ФОРУМ

Форум » Исполнители » Святослав Рихтер


sir Grey(29.12.2011 21:26)
M_I_ писал(а):
Потом поставил на пюпитр ноты (кажется, это были
`Мысли` Прокофьева) и попросил Рихтера прочитать их с листа
А в чем фишка? Вроде,
технически не очень сложно? Для музыканта, играющего балладу Шопена и 101 Бетховена? Что
хотел услышать Нейгауз? Интересно.


Yuriyauskiev(30.12.2011 00:17)
Sergeey писал(а):
У Вас это все на бумаге где-нибудь записано? А то
все эти сайты - что-то такое эфемерное, мне кажется. Надо бы все собрать вместе, потом
опубликовать хоть где, тогда уже не потеряется.
Вообще-то я не очень собираю свои
сообщения. Что-то, безусловно, хранится в электронном виде. Иногда роюсь по форумам, чтобы
найти своё же сообщение с важной информацией. Мне не кажется, что написанное мной можно
издать. Так, мысли вслух или отдельные сведения. Но вот сведения, факты - это прерогатива
квартиры-музея Рихтера. Им бы такое издать. А я что-нибудь мог бы представить для
сборника. если бы кто-нибудь взялся за такую деятельность. В Киеве была такая мечта -
издать `Украинскую книгу о Рихтере`. Но развития она, увы, не получила.
Раз уж Вы задали этот вопрос, расскажу, что несколько лет тому назад, сразу после
празднования Нового года, иногда упоминаемый здесь мною преподаватель Киевской
консерватории, в прошлом ученик Флиера, Борис Александрович Архимович получил предложение
на 1-м канале ТВ провести передачу о Рихтере, о его пребывании на Украине. Он прямо во
время встречи с редактором позвонил мне с предложением сделать передачу вдвоем - мне
оставлял Киев, а себе брал всю Украину. Я, естественно, согласился. А потом это
мероприятие начало откладываться – появлялись гораздо более важные и будоражащие страну
события – то депутаты закрывали туалеты в «Верховнiй Радi» и гасили свет, то еще что-то
устраивали. Внимание 1-го канала были приковано к этим судьбоносным событиям. А потом
Борис Александрович умер. Вряд ли он сообщил номера моих телефонов редактору. Да и кто я
для него такой? Любитель? Да мало ли их на свете? Раз специального музыкального
образования у меня нет, то вряд ли я мог представлять интерес. Такие дела…


Maxilena(30.12.2011 00:21)
Yuriyauskiev писал(а):
Вообще-то я не очень собираю свои сообщения.
Что-то, безусловно, хранится в электронном виде. Иногда роюсь по форумам, чтобы найти своё
же сообщение с важной информацией. Мне не кажется, что написанное мной можно издать. Так,
мысли вслух или отдельные сведения. Но вот сведения, факты - это прерогатива
квартиры-музея Рихтера. Им бы такое издать. А я что-нибудь мог бы представить для
сборника. если бы кто-нибудь взялся за такую деятельность. В Киеве была такая мечта -
издать `Украинскую книгу о Рихтере`. Но развития она, увы, не получила.
Раз уж Вы задали этот вопрос, расскажу, что несколько лет тому назад, сразу после
празднования Нового года, иногда упоминаемый здесь мною преподаватель Киевской
консерватории, в прошлом ученик Флиера, Борис Александрович Архимович получил предложение
на 1-м канале ТВ провести передачу о Рихтере, о его пребывании на Украине. Он прямо во
время встречи с редактором позвонил мне с предложением сделать передачу вдвоем - мне
оставлял Киев, а себе брал всю Украину. Я, естественно, согласился. А потом это
мероприятие начало откладываться – появлялись гораздо более важные и будоражащие страну
события – то депутаты закрывали туалеты в «Верховнiй Радi» и гасили свет, то еще что-то
устраивали. Внимание 1-го канала были приковано к этим судьбоносным событиям. А потом
Борис Александрович умер. Вряд ли он сообщил номера моих телефонов редактору. Да и кто я
для него такой? Любитель? Да мало ли их на свете? Раз специального музыкального
образования у меня нет, то вряд ли я мог представлять интерес. Такие дела…
Ой,
уважаемый, Вы столько знаете о Рихтере, что, мне кажется, отсутствие специального
образования Вам не повредит. Вы думаете, все биографисты с образованием? Вовсе нет. всегда
привлекаются консультанты. А книгу обязательно напишите, не у каждого такое вИдение этого
явления - Рихтер!


