Скачать ноты

Арии Игоря и Кончака из оп. «Князь Игорь» (записи акустические 1924 г.)
      (55)  


chizhevskaya (21.08.2014 21:06)
Замечательную мощную арию Кончака Юрий Любимов выбросил из поставленной им оперы `Князь
Игорь`. Значит, `великий` режиссёр может себе позволить поизгаляться - убрать арию, чтобы
поняли: я - Любимов - что хочу, то и ворочу.

Mikhail_Kollontay (21.08.2014 21:27)
chizhevskaya писал(а):
что хочу, то и ворочу
С этой оперой
проблем непочатый край. В общей сложности Бородин написал около 6 часов музыки (в
черновиках). То, что мы сейчас имеем как `канонический` текст - лишь измышление
редакторов. Работой по доведению по читаемого вида материалов Бородина занимался Ламм и
еще один человек, фамилию которого я забыл. Но он был расстрелян в 30-х годах, и все
рухнуло. Так же малопонятно дело и с другими сочинениями Бородина, кстати. Не был бы Ламма
- то же было бы с Мусоргским.

victormain (21.08.2014 22:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
С этой оперой проблем непочатый край. В
общей сложности Бородин написал около 6 часов музыки (в черновиках). То, что мы сейчас
имеем как `канонический` текст - лишь измышление редакторов...
Но насколько я помню,
как раз ария Кончака была написана Бородиным достаточно рано и даже оркестровка в ней
авторская. Так что почему Любимову взбрело в голову купировать именно её - загадка.

precipitato (21.08.2014 23:05)
victormain писал(а):
Но насколько я помню, как раз ария Кончака была
написана Бородиным достаточно рано и даже оркестровка в ней авторская. Так что почему
Любимову взбрело в голову купировать именно её - загадка.
Я думаю - она его достала
по радио в советские годы, как не включишь - оттуда раздавалось ` Что приуныл ты, гость
мой `.

victormain (21.08.2014 23:19)
precipitato писал(а):
Я думаю - она его достала по радио в советские
годы, как не включишь - оттуда раздавалось ` Что приуныл ты, гость мой `.
Забавная
версия. Представляю себе, что бы осталось от `Онегина`, если б он его ставил.

Mikhail_Kollontay (21.08.2014 23:33)
precipitato писал(а):
` Что приуныл ты, гость мой `.
Существует
знаменитая запись одного болгарского баса, который там поёт, на пари, да соколу в неволе,
уж не напишу, что именно `не`.

Mikhail_Kollontay (21.08.2014 23:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
да соколу в неволе
Заодно - менее
известная, но более безобидная гадкая шутка в небольсинской записи Китежа: и встречалась
им старая курица (вместо тУрица), поёт некто слепой гусляр. Было ли пари - не знаю. Еще в
каком-то варианте Нестеренко, кажется, спел в крокодильском цикле Шостаковича `Как он
чудесно Пахтер`, вместо `пахнет`, но вроде бы это не пошло в конечном счёте в
окончательный монтаж. (Это фамилия писавшего ЕЕ звукорежиссёра, я тоже с Михаилом
Иосифовичем поработал.)

Mikhail_Kollontay (21.08.2014 23:41)
Возвращаясь к Игорю, я бы с удовольствием не то что Кончака, а всю бы оперу на помоечку.
Кроме, может - пожил бы я всласть, ведь на то и власть.

Mikhail_Kollontay (21.08.2014 23:42)
victormain писал(а):
Забавная версия. Представляю себе, что бы
осталось от `Онегина`, если б он его ставил.
Наверное, было бы это самое `О смерть,
иду искааааа-ать тебя!`, в качестве заключения опуса.

hamerkop (21.08.2014 23:48)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Возвращаясь к Игорю, я бы с удовольствием
не то что Кончака, а всю бы оперу на помоечку. Кроме, может - пожил бы я всласть, ведь на
то и власть.
Всю?.. Это сильно...

