Как-то мало прежде слушал Дину Липатти, хотя всегда было ясно, что это был редчайший талант. Но вот напал на альбом из 7 дисков, где почти всё, что он записал, включая последний концерт в Безансоне, на котором у него не хватило сил сыграть ля-бемоль мажорный вальс Шопена, последний в программе. Изумительное это было явление, поразительно гармоничное. Великолепный звук, чувство стиля, чувство соразмерности во всем. Достаточно послушать хотя бы до-диез минорный вальс Шопена, в котором легко впасть в излишнюю чувствительность. При этом какое-то моцартианское мироощущение, стихийная пластичность. Рихтер говорил о том как трудно играть Моцарта, трудно `разгадать` его. Но вот Липатти с его вИдением музыки, быть может совершенно интуитивным, лишенным расчета, рацио, было бы, мне кажется, легко играть Моцарта - все всегда получалось бы. Неслучайно так великолепна у него ля минорная соната. И все это до 30 лет с небольшим. Право, плакать хочется.
Посмотрел, что есть (из его записей) на торрентах.
Добавить сюда в Архив особо нечего.
Здесь нет, например, альбома мая 1947 года.
May 24, 1947
Wolfbach Studio, Zurich
26. Beethoven: Cello Sonata No.3 in A Major, Op.69: I. Allegro ma non tanto
27. Bach: Cello Sonata in D: II. Andante
28. Chopin: Nocturne in C-Sharp Minor
29. Faure: Apres un reve
30. Rimsky-Korsakov: The flight of the bumblebee
31. Ravel: Piece en forme de habanera
with Antonio Janigro, cello
Как-то мало прежде слушал Дину Липатти, хотя всегда было ясно, что это был редчайший талант. Но вот напал на альбом из 7 дисков, где почти всё, что он записал, включая последний концерт в Безансоне, на котором у него не хватило сил сыграть ля-бемоль мажорный вальс Шопена, последний в программе. Изумительное это было явление, поразительно гармоничное. Великолепный звук, чувство стиля, чувство соразмерности во всем. Достаточно послушать хотя бы до-диез минорный вальс Шопена, в котором легко впасть в излишнюю чувствительность. При этом какое-то моцартианское мироощущение, стихийная пластичность. Рихтер говорил о том как трудно играть Моцарта, трудно `разгадать` его. Но вот Липатти с его вИдением музыки, быть может совершенно интуитивным, лишенным расчета, рацио, было бы, мне кажется, легко играть Моцарта - все всегда получалось бы. Неслучайно так великолепна у него ля минорная соната. И все это до 30 лет с небольшим. Право, плакать хочется.
Согласен. Такие пианисты вообще редко рождаются. А 8 соната (ля минорная, о которой Вы пишите) в его исполнении для меня эталон сравнения, если допустить, что сравнение имеет смысл.
А как Вы относитесь к его Баху? Сразу скажу, что для меня его Бах великолепен.
у него не хватило сил сыграть ля-бемоль мажорный вальс Шопена
Понятно, я мало что слушал у Липатти, но все равно по мне он среди пианистов не только лучший, а еще не единственный ли. Мне кажется, добивается он такого результата ввиду строжайшей дисциплины, ритмической в первую очередь, то, что делается по части выразительности, достигается звуком, артикуляцией, химией какой-то еще, но не валится ритм. Вместе с тем нет мертвого метронома.
В свою очередь согласен. Жаль, что баховских его записей мало. Бах у него живой, лишенный пуризма. Насчет Моцарта уже писал. Его 8-я соната - лучшая. Да и вообще.
Выше писал, что есть диск 1947 г. с виолончельной сонатой Бетховена, с Полетом шмеля РК и т.д. Но в Интернете этот диск отсутствует (точнее, найти его не смог).
Наверное, я очень наивно напишу. Но Липатти единственный пианист, слушая которого я думаю: какой светлый, чудесный человек играет на рояле. Вроде ничего особенного не делает, даже если простейшие ноты... Ну вот слушаю в сотый раз транскрипцию Майры Хесс кантаты Баха (http://classic-online.ru/archive/?file_id=77653), а каждый раз воспринимаю как чудо... И еще очень нравится его трактовка концерта Грига, на мой субъективный взгляд, лучшая. И спасибо за наводку - сейчас буду слушат сонату Моцарта.
Согласна, Липатти - очень хороший пианист. Я считаю самой удачной его записью Четырнадцатый вальс Шопена Ми минор Op. posth. Да и остальные его записи тоже неплохи.
Согласна, Липатти - очень хороший пианист. Я считаю самой удачной его записью Четырнадцатый вальс Шопена Ми минор Op. posth. Да и остальные его записи тоже неплохи.
Да. В мазурках Шопена ему нет равных. Я считаю самой удачной его записью Сорок седьмую мазурку Шопена Ля минор Op. 68 № 2 И вообще Яков Владимирович Флиер - мой любимый .исполнитель. Он стоит наряду с Идил Бирет и Марией Жоао Пиреш.
Флиер во-первых, очень легко у него получаются мелизмы в мазурках Шопена. Ни у кого так, как у него легко не получается. А во-вторых, он играет очень мягко и плавно мазурки Шопена. И мне кажется, что он единственный из всех берёт педаль (я имею ввиду мазурки Шопена). Остальные все играют как-то резко и отрывисто, такое впечатление, что вообще без педали. Ну и в-третьих, как писала Нина Лельчук в журнале `Семь искусств` (№ 33), выступление на сцене для огромной аудитории для Флиера было радостью, праздником, а не мукой, как даже для всемирно известных исполнителей.
