Скачать ноты

Прелюдия и фуга Ля мажор. Запись с концерта 1983 г., МЗК. Звукорежиссер Ирина Мальчикова.
      (46)  


Mikhail_Kollontay (28.09.2012 09:17)
Я много раз играл оба тома ХТК в концертах, но с записями беда. На всякий случай перечислю
что помню:

около 1975-76 - 1-й том писал в Москве на радио, записано было, кажется, 19 штук. Очень
холодные записи.
1976 - Челябинск, оба тома, с концертов - не оцифрованы - отдельные пьесы могут быть и
неплохими. Но много и навалял.
1983 - Москва, МЗК, 1-й том. Записи были на радио, но нет комплекта. Довольно академично.
около 1990 - оба тома были записаны на `Мелодии` или на `Русском диске`, уже не помню.
Полностью! в БЗК, писали с одной праы микрофонов, такой ьбыо эксперимент, звукорежиссер
была совсем еще юная Маша Соболева, результат был интерсный. Насколько знаю, все записи
утрачены.
тоже около 1990-91 - играл оба тома в МЗК, не только писало радио, но и снимало
Центральное ТВ. Ничего не знаю о том, где эти съемки и записи, подозреваю, что все
уничтожено. Как играл - уже не вспомню.
2002 - Москва, Рахманиновский зал, 2-й том. Есть все записи и даже с послеконцертными
дописками, то есть теоретически можно работать над этими записями, и звук у Маши удачный.
Но исполнительски - не думаю, что это прилично.

Может быть, что-то записано на многочисленных гастролях - просто не знаю.

victormain (30.09.2012 03:03)
В Петербурге в 1979 (?) я записывал т.2 на кассетник, кассета исчезла вскоре. Кому-то дал
послушать... В СПб оба тома были очень хороши. Например, лучшего исполнения E-dur из 2-го
тома я лично не слыхал. Помните, как Вы по моей просьбе сыграли её в застолье у Паши
Гилилова после его сольного концерта в Малом зале? Тоже, наверное, 79-й. А до этого Дима
Потёмин совершенно неожиданно и великолепно сыграл сольную скрипичную Сонату Бартока...
Забавные у нас были возлияния, продуктивные:)

nprivarskaya (15.07.2013 11:53)
Я вот всё думаю,как же Вам таким звуком удаётся играть?..

Mikhail_Kollontay (15.07.2013 13:02)
nprivarskaya писал(а):
Я вот всё думаю,как же Вам таким звуком
удаётся играть?..
Это Маша Соболева, это отчасти не я! но вообще дело многолетнего
тренажа. Там и правда звук интересный получился. В Рахманиновском зале звук поддрабливает,
стеклянные окна на противоположных стенах, поэтому каждый звук даёт такое `ррррр`, если
прислушаться. Недостаток, превращённый в пикантность. И рояль был в хорошем состоянии, вот
не помню, чуть ли не Каваи (!). Но может, и Стейнвей.

Mikhail_Kollontay (15.07.2013 13:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
В Рахманиновском зале
А, нет, нет,
виноват, это другая запись, я вообще был зелёный. Имел в виду записи 2 тома, которые тут
есть. Тут я как раз в форме, хотя многого ещё не умел и не понимал.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 09:48)
По-моему, ясно слышно, что в этой записи играет человек, который занимается, пусть
получается тоже шершаво и коряво. Так и было - я в 82-84 очень серьезно занимался, в ущерб
композиции. А которую тут обсуждали, ми минорная из 2-го, там уже откровенно халтура,
пусть я и зрелее. Но всё равно и там и тут слышно, что человек не своим делом занимается.

sir Grey (16.07.2013 10:13)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../ А которую тут обсуждали, ми
минорная из 2-го, там уже откровенно халтура, пусть я и зрелее. Но всё равно и там и тут
слышно, что человек не своим делом занимается.
Я, конечно, никакой халтуры не слышу.
Более того, исполнение мне нравится и оно волнует. Это - предисловие, чтобы задать вопрос.

Если Вы считаете, что занимаетесь не своим делом (с чем я не согласен), то что Вас
заставило?