MargarMast(30.12.2011 00:26)
Yuriyauskiev писал(а):
Раз уж Вы задали этот вопрос, расскажу, что
несколько лет тому назад, сразу после празднования Нового года, иногда упоминаемый здесь
мною преподаватель Киевской консерватории, в прошлом ученик Флиера, Борис Александрович
Архимович получил предложение на 1-м канале ТВ провести передачу о Рихтере, о его
пребывании на Украине. Он прямо во время встречи с редактором позвонил мне с предложением
сделать передачу вдвоем - мне оставлял Киев, а себе брал всю Украину. Я, естественно,
согласился. А потом это мероприятие начало откладываться – появлялись гораздо более важные
и будоражащие страну события – то депутаты закрывали туалеты в «Верховнiй Радi» и гасили
свет, то еще что-то устраивали. Внимание 1-го канала были приковано к этим судьбоносным
событиям. А потом Борис Александрович умер. Вряд ли он сообщил номера моих телефонов
редактору. Да и кто я для него такой? Любитель? Да мало ли их на свете? Раз специального
музыкального образования у меня нет, то вряд ли я мог представлять интерес. Такие
дела…
Юрий Киевский, а, по-моему, Вы в данном случае как раз неправы. Мне кажется,
что Вам-то как раз и хорошо было бы позвонить сейчас на ТВ и поинтересоваться у них - а
интересуют ли их сейчас такие передачи. Поскольку людям надоела политика, им хочется
чего-нибудь замечательного, а у Вас этого замечательного, связанного с Рихтером - выше
короба. Поделитесь с другими! Я Вас уверяю - Вы получите отклик. Попробуйте, чем чёрт не
шутит! Я бы на Вашем месте такую возможность не упускала, ей-Богу!


sir Grey(30.12.2011 00:43)
Yuriyauskiev писал(а):
Что-то, безусловно, хранится в электронном
виде.....Мне не кажется, что написанное мной можно издать. Так, мысли вслух или отдельные
сведения. ......А потом Борис Александрович умер.
Главное, чтобы это хотя бы лежало
где-то в одном месте. Не нам судить, что представляет ценность, что нет, у Вас есть
разговоры с конкретными людьми, конкретные воспоминания. Живите еще 150 лет, как говорил
Беня Крик, но просто не хотелось бы, чтобы все было разбросано по разным форумам, так что
даже Вы сами не можете найти. Была попытка что-то издать, потом `затопили нас волны
времен, и была наша участь мгновенна`. Ну и ладно. Будет новая попытка, что-нибудь
завертится, и хорошо бы, чтобы реальные факты, реальные впечатления оказались под рукой, а
уж специалисты пусть решают, что представляет ценность. Так мне кажется, по крайней мере.
Я ведь не к тому говорю, что вот прямо сейчас все издавать. Просто не растерять бы.


Yuriyauskiev(30.12.2011 00:48)
Maxilena писал(а):
Ой, уважаемый, Вы столько знаете о Рихтере, что,
мне кажется, отсутствие специального образования Вам не повредит.

MargarMast писала:
Поскольку людям надоела политика, им хочется чего-нибудь замечательного, а у Вас этого
замечательного, связанного с Рихтером - выше короба. Поделитесь с другими!
Спасибо на
добром слове, сестры-близнецы! :))
Возможно, когда-то что-то удастся. Зато 1-го августа 2009-го я выступил по московскому
радио `Комсомольская правда`. Сам не напрашивался, а через другой форум получил
приглашение от главного редактора. Как раз по дороге в Тарусу на фестиваль задержался в
Москве и записал у них в студии свой рассказ. Но меня предупредили, что это должно быть
рассчитано на молодежную публику, которая слушает несколько другую музыку. Потом не
поинтересовался, есть ли у них форум, на котором обсуждают передачи. Если есть, то что
писала молодежь?