victormain (22.08.2014 00:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Возвращаясь к Игорю, я бы с удовольствием
не то что Кончака, а всю бы оперу на помоечку. Кроме, может - пожил бы я всласть, ведь на
то и власть.
Отобрать у народов Половецкие Пляски?! Ни за что не простят))
А я `Игоря` очень люблю и дико жалею, что он его толком так и не написал. Я примерно в
курсе (по лекциям А.Н.Дмитриева), что там имеется авторского. Музыка замечательная и не
дописать её было большим несчастьем. В результате приходят умные друзья-товарищи, всё
кромсают и корёжат, дописывают бездарную увертюру и выпускают в люди. Бородин бы результат
услыхал - ещё раз бы скоропостижно скончался.

hamerkop (22.08.2014 00:23)
victormain писал(а):
В результате приходят умные друзья-товарищи, всё
кромсают и корёжат, дописывают бездарную увертюру и выпускают в люди. Бородин бы результат
услыхал - ещё раз бы скоропостижно скончался.
По-моему, третий акт сделан здорово.

victormain (22.08.2014 01:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Существует знаменитая запись одного
болгарского баса, который там поёт, на пари, да соколу в неволе, уж не напишу, что именно
`не`.
Да, у меня пластинка есть. Когда-то не поверил своим ушам. А по смыслу так и
надо)

hamerkop (22.08.2014 01:07)
victormain писал(а):
Да, у меня пластинка есть. Когда-то не поверил
своим ушам. А по смыслу так и надо)
Это было, говорят, на спор сделано.

victormain (22.08.2014 01:20)
hamerkop писал(а):
По-моему, третий акт сделан здорово.
Именно
3-й?! Вообще, с актами там путаница, но в беляевском издании 3-й акт - это второй
половецкий, самый ненаписанный автором, там совсем из клочков музыку редакторы
монтировали.

hamerkop (22.08.2014 01:24)
victormain писал(а):
Именно 3-й?! Вообще, с актами там путаница, но в
беляевском издании 3-й акт - это второй половецкий, самый ненаписанный автором, там совсем
из клочков музыку редакторы монтировали.
Да, второй половецкий. Я как раз продолжал
Ваш разговор о редакторах. Мне кажется, блестящая работа. Одна строфическая фуга чего
стоит!

victormain (22.08.2014 01:31)
hamerkop писал(а):
Да, второй половецкий. Я как раз продолжал Ваш
разговор о редакторах. Мне кажется, блестящая работа. Одна строфическая фуга чего
стоит!
Может быть. У меня, честно говоря, в `Игоре` другие пристрастия, но Ваши очень
уважаю.

hamerkop (22.08.2014 01:34)
victormain писал(а):
Может быть. У меня, честно говоря, в `Игоре`
другие пристрастия, но Ваши очень уважаю.
А Ваши каковы?

victormain (22.08.2014 01:43)
hamerkop писал(а):
А Ваши каковы?
Я очень люблю Пролог, сцены у
Галицкого и Ярославны. Первый половецкий акт предпочёл бы без каватин молодняка (хотя для
Владимира написана хорошо): они неизбежно приводят к жуткому дуэту. Ария Игоря и Пляски
написаны невероятно. Пожалуй, всё; плюс хор поселян, на котором написанное Бородиным,
кажется, заканчивается.

hamerkop (22.08.2014 01:50)
victormain писал(а):
Я очень люблю Пролог, сцены у Галицкого и
Ярославны. Первый половецкий акт предпочёл бы без каватин молодняка. Ария Игоря и Пляски
написаны невероятно. Пожалуй, всё; плюс хор поселян, на котором написанное Бородиным,
кажется, заканчивается.
Каватины-дань оперным условностям. По музыке они, особенно
Кончаковна, хороши, но больно тормозят действие.
Взаимно, не могу не уважать Ваши предпочтения.
Отдельно (вездесущими московскими хоровиками) изданы Сцена обморока Ярославны и Бунт
Галицкого (на тему `Песни темного леса`). Должно сие было располагаться между Мужайся и
Набатом. Занятная штука!