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 11:37)
sir Grey писал(а):
что Вас заставило?
Ну так в консерватории
сложилось. Если бы не В.В.Горностаева, у которой, мне кажется, был некий
спортивно-профессиональный интерес, как из непианиста сделать пианиста, точно бы я
публично-играющим человеком не стал. Ведь очень немало даровитейших людей, которые
публично-не-играют, хотя должны бы были, если со мной сравнивать, так точно. А.Чайковский,
И.Красильников, Б.Франкштейн, большой списко можно написать. А некоторые потом ещё как
заиграли, Вася Лобанов, Таня Сергеева, например. А когда ты попал на конкурсный уровень,
то обратно слезать непросто. Поэтому вышло, что я массу времени потратил на это не своё
дело, смог себя заставить прекратить только в 1985 году. А до этого как в пьяном угаре. Да
и молодой был, по характеру я человек мягкий, куда мне сопротивляться профессору. С
удовольствием принимал участие в этих играх и не понимал, что это именно игры, а не моя
прямая дорога. Когда учился в училище, никто и не думал,что я могу как пианист в
консерваторию поступить, кстати.

sir Grey (16.07.2013 13:17)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну так в консерватории сложилось./.../С
удовольствием принимал участие в этих играх и не понимал, что это именно игры, а не моя
прямая дорога./.../
Спасибо. А сейчас?

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 13:42)
sir Grey писал(а):
А сейчас
Сейчас преподаю, чем и живу,
следовательно, надо поддерживать форму для того, чтобы мог показать студентам, но раз б/м
в форме, то изредка и играю.

abyrvalg (16.07.2013 14:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я много раз играл оба тома ХТК в
концертах, но с записями беда. На всякий случай перечислю что помню:
Я всегда
преклонялся перед людьми, играющие весь комплект ХТК наизусть. Мне это сродни творческому
подвигу.

abyrvalg (16.07.2013 14:03)
abyrvalg писал(а):
Я всегда преклонялся перед людьми, играющие весь
комплект ХТК наизусть. Мне это сродни творческому подвигу.
`играющими`, конечно.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 14:05)
abyrvalg писал(а):
Я всегда преклонялся перед людьми, играющие весь
комплект ХТК наизусть. Мне это сродни творческому подвигу.
Вы знаете, наизусть - это
наименьшая проблема из тех, которые возникают там. Просто-напросто некоторые вещи безумно
трудны как технически, так и полифонически. Не только у меня - если надо поскорее набрать
форму, надо играть Баха. Не слабее романтических или современных этюдов. Да у Баха этюды
по существу и есть, инструктивный репертуар, просто качество музыки соответствующее.

abyrvalg (16.07.2013 14:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Просто-напросто некоторые вещи безумно
трудны как технически, так и полифонически.
Представляю себе эти трудности. Кстати,
2--й том для меня представляется менее удачным в художественном плане, чем 1-й. Но так как
ругать Баха не принято, то об этом умалчивается.

yurick (16.07.2013 14:39)
abyrvalg писал(а):
Я всегда преклонялся перед людьми, играющие весь
комплект ХТК наизусть. Мне это сродни творческому подвигу.
Действительно, это
поражает воображение непрофессионала. Сен-Санс, к примеру, давал концерты, на которых
предлагал публике назвать любую из сонат Бетховена, которую он был готов тут же исполнить.
Это, пожалуй, круче, чем ХТК наизусть. Профессионалы поправят если что, но, думаю, здесь
большую роль играет мнемоника, построенная на аналитическом восприятии текста с его
композиционными приемами, ладотональными особенностями, модуляциями, фактурой и проч. (так
же и в других профессиях. Межиров, к примеру, читал наизусть чуть ли не всю мировую
поэзию, и это не только память, любовь к собственно поэзии, но и профессиональное
восприятие текстов). Но все таки, все таки дело не в том, чтобы запомнить, а в том, чтобы
сыграть на достойном художественном уровне.

