`Gesänge der Frühe`. Посв.: `Возвышенной поэтессе (hohen Dichterin) Беттине` (Bettina von Arnim)
1. Im ruhigen Tempo
2. Belebt, nicht zu rasch
3. Lebhaft
4. Bewegt
5. Im Anfange ruhiges, im Verlauf bewegtes Tempo
Скачать ноты
`Gesänge der Frühe`. Посв.: `Возвышенной поэтессе (hohen Dichterin) Беттине` (Bettina von Arnim)
1. Im ruhigen Tempo 2. Belebt, nicht zu rasch 3. Lebhaft 4. Bewegt 5. Im Anfange ruhiges, im Verlauf bewegtes Tempo |
||
Может, просто ф-но легче? Меньше нот?
симфоний позднего фортепьянного Шумана. Сложно получается.
А, собственно, Листки из альбома` (к которым привык) и эти 5 пьес. Вот и весь поздний
фортепьянный Шуман.
Может, это просто какое-то проходное сочинение? Не надо на нем тормозить вообще?
сочинение?
Слушаю уже не первый раз , произведение одаривает не только эмоциональной насыщенностью ,
но и сложным узлом смыслов , который и пытаюсь ` развязать ` :)
надо на нем тормозить вообще?
близок к сумасшествию, одно из последних сочинений, 1853 год все-таки. Тут вряд ли можно
как-то адекватно оценивать.
позднем Шумане: http://www.proza.ru/2005/03/02-10
http://www.proza.ru/2005/03/02-10
невозможно что-нибудь сказать толком. Здесь главным образом - утверждение, что Шуман не
деградировал, что его поздние сочинения надо слушать и изучать, а кто застрял на песнях и
первых 20 опусах - пусть задумаются. Ну, прислушаемся к мнению автора статьи.
http://www.proza.ru/2005/03/02-10
Шумана с Бетховеном, Листом и Скрябиным вряд ли возможно. Из них только поздний Лист
как-то забыт, а Бетховен и, особенно, Скрябин вроде давно уже очень популярны. И еще: я не
имел в виду, что поздний Шуман плох, просто говорил, что с каким-то определенным лекалом
тут сложно подойти. А проходных сочинений у сумасшедших, наверное, не бывает.
забыт/.../
смысле - как композитор. А вот с Шуманом мне интересно.
Я прицепился к этим пяти пьесам. Конечно, и Льва Толстого 98 томов - разные. Но 30-е годы
Шумана мне нравятся целиком. Я не все знаю, но что ни услышу новое или не очень знакомое -
восхищаюсь. А тут - чешу в затылке.
Спасибо Вам за отклик.
сравнивать Шумана с Бетховеном, Листом и Скрябиным вряд ли возможно. Из них только поздний
Лист как-то забыт, а Бетховен и, особенно, Скрябин вроде давно уже очень популярны. И еще:
я не имел в виду, что поздний Шуман плох, просто говорил, что с каким-то определенным
лекалом тут сложно подойти. А проходных сочинений у сумасшедших, наверное, не
бывает.
менее популярен, да и Бетховен не особенно. Лист как раз на виду, как кажется, Серые
облака или Траурные гондолы или мало ли что ещё. (Ну Бетховен поздний - это то есть
квартеты и совсем к ним примыкающее, сонаты раньше все-таки.) За ту статью автору спасибо,
но он же сам говорит, что это работа с седой бородой, и сейчас пафосы уже другие. Что до
Шумана, хоть я и не психиатр, а думаю, что моменты нестабильности ровно так же есть в
ранних сочинениях. Скорее тут какие-то увлечения новые, национализм, ощущение себя
солидным мужиком, главой семьи и даже школы, а это не очень шло к той дерзости. с которой
РШ начинал. Показательно, как он сам себе попортил, скажем, в Крейслериане, все играют 2-ю
редакцию, но то, что он исправил, по мне и вопроса нет, что ухудшил., причем в абсолютно
всех поправках. Да еще и комментировал как-то так, что молодой был и глупый.
