любимые
им именно в исполнении горячо любимого нами Святослава Теофиловича.
А теперь мои слова о Вите.

Не стало Виктора Зеленина. Вот о ком можно сказать «предан без лести». Святослав Рихтер
был объектом преклонения всю его жизнь. Он был и его другом. Витя посвятил свою жизнь
служению живому Маэстро. Он был надежным, вездесущим и всё умеющим. «Виктор, хочется
чего-нибудь вкусненького!» - и Виктор принимался жарить картошку или готовить что-нибудь
другое «вкусненькое» для неприхотливого Музыканта. Как-то Святослав Теофилович отказался
ехать в Париж без Вити, а у того был просрочен заграничный паспорт. Паспорт был изготовлен
менее, чем за сутки, и гастроли не сорвались.
Витя всеми фибрами души чувствовал манеру исполнения любимого Музыканта. Как часто по
телефону он говорил мне, что вы все не понимаете до конца, вот послушай это место – так
ведь никто не играет и не чувствует - они все живут не так, не тем, и только он, он один
это понимал и мог сыграть. Мне случалось слушать с ним некоторые записи, отмечая одни и те
же принципиальные, «рихтеровские» места. Я оставлял за ним право «понимать», отдавая
должное его самоотверженному служению. Помню свое первое посещение Квартиры-музея Рихтера.
После осмотра мы разговаривали на кухне, Витя незаметно удалился, и тут зазвучало Largo e
mesto из 7-ой Бетховена. От неожиданности мурашки поползли по коже – из зала доносились
звуки, исторгаемые хозяином дома. И вот этот фрагмент - после грозных аккордов нисходящие
шестнадцатые. Как звучали они в той обстановке! Позже я обратил его внимание на это, мною
особенно любимое место. «Что ты мне рассказываешь, сколько я проплакал над ним!» Да, ему
были свойственны такие чувства.
В тот трагический день 1-го августа 97-го именно Витя в больнице надел костюм на
бездыханного Маэстро, готовя его в последний путь. В обстановке горя и смятения он нашел в
себе силы.
Были планы написать книгу воспоминаний о Рихтере, что-то уже было написано. Плодотворно
работал он в Тарусе в прошлом году. Но в жизнь его уже давно, после августа 97-го вошла
депрессия, с которой ему так и не суждено было по-настоящему справиться. Мне нелегко было
наблюдать за его состоянием. Теперь, оглядываясь на прошедшие годы, думаю, что многого
могло и не быть.
Прощай, Витя, и прости.

MargarMast (03.07.2011 19:40)
Yuriyauskiev писал(а):
Прощай, Витя, и прости.
Дорогой Юрий.
Примите мои искрение соболезнования в связи с утратой Вашего близкого друга. В качестве
утешения можно сказать только одно - что он прожил жизнь, которую хотел, а это уже очень
много.

samlev (03.07.2011 22:14)
Yuriyauskiev писал(а):
Вчера, 2-го июля, около семи утра перестало
биться сердце Виктора Зеленина. Он был моим другом и единомышленником.
Дорогой Юрий,
очень больно терять близких по духу людей. Их всегда бывает так немного. Примите мои
самые искренние соболезнования.

Yuriyauskiev (03.07.2011 22:41)
MargarMast писал(а):
В качестве утешения можно сказать только одно -
что он прожил жизнь, которую хотел, а это уже очень много.
Не все так просто,
разумеется, но какую-то часть жизни он был, действительно, счастлив.
За соболезнования спасибо.
Витя практически никогда за свои более пятнадцати лет общения со Святославом Теофиловичем
не выражал ему лично своих восторгов. Этим, кстати, тоже, наверное, объясняется такой
продолжительный срок их общения: Рихтер устал от назойливых похвал. Но пару раз он
всё-таки что-то такое высказал. Именно в исполнении ABEGG-вариаций он услышал что-то, о
чем сообщил Рихтеру, и тот очень одобрил, т.к. воспринимал это точно так же. Жаль, мне не
пришлось слушать вариации вместе с Витей, а по телефону о деталях особенно не спросишь.
Как-то раз он несколько картинно заявил, что Святослав Теофилович обделен судьбой.
- Почему?!
- Вы никогда не слушали в концертах Святослава Рихтера!
Рихтер как-то устроил ему необыкновенный экскурс по `Кольцу`: тема Зигфрида, проходящая
через все оперы. Рихтер их проигрывал, потом они слушали записи (кажется, с
Фуртвенглером). При этом перелистывались ноты. Когда он мне это рассказал, я прямо
набросился на него: как можно было не спрятать где-нибудь магнитофон?!
Да, какие-то возможности не были использованы, но что-то он смог записать в концертах.
Благодаря ему что-то сохранено. Я, в свою очередь, хотел порадовать его новыми уникальными
приобретениями, т.к. вскоре собирались встретиться в Тарусе. Не судьба...

MargarMast (03.07.2011 22:45)
Yuriyauskiev писал(а):
Витя практически никогда за свои более
пятнадцати лет общения со Святославом Теофиловичем не выражал ему лично своих восторгов.
Этим, кстати, тоже, наверное, объясняется такой продолжительный срок их общения: Рихтер
устал от назойливых похвал. Но пару раз он всё-таки что-то такое высказал. Именно в
исполнении ABEGG-вариаций он услышал что-то, о чем сообщил Рихтеру, и тот очень одобрил,
т.к. воспринимал это точно так же. Жаль, мне не пришлось слушать вариации вместе с Витей,
а по телефону о деталях особенно не спросишь.
Спасибо за то, что с нами делитесь. :)

sir Grey (03.02.2013 13:15)
Расскажите кто-нибудь, каково происхождение букв. Мета Абегг существовала? А Полина Абегг?
Буквы выдуманы? Это реальная женщина или выдуманная? Мета - это Тема или что? Есть
что-нибудь определенное на этот счет?

sir Grey (03.06.2013 18:33)
sir Grey писал(а):
Расскажите кто-нибудь, каково происхождение букв.
Мета Абегг существовала? А Полина Абегг?...
Отдаю безусловное предпочтение записи
Рихтера 63 и Хаскилл. По-моему, они единственные, кто технически справились с третьей
вариацией. У Рихтера, кстати, нравится, как переходит к кантабиле; остальные как-то уж
очень подчеркивают, что теперь – кусочек песни. Но переходы – это Рихтер! Чувство целого
удивительное.

Замечательные вариации написал Шуман. Совсем неплохо для молодого человека (С)
Если бы кто-нибудь мне пояснил насчет самой Абегг. Она была? Или это фантазия художника?



 
     
Наши контакты