Скачать ноты

`Vylety pana Broucka`
Опера в двух частях (четырёх актах, девяти картинах)
Либретто Л. Яначека, В. Дыка, К. Машека, 3. Янке, Ф. Целльнера, И. Магена, И. Голого и Ф. С. Прохазки по книге...Читать дальше
`Vylety pana Broucka`
Опера в двух частях (четырёх актах, девяти картинах)
Либретто Л. Яначека, В. Дыка, К. Машека, 3. Янке, Ф. Целльнера, И. Магена, И. Голого и Ф. С. Прохазки по книге Сватоплука Чеха
Премьера 23 апреля 1920 г. в Национальном театре Праги.

Действующие лица:
Матей Броучек, домовладелец (тенор)
Мазала, художник; он же Лазурный, поэт (тенор)
Азуреан (тенор)
Петер (тенор)
Ризничий; он же лунный христианин; он же Домзик (бас-баритон)
Малинка, его дочь (сопрано)
Эфирия (сопрано)
Кунка (сопрано)
Вюрфель, хозяин трактира; он же судебный заседатель (бас)
Пикколо, вундеркинд; он же студент (сопрано)
Духослав; он же Войта (тенор)
Облачны; он же Вачек (баритон)
Гертруда (альт)
Мирослав (тенор)
Художники, танцовщики, свита Эфирии, табориты, вооруженный народ

Действие происходит в Праге и на Луне.
Время действия: в ночь с 12 на 13 июля 1920 года (сон) и в 15-м столетии.

Часть I. Путешествие пана Броучека на Луну
Картина 1-я. Ночью перед трактиром «Викарка» ссорятся Мазала и Малинка. Возвращающийся в сильном подпитии домой Броучек (в переводе «жучок») – добропорядочный обыватель и домовладелец – обещает Малинке, что женится на ней и произойдет это на Луне. Там, как представляется засыпающему Броучеку, у людей нет проблем с жильцами, с падкой на сенсации прессой или с политикой.
Картина 2-я. На Луне. На заднем плане виден замок на одной куриной ноге. Лунный поэт Лазурный обличает низменные инстинкты и мелкобуржуазные интересы Броучека. В качестве образца поведения он приводит свою собственную платоническую любовь к Эфирии. В окружении пышной свиты появляется Эфирия. Но на Броучека ее помпезный выход не производит большого впечатления. Эфирии нравится его невозмутимость, и она увозит пришельца к себе на крылатом коне Пегасе.
Картина 3-я. Броучек попадает в лунный храм искусств, где происходит чествование известного мецената и покровителя поэтов и художников. Лазурный признается Эфирии в любви, а затем пропагандирует свои поэтические принципы. Все хором затягивают вдохновенный гимн Луне. Приходит время трапезы. Обитатели Луны питаются цветочными ароматами - их раздает присутствующим Вундеркинд. Но Броучек сильно проголодался, он вынимает из кармана не съеденные в трактире сосиски. Это повергает всех в ужас, начинаются массовые обмороки. Лишь Эфирия смотрит на Броучека с восхищением. Но тот предпочитает сбежать от нее на подвернувшемся Пегасе.
Картина 4-я. Лунные туманы медленно тают, проступают очертания трактира. Эфирия и Лазурный превращаются в Малинку и Мазалу. Броучек, все еще пьяный и плохо соображающий, снова погружается в сон.

Часть II. Путешествие пана Броучека в XV столетие
Картина 5-я. Броучек, наслушавшийся рассказов о тайном туннеле между Градом и Старой рыночной площадью, непонятным образом проваливается в сокровищницу Венцеля IV. Оттуда он попадает в туннель и встречается там с призраком поэта Чеха.
Картина 6-я. Преодолев туннель, Броучек оказывается на Старой рыночной площади. Идёт 1420-й год, в Праге гуситы. Из-за своей необычной одежды Броучек привлекает к себе всеобщее внимание, его принимают за шпиона императора Сигизмунда. Но Броучеку удается убедить гуситов, что он чех, просто долгое время жил в турецком плену. Домзик (Ян от Колокола) – блюститель нравственности – берёт новичка к себе в дом.
Картина 7-я. В доме Домзика ведутся горячие споры по актуальным вопросам веры. Приходят тревожные вести о нападении на Прагу вражеских отрядов. Броучека облачают в гуситские доспехи – он должен сражаться за правое дело радикальных таборитов. Этого ждёт от него и красавица Кунка, в которую он уже успел влюбиться. Броучек с оружием в руках вместе со всеми идет на битву, но скоро удирает с поля боя, бросает оружие и закуривает сигару. Один из гуситов (Кедрута) принимает его за антихриста.
Картина 8-я. Жижка разбил войска императора. Кунка оплакивает гибель своего отца. Под ликующие крики жителей Праги победители въезжают в город. Броучека судят как дезертира и иностранца. На все обвинения он невозмутимо отвечает, что он человек будущего. Но эти отговорки не помогают. Приговор суров: Броучека сажают в бочку, в ней он и должен сгореть на костре.
Картина 9-я. Пламя костра превращается в яркий свет фонаря перед трактиром «Викарка». Хозяин трактира Вюрфель обнаруживает Броучека в пустой бочке из-под пива. Броучек с гордостью повествует о своей выдающейся роли в деле освобождения Праги.

Х Свернуть

Запись - февраль 2007 г., Лондон. Mr. Broucek - Jan Vacik, Malinka - Maria Haan, Etherea - Maria Haan, Kunka - Maria Haan, Mazal - Peter Straka, Blankytný - Peter Straka, Pertrík - Peter Straka, Sacristan - Roman Janál, Lunabor - Roman Janál, Domsik - Roman Janál, Würfl - Zdenek Plech, Caroskvoucí - Zdenek Plech, Councillor Ivan Kusjner - Zdenek Plech, The apparition of Svatopluk Cech - Ivan Kusnjer, Second Taborite - Ivan Kusnjer.
      (2)  


Osobnyak (20.07.2019 21:52)
Продолжение списка: Housekeeper - Lemka Smidova, Kedruta - Lemka Smidova, Young Waiter -
Martina Bauerova, Child prodigy - Martina Bauerova, Student - Martina Bauerova, Painter -
Jaroslav Brezina, Duhoslav - Jaroslav Brezina, Vojita - Jaroslav Brezina, Voice of the
Professor - Jaroslav Brezina, Composer - Ales Briscein, Harfobo - Ales Briscein, Miroslav
the goldsmith - Ales Briscein, Poet - Vaclav Sibera, Oblacny - Vaclav Sibera, Vacek
Bradaty - Vaclav Sibera.

Aelina (28.12.2020 17:07)
В основном слушают оперы `Похождения лисички-плутовки` и `Енуфа`.
А вот путешествия пана Броучека мало кого интересуют.
Тем не менее это произведение заслуживает бОльшего внимания.

`Оперный замысел оригинален. Это сатирическая дилогия по новеллам С.Чеха. В первой части
- `Путешествие пана Броучка на Луну` - Яначек ставил своей задачей беспощадную критику
праздной богемности и снобизма отдельных представителей чешской артистической среды начала
века; во второй он создает сатирический образ современного чешского буржуа, в лице его
бичуя сытое самодовольство и обывательщину, в которых захлебнулась Чехия тех лет. В
известном смысле образ Броучека - мелочного мещанина, филистера и потенциального изменника
своего народа - становится антиподом патриота, балагура и весельчака Иосифа Швейка. Подача
социальной темы сквозь призму гротеска-осмеяния - прием специфически национальный и в
высшей степени характерный для чешской литературы и искусства`



 
     
Наши контакты