Maxilena(30.12.2011 00:57)
Maxilena писал(а):
Ой, уважаемый, Вы столько знаете о Рихтере, что,
мне кажется, отсутствие специального образования Вам не повредит. Вы думаете, все
биографисты с образованием? Вовсе нет. всегда привлекаются консультанты. А книгу
обязательно напишите, не у каждого такое вИдение этого явления - Рихтер!
Специально
встала из люльки и включила комп, чтобы извиниться за слово `биографист`. Семантическая
ошибка. Биограф, конечно же.


balaklava(30.12.2011 16:31)
Эта история произошла летом 197...(не помню каком) году. Круиз по Волге. Прямо на палубе С
концертной программой выступал СТР. Вдруг- резкий удар, погас свет (был поздний вечер).
Объявили эвакуацию. Началась паника... Но не один мускул не дрогнул на лице Святослава
Теофиловича. Он ,как ни в чем не бывало продолжал играть 32 сонату Бетховена... И тут
произошло то, во что невозможно поверить: пароход перестал тонуть и выпрямился. Но и даже
в этом, поверьте, небыло ничего необычного в сравнении с тем, что произошло потом.
Скажете - бред сумасшедшего, но все же рискну продолжить. Из воды на берег стали выползать
утопленники. Постепенно обрастая плотью, взявшись за руку, они пускались в пляс. Огромные
черные тучи стали расходится по кругу в разные стороны, как диафрагма в старом
фотоаппарате,и, в появившемся просвете показался светлый силуэт ангела с трубой.
Вознамерившись исполнить свое апокаплисическое предначертание он,вдруг, прислушиваясь к
чарующим звукам играющего за роялем маленького лысенького человечка, застыл в
нерешительности и... отстранив трубу от уст , медленно растворился в бесконечном
пространстве вселенной...


victormain(30.12.2011 17:29)
balaklava писал(а):
Эта история произошла летом 197...(не помню
каком) году. Круиз по Волге.
О Господи! Вот этого только не хватало!


M_I_(30.12.2011 19:38)
Sergeey писал(а):
А в чем фишка? Вроде, технически не очень сложно?
Для музыканта, играющего балладу Шопена и 101 Бетховена? Что хотел услышать Нейгауз?
Интересно.
Полагаю, Нейгауз услышал в игре Рихтера то, что хотел слышать (помимо
техники), или даже что-то большее. Насколько помню, в своём рассказе о первой встрече с
Рихтером Нейгауз не говорит специально о чтении с листа, но вообще замечает, что его
поразило `удивительное проникновение в музыку`. В дальнейшем Нейгауз отмечал, что Рихтер
играл с листа новое для него произведение так, как будто оно уже было хорошо знакомо ему.


sir Grey(30.12.2011 19:59)
Да, да. Это интересно. Я понимаю, что Нейгауза поразило не то, насколько быстро Рихтер
перебирает пальцами. Меня интересует, скорее, друге. Почему Нейгауз дал именно эти вещи
Прокофьева? Они были новые? Только что написанные? Или что?


M_I_(30.12.2011 20:16)
Sergeey писал(а):
Почему Нейгауз дал именно эти вещи Прокофьева? Они
были новые? Только что написанные? Или что?
Тут можно только догадываться. Если это
были `Мысли` Прокофьева, сочинённые в 1933-34 г.г., то вряд ли Рихтер мог их знать.
Возможно, Нейгауз любил это произведение. А может быть и то, что почувствовал в Рихтере
будущего замечательного исполнителя прокофьевской музыки. Полагаю, что в любом случае,
выбор нот был сделан не с экзаменационной точки зрения, а исходя из художественных
интересов Нейгауза. Первая встреча Рихтера и Нейгауза была творческой.


Yuriyauskiev(30.12.2011 23:11)
balaklava писал(а):
Вознамерившись исполнить свое апокаплисическое
предначертание он,вдруг, прислушиваясь к чарующим звукам играющего за роялем маленького
лысенького человечка, застыл в нерешительности и... отстранив трубу от уст , медленно
растворился в бесконечном пространстве вселенной...
Мдаа... До такого еще никто не
доходил. По-человечески более понятная реакция когда-то имела место: после одного концерта
в Милане мэр города послал в ООН телеграмму: `Никакой войны! Рихтер борется за мир!` Тут
его понять можно. Но чтобы другие силы так реагировали! Лучше промолчать.


musikus(31.12.2011 00:37)
Yuriyauskiev писал(а):
Мдаа... До такого еще никто не доходил.
По-человечески более понятная реакция когда-то имела место: после одного концерта в Милане
мэр города послал в ООН телеграмму: `Никакой войны! Рихтер борется за мир!` Тут его понять
можно. Но чтобы другие силы так реагировали! Лучше промолчать.
Не берите в голову,
это же Балаклава.