victormain (22.08.2014 01:59)
hamerkop писал(а):
...
Отдельно (вездесущими московскими хоровиками) изданы Сцена обморока Ярославны и Бунт
Галицкого (на тему `Песни темного леса`). Должно сие было располагаться между Мужайся и
Набатом. Занятная штука!
В обморок она и сейчас немножко падает. но быстро приходит в
себя. А вот про Бунт Галицкого не помню, любопытно. Во всяком случае, хоровой обрубок
`Нам, княгиня, не впервые` совсем не работает между такими замечательными музыками, как
`Мужайся, княгиня` и набат пожара. Вот его бы я и сам с удовольствием убрал. А хор
`Мужайся, княгиня` в оригинале Бородина был гораздо больше, чуть ли не в сложной 3-частной
форме. Что там получалось в середине - не помню, это надо расшифровки Дмитриева смотреть,
их, кажется, так и не издали. Может как раз Галицкий встревал? Помню, что динамическая
реприза в `Мужайся` совершенно ошеломила; и это при том, что и сейчас, в его нынешнем
виде, хор звучит потрясающе.

victormain (22.08.2014 02:02)
hamerkop писал(а):
... хороши, но больно тормозят
действие...
Традиция `Руслана`. Там в какой-то момент тоже это озадачивает, но если
исполнители высокого класса - нормально.

hamerkop (22.08.2014 08:36)
victormain писал(а):
Традиция `Руслана`. Там в какой-то момент тоже
это озадачивает, но если исполнители высокого класса - нормально.
Галицкий встревает
со своими сторонниками, а бояре усмиряют его на материале: `нам, княгиня, не впервые`. Что
по форме, не помню. Могу потом сказать, в каком издании помещено.

Maxilena (22.08.2014 14:14)
Ну ваще, совсем опустили `Князюшку`, изругали, исхаяли... А я вот - люблю! И Кончаковну
люблю, чтоб смачно пели, столько там либидного томления, нигде не сыщешь. И пляски люблю,
и в постановке Игоря Моисеева. А Кончака - обожаю, когда Пирогов, и даже когда Максим
Дормидонтович его дудом дудит из своей бочки))))

Mikhail_Kollontay (22.08.2014 15:02)
Maxilena писал(а):
изругали, исхаяли
Почему, это только я,
больше никто так не относится.

Niksti (22.08.2014 15:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Существует знаменитая запись одного
болгарского баса, который там поёт, на пари, да соколу в неволе, уж не напишу, что именно
`не`.
Борис Христов, кажется.

Mikhail_Kollontay (22.08.2014 15:14)
Niksti писал(а):
Борис Христов, кажется.
Ну вот, я уж как
старался не позорить человека...

Andreewa (22.08.2014 15:20)
Ой, как трудно быть профессионалам! А мне по необразованности моей `Князь Игорь` очень
нравится, и ничуточки об этом не жалею.)))

Niksti (22.08.2014 15:20)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну вот, я уж как старался не позорить
человека...
Почему непременно позорить? У всех слушавших запись в своё время, это
была любимая хохма))

Mikhail_Kollontay (22.08.2014 15:24)
Niksti писал(а):
Почему непременно позорить?
Это точно, у нас
народ любит всяких разбойников и душегубов-матерщинников, как приедешь в деревню, какая
самая популярная песня - ведь `Вниз по матушке по Волге`, про Стеньку Разина, из любимой
народной пьесы `Лодка`. Надо не забывать внутреннюю свою народную сущность.

OlgaKz (22.08.2014 15:37)
Andreewa писал(а):
А мне `Князь Игорь` очень нравится, и ничуточки об
этом не жалею.)))
А я так этому просто радуюсь!!!:)))

rdvl (22.08.2014 17:46)
Andreewa писал(а):
Ой, как трудно быть профессионалам! А мне по
необразованности моей `Князь Игорь` очень нравится, и ничуточки об этом не
жалею.)))
Чем больше образование, тем темнее сознание. ( Кто-то из философофф ).

ak57 (22.08.2014 18:18)
rdvl писал(а):
Чем больше образование, тем темнее сознание. ( Кто-то
из философофф ).
`Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает
скорбь`(с)

Andreewa (22.08.2014 18:43)
rdvl писал(а):
Чем больше образование, тем темнее сознание. ( Кто-то
из философофф ).
Нет, не согласна. Образование никому не мешает, просто мне кажется,
когда все можешь разложить по полочкам, то интерес к процессу пропадает.)))