только эмоциональной насыщенностью , но и сложным узлом смыслов , который и пытаюсь `
развязать ` :)
проста: название и музыка рисуют в воображении линеарно-дискретную картину
телесно-душевного пробуждения, в котором состояние очумелости (песня первая – кто я, где и
зачем?) трансформируется в конечном счёте в самоосознавание (песня пятая – удручающая
перспектива погружения в суету жизни), минуя ряд переходных стадий, одна из которых –
состояние абсолютного счастья (песня четвёртая – лучи солнца, пробивающиеся сквозь зелёную
листву).
Лучше всего просто наслаждаться музыкой и чувствовать благодарность к её автору за умение
передавать непередаваемое.
ровно так же есть в ранних сочинениях. Скорее тут какие-то увлечения новые, национализм,
ощущение себя солидным мужиком, главой семьи и даже школы, а это не очень шло к той
дерзости. с которой РШ начинал/.../
Вот эта амортизация сердца и души - не у всех. У Толстого, я думаю, - да. У Достоевского
- не было. Умер на взлете. У Фета - не было. У Некрасова??????
Но я Вас понял. Композитор - он, как балерина. Стареет организм. Все меньше дерзается...
попортил, скажем, в Крейслериане, все играют 2-ю редакцию, но то, что он исправил, по мне
и вопроса нет, что ухудшил., причем в абсолютно всех поправках. Да еще и комментировал
как-то так, что молодой был и глупый.
возможно.
одной из пьес изменён конец - он был на зыбкой доминанте, которая уже воспринимается в
контексте как тоника, а позднее Шуман тупо довел до тоники, которая там уху чужая.
Какая-то пьеса заканчивается не трезвучием, а неким кварто-квинтовым созвучием, после
последовательного выключения средних голосов остается консонанс все же. В 1-й и 2-й пьесах
изменены пропорции повторов. Что-то еще, кажется. Изменений немного, они не особо
заметные. Но показательные, думаю. Есть советское издание Шумана Пашей Егоровым, там все
это указано. Может, найдёте. А то у меня вариант только спрашивать бывшую ученицу местную,
она копалась и писал диссертацию даже. Оказалось, что есть у Шумана немало музыкальных
символов, о которых в советском музыковедении мне не встречалось, это к слову. То есть как
бы лейтмотивы, ближе всего к этому, думаю.
Все меньше дерзается...
доблестью.
страшное, сифилис. Я так понял, что всё это было не само по себе безумие, а разрушение
мозга - как следствие этой болезни. Тут уже было об этом: ведь вскрытие показало. что у
Шумана уже не мозг был а некое студенистое тело, полная деструкция. Дословно не вспомню.
Вспоминается, как Глинку из Берлина в Питер перезахоранивали. Откопали, кто-то посмотрел
на лицо - и тут же закрыл. `Лицо страшно`, сказал этот человек. Глинка почему-то не
разложился, а лицо... как будто под кожу набили вату, как-то так там сказано. Тот же
студень, в общем?
Все меньше дерзается...
:) С возрастом дерзости не убывает, наоборот. Но нарастает недовольство собой и
результатом работы, это да. И собственная личность кажется все менее значительной.
Кажется, Форе или кто-то из французов сказал: `В молодости я говорил: Я и Моцарт; в
среднем возрасте: Моцарт и я, а сейчас остался только Моцарт`. :)
линеарно-дискретную картину телесно-душевного пробуждения
очумелости через суету к ощущению абсолютного счастья !
Как Вы правы :)
Спасибо.
разложился, а лицо... как будто под кожу набили вату, как-то так там сказано. Тот же
студень, в общем?
же не жаркие месяцы, даже в Германии. Состояние тела было вполне соответствующим. Не
понятно при чем тут это описание Глинки, как покойника, вообще? Странно, очень странно...
Вот умри Шуман от сердечного приступа никто бы и не заметил, что эта музыка написана
якобы сумасшедшим человеком.
О болезни Шумана и причине его смерти нет 100%-х достоверных данных. Диагностика того
времени, способы лечения и много чего другого в медицине того времени было очень не таким,
как теперь.
Ранний `Шуман` красив и понятен... Шуман здесь - ...кажется мне духовно недосягаемым
пока. Возможно когда-нибудь. ..Бог даст.
Но это написано не `идиотом`)
мог.
называется омылением и происходит путем анаэробного бактериального гидролиза.
