Скачать ноты
1. Largo
2. Allegro molto
3. Allegretto
4. Largo
5. Largo

Live recordings from the ASPEN MUSIC FESTIVAL, July 1998, Harris concert hall.
      (34)  


Phalaenopsis (26.11.2013 20:58)
Кто-нибудь знает, с чем связаны еврейские наигрыши в этом квартете? Есть какая-нибудь
история?
Я знаю, что Андрей Попов знает этот квартет. Может быть он ответит?

Mikhail_Kollontay (27.11.2013 07:44)
Phalaenopsis писал(а):
Кто-нибудь знает, с чем связаны еврейские
наигрыши в этом квартете? Есть какая-нибудь история?
Я знаю, что Андрей Попов знает этот квартет. Может быть он ответит?
По-моему, с тех
же или с большим основанием можно спросить про какое-то редкое сочинение ДД - почему в
этом сочинении нет еврейских наигрышей?

Andrew_Popoff (27.11.2013 14:52)
Phalaenopsis писал(а):
Кто-нибудь знает, с чем связаны еврейские
наигрыши в этом квартете? Есть какая-нибудь история?
Я знаю, что Андрей Попов знает этот квартет. Может быть он ответит?
Эта тема взята
автором из трио памяти Соллертинского. Помимо этой, там есть еще несколько автоцитат, не
говоря уж о собственной монограмме ДДШ.

abyrvalg (27.11.2013 15:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Эта тема взята автором из трио памяти
Соллертинского. Помимо этой, там есть еще несколько автоцитат, не говоря уж о собственной
монограмме ДДШ.
Еще до кучи: в 3-й части дословно несколько раз проходит тема из его
же 1-й части виолонч. концерта, а в 4-й цитата из революционной песни `Замучен тяжелой
неволей`. Это то, что на слух улавливается, хотя по признанию самого ДДШ там еще 4-5 цитат
из различных его опусов, в том числе прям с первых тактов 1-й части зашифровано его
монограмма - D-Es-C-H.
Кстати, небольшой оффтоп. Я долго не мог понять, где я раньше слышал тему в начале 1-й
части 5-го квартета ДДШ. Крутил-крутил эту тему в голове, пока не вспомнил ,что эта же
тема появилась в 3-й части концерта для фагота и струнных Губайдулиной. Удивительное
сходство.

Andrew_Popoff (27.11.2013 16:32)
abyrvalg писал(а):
Еще до кучи: в 3-й части дословно несколько раз
проходит тема из его же 1-й части виолонч. концерта,
Еще есть из `Катерины
Измайловой` - `Сережа любимый мой`.

abyrvalg (27.11.2013 17:14)
abyrvalg писал(а):
а в 4-й цитата из революционной песни `Замучен
тяжелой неволей`.
Я недавно заинтересовался откуда есть эта песня. Оказалось, что
после 1917 года у нас в траурной традиции обосновались две песни `Вы жертвою пали` и
`Замучен тяжелой неволей`. Если первая песня стала песней манифестаций ,посвященных
расстрелам деятелей пролетарского движения, ее пели на массовых похоронах (когда провожают
сразу несколько погибших), то `Замучен..` играет ведущую роль в шествиях с телом
единственного революционера (так было, например, на похоронах Баумана). Интересно, что
появилась эта песня на русской земле в те времена, когда публичных похорон революционеров
не было и не могло быть.

Phalaenopsis (28.11.2013 17:51)
Спасибо.

Phalaenopsis (28.11.2013 17:54)
Andrew_Popoff писал(а):
Эта тема взята автором из трио памяти
Соллертинского. Помимо этой, там есть еще несколько автоцитат, не говоря уж о собственной
монограмме ДДШ.
А для чего это делается. Это не является повторением? Я это впервые
слышу.

victormain (28.11.2013 17:58)
Phalaenopsis писал(а):
А для чего это делается. Это не является
повторением? Я это впервые слышу.
Это является автоцитированием, автоссылкой.
Традиционный приём в искусстве, в музыке - в частности. И если Бах просто повторяет свой
материал в разных сочинениях с разными акустическими вариациями, то уже Моцарт, например,
играется со своей музыкой, цитируя в `Дон Жуане` `Свадьбу Фигаро` как популярную музыку,
исполняемую приглашёнными музыкантами на ужине. Автоцитаты Шостаковича имели более
драматичный смысл.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:02)
victormain писал(а):
Это является автоцитированием, автоссылкой.
Традиционный приём в искусстве, в музыке - в частности. И если Бах просто повторяет свой
материал в разных сочинениях с разными акустическими вариациями, то уже Моцарт, например,
играется со своей музыкой, цитируя в `Дон Жуане` `Свадьбу Фигаро` как популярную музыку,
исполняемую приглашёнными музыкантами на ужине. Автоцитаты Шостаковича имели более
драматичный смысл.
Спасибо Вам. Я заметил, что Пражская симфония у Моцарта какая-то
насквозь увертюрная. Возможно тоже находился под влиянием своих же собственных опер.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:04)
victormain писал(а):
Автоцитаты Шостаковича имели более драматичный
смысл.
Какой например?

