Скачать ноты

Камерный хор Эстонской филармонии. 2002.
      (39)  


lesovichenko (30.03.2013 08:56)
русская духовная музыка, написанная итальянцем-католиком - трудно атрибутируемый материал
с точки зрения канонических подходов.

paraklit (30.03.2013 18:09)
Да уж... А вот музыкальные деятели св. Синода так не считали!.. И редакторы их изданий -
тоже! Я до сих пор студентов `прикалываю` Херувимской Моцарта... У одной, впечатлительной
хоровички чуть помешательство не случилась - а я еще специально все так подал!.. Потом
даже пожалел об этом.

Mikhail_Kollontay (31.03.2013 09:06)
paraklit писал(а):
студентов `прикалываю` Херувимской Моцарта
И
более того, видел ноты такие: Вечная память, музыка Моцарта (то есть транскрипция
Лакримозы).

paraklit (31.03.2013 15:48)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И более того, видел ноты такие: Вечная
память, музыка Моцарта (то есть транскрипция Лакримозы).
Нет. Вы говорите, видимо, о
чем-то другом. Я имею в виду `Херувимскую`, которая переподтекстовка `Ave verum`... Могу
дать точные выходные данные издания. Этот сборник у меня в академии лежит.

paraklit (31.03.2013 15:53)
А... простите, Вы же говорили про `Вечную память`... Я `ступил`, простите. А еще я видел
такое. Знаете - на хиротонии поют `Kyrie eleison`? Так вот, я видел `Kyrie` иеромонаха
Иадора. Посмотрел глазами - это `Kyrie` из Мессы до мажор Бетховена... Я как раз в это
время работал тенором в камерном хоре и пел эту мессу...

Mikhail_Kollontay (31.03.2013 16:00)
paraklit писал(а):
`Kyrie` иеромонаха Иадора
Я по детству помню
ощущения от репертуара, они очень изменились. Видимо, воздух другой стал. Раньше всё это
было как-то `в зоне` нормы. Трудно объяснить. И `Покаяния...` Веделя иначе воспринималось
тоже. Наверное, сейчас трудно это понять и даже в это поверить. Наивнее, что ли, всё было
в церкви. Вопрос, откуда монах Иадор знал Бетховена вот.

paraklit (31.03.2013 16:08)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вопрос, откуда монах Иадор знал Бетховена
вот.
... Да может, такой же, но только бывший - певчий какого-нибудь камерного
хора...

paraklit (31.03.2013 16:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И `Покаяния...` Веделя иначе
воспринималось тоже.
Да, и `Покаяния` Веделя мы поем толькл два-три раза - вначале
поста, и еще в паре ситуаций. Я бы вообще это в храме не пел, да настоятель говорит: надо
спеть `большое`!

Mikhail_Kollontay (31.03.2013 16:22)
paraklit писал(а):
`Покаяния` Веделя мы поем толькл два-три
раза
Конечно, и он, и даже Бортнянский сейчас режут ухо. Вообще непонятно, что и
петь. Надо новое писать, кто понимает, конечно.

1dfcbkbq9 (31.03.2013 16:39)
Хорошая музыка в хорошем и правильном исполнении никогда и нигде ухо не режет

paraklit (31.03.2013 16:48)
1dfcbkbq9 писал(а):
Хорошая музыка в хорошем и правильном исполнении
никогда и нигде ухо не режет
Правда,Василий? И как я сам не догадался... Извините...

paraklit (31.03.2013 16:59)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Конечно, и он, и даже Бортнянский сейчас
режут ухо. Вообще непонятно, что и петь. Надо новое писать, кто понимает,
конечно.
Странно, Михаил, что Вы это пишите! Тут уже выложены духовные хоры Артура
Михеля, Константина Туева, и, конечно, Евгения Чихачева (evc)... Двое первых композиторы
точно нового поколения и новой формации... Чихачев - чуть постарше... А вещи -классные! И
в плане духовного наполнения-чувствования, и в музыкальном плане... И Вы ничего не сказали
до сих пор... Неужели уж совсем недосуг было послушать?

