ФОРУМ

Форум » Личные форумы пользователей » somm » Почему Шопену легче, чем Шуману


somm(11.01.2017 07:23)
Почему Шопену легче, чем Шуману.

Для прожженного знатока музыки имена Шопена и Шумана олицетворяют собой разные варианты
романтизма. Ни о каком противопоставлении тут речи идти не может, ведь это не то же самое,
что сравнивать Шостаковича с Рахманиновым. Однако, когда речь заходит о
среднестатистическом любителе, все меняется. Если на мазурки народ «повалит», не глядя, то
Крейслериану захочет слушать далеко не каждый. В чем же причина?

Дело в том, что Шопен и Шуман говорят о разном и по-разному.

Круг образов Шумана широк, и рисует он их непростыми для понимания средствами. Его
мелодия прихотлива, подчас пунктирна и неочевидна, ритм переменчив, желаемой сочности нет.
Даже диапазон высот на слух воспринимается нешироким. Зато чрезвычайно широк перечень
психологических состояний и оттенков, передаваемых музыкой. Но к чему незадачливым
неофитам какие-то там состояния? Для них единственно желаема щемящая меланхолия и
мелодический сахар. Главное надрыв, благородный и красивый трагизм, возвышенность и пафос.

Именно такие сокровища перед ними щедро рассыпает Шопен. Публика приходит за конфетой, и
она ее получает. В известном советском фильме простой и душевный человек объясняет свой
вкус к прохладительным напиткам: «Главное, чтобы глотку драло!» Вот по тому же сценарию и
происходит прикосновение граждан к прекрасной музыке Фредерика Шопена.

Хорошо это или плохо? С точки зрения увеличения популярности академической музыки, пафос
Шопена является отличным локомотивом, и тут все замечательно. Казалось бы, давайте
нашпигуем концертные программы одними мазурками. Но дело в том, что при таком подходе
велика вероятность, что дальше «дранья глотки» дело так и не пойдет. То же относится и к
любителю музыки, не пытающемуся освоить новые территории, такой консерватор обречен вечно
гоняться за звуковым сахаром и проклинать непонятное.


musikus(11.01.2017 10:49)
somm писал(а):
Для прожженного знатока музыки.
Уже хорошо.


somm(11.01.2017 11:04)
musikus писал(а):
Уже хорошо.
Да, это про Вас.


musikus(11.01.2017 11:53)
somm писал(а):
Да, это про Вас.
Уж не знаю, гордиться или
печалиться. Если Вы откроете словарь сочетаемости, то увидите, что определение
`прожженный` сочетается с определениями `отъявленный`, `негодяй`,`плут`, `авантюрист`...
Если это относится, как Вы считаете, ко мне, как любителю музыки, то, значит, я узнАю и о
себе и о Вас нечто новенькое... Благодарствуйте.


somm(11.01.2017 18:28)
musikus писал(а):
Уж не знаю, гордиться или печалиться.

Если Вы откроете словарь сочетаемости,
Конечно, гордиться.

Я человек грубый, словарями не пользуюсь. Тут и без меня хватает `энциклопедистов`:)


somm(11.01.2017 19:08)
musikus писал(а):
Если Вы откроете словарь сочетаемости, то увидите,
что определение `прожженный` сочетается с определениями `отъявленный`, `негодяй`,`плут`,
`авантюрист`.
А вообще интересно, Вы правда считаете, что надо со словарем сверяться
и строить свою речь исходя из вот таких диковинных правил?


musikus(11.01.2017 20:57)
somm писал(а):
А вообще интересно, Вы правда считаете, что надо со
словарем сверяться и строить свою речь исходя из вот таких диковинных правил?
Нет,
конечно. Тому, кто мало-мальски владеет литературной речью, сверяться со словарями уже без
надобности. Но тому, кто в этом смысле глуховат (и считает, что обыкновенная литературная
речь строится на `диковинных правилах`) всячески рекомендую.


somm(11.01.2017 22:20)
musikus писал(а):
Нет, конечно. Тому, кто мало-мальски владеет
литературной речью, сверяться со словарями уже без надобности. Но тому, кто в этом смысле
глуховат (и считает, что обыкновенная литературная речь строится на `диковинных правилах`)
всячески рекомендую.
Уважаемый Музикус, спасибо за столь открытое заявление, что я
даже мало-мальски не владею литературной речью. Очевидно, с Вашей высоты Вам виднее. Но
должен заметить, в части того, что я глуховат, Вы меня переоцениваете. Я в этом смысле
вообще глухой, поскольку правило, согласно которому я не могу написать «прожженный знаток
музыки», лежит далеко за гранью моего понимания. Я бы, конечно, мог привести массу
примеров из высокоуровневой художественной и публицистической литературы, где применяется
фраза «прожженный знаток», но это не имеет смысла, поскольку даже если бы таких примеров
не было вообще, моя позиция нисколько бы не изменилась.






Наши контакты