Yuriyauskiev(31.12.2011 18:41)
balaklava писал(а):
Эта история произошла летом 197...(не помню
каком) году. Круиз по Волге. Прямо на палубе С концертной программой выступал СТР.

Он ,как ни в чем не бывало продолжал играть 32 сонату Бетховена...
В городах на
берегу Волги Рихтер играл в 66-м и в 80-х:

9,10/3/66 - Volgograd. Драматический театр имени Максима Горького.
12/3/66 - Astrakhan. Концертный зал.
13/3/66 - Astrakhan. Концертный зал.
15,16/3/66 - Saratov. Концертный зал филармонии.

12,13/12/86 - Saratov. Октябрьский зал Саратовской государственной консерватории имени
Л.Собинова.

30/7/88 - Volgograd. Гарнизонный дом офицеров.

В 66-м он играл только 3-ю сонату Бетховена, а в 86-м - 28-ю. Он обязательно отметил бы
у себя в тетради концерт на корабле. Есть же в его тетради такая запись:

3/9/69 - Средиземное море. Между Гибралтаром и Майоркой. Deuxime Croisiere de Musicale en
Mediterranee a Bord de Renaissance.
Музыкальный зал парохода “Renaissance”.

32-ю сонату в 73-м, 74-м и 76-м он играл только за границей, в 75-м – за границей и в
Москве, Ленинграде, Минске, Тбилиси.
Так что, если даже отбросить мистику, к рассказу доверия нет.


balaklava(01.01.2012 13:27)
Yuriyauskiev писал(а):
В городах на берегу Волги Рихтер играл в 66-м
и в 80-х:

9,10/3/66 - Volgograd. Драматический театр имени Максима Горького.
12/3/66 - Astrakhan. Концертный зал.
13/3/66 - Astrakhan. Концертный зал.
15,16/3/66 - Saratov. Концертный зал филармонии.

12,13/12/86 - Saratov. Октябрьский зал Саратовской государственной консерватории имени
Л.Собинова.

30/7/88 - Volgograd. Гарнизонный дом офицеров.

В 66-м он играл только 3-ю сонату Бетховена, а в 86-м - 28-ю. Он обязательно отметил бы
у себя в тетради концерт на корабле. Есть же в его тетради такая запись:

3/9/69 - Средиземное море. Между Гибралтаром и Майоркой. Deuxime Croisiere de Musicale en
Mediterranee a Bord de Renaissance.
Музыкальный зал парохода “Renaissance”.

32-ю сонату в 73-м, 74-м и 76-м он играл только за границей, в 75-м – за границей и в
Москве, Ленинграде, Минске, Тбилиси.
Так что, если даже отбросить мистику, к рассказу доверия нет.
Потрясающе! Вы - самый
серьезный человек на Форуме.


Akme(03.01.2012 13:01)
balaklava писал(а):
Эта история произошла летом 197...(не помню
каком) году. Круиз по Волге. Прямо на палубе С концертной программой выступал СТР. Вдруг-
резкий удар, погас свет (был поздний вечер). Объявили эвакуацию. Началась паника... Но не
один мускул не дрогнул на лице Святослава Теофиловича. Он ,как ни в чем не бывало
продолжал играть 32 сонату Бетховена... И тут произошло то, во что невозможно поверить:
пароход перестал тонуть и выпрямился. Но и даже в этом, поверьте, небыло ничего необычного
в сравнении с тем, что произошло потом. Скажете - бред сумасшедшего, но все же рискну
продолжить. Из воды на берег стали выползать утопленники. Постепенно обрастая плотью,
взявшись за руку, они пускались в пляс. Огромные черные тучи стали расходится по кругу в
разные стороны, как диафрагма в старом фотоаппарате,и, в появившемся просвете показался
светлый силуэт ангела с трубой. Вознамерившись исполнить свое апокаплисическое
предначертание он,вдруг, прислушиваясь к чарующим звукам играющего за роялем маленького
лысенького человечка, застыл в нерешительности и... отстранив трубу от уст , медленно
растворился в бесконечном пространстве вселенной...
Интересно, а если бы Рихтер плыл
на Титанике?