(суд.мед.экспертиза)
жировоск. Этот процесс называется омылением и происходит путем анаэробного бактериального
гидролиза. (суд.мед.экспертиза)
извинить)))
сифилис.
национал-социалистическим деятелям от искусствоведения в 30-е гг. (и ими активно
распространялась), ибо истинно арийский гений - каковым по их мнению был Шуман, у коего с
5-м пунктом всё в порядке, - не может по определению страдать душевной болезнью. С
душевнобольными, как и с евреями и цыганами полагалось поступать - и поступали - известным
всем образом...`(с)
извинить)))
скажем, питерского кладбища, заливаемого по колено в демисезонье? Что-то, кажется, описал
Каледин в `Смиренном кладбище` по своим впечатлениям работы могильщиком, но можно ли ему
доверять, он ведь беллетрист, а эта публика ради красного словца на всё горазда. Вот,
Бунин, например, всю жизнь боялся, что черви из ушей в нос поползут... А мне, хоть и
лежать, полагаю, придётся на Северном, рядом с матерью и бабкой, там всё-же песочек и
сосны, но тоже сыровато.;-)
гробу
зависимости от условий окружающей среды))))) А то меня щас забанят)))))
близка национал-социалистическим деятелям от искусствоведения в 30-е гг. (и ими активно
распространялась), ибо истинно арийский гений - каковым по их мнению был Шуман, у коего с
5-м пунктом всё в порядке, - не может по определению страдать душевной болезнью. С
душевнобольными, как и с евреями и цыганами полагалось поступать - и поступали - известным
всем образом...`(с)
изменений..........
рядом с матерью и бабкой, там всё-же песочек и сосны, но тоже сыровато.;-)
на крематорий))))
умрёт раньше?;-)
последней, поэтому никогда не женитесь на Надях (с)
надежда. Оптимизм.
женитесь на Надях (с)
монастырь.
болезни, но какой-то четкой связи между его сумасшествием и поздним творчеством особо не
наблюдалось. По свидетельствам лечащих его врачей, его творческая жизнь была независима от
психических недугов - наоборот, потребность в творчестве отодвигало недуг.
В книге еще была такая мысль, что Шуман пытался выйти за грани романтизма, за пределы
привычной для него фортепианной музыки и больше делал акценты на философско-аналитическую
сторону своего творчества.
психических изменений..........
У него с Кларой куча детей, восемь, кажется. И только один ребёнок, последний, 9-й, в
младенчестве умер.
сифилис?! У него с Кларой куча детей, восемь, кажется. И только один ребёнок, последний,
9-й, в младенчестве умер.
сифилис?! У него с Кларой куча детей, восемь, кажется. И только один ребёнок, последний,
9-й, в младенчестве умер.
подумали
так подвизался, что потом никогда и не женился.
подумали
то не о Шумане
нет диагноза. Все, что мы знаем - это факт смерти в сумасшедшем доме. Если же смотреть на
последние его работы, то можно подметить некоторые вещи, которые указывают на его
последний творческий импульс. А у него выходит не как у многих композиторов. Обычно у
авторов бывает одно весомое итоговое сочинение, где высказаны последние мысли, своего рода
- завещание. У Шумана же много последних порывов, надежд, музыкальных мыслей и много
последних партитур: последние написанные в лечебнице эскизы, последние вариации,
написанные дома, последние вещи для фортепиано под опусом 133 (Напевы раннего утра) -
прощание с фортепиано, последняя симфония и т.д. Вспомним скрипичный концерт ре минор.
После похорон про эту партитуру забыли и она не имеет номера и ее только в 1936 году
нашли. А первым, кто сыграл ее, был 20-ти летний Менухин. Но кто же ее так упрятал до
этого? Может быть Клара Вик посчитала эту партитуру признаком безумия? В этом концерте
есть финал, который является образцово-показательным полонезом. Так вот если посмотреть в
оригинальной партитуре концерта, то там четко написано авторское указание по-поводу цифры,
обозначающей темп, которая абсолютно нереальна и Менухин, кстати говоря, отказывался ее
понимать. Эта цифра занижена почти в два раза по сравнению со стандартной нормой. И эффект
отсюда совершенно необыкновенный: как замедленная съемка в музыке. И полонез не движется,
а как-будто тяжело, мощно отчеканивает удары. Это ли безумие?