Mikhail_Kollontay (31.03.2013 17:40)
paraklit писал(а):
вещи -классные
Я и правда ничего не слушал из
Вами названного. Почти не могу слушать. Последнее, что слушал из духовной музыки тут, это
были несколько сочинений Файнера, очень достойные, напомнившие мне Хайкса, тем самым и
Гурджиева (по духу). Хотя внешне они и православные. Честно могу сказать, не понимаю, как
музыканты могут слушать музыку. У меня получается так: постоянное сочинение симфонии,
когда нет - надо слушать студентов, когда нет студентов - надо самому играть на рояле. Ну
и нужны хоть какие-то паузы, вот их я заполняю общением. Слушать могу только какими-то
микроскопическими урывками. Потом, я настолько другими вещами занимаюсь как композитор,
что мне как-то и ни к чему. Вот сейчас воткнут `Улисс` Монтеверди, и мне его хватит дней
на 5, видимо, и то если хватит терпения. На днях просто заставил себя отсмотреть
`Волш.флейту`, из дисциплинарных соображений: ну надо же хоть что-то видеть-слышать. И
ночь не спал толком потом, разумеется. Очень рад, что церковная музыка пишется и что я
впустую брешу. Если же Вы считаете в каких-то видах, что послушать мне что-то из Вами
названного надо, я буду к этому честно стремиться.

paraklit (31.03.2013 17:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если же Вы считаете в каких-то видах, что
послушать мне что-то из Вами названного надо, я буду к этому честно стремиться.
Ну
тогда самых молодых - Михеля и Туева...

evc (31.03.2013 18:10)
paraklit писал(а):
Тут уже выложены духовные хоры Артура Михеля,
Константина Туева, и, конечно, Евгения Чихачева (evc)... Двое первых композиторы точно
нового поколения и новой формации... Чихачев - чуть постарше...
меня можно не
учитывать, мои опыты были ситуационными, если бы не твоя созидательная энергия, Владимир,
я скорее всего, не написал бы это, пусть и небольшое, кол-во песнопений.

Mikhail_Kollontay (31.03.2013 18:23)
paraklit писал(а):
Послушал сразу же: Достойно есть и Свете
тихий (Михель), Радуйтеся праведнии и Херувимскую (Туев). Отношусь, разумеется, к труду
авторов и Вас как хормейстера и певца с большим уважением. По сути же мне сказать нечего
абсолютно - я как автор нахожусь в `параллельном мире` в отношении того, что прослушал, у
меня нет интереса к прослушанному ни художественного, ни узко-музыкантского, ни
молитвенного, и в этом моя беда, так что никаких претензий к услышанному. Не надо было
заставлять слушать себя через не могу скорее всего.

paraklit (31.03.2013 18:26)
evc1 писал(а):
меня можно не учитывать, мои опыты были ситуационными,
если бы не твоя созидательная энергия, Владимир, я скорее всего, не написал бы это, пусть
и небольшое, кол-во песнопений.
Ты и я, Женя - близки по возрасту. А тут речь шла не
о достоинствах музыки как таковой, а о том, есть ли духовные композиторы новой формации. Я
пытался ответить, что есть - и назвал тех, кого сам знаю и ценю... Из молодых... Понятно,
что и они не на пустом месте возникли... Михель - мой прямой ученик - сам мне говорил, что
кое-что в голосоведении песнопений взял у меня, а Туев - что его `Достойно` возникло под
впечатлением от твоего...

paraklit (31.03.2013 18:27)
Mikhail_Kollontay писал(а):
, так что никаких претензий к
услышанному. Не надо было заставлять слушать себя через не могу скорее всего.
Ну
простите, Михаил. Зря побеспокоил...

