Скачать ноты
1. Allegro
2. Romance
3. Rondo: Allegro assai

3апись - 20 мая 1958 г.
      (4)  


M_I_ (20.12.2011 20:33)
По сравнению с записью с оркестром Вислоцки, эта запись не столь яркая, несколько как бы
`рабочая`, будничная. Но есть один перевес: в записи с Элиасбергом баланс рояля и оркестра
естественный. А вот в записи с Вислоцки рояль усилиями звукотехника выдвинут вперёд, а
объём оркестра уменьшен, что несколько портит впечатление для слушателя.
Но слушать всё равно приятно, роскошное исполнение.

Yuriyauskiev (21.12.2011 01:57)
«Дневники» - 9/1/77.
Не знаю, почему в этот день я завел d-moll-ный концерт Моцарта со мною ненавистным
Элиасбергом (он был всегда невыносим на репетициях). Запись корректная, но не
впечатляющая.

Кстати, концерт ре минор странным образом связан с другими любопытными воспоминаниями. В
другой раз я играл его в Ленинграде с Карлом Элиасбергом, дирижером радиовещания. Жуткий
тип! При всем его уме и образованности трудно вообразить человека более неприятного.
Оркестранты ненавидели его. Во время репетиции, когда исполнялась заключительная трель
каденции, я обратился к нему с просьбой: «Извините, я повторю этот пассаж». На что он
надменно процедил: «Может быть, вы найдете возможность сделать это у себя дома?»
Настоящий дирижер, в высшей степени искусный, но ужасный человек! Впрочем, я не уверен,
что найдется много хороших дирижеров, не вызывающих чувства ненависти у своих
оркестрантов.
--------------------

Ну что сказать? Играет Рихтер, и здесь есть всё, что он видел и хотел сказать в этом
концерте. Если бы не было других его записей, эта, пожалуй, стала бы моей самой любимой.
Но есть запись с Вислоцким! Концепция та же, но какие-то штрихи, акценты, душевные
движения делают её неповторимой и совершенно родной. Бывает так, что смотришь на
фотографии дорогого тебе человека. Везде он, но вот эта фотография особенно удачная –
взгляд, поворот головы, говорящие глаза – эта выделяется среди остальных. Так и здесь.
Разница в датах двух записей не такая уж и большая. На сайте выложена и самая ранняя из
существующих - 23/5/50 – Прага, с Кондрашиным. Мне лично приятно осознавать, что взгляд на
многие произведения из своего репертуара у Рихтера сложился практически в самом начале.
Безусловно, что-то отшлифовывалось, приобретало особый шарм, появлялся тот необыкновенный
и насыщенный, специфический рихтеровский звук, что придавало как бы новое качество и
содержание, но всё же замысел уже вызрел. Пример – «Аппассионата». Сколько написано по
поводу эталонной записи 9/6/60, мы читали страстный рассказ очевидца – Музикуса. Но если
разобраться, в той же манере он играл её и в 59-м в Праге и в Киеве, в 60-м в Ленинграде и
даже 17/2/47 в Москве. Уже тогда он создал шедевр. Как знать, может быть именно эту запись
слушал Фальк. Но дадим слово его жене, Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой (`Новый мир`,
1983, №10):

Первая встреча Роберта Рафаиловича с музыкой Рихтера произошла совершенно случайно: в
метельный вечер из черной тарелки хриплого уличного репродуктора Фальк услышал
«Аппассионату» Бетховена, затем поразившее его странное сочетание древнеславянского имени
и немецкой фамилии исполнителя - Святослав Рихтер! - и тут же безошибочно определил, что
молодому пианисту предстоит занять ведущее место в славной плеяде музыкантов мирового
значения.

NikolaiN (21.12.2011 19:23)
Запись, представленная здесь, ошибочно датирована 20/5/58.
По всей видимости эта запись взята из комплекта BRILLIANT CLASSICS 9199/3
на котором ошибочно указана эта дата (и не только эта).
На самом деле это студийная запись 17/6/58 - Moscow - USSR Radio S.O./Eliasberg.

Что касается майских выступлений Рихтера с этим концертом,
то он действительно играл его, но не 20-го, а
18/05/1958 - Moscow, Conservatoire, Large Hall, with Eliasberg, Moscow PO
19/05/1958 - Moscow, Tchaikovsky Concert Hall, with Eliasberg, Moscow PO

Если что, Юрий меня поправит.

PS. На диске BRILLIANT CLASSICS 9199/3, 27-й Концерт Моцарта с Кондрашиным, также указана
неверная дата
(28/3/73), на самом деле - 28/12/76

Yuriyauskiev (21.12.2011 22:29)
NikolaiN писал(а):
Что касается майских выступлений Рихтера с этим
концертом,
то он действительно играл его, но не 20-го, а
18/05/1958 - Moscow, Conservatoire, Large Hall, with Eliasberg, Moscow PO
19/05/1958 - Moscow, Tchaikovsky Concert Hall, with Eliasberg, Moscow PO

Если что, Юрий меня поправит.
Могу только подтвердить. Рукой Рихтера написано то же
самое (только по-русски :) ).
Часто сам грешу - не задумываясь, привожу даты из дискографии Танина, не проверяя,
насколько они правильны. Время от времени в свою дискографию, сделанную на основе
танинской, вношу исправления, чтобы потом и ему послать, но работы здесь очень много - уже
писал, что дискография Рихтера занимает 214 страниц. Естественно, процесс я стараюсь
оптимизировать, но всё равно работы много, а возможностей заниматься этим постоянно,
естественно, нет. Я так понимаю, Вы пользуетесь дискографией Тейлора. Он сделал, точнее,
переделал её сравнительно недавно, поэтому там ошибок меньше, но они есть, о чем я недавно
написал на другом форуме. Случайно заметил, что он пропустил какой-то концерт.
Рихтер дал так много концертов, что уйма народу никак это всё не опишет без ошибок. Но
даже у Рихтера в тетрадях бывают неточности! Вот это могут заметить лишь те, кто
присутствовал на соответствующих концертах. Такие примеры я здесь, кажется, приводил.



 
     
Наши контакты