А может это просто его очередное новаторство, которое современники и последующие
поколения просто не поняли? Кто знает....
пределы привычной для него фортепианной музыки и больше делал акценты на
философско-аналитическую сторону своего творчества.
поэт, то ли безумец.
признаком безумия?
шумановского творчества и наложила(и?) вето на публикацию.
объявлении?
http://7ly.ru/wp-content/uploads/2013/03/2c053ac7280315601886c88be23_prev.jpg
со стандартной нормой. И эффект отсюда совершенно необыкновенный: как замедленная съемка в
музыке. И полонез не движется, а как-будто тяжело, мощно отчеканивает удары.
прочитал совершенно случайно в одной из биографий Шумана на английском (в Англии в прошлом
году я покупал кучу книг о музыке, на ту не хватило денег в тот раз), что Шуман в
последние годы вообще склонялся к замедленным темпам. Ощущение времени как-то изменилось.
В книге приводится пример - на репетициях Шуман клал руки на плечи играющей на рояле Вик и
отстукивал пальцами темп, все время занижая. И когда дирижировал симфониями, всегда играл
медленнее (причем гораздо), чем ожидали слушатели, что приводило их в некоторое
недоумение.
вещь недостойной шумановского творчества и наложила(и?) вето на публикацию.
какие-то виолончельные пьесы 1853 года Клара вообще уничтожила.
медленнее (причем гораздо), чем ожидали слушатели, что приводило их в некоторое
недоумение.
По моим наблюдениям, большинство дирижёров всё-таки `загоняют` темпы; из мэтров недавнего
прошлого этим частенько грешил Светланов. Из нынешних отмечу прежде всего Нээме Ярви с его
`ошпаренным` исполнением генеральной кульминации в финале 1-й симфонии Калинникова.-) Но
есть и довольно хладнокровные ребята, `гнущие` линию Фуртвэнглера, как, например, Кристиан
Тилеман: вот посмотрите и послушайте в его трактовке `Кориолан` Бетховена:
http://www.youtube.com/watch?v=hKjE3fYqQgI
известный факт, а что люди тогда ни с чем не считались, это дело другое.
близка национал-социалистическим деятелям
серьёзно - где-то я прочла , что у Клары с Брамсом были чисто платонические
отношения...Разве нет ?
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=8734
писал(а):
кажется, там невнятно все как-то, и больше о Шуберте. О Шумане можно просто прочитать как
о его безумии.
какой-то? кто написал-то эти слова, довольно неприятные, по мне? Одно дело, куда человека
приписывают, другое дело что там на самом-то деле, ведь так? Вообще же жаль, что с Шуманом
незатейливо так разобрались, сумасшедший, что с него взять. Поэтому как бы в отношении
этого беззащитного человека можно себе позволить всё что угодно.
прощения за неточную ссылку.
Вот правильная:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=25991&page=4
мэтров недавнего прошлого этим частенько грешил Светланов.
темпы. Известны истории времен работы Е.Ф. в БТ когда он настолько замедлял, что у певцов
не хватало дыхания.
линию Фуртвэнглера, как, например, Кристиан Тилеман.
ни слушаю, его темпы всегда устраивают. Знакомство с чем-то новым предпочитаю начинать с
его записей.
По моим наблюдениям, большинство дирижёров всё-таки `загоняют` темпы;
разному. Бернстайн, к примеру, известный своим темпераментом 4-ю часть 5-й симфонии ДДШ
играл совершенно в диком темпе, а 1-ю часть 6-й ПИЧ играл в 1,5 раза медленнее, чем обычно
принято, но в обоих случаях трактовки нисколько не проиграли, на мой взгляд.
рук человека. объявляющего себя русофобом, как-то совсем не того. Я понимаю, что сказанное
Вами может быть и фактом, но интересны документы, а не [многоточие].
болезни Шумана читал только ее, довольно убедительно, но вот сейчас сомневаюсь, насколько
это все достоверно.
достоверно.