tagantsev (16.07.2013 14:43)
abyrvalg писал(а):
Представляю себе эти трудности. Кстати, 2--й том
для меня представляется менее удачным в художественном плане, чем 1-й. Но так как ругать
Баха не принято, то об этом умалчивается.
Первый том, вероятно, более любим потому
что с него начинают слушать ХТК - он как бы более знаком. Однако, во втором томе есть
истинные шедевры: 14-ая прелюдия, например.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 14:47)
abyrvalg писал(а):
ругать Баха не принято
1 и 2 - совершенно
разные сочинения, написанные с многолетней разницей, даже как бы и для разных инструментов
(говорю только об ощущениях), нет смысла сравнивать. 1 он начал как сборник упражнений для
деток, но увлёкся безмерно. Там еще ранние (великолепнейшие) вещи вспоминаются, как
токкаты, сонаты, каприччио на отъезд. А во 2 от архаики уже нет и следа, Шуман, работавший
не в своём столетии. Я жутко упрощаю для ясности. Так или иначе, играть требуется
совершенно по-разному. Как играть 2-й том `квазибарочно`, я что-то не понимаю. А 1-й никак
иначе на рояле и не сделать. Ругать не знаю за что, иногда, пожалуй, идеология подавляет
факт искусства, вроде уродского тонального ответа в си минорной фуге 1 тома, впрочем,
непостижимой и почти что для меня неисполнимой пока. Бывают грубости, скажем, вступление
3-го голоса в Соль мажорной 2 тома крайне некуртуазно, влетаешь в него как лбом в стену.
Но всё это блошки. А в целом, конечно, молодой бычок поинтереснее старого мерина, это
точно, оно всегда так. Вообще же трудно после Баха играть Пёрселла (я все сюиты его играл,
запись опять-таки утрачена) и Куперена. Там мы бессильны, ибо нужен вкус, нами утраченный,
а не машинерия плюс привычные романтические подходы. Некогда доформулировать, простите.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 14:50)
tagantsev писал(а):
14-ая прелюдия
Вообще говоря 2-й погуще
написан, но слушать от этого не веселее, вроде последних квартетов Бетховена. Фа диез
минорная прелюдия, да, все символы в точку: Фа диез - точка наибольшего удаления от До,
минор, а не мажор, и всё это подчеркнуто нисходящим рядом гармоник, которые еще и искажены
минорным наклонением, прямо начало `Зимнего пути`. Символы, которые скорее читать, чем
слышать удобно.

abyrvalg (16.07.2013 14:52)
yurick писал(а):
Но все таки, все таки дело не в том, чтобы
запомнить, а в том, чтобы сыграть на достойном художественном уровне.
Ну да, даже
Рахманинов, с его феноменальной памятью, целыми часами сидел на каждым произведением, но
не с целью выучить, а довести произведение до нужного с его точки зрения уровня. Так
многие пианисты выучивают наизусть даже не касаясь фортепиано - просто глазами запоминают
партитуру. Но мне кажется, здесь, конечно, еще и особую роль играет огромная любовь к
музыке.

yurick (16.07.2013 14:52)
tagantsev писал(а):
Первый том, вероятно, более любим потому что с
него начинают слушать ХТК - он как бы более знаком. Однако, во втором томе есть истинные
шедевры: 14-ая прелюдия, например.
Во втором том нет ничего равного, скажем, es-moll-

п.и ф. И не только это.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 14:54)
yurick писал(а):
мнемоника, построенная на аналитическом восприятии
текста
Я помню, как учил. Сначала очень медленно, а последние какие-то с ДВУХ РАЗ.
Проиграл два раза - и помню! Скажем, так было с Фа диез мажорной 2 тома, вовсе не
элементарной. Притом у меня ужасная память. Но - как бы мозг пристроился к системе
мышления. То есть, может, то, что Вы говорите, но на подсознательном уровне.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 14:54)
abyrvalg писал(а):
многие пианисты выучивают наизусть даже не касаясь
фортепиано
У меня была такая студентка, да.

tagantsev (16.07.2013 15:08)
yurick писал(а):
Во втором том нет ничего равного, скажем, es-moll-
п.и ф. И не только это.
Честно говоря, я не понял, что вы имели в виду.

abyrvalg (16.07.2013 15:11)
Мне в 1-м томе нравится 10-я прелюдия, где в левой руке играется типичная прелюдия с
моторным ритмом, а в правой проводится певучая медленная ария. Своего рода одновременное
проведение разных пластов, разных жанров.

tagantsev (16.07.2013 15:18)
abyrvalg писал(а):
Мне в 1-м томе нравится 10-я прелюдия, .
Да,
эту прелюдию не только любят, но эксплуатирую в хвост и в гриву. Я даже у Андрея Попова
где слышал ее как основу, какого-то произведения в качестве реминисценции к Баху.

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 15:23)
abyrvalg писал(а):
10-я прелюдия
`Хождение по водам`, скорее
всего.

Andrew_Popoff (16.07.2013 15:59)
tagantsev писал(а):
Да, эту прелюдию не только любят, но эксплуатирую
в хвост и в гриву. Я даже у Андрея Попова где слышал ее как основу, какого-то произведения
в качестве реминисценции к Баху.
Название этого моего сочинения украдено у Бетховена
- Szene am BACH. :-)

abyrvalg (16.07.2013 16:10)
Andrew_Popoff писал(а):
Название этого моего сочинения украдено у
Бетховена - Szene am BACH. :-)
Но кража оказалась весьма прелестной.