Akme(03.01.2012 13:03)
Akme писал(а):
Интересно, а если бы Рихтер плыл на Титанике?
или
по-другому можно поставить вопрос.. и почему Рихтер не плыл на Титанике?)))


balaklava(03.01.2012 16:48)
Akme писал(а):
Интересно, а если бы Рихтер плыл на
Титанике?
Рихтер родился в 1915. Титаник затонул в 1912. Впрочем, зря стараетесь -
меня уже давно разоблачили, причем по пунктам:-)


Akme(03.01.2012 22:13)
balaklava писал(а):
Рихтер родился в 1915. Титаник затонул в 1912.
Впрочем, зря стараетесь - меня уже давно разоблачили, причем по пунктам:-)
Как жалко,
а я чуть было не поверила...:)


Yuriyauskiev(06.01.2012 04:24)
victormain писал(а):
Всего Баха написал Оле Асмудсен.
Да и
Рихтер не всегда самостоятельно играл. :)) Читали газету `Вечерний Минск` за 9/09/97,
вторник, №171?

Незабываемы вечера с английскими и французскими сюитами Баха. Во время исполнения одной
из них Святослав Теофилович попросил меня после того, как он снимет руку с клавиши в басу
(нота `фа диез`), подержать ее пальцем. Его руки в это время находились в другом регистре
клавиатуры. `А можно я потом возьму и `соль`? — спросил я. `Нет, ее я сыграю сам`, —
ответил, улыбаясь, маэстро. `Что ты там делал?` — спрашивали меня многие после концерта.
`Помогал Рихтеру играть`, — с шутливой гордостью отвечал я. Прощаясь, попросил:
`Приезжайте, пожалуйста. Еще `сыграем` дуэтом`.
(Владимир Шелихин. Опубликовано в сороковой день со дня смерти пианиста.)


victormain(06.01.2012 04:33)
Yuriyauskiev писал(а):
Да и Рихтер не всегда самостоятельно играл.
:)) Читали газету `Вечерний Минск` за 9/09/97, вторник, №171?

............................................................

(Владимир Шелихин. Опубликовано в сороковой день со дня смерти пианиста.)
Читал,
конечно. Это мой друг и поклонник Володенька Шелихин написал, Царство ему Небесное. Чистая
правда, между прочим. То же самое делал временами по просьбе СТ Юра Борисов.


victormain(06.01.2012 04:37)
victormain писал(а):
Читал, конечно. Это мой друг и поклонник
Володенька Шелихин написал, Царство ему Небесное. Чистая правда, между прочим. То же самое
делал временами по просьбе СТ Юра Борисов.
А Шелихин ВЁЛ рихторовские концерты в
Минске. Мои тоже. Здесь до сих пор приняты объявления номеров программы. Но равным
Владимиру Алексеевичу асом была, разве что, московская Анна Чехова.


M_I_(07.01.2012 15:02)
victormain писал(а):
Но равным Владимиру Алексеевичу асом была, разве
что, московская Анна Чехова.
Анна Чехова была асом высочайшего класса. Непостижимо
как, но она очень точно схватывала художественную атмосферу концерта, сама словно была
частью концерта.
Я, кстати, видел фото: А.Чехова, Н.Дорлиак и С.Рихтер вместе. На этом фото они в каком-то
добром единодушии.


Lapindros(07.01.2012 15:07)
Когда Анны Чеховой не стало,какая-то пустота в концертных залах появилась.Никто так не вёл
концерты.Были разные ведущие,но не то.Даже сейчас приходишь в консерваторию ждёшь когда
Анна Чехова появится на сцене.А вроде она простая какая-то,ничем сценическим таким вроде
не обладала..


Mikhail_Kollontay(07.01.2012 16:42)
Lapindros писал(а):
Когда Анны Чеховой не стало,какая-то пустота в
концертных залах появилась. - А вроде она простая какая-то
ох не простая


Yuriyauskiev(07.01.2012 17:14)
Lapindros писал(а):
А вроде она простая какая-то,ничем сценическим
таким вроде не обладала..
Как же так? У нее утонченный аристократизм, вкус. А уж
умение преподнести - несравненное. Простота, строгость, вкус - это и есть лучшая
характеристика, а она была своеобразной эмблемой БЗК.
Почему-то не запомнил, перечисляла ли она все титулы. У нас в Киеве именно на этом
делалось ударение (привожу транскрипцию, чтобы русским было понятно): `Народный артыст
Радянського союзу, лаурэат Ленiнської прэмiї, герой соцiалiстычного труда`. Ничему оно не
вредило, это были необходимые атрибуты, `так надо было` говорить, но что-то `не то`
чувствовалось.