будут всегда: это их хлеб.-)
спекуляции историографов будут всегда: это их хлеб.-)
ясно. Интересна именно причина. Гуревич это описывает как медленный процесс, начавшийся
еще года в 23 и постепенно прогрессирующий. Диагноз как-то сложно сформулирован, я его уже
забыл, да и он там пишет, что однозначно почти нереально установить.
настолько замедлял, что у певцов не хватало дыхания.
этапе его карьеры?
Я в своём тезисе брал за основу финалы 4-й симфонии П.Чайковского и 1-й симфонии
В.Калинникова.
Гуревича? Я из источников по поводу болезни Шумана читал только ее, довольно убедительно,
но вот сейчас сомневаюсь, насколько это все достоверно.
причина.
карьеры?
терминальной стадии.
медленно снимать кожу с опрашиваемых на предмет древних психов?
Эт хорошо, эт по-нашему.
этап?
Затем вернулся в БТ и работал там в 2000-2002.
(Данные из Википедии)
причина. Гуревич это описывает как медленный процесс, начавшийся еще года в 23 и
постепенно прогрессирующий...
пишет (ещё в невестах), что проблемы с психикой осознаёт с 18 лет.
факт, а что люди тогда ни с чем не считались, это дело другое.
этом слышу, честное слово! И, право, очень сильно сомневаюсь. Мне кажется, Вам
подвернулась какая-то не очень точная инфа. Шуберт - да; но Шуман?...
письмах пишет (ещё в невестах), что проблемы с психикой осознаёт с 18 лет.
более. Значит, ещё раньше.
проблема в том, что не имею привычки запоминать, тем более записывать на бумажках
источники информации. Помню только, что читал о результатах посмертного вскрытия и о том,
что очевидно плачевнейшее состояние головного мозга связывалось с этой болезнью. Вот всё,
что могу хоть как-то определённо сказать. Ну не помню, где читал и даже когда.
что не имею привычки запоминать, тем более записывать на бумажках источники информации.
Помню только, что читал о результатах посмертного вскрытия и о том, что очевидно
плачевнейшее состояние головного мозга связывалось с этой болезнью. Вот всё, что могу хоть
как-то определённо сказать. Ну не помню, где читал и даже когда.
читала в одной из статей . Попробую поискать, если найду - поделюсь ссылкой.
ссылкой.
невестах), что проблемы с психикой осознаёт с 18 лет.
не осознает...
Вспомните травлю ПИЧ и т.п. истории. Форум, как и газета `Комсомольская правда`,
постепенно погружается в абсолютную желтизну.
почерпнули, конечно, из его музыки. Что за признаки, откуда они Вам известны? ПоделИтесь,
что ли... Все таки разговор будет о музыке, а не о белье.
сумасшествии Шумана. Куда мы катимся? Вспомните травлю ПИЧ и т.п. истории. Форум, как и
газета `Комсомольская правда`, постепенно погружается в абсолютную желтизну.
сумасшествия Шумана собственное Я становится как-то крупнее)), а кроме того можно свою
беспомощность и непонимание его музыки свалить на его же болезнь))). Замечание о том, что
Шуман сам писал жене о своем психическом заболевании - ничто иное как информация о его
самодиагнозе))), аналогичный которому каждый себе может поставить, пообщавшись с врачом -
психиатром или почитав медицинскую литературу по соответствующей тематике.
Если кому- то кажется. что эта музыка написана сумасшедшим, то очень бы хотелось почитать
анализ, ну, хотя бы первой пьесы из этого цикла, только, просьба быть конкретным, а не
писать что-то типа - Совершенно очевидно, что это писал умалишенный, т.к. совершенно не
понятно, что он этим хотел сказать))).
как-то крупнее)), а кроме того можно свою беспомощность и непонимание его музыки свалить
на его же болезнь))).
сумасшествии Шумана. Куда мы катимся? Вспомните травлю ПИЧ и т.п. истории. Форум, как и
газета `Комсомольская правда`, постепенно погружается в абсолютную желтизну.
, Артем. Респект!
Не каждому якобы достоверному источнику нужно верить.
А фсем наивным и доверчивым (как я) не мешало бы вставить в мозжечок инфофильтр:)
верить.
велик. Осталась его музыка, это главное. Когда я вижу как кто-то копается в болезнях и
`грехах` гениев, всегда вспоминаю письмо АСП Вяземскому: `Врете, подлецы...`. Уж не
взыщите...