Andrew_Popoff (16.07.2013 16:46)
abyrvalg писал(а):
Но кража оказалась весьма прелестной.
Ну дык
заказ такой был. :)

yurick (16.07.2013 17:30)
tagantsev писал(а):
Честно говоря, я не понял, что вы имели в
виду.
Это довольно странно. Я имел в виду 8-ю п. и ф. из 1-го тома ХТК, которую,
полагаю, все знают, которая, я бы сказал, суть лирическая вершина тома (и которую, кстати
говоря, Гульд превращает в пародию).

Maxilena (16.07.2013 17:32)
yurick писал(а):
и которую, кстати говоря, Гульд превращает в
пародию).
Играя ее сверхъестественно, потрясающе, несравненно прекрасно))))))

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 17:50)
yurick писал(а):
8-ю п. и ф. из 1-го тома ХТК
Мне кажется, что в
прелюдии-Lamento в некоторых моментах Баху опять изменяет вкус. Ну не итаяльнец, как бы ни
хотел. Фуга интересная, да, и сама идея построения интересная. Вариативные изменения темы
внутри фуги.

yurick (16.07.2013 17:53)
Maxilena писал(а):
Играя ее сверхъестественно
Если `сверх`
понимать как `противо`, то я согласен.

yurick (16.07.2013 17:57)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Баху опять изменяет вкус. Ну не
итаяльнец
Чтобы проявлять вполне человеческие чувства, не обязательно быть
итальянцем. А насчет вкуса, Михаил Георгиевич, особенно интересно.

abcz (16.07.2013 18:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, что в прелюдии-Lamento в
некоторых моментах Баху опять изменяет вкус.
ну, если играть её, скажем, атараксично,
интересный результат получается, своеобразный.

Maxilena (16.07.2013 18:11)
yurick писал(а):
Если `сверх` понимать как `противо`, то я
согласен.
Кому как. Я впадаю в транс от наслаждения)

tagantsev (16.07.2013 18:26)
yurick писал(а):
Я имел в виду 8-ю п. и ф. из 1-го тома ХТК, которую,
полагаю, все знают, которая, я бы сказал, суть лирическая вершина тома (и которую, кстати
говоря, Гульд превращает в пародию).
Теперь дошло, а то я не понял что с чем
сравнивается. Восьмая прелюдия действительно что-то невообразимое, однако лиризма я там не
заметил. Возможно мировая скорбь, но не лирика. Фуга (если память не изменяет, тройная)
тоже на лирику не тянет - скорее сеанс гипноза.
О Гульде лучше промолчу.

yurick (16.07.2013 18:34)
tagantsev писал(а):
однако лиризма я там не заметил.
Вообще-то
лирика понятие широкое. Возьмите хотя бы определение `лирика` (в отличие от `эпоса` и
пр.), существующее применительно к поэзии. В этом смысле разницы с музыкой - никакой.

yurick (16.07.2013 18:37)
Maxilena писал(а):
Кому как. Я впадаю в транс от
наслаждения)
Увы, дорогой доктор, извращения - штука нередкая.

Maxilena (16.07.2013 18:48)
yurick писал(а):
Увы, дорогой доктор, извращения - штука
нередкая.
Да-да! Даже среди меломанов))))

yurick (16.07.2013 19:28)
Maxilena писал(а):
Да-да! Даже среди меломанов))))
Слава богу,
что я - не меломан, а просто любитель музыки.

abyrvalg (16.07.2013 19:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не только у меня - если надо поскорее
набрать форму, надо играть Баха.
А какие вещи из ХТК вам наиболее близки, к которым
вы постоянно возвращаетесь?

sir Grey (16.07.2013 20:07)
abyrvalg писал(а):
Мне в 1-м томе нравится 10-я прелюдия,
/.../
А Вы знаете ее вариант из тертради Вильгельма Фридемана? Очень интересно.

Вроде бы, он сперва написал ХТК, а потом переделал для сына. Упражнения. А я все думаю:
вдруг писал для сына, а потом подумал: `Неплохо получается!`

Но кажется известно достоверно, что ХТК к этому времени был практически написан. (1 том)

Mikhail_Kollontay (16.07.2013 20:30)
abyrvalg писал(а):
какие вещи из ХТК вам наиболее близки
Тома я
стал чередовать (раньше играл оба вместе с концертах, два дня подряд), но внутри томов нет
никаких нюансов. 2-й вот не играю уже лет 10.

rdvl (16.07.2013 21:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, что в прелюдии-Lamento в
некоторых моментах Баху опять изменяет вкус.
Легкий коллонтаизм такой вот.
Привыкайте.

sir Grey (10.11.2014 18:26)
Почему так бывает, что до основного звука тихо-тихо звучит секунду начало произведения?



 
     
Наши контакты