victormain (28.11.2013 18:24)
Phalaenopsis писал(а):
Спасибо Вам. Я заметил, что Пражская симфония
у Моцарта какая-то насквозь увертюрная. Возможно тоже находился под влиянием своих же
собственных опер.
Тонкое наблюдение. Только не под влиянием, а, скорее, под неким
флёром, и не только опер. Пражская симфония, особенно в 1-й части, своего рода
автопортрет. Не зря он к ней с особым трепетом относился.

victormain (28.11.2013 18:28)
Phalaenopsis писал(а):
Какой например?
Вся 15-я Симфония ДД
соткана из автоцитат, то более прямых, то менее. Которые взаимодействуют с коллажами из
Россини, Бетховена, Вагнера (некоторые добавляют Глинку). Там гиперинтертекстуалка,
охотники могут записывать опус в образцовый постмодерн, да я не охотник)

victormain (28.11.2013 18:30)
Phalaenopsis писал(а):
Какой например?
А смысл какой?
Ретроспективный, конечно. Соответственно и драматичный, Вы же помните последнюю страницу
Мемуаров по Соломону.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:30)
victormain писал(а):
Пражская симфония, особенно в 1-й части, своего
рода автопортрет. Не зря он к ней с особым трепетом относился.
Автопортрет, Вы имели
в виду, именно этого периода?
Да, вообще это чувствуется.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:31)
victormain писал(а):
Вся 15-я Симфония ДД соткана из автоцитат, то
более прямых, то менее. Которые взаимодействуют с коллажами из Россини, Бетховена, Вагнера
(некоторые добавляют Глинку). Там гиперинтертекстуалка, охотники могут записывать опус в
образцовый постмодерн, да я не охотник)
Ух ты! Буду изучать. Классно!

victormain (28.11.2013 18:32)
Phalaenopsis писал(а):
Автопортрет, Вы имели в виду, именно этого
периода?
Да, вообще это чувствуется.
Нет, не только этого, но всего творчества, всех идей и
характерных черт языка, синтаксиса и т.д.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:32)
victormain писал(а):
А смысл какой? Ретроспективный, конечно.
Соответственно и драматичный, Вы же помните последнюю страницу Мемуаров по
Соломону.
Нет, даже не знаю. Это конечно стыдно, но это так.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:35)
victormain писал(а):
Нет, не только этого, но всего творчества, всех
идей и характерных черт языка, синтаксиса и т.д.
На счёт синтаксиса мне трудно
судить. Но в этой симфонии, Он какой-то торжественный, переполненный гордостью. Он не
всегда таким был.

victormain (28.11.2013 18:35)
Phalaenopsis писал(а):
Нет, даже не знаю. Это конечно стыдно, но это
так.
Ничего стыдного, я даже не знаю, есть ли они целиком по-русски; Волков же
по-английски издал, вот она у меня и стоИт. Там смысл такой, ДД говорит напоследок
примерно так: `Я прожил длинную жизнь, в которой не было ни одного счастливого дня. Одни
только трупы и трупы...` Такие дела.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:39)
victormain писал(а):
Ничего стыдного, я даже не знаю, есть ли они
целиком по-русски; Волков же по-английски издал, вот она у меня и стоИт. Там смысл такой,
ДД говорит напоследок примерно так: `Я прожил длинную жизнь, в которой не было ни одного
счастливого дня. Одни только трупы и трупы...` Такие дела.
О-о! Трудно что-либо
сказать. Многое отражено в его музыке. Возможно как раз вся жизнь.

victormain (28.11.2013 18:39)
Phalaenopsis писал(а):
На счёт синтаксиса мне трудно судить. Но в
этой симфонии, Он какой-то торжественный, переполненный гордостью. Он не всегда таким
был.
Ну, он разный. Это очень специальные дела, чисто музыкантская кухня.

abyrvalg (28.11.2013 18:43)
victormain писал(а):
Вся 15-я Симфония ДД соткана из автоцитат, то
более прямых, то менее. Которые взаимодействуют с коллажами из Россини, Бетховена, Вагнера
(некоторые добавляют Глинку). Там гиперинтертекстуалка, охотники могут записывать опус в
образцовый постмодерн, да я не охотник)
Я в упор не слышу никакого Бетховена в 15-й,
хоть убейте. `Вильгельм Телль`, `Валькирия` есть; отчетливо слышна прямая цитат из 1-й
части 6-й симфонии, в последней части 15-й слышна пассакалья из `нашествия` ленинградской
симфонии. Остальное - это скорее какие-то намеки и отзвуки на ранние сочинения, чем прямые
цитаты.