сумасшествии Шумана. Куда мы катимся?
Поддерживаю!!!
Всегда крайне неприятно наталкиваться здесь на обсуждение каких-то сомнительных
диагнозов, рассуждения на тему `кто - с кем - где - когда` и прочую ерунду, никакого
отношения к музыке не имеющую.
Рада буду, если большинство форумчан Вас поддержат.
Всегда крайне неприятно наталкиваться здесь на обсуждение каких-то сомнительных
диагнозов, рассуждения на тему `кто - с кем - где - когда` и прочую ерунду, никакого
отношения к музыке не имеющую.
...
Но с профессией историка музыки (литературы) меня примирило замечание Толстого о том, что
открывая книгу, помимо её темы, фабулы, персонажей, перипетий сюжета и коллизий стиля,
первый и главный вопрос, который мы задаём себе и её автору: Что ты за человек?
Всегда крайне неприятно наталкиваться здесь на обсуждение каких-то сомнительных
диагнозов, рассуждения на тему `кто - с кем - где - когда` и прочую ерунду, никакого
отношения к музыке не имеющую.
/.../
смотреть про 5 пьес.
Однако перечисленные Вами выше вопросы меня всегда безумно интересуют, и я с интересом
слежу за обсуждением. Есть в то же время, как и у Вас, темы, на которые `неприятно
наталкиваешься`, я бы даже сказал, в которые вляпываешься. А следить трудно! Постоянно
смотреть себе под ноги. Хочется парить.
открывая книгу, помимо её темы, фабулы, персонажей, перипетий сюжета и коллизий стиля,
первый и главный вопрос, который мы задаём себе и её автору: Что ты за человек?
очень люблю это замечание. Знание некоторых подробностей, кстати, не всегда негативных,
зачастую мешает моему восприятию, как-то деформирует его, оставляет почти всегда тягостное
чувство стороннего вмешательства в мои отношения с текстом, музыкой и т.п. Особенно
неприятно бывает узнать что-то эдакое до прочтения, прослушивания - тут уже от некоторой
предвзятости избавиться бывает сложно.
отдельную ветку. Сюда я лезу смотреть про 5 пьес.
- А следить трудно! Постоянно смотреть себе под ноги. Хочется парить.
прекрасно! Создать специальную `Желтую ветку` или `Желтые листочки`, и пусть себе ходит
туда всяк желающий. А здесь - 5 пьес и ничего кроме!
- И не следить нельзя! Очень опасно - стоит только воспарить, как глядь `в Булгарина
наступишь`. Стало быть смотришь под ноги, лавируешь. Приземляет все это!
пьес и ничего кроме!
которая в ответ на истерические восторги как-то бросила: `Конечно, я `небожитель`, я и в
уборную, наверное, не хожу...`. Вы тоже, конечно, ангел, на желтую ветку - ни ногой, да?
да?
подробностей...зачастую мешает моему восприятию...
непосредственность и чистоту восприятия? А я, узнав какую-нибудь - пусть и нелицеприятную
- подробность чужой жизни, почти `всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот
какие чудеса могут делать (такие) люди!` (с) :-)
Sorry.
в этом замечен. Но думаю, даже иная желтизна лучше ханжества и псевдоинтеллигентской
чистки пёрышек.
восприятия?
восприятия? А я, узнав какую-нибудь - пусть и нелицеприятную - подробность чужой жизни,
почти `всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать
(такие) люди!` (с) :-)
восприятия вряд ли возможно. Мне, во всяком случае, не удалось. Но мне пока хватает
интегрального осознания человека (любого) как существа несовершенного, греховного и даже
порочного, чтобы восхититься «вот какие чудеса могут делать (такие) люди!` (с)» Пикантные
же частности посягают на суверенность моих попыток понять то божественное, что источает
гений. Не хочу быть зависимой от чужих оценок, приговоров, добросовестности или
недобросовестности исследователей и популяризаторов, от чужого любопытства или равнодушия,
от пустого зубоскальства. Ведь все детали и подробности от лукавого: он мал и мерзок – НЕ
ТАК, как вы – ИНАЧЕ! (с). Если же иначе, то, как же можно судить-то, не понимая?! К чему
все эти пустяки? Мне только мешают. Отбрасываю.