Флиера очень ценил Микеланджели, что для меня - загадка. У Я.В. есть прекрасные записи (Лист, Рахманинов), но ПС мазурок меня разочаровало безликостью. Впрочем, как и у Рубинштейна...
Флиер во-первых, очень легко у него получаются мелизмы в мазурках Шопена. Ни у кого так, как у него легко не получается. А во-вторых, он играет очень мягко и плавно мазурки Шопена. И мне кажется, что он единственный из всех берёт педаль (я имею ввиду мазурки Шопена). Остальные все играют как-то резко и отрывисто, такое впечатление, что вообще без педали. Ну и в-третьих, как писала Нина Лельчук в журнале `Семь искусств` (№ 33), выступление на сцене для огромной аудитории для Флиера было радостью, праздником, а не мукой, как даже для всемирно известных исполнителей.
В Вашем уже солидном возрасте надо бы иметь более, простите, изысканный
Флиер во-первых, очень легко у него получаются мелизмы в мазурках Шопена. Ни у кого так, как у него легко не получается. А во-вторых, он играет очень мягко и плавно мазурки Шопена. И мне кажется, что он единственный из всех берёт педаль (я имею ввиду мазурки Шопена). Остальные все играют как-то резко и отрывисто,
В Вашем уже достаточно солидном возрасте надо бы иметь уже мысли посложнее и язык поинтереснее. Это конструктивная критика. А то все музшкольный перечет тональностей да ` легко получается`. Так Вы и к пенсии не разговоритесь на, извиняюсь, пятерку.:(
Флиера очень ценил Микеланджели, что для меня - загадка.
Вообще вопрос тут есть серьезный. Не случайно же ЯВ так высоко когда-то стоял. Я его застал, хотя вполне бодрым и красивым, в том состоянии, когда игра на рояле как таковая была для него, как не только мне виделось, не целью, а каким-то весьма холодным отбыванием номера. В том, что касается записей, я вообще ничего иного у него не улавливаю, так что и мне странно отношение Микеланджели. Что до безликости, мне кажется, она прямо соотносится с мягкостью и плавностью. В каких-то случаях почему бы и нет, но мазурка чаще всего совсем другими чертами отличается же.
- игра на рояле как таковая была для него, как не только мне виделось, не целью, а каким-то весьма холодным отбыванием номера.
- В том, что касается записей, я вообще ничего иного у него не улавливаю
- Как-то не похоже на отклики очевидцев и современников: `романтик`, `рыцарь музыки` и др. Как человек, похоже, был весьма симпатичен. Живьем, к сожалением не довелось слышать.
- А по записям судить трудно. Известная запись всех мазурок мне кажется довольно обыденной.
Вот это именно слово - из опыта слушания в конц.зале. Я тут залез в ютюб и обнаружил 3-й концерт Бетховена с К.Ивановым. Меня хватило на половину 1 части. Все, разумеется, корректно, но я ничего не понял. Как-то так, что надо играть, ну и играю. Мизинец, который старостильно закорючивается, понравился. Насчет прочего комментировать не хотел бы. Ученики у ЯВ были да, мощные. Жаль, что они тут ничего не пишут, было бы, может, яснее.
Вот это именно слово - из опыта слушания в конц.зале. Я тут залез в ютюб и обнаружил 3-й концерт Бетховена с К.Ивановым. Меня хватило на половину 1 части. Все, разумеется, корректно, но я ничего не понял. Как-то так, что надо играть, ну и играю. Мизинец, который старостильно закорючивается, понравился. Насчет прочего комментировать не хотел бы. Ученики у ЯВ были да, мощные. Жаль, что они тут ничего не пишут, было бы, может, яснее.
Спасибо!
Но - Гилельс!
На днях выложу ссылку на фрагмент его 3-го концерта.
Обещал! Сдержал слово, но не совсем.
Вместо 3-го концерта для ф-но с орк. Бетховена выкладываю 4-й, Allegro moderato.
Это мне очень близко.
О! Блистательный Гилельс!
Дирижёр Джордж Сэлл.
https://cloud.mail.ru/public/819cc769beb0%2F4_1_AS_R%2B%2B%2B.mp3
талант. Но вот напал на альбом из 7 дисков, где почти всё, что он записал, включая
последний концерт в Безансоне, на котором у него не хватило сил сыграть ля-бемоль мажорный
вальс Шопена, последний в программе. Изумительное это было явление, поразительно
гармоничное. Великолепный звук, чувство стиля, чувство соразмерности во всем. Достаточно
послушать хотя бы до-диез минорный вальс Шопена, в котором легко впасть в излишнюю
чувствительность. При этом какое-то моцартианское мироощущение, стихийная пластичность.
Рихтер говорил о том как трудно играть Моцарта, трудно `разгадать` его. Но вот Липатти с
его вИдением музыки, быть может совершенно интуитивным, лишенным расчета, рацио, было бы,
мне кажется, легко играть Моцарта - все всегда получалось бы. Неслучайно так великолепна у
него ля минорная соната. И все это до 30 лет с небольшим. Право, плакать хочется.