ne_mov (31.03.2013 21:24)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Конечно, и он, и даже Бортнянский сейчас
режут ухо. Вообще непонятно, что и петь. Надо новое писать, кто понимает,
конечно.
Новое идёт с трудом. Церковь не та институция, где это вообще легко, а
сейчас, после многолетнего летаргического сна - особенно. Вроде бы и традиция имеется, но
нет т.с. критической композиторской массы которая именно как Вы написали `понимает`. В
основном люди ориентируются на создание `духовной музыки`, нежели церковных композиций.

paraklit (01.04.2013 04:59)
ne_mov писал(а):
Вроде бы и традиция имеется, но нет т.с. критической
композиторской массы которая именно как Вы написали `понимает`...люди ориентируются на
создание `духовной музыки`, нежели церковных композиций.
Если позволите - выскажусь.
Беда как раз в том, что атеизм сформировал какое-то приземленное отношение к Церкви и
всему, что там происходит. Я не осуждаю никого, но вот `зеленый` загорелся - и композиторы
(светские люди) пошли в храм с такими примерно мыслями: сегодня это на волне, модно - я им
сейчас напишу! А чё? Чё там писать-то?.. И т.п. И понаписали... Я уже тут говорил как-то:
пришли в библиотеку нашей академии (лет пятнадцать назад) сборники духовной музыки
современных авторов - в основном, москвичей (зеленые обложки) - я тут же схватил,
переиграл все... А в храме спеть - нечего! Да и для концерта - неинтересно... Потом,
правда, стали появляться и авторы, и сочинения - но понимания не всем хватало... А еще
вернее - православного чувствования - его просто в большинстве случаев - нет. Я даже
написал недавно статью про `паралитургическую музыку` - она на нашем сайте АМС
http://sibmus.info ... Уже давал тут ссылки...

Mikhail_Kollontay (01.04.2013 08:50)
ne_mov писал(а):
Новое идёт с трудом.
Конечно, более того, оно и
должно идти с трудом, 2тысячелетняя традиция - дело серьезное, хотя даже только поэтому.
У меня впечатление, что пока в целом наблюдается мутный поток, где люди что-то интуитивно
ищут, но не вижу определённости в подходах. Романтическое вдохновение - вряд ли надёжная
тут дорога. Легко говорить, когда не в теме, поэтому и могу сказать, что некоторые простые
правила, хотя одним композитором принятые, могли бы существенно упростить этот путь.
Правила эти могут быть выработаны логически. Например: использование исключительно
однородного хора (либо мужского, либо женского, но не смешанного, ибо это приводит в
чювствам и к оперности, напоминая о синодских временах), требование к строго
одновременному произнесению словесного текста во всех партиях, тесное, компактное
расположение голосов, неиспользование крайних регистров, особенно верхнего,
общетембральная ориентация на умеренно низкие голоса, тенденция к отказу от многоголосия.
Что-то в этом роде. На таком пути может быть создан единовременно основа корпуса
современного церковного пения. Важен отказ от строго авторства в том смысле, что должны
быть допущены вмешательства других лиц в созданные произведения, создание их параллельных
вариантов. А что до музыки духовно-концертной, это вообще другая тема.

ne_mov (01.04.2013 09:41)
Mikhail_Kollontay писал(а):
некоторые простые правила, хотя одним
композитором принятые, могли бы существенно упростить этот путь.
Нереально. У нас
даже в пределах одной епархии невозможно ничего выработать - везде поют так как на местах
в головы взбредёт. И так повсеместно. Во многом ещё ведь пение определяется
священноначалием, а там далеко до какой-то системы во взглядах. Генеральное направление,
на мой взгляд, могло бы выработаться и само, если бы наличествовало достаточно церковных
композиторов, а так их раз-два и обчёлся. Я даже Денисову бы не отнёс к церковным
полностью. Кого можно было бы назвать -митр. Илариона ( только церковные вещи, конечно)
арх. Ионафана, о. Андрея Бондаренко, ещё есть несколько людей в Москве - Ковальджи,
Кустовский, но они уже регента, а это накладывает отпечаток... Словом, выбор небогат - где
уж тут направлению взяться...