rdvl (22.08.2014 21:21)
Andreewa писал(а):
Образование никому не мешает
Еще как мешает.
Актерам, например, очень даже вредит. Актер должен быть достаточно диким, тогда в игре
правды больше. (А.Петренко сказывал).

chizhevskaya (23.08.2014 23:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
С этой оперой проблем непочатый край. В
общей сложности Бородин написал около 6 часов музыки (в черновиках). То, что мы сейчас
имеем как `канонический` текст - лишь измышление редакторов. Работой по доведению по
читаемого вида материалов Бородина занимался Ламм и еще один человек, фамилию которого я
забыл. Но он был расстрелян в 30-х годах, и все рухнуло. Так же малопонятно дело и с
другими сочинениями Бородина, кстати. Не был бы Ламма - то же было бы с
Мусоргским.
Но ведь уже больше ста лет любители этой оперы считают арию Кончака самой
яркой! Кто бы там ни работал над оперой, факт остаётся фактом!

chizhevskaya (23.08.2014 23:48)
Но ведь уже больше ста
лет любители этой оперы считают арию Кончака самой яркой! Кто бы там
ни работал над оперой, факт остаётся фактом!

Mikhail_Kollontay (23.08.2014 23:54)
chizhevskaya писал(а):
Но ведь уже больше ста
лет любители этой оперы считают арию Кончака самой яркой!
Кич всегда ярок. Хотя я не
говорю, на всякий случай, что КИ кич. Но всё равно, там такие бояре и прочее, ну, как в
фильме `ИВ меняет профессию`.

chizhevskaya (23.08.2014 23:56)
precipitato писал(а):
Я думаю - она его достала по радио в советские
годы, как не включишь - оттуда раздавалось ` Что приуныл ты, гость мой `.
Что-то вы
путаете! Не помню я, чтобы по советскому радио арию Кончака пели! Текст арии не очень
вписывался в советскую действительность. Вы вслушайтесь в этот текст! Арию Игоря - да,
пели.

Maxilena (24.08.2014 00:08)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Кич всегда ярок. Хотя я не говорю, на
всякий случай, что КИ кич. Но всё равно, там такие бояре и прочее, ну, как в фильме `ИВ
меняет профессию`.
Есть у меня предположение, что Время и тут вносит свою лепту. Кич
столетней давности может перестать быть таковым. И наоборот. Нет?

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 00:13)
Maxilena писал(а):
Есть у меня предположение, что Время и тут вносит
свою лепту. Кич столетней давности может перестать быть таковым. И наоборот.
Нет?
Судя по а) опере Богатыри, б) по политическим устремлениям Лукича, предполагаю,
что оно было еще больше кич, чем сегодня воспринимается. О дайте мне свободу и т.д. Если
не путаю, бывали студенческие волнения, связанные с постановкой этой оперы, до 1917, для
того и писалось. Потом, никак не могу сопоставить Слово о полку Игореве с обсуждаемым
опусом. Как бы даже ни датировать Слово.

precipitato (24.08.2014 00:16)
chizhevskaya писал(а):
Что-то вы путаете! Не помню я, чтобы по
советскому радио арию Кончака пели! Текст арии не очень вписывался в советскую
действительность. Вы вслушайтесь в этот текст! Арию Игоря - да, пели.
Мы наверно о
разном времени говорим. Я с пяти лет слова наизусть знаю).

Maxilena (24.08.2014 00:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Потом, никак не могу сопоставить Слово о
полку Игореве с обсуждаемым опусом. Как бы даже ни датировать Слово.
Это же - опера.
Ни `Онегина`, ни `Пиковую` никак не могу сопоставить с литературными произведениями. Может
быть, опера вообще предполагает некоторый кич в своей основе...