Phalaenopsis (28.11.2013 18:46)
abyrvalg писал(а):
Я в упор не слышу никакого Бетховена в 15-й, хоть
убейте. `Вильгельм Телль`, `Валькирия` есть; отчетливо слышна прямая цитат из 1-й части
6-й симфонии, в последней части 15-й слышна пассакалья из `нашествия` ленинградской
симфонии. Остальное - это скорее какие-то намеки и отзвуки на ранние сочинения, чем прямые
цитаты.
Нет, убивать не будем. Будем допрашивать. Вот Вы говорите про намёки. Может
это и есть цитаты? Почему бы нет?

victormain (28.11.2013 18:51)
abyrvalg писал(а):
Я в упор не слышу никакого Бетховена в
15-й...
Подвыпивший фагот из 6-й Симфонии ЛвБ в Скерцо 15-й ДД. Это, кстати, не моё
наблюдение, Рождественского, но из точных.

abyrvalg (28.11.2013 18:59)
victormain писал(а):
Подвыпивший фагот из 6-й Симфонии ЛвБ в Скерцо
15-й ДД. Это, кстати, не моё наблюдение, Рождественского, но из точных.
Одним словом,
загадочна сия симфония, но сила воздействия просто магнетическая.

precipitato (28.11.2013 20:10)
abyrvalg писал(а):
Я в упор не слышу никакого Бетховена в 15-й, хоть
убейте. `Вильгельм Телль`, `Валькирия` есть; отчетливо слышна прямая цитат из 1-й части
6-й симфонии, в последней части 15-й слышна пассакалья из `нашествия` ленинградской
симфонии. Остальное - это скорее какие-то намеки и отзвуки на ранние сочинения, чем прямые
цитаты.
Ударные в финале - тоже автоцитата из 4й симфонии.

victormain (28.11.2013 21:05)
precipitato писал(а):
Ударные в финале - тоже автоцитата из 4й
симфонии.
Через виолончельный Концерт.

Andrew_Popoff (28.11.2013 21:18)
Phalaenopsis писал(а):
А для чего это делается. Это не является
повторением? Я это впервые слышу.
У Шостаковича к середине жизни это сложилось как
один из творческих принципов. Его сочинения, особенно 8 квартет, 10 симфонию, 15-ю,
альтовую сонату можно рассматривать как метатекст - комментарий к собственной жизни.
Каждая цитата несет определенный программный смысл. Он вообще очень программный
композитор, и его симфонизм программный, как у Малера. Кстати, у Малера он и взял этот
принцип. Если хорошо знаете его симфонии, можете заметить, как одни и те же цитаты
встречаются почти везде. И есть первоисточник многих малеровских цитат - его же вокальные
циклы. Их можно назвать экспозицией малеровского творчества, а симфонии - разработкой.

Phalaenopsis (28.11.2013 21:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Он вообще очень программный композитор, и его
симфонизм программный, как у Малера. Кстати, у Малера он и взял этот принцип. Если хорошо
знаете его симфонии, можете заметить, как одни и те же цитаты встречаются почти везде. И
есть первоисточник многих малеровских цитат - его же вокальные циклы. Их можно назвать
экспозицией малеровского творчества, а симфонии - разработкой.
Да это замечено.
Действительно, у Малера полно цитат. Просто я не знал как это трактуется по науке.

Phalaenopsis (28.11.2013 21:31)
Ещё хотел спросить. У Прокофьева два квартета. Их всего два?
По первому впечатлению, они мне кажутся даже изящней, чем квартеты Шостаковича. Это с
учётом того, что у Шостаковича я прослушал всего два(7,8). Какое Ваше мнение?

abyrvalg (28.11.2013 21:33)
Andrew_Popoff писал(а):
Кстати, у Малера он и взял этот принцип. Если
хорошо знаете его симфонии, можете заметить, как одни и те же цитаты встречаются почти
везде.
Малер не только цитатный мастер, но и, если так можно сказать, полистилист.

abyrvalg (28.11.2013 21:41)
Phalaenopsis писал(а):
Ещё хотел спросить. У Прокофьева два квартета.
Их всего два?
По первому впечатлению, они мне кажутся даже изящней, чем квартеты Шостаковича. Это с
учётом того, что у Шостаковича я прослушал всего два(7,8). Какое Ваше мнение?
У ДДШ
тоже есть изящные квартеты, например, 1-й и 7-й. Последний, кстати, самый короткий по
длительности из всех его квартетов.

victormain (28.11.2013 23:03)
abyrvalg писал(а):
У ДДШ тоже есть изящные квартеты, например, 1-й и
7-й. Последний, кстати, самый короткий по длительности из всех его квартетов.
Ещё
14-й, очень лёгкий, здорово сделан.



 
     
Наши контакты