Mikhail_Kollontay (01.04.2013 10:21)
ne_mov писал(а):
Нереально.
Я имею в виду выработку эдакого
самоканона, а не установление правил сбоку, даже если бы этим занялось Священноначалие.
Думаю, что очень трудно добиться церковному композитору движения вперёд без своего рода
аскезы. И если таким образом создать основной корпус песнопений, это может оказать
решающее влияние на церковное пение в целом, мало-помалу. То есть это может сделать один
человек, если отдаст этому большую часть жизни и таланта, конечно. У Володи Ковальджи я
долго стоял на левом клиросе, причем научился быть тенором, им не являясь (не знаю,
практикует ли он как регент сейчас), с Женей Кустовским тоже, но эпизодически. Что до
музыки - тут уж см.выше. Кустовского я также знаю как начинающего фольклориста по началу
70-х ещё. Мы не пересекались, но ходили по одному и тому же кругу организаций и лиц.

ne_mov (01.04.2013 10:25)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я имею в виду выработку эдакого
самоканона, а не установление правил сбоку
Это совершенно точно. Только `самоканонов`
будет явно не один, а больше. Впрочем, на данном этапе и это хорошо.

paraklit (01.04.2013 17:30)
ne_mov писал(а):
Это совершенно точно. Только `самоканонов` будет
явно не один, а больше. Впрочем, на данном этапе и это хорошо.
Верно. Главное -
каковы установки тех, кто этим занимается. Если искренне и с верой - все будет как надо...
А вот если начнет примешиваться какая-то `нецерковная коньюктура` - ничего не выйдет...
хорошего.

lesovichenko (01.04.2013 17:45)
ne_mov писал(а):
Ковальджи, Кустовский, но они уже регента, а это
накладывает отпечаток... Словом, выбор небогат - где уж тут направлению взяться...
Вы
считаете, возможен церковный композитор без регентского (или хотя бы певческого) опыта?

lesovichenko (01.04.2013 17:58)
paraklit писал(а):
. Я даже написал недавно статью про
`паралитургическую музыку` - она на нашем сайте АМС http://sibmus.info ... Уже давал тут
ссылки...
Послушай, в этой связи литературно-музыкальную композицию по рассказу
Чехова `Архирей` (музыка В.Ходоша).

ne_mov (01.04.2013 18:23)
lesovichenko писал(а):
Вы считаете, возможен церковный композитор без
регентского (или хотя бы певческого) опыта?
Невозможен. Также как и если он не
композитор, но только регент или певец (возможны, как всегда единичные исключения).

paraklit (01.04.2013 18:58)
Тут, мне кажется, важно то количество, которое неизбежно переходит в качество (не `тупо` и
механически, разумеется! С правильным отношением!) Я вот завидую тем, кого могли с детства
в храм водить - вот тогда все и закладывалось в `интонационную копилку`. Я-то относительно
поздно там... Мне потребовалось лет двадцать пребывания на службах каждую неделю, чтобы
потом что-то начать чувствовать как надо... Я бы теперь многого из того, что тогда
понаписал в церковных песнопениях никогда себе не позволил бы!.. Ну, еще одним наблюдением
мог бы поделиться, да боюсь - и так много болтаю, перебор будет...

lesovichenko (02.04.2013 17:39)
ne_mov писал(а):
Невозможен. Также как и если он не композитор, но
только регент или певец (возможны, как всегда единичные исключения).
У бурятского
композитора Юрия Ирдынеева, буддиста по вероисповеданию, есть концерт для хора `Мирские
молитвы` на тексты из православного молитвослова. Благославлены якутским епископом
Германом.

paraklit (02.04.2013 18:30)
lesovichenko писал(а):
У бурятского композитора Юрия Ирдынеева,
буддиста по вероисповеданию, есть концерт для хора `Мирские молитвы` на тексты из
православного молитвослова. Благославлены якутским епископом Германом.
Здорово!