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 02:50)
Maxilena писал(а):
Это же - опера. Ни `Онегина`, ни `Пиковую` никак
не могу сопоставить с литературными произведениями. Может быть, опера вообще предполагает
некоторый кич в своей основе...
Вы правы, я глупость написал. И `Коронация Поппеи`
кич, и `Пелеас`. Зайду с другого входа попробую. В любом тексте есть внутренняя мотивация,
а слова, сюжет и прочее есть чепуха, используемая для того, чтобы проговорить внутренний
текст. В этом внутреннем тексте только и состоит факт выказывания. Этот внутренний текст
КИ, по мне, создан так примерно Демьяном Бедным. Ну хорошо: Владимиром Стасовым. Он не
есть продукт внутренней жизни Бородина, а привнесен в нее ложно, ввиду его недосмотра и
недочувства. Причем этого ни в коем случае нет в его квартетах, первых симфониях, песнях.
Не случайно он не написал оперу. Он ее не писал, а мучал столько лет. Вот, если чуть
подумавши. Она ложь, ложь внутреннего текста, текст не его, не хотел Бородин ее писать, а
думал, что хотел. Не знаю, как у других, у меня подобные были ошибки, так что очень
чувствую это. А в `Онегине` и `ПДаме`, сколько бы там ни было чуши, пейзанских хоров и
пр., вопреки ей почти везде есть эта внутренняя правда.

abcz (24.08.2014 08:54)
chizhevskaya писал(а):
Что-то вы путаете! Не помню я, чтобы по
советскому радио арию Кончака пели!
сколько угодно. До сих пор - единственное, что я
из КИ уверенно помню

Maxilena (24.08.2014 10:48)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы правы, я глупость написал. И
`Коронация Поппеи` кич, и `Пелеас`. Зайду с другого входа попробую.
Ой, я вовсе не
говорила, что Вы глупость написали. Но я Вас поняла. Просто, по моей поверхностности и
привату музыки над всем остальным, для меня любой текст в музыкальном произведении глубоко
вторичен (так же, как и танец, и постановка, и все-все-все), я просто в него не
вслушиваюсь. А в отношении КИ - Вы совершенно правы, если призадуматься над текстом.

Maxilena (24.08.2014 10:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Причем этого ни в коем случае нет в его
квартетах, первых симфониях, песнях. Не случайно он не написал оперу. Он ее не писал, а
мучал столько лет.
Кстати говоря, на мой взгляд, абсолютная условность и вторичность,
а когда и ходульность оперного текста - феномен именно оперы как жанра. Тут давеча
прослушала `Мессию` с текстом перед глазами, впечатление было было очень сильное. Страшно
жалею, что немецкого совсем не знаю... Вероятно, понимать смысл текстов в произведениях
Баха - тоже много дает.

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 12:22)
Maxilena писал(а):
`Мессию` с текстом перед глазами
Сомневаюсь
что-то, что Бах с Генделем были верующие люди, как-то тут писал на такую тему уже.

alexa_minsk (24.08.2014 13:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сомневаюсь что-то, что Бах с Генделем
были верующие люди, как-то тут писал на такую тему уже.
Уверен, что Бах был глубоко и
искренне верующий человек. Об этом убедительно говорят его кантаты и Пассионы.

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 13:23)
alexa_minsk писал(а):
Уверен, что Бах был глубоко и искренне верующий
человек.
Значит, так и было, спасибо.

Maxilena (24.08.2014 13:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сомневаюсь что-то, что Бах с Генделем
были верующие люди, как-то тут писал на такую тему уже.
А разве это имеет значение?
Впечатление от этого не зависит.

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 16:03)
Maxilena писал(а):
А разве это имеет значение? Впечатление от этого
не зависит.
Но ведь видно, человек на празднике или только присутствует на празднике.

Maxilena (24.08.2014 16:24)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но ведь видно, человек на празднике или
только присутствует на празднике.
В таком случае, и Бах, и Гендель - явно на
празднике.

Mikhail_Kollontay (24.08.2014 18:03)
Maxilena писал(а):
В таком случае, и Бах, и Гендель - явно на
празднике.
http://www.youtube.com/watch?v=YeP-_dzfqJI

Maxilena (24.08.2014 20:03)
Mikhail_Kollontay
писал(а):
http://www.youtube.com/watch?v=YeP-_dzfqJI
Наверное,
неправильно, но я воспринимаю духовную музыку Баха и Генделя как светскую.



 
     
Наши контакты