Но это всего лишь мои особенности контактов с миром искусства. Хотя встречала людей,
разделяющих мои убеждения.
помимо её темы, фабулы, персонажей, перипетий сюжета и коллизий стиля, первый и главный
вопрос, который мы задаём себе и её автору: Что ты за человек?
толстовский вопрос о личностных особенностях Боккаччо, Петрарки, Палестрины, Андрея из
Рогачева, Леонардо да Винчи, Андрея Рублева..., чем это знание может помочь в понимании их
творчества?! Чем ближе к нам творец, тем он интереснее как личность, и в абсолюте нам
необходимо знать его в подробностях, если он нам близкий родственник или, скажем, супруг).
Вот о личностях, например, ныне живущих с нами Хрущевой или Шмурака интересно было бы
разузнать ...но...увы, они не спешат откровенничать...Почему спрашивается?)))) Люди же
эпохи Шумана, Брамса, как личности представляют скорее номинальный, чисто
сплетенно-бытовой интерес в связи с, простите вульгаризм, пониманием их искусства. Чем
более они станут отдаляться от живых, тем менее важен будет вопрос, заданный себе Толстым.
Отбрасываю...
мелкие злодейства` стали вдруг понятны и чуть-ли не милы. Верно, возраст, невыносимая
краткость бытия, что-ли? И даже с этим, кажется, согласился:
.... всё - благо,
и даже советская власть.
Нет флага,
К которому я не хотел бы припасть!
постепенно погружается в абсолютную желтизну.
интереснее понять, кто был Шуман или кто был Бетховен, чем их музыка. Их потенциал был в
их личностях. а реализация этого потенциала, конечно, была неполной, при всей к ней любви
и почтении. Сделали, что удалось, я бы так сказал. Особенно ярко это у русских, у Глинки,
у Мусоргского, это же сиротские слёзы, даже если с Шуманом сравнивать. Сколько написал
Шуман и сколько написали наши? и обвинять-то их невозможно, но о политике не станем.
злодейства` стали вдруг понятны и чуть-ли не милы. Верно, возраст, невыносимая краткость
бытия, что-ли?
своей непохожестью, своей инаковостью, своей искренностью!
...кажется мне духовно недосягаемым пока.
только в силу того, что его криптограммы не скрываются им и нами читаются. Так думаю, что
Шуман и отличается-то тем, что стал примешивать к узко-музыкальным мотивациям некие
внешние для музыки опоры. Сначала прямо и наивно. В Абегг и Карнавале они ясно читаются.
Но все равно страшнее, чем тема Абегг и Сфинсксы мало чего в мире написано, на мое
ощущение. То ли это от того, что тайна, то ли прямое магическое воздействие на слушателя,
поди разбери. - Но потом автор перестал с нами делиться тайнами, и о них можно только
догадываться. Однако, вот и в этих пьесах, ощущение какой-то жути, жути как базиса, на
котором покоится логика. Человеческое все больше уходит, все выше уровень криптомании. Так
ужасно страшно, может быть, от того, что автор создает Голема, человекоподобное существо -
человекоподобное потому, что внешние признаки его музыки достаточно традиционные. Однако
стОит вскрыть кожу, оттуда посыплется неизвестно нам что.
человека (любого) как существа несовершенного, греховного и даже порочного /.../Пикантные
же частности посягают на суверенность моих попыток понять то божественное, что источает
гений. Не хочу быть зависимой от чужих оценок, приговоров, добросовестности или
недобросовестности исследователей и популяризаторов /.../он мал и мерзок/.../Мне только
мешают. /.../Хотя встречала людей, разделяющих мои убеждения.
порочности. Всякий может заболеть, заразиться и т.п.
Другое дело, что можно относиться к тексту, отбросив биографию, читать стихотворение
Тютчева и не думать, кому он это писал - Э..леоноре, Э...рнестине или Э....лене. Просто
читать текст. Но можно, конечно, и по-другому.
Тут, конечно, спор невозможен. Можно просто слушать музыку или просто читать стихи, не
думая ни о чем другом.