ne_mov (02.04.2013 23:14)
lesovichenko писал(а):
У бурятского композитора Юрия Ирдынеева,
буддиста по вероисповеданию, есть концерт для хора `Мирские молитвы` на тексты из
православного молитвослова. Благославлены якутским епископом Германом.
Хорошо. Я его
(композитора) помню, общались в Иваново.

lesovichenko (03.04.2013 10:31)
ne_mov писал(а):
Хорошо. Я его (композитора) помню, общались в
Иваново.
Умер в 7 году. Болел долго.

ne_mov (03.04.2013 15:00)
lesovichenko писал(а):
Умер в 7 году. Болел долго.
Не знал (
хотя, откуда?) Очень жаль.

lesovichenko (03.04.2013 17:52)
ne_mov писал(а):
Не знал ( хотя, откуда?) Очень жаль.
Все там
будем.

1dfcbkbq9 (13.04.2013 23:34)
ne_mov писал(а):
У нас даже в пределах одной епархии невозможно
ничего выработать - везде поют так как на местах в головы взбредёт. И так
повсеместно.
По поводу церковного пения произошла у нас такая музыкальная история:
Приехал к нам в городишко (Коломну) лет 15 назад хор Минина во главе с самим Маэстро.
Исполняли Всенощною Рахманинова. Ну как водится восторги, слёзы, сопли, аплодисменты.
Довольный Маэстро спускается в наше небольшое фойе и тут к нему подходит одна женщина-
активная прихожанка храма, в хоре которого мне доводилось тогда петь(как мог, конечно) и
говорит ему: Вы, дескать поёте неправильно, не по церковному, так в церкви не поют.
Маэстро сначала опешил, а потом с жаром начал ей доказывать, что она путает божий дар с
яичницей и тп. Во общем этот диспут немало позабавил окружающих в том числе покорного
слугу. История имела продолжение, так как Минин с хором через довольно короткое снова
приехал к нам с песнопением (не помню с каким), но на сей раз привёз ударные инструменты,
имитирующие бой колоколов. То есть концерт шёл под бой колоколов. Но это не помогло, так
как та же женщина опять подошла к Маэстро после концерта с теми же претензиями. Так как
это - петь по церковному? Эта упёртая любительница церковного пения, между прочим,
нахваливала нас чуть ли не после каждой службы (до сих пор со мной здоровается, хотя я уж
давно с церковью не связан). А мы, между прочим,как раз и пели `так, как на местах в
голову взбредёт`, или как бог на душу положит. А может обстановка влияет - храм, свечи,
иконы, служба. Оно само и идёт.

paraklit (14.04.2013 03:13)
1dfcbkbq9 писал(а):
А мы, между прочим,как раз и пели `так, как на
местах в голову взбредёт`, или как бог на душу положит. А может обстановка влияет - храм,
свечи, иконы, служба. Оно само и идёт.
Вот и правильно! Суть - внутри, ее на
интонационном уровне не выловишь! Ну, я так думаю... А местные традиции - надо бы конечно
уважать. Я вот пытаюсь это сделать, да очень трудно...

Mikhail_Kollontay (14.04.2013 08:38)
1dfcbkbq9 писал(а):
хор Минина
Ровно такая же история случилась
с ВН у меня самого. Вышло так, что мы оба были на гастролях, и вот, мы шли с их концерта
вдвоем в гостиницу, я ему то же самое пытался втолковать. Но тогда был другой исторический
момент (1980, кажется), так что церковщина отвергалась хотя бы просто как церковщина.
Достаточно сказать, что концерт был в не действовавшем тогда храме, с выломанной алтарной
преградой, и Минин разместил хор в алтаре, на горнем месте, а сам дирижировал с места
престола. Зато там мы познакомились с Наташей Герасимовой, и очень много потом поработали
вместе, что для меня было большим удовольствием.

ne_mov (14.04.2013 20:53)
1dfcbkbq9 писал(а):
А мы, между прочим,как раз и пели `так, как на
местах в голову взбредёт`
Есть разные жанры - концертная музыка и богослужебное
пение. Почитайте об этом у Гарднера, там хорошо написано относительно разницы.



 
     
Наши контакты