alexshmurak(07.01.2012 17:17)
Yuriyauskiev писал(а):
У нас в Киеве именно на этом делалось ударение
(привожу транскрипцию, чтобы русским было понятно): `Народный артыст Радянського союзу,
лаурэат Ленiнської прэмiї, герой соцiалiстычного труда`
А сейчас -
`Шановніпанііпанове...` :)


Maxilena(07.01.2012 17:18)
Yuriyauskiev писал(а):
Как же так? У нее утонченный аристократизм,
вкус. А уж умение преподнести - несравненное. Простота, строгость, вкус - это и есть
лучшая характеристика, а она была своеобразной эмблемой БЗК.
Почему-то не запомнил, перечисляла ли она все титулы. У нас в Киеве именно на этом
делалось ударение (привожу транскрипцию, чтобы русским было понятно): `Народный артыст
Радянського союзу, лаурэат Ленiнської прэмiї, герой соцiалiстычного труда`. Ничему оно не
вредило, это были необходимые атрибуты, `так надо было` говорить, но что-то `не то`
чувствовалось.
Мне кажется, бывают люди, `прирастающие` к своему делу. Такие
оказываются незаменимыми , и после них остается настоящая пустота. Это какая-то магическая
составляющая в ней, которая надо всем - и аристократизмом, и вкусом...


Maxilena(07.01.2012 17:22)
Maxilena писал(а):
Мне кажется, бывают люди, `прирастающие` к своему
делу. Такие оказываются незаменимыми , и после них остается настоящая пустота. Это
какая-то магическая составляющая в ней, которая надо всем - и аристократизмом, и
вкусом...
Я еще всегда вспоминаю Светлану Виноградову


M_I_(07.01.2012 17:48)
Yuriyauskiev писал(а):
Почему-то не запомнил, перечисляла ли она все
титулы. У нас в Киеве именно на этом делалось ударение (привожу транскрипцию, чтобы
русским было понятно): `Народный артыст Радянського союзу, лаурэат Ленiнської прэмiї,
герой соцiалiстычного труда`. Ничему оно не вредило, это были необходимые атрибуты, `так
надо было` говорить, но что-то `не то` чувствовалось...
А на концертах в ДШИ № 3
(теперь: имени С.Рихтера) титулы и регалии не назывались. Говорили просто, примерно так:
начинаем концерт Святослава Рихтера.


Yuriyauskiev(07.01.2012 17:54)
M_I_ писал(а):
А на концертах в ДШИ № 3 (теперь: имени С.Рихтера)
титулы и регалии не назывались. Говорили просто, примерно так: начинаем концерт Святослава
Рихтера.
Более того, Ираида Тимофеевна Бобровская рассказывала мне, что сам Рихтер
попросил её вообще не называть его имени, а дважды повторить названия трансцендентных
этюдов в концерте 17/6/81 в школе Искусств (№3) на Каширском шоссе.


Lapindros(07.01.2012 23:35)
Yuriyauskiev писал(а):
Почему-то не запомнил, перечисляла ли она все
титулы.
Перечисляла,помню.


Lapindros(07.01.2012 23:37)
Maxilena писал(а):
Я еще всегда вспоминаю Светлану
Виноградову
По-моему и сейчас бывают концерты с ней.Сколько ей лет?Я помню её
давным-давно.


Lapindros(07.01.2012 23:39)
А может,кто помнит музыковедов-лекторов в Концертом Зале им.Чайковского,вечерами перед
концертом и в антрактах проводившие лекции?
Такие две пожилые тётеньки-черненькая и светленькая.
Как их звали?
Теперь что-нибудь подобное бывает?
Я сейчас хожу только на студенческие концерты.


MargarMast(09.01.2012 04:34)
Yuriyauskiev писал(а):
Из письма Дмитрия Терехова.

Милый, дорогой Святослав Теофилович!
Шлю Вам в эти дни всю мою любовь! Да пребудет она с Вами!
Сегодня Великий Четверг. Мы с Ниной зашли в Церковь на улице Неждановой, прямо под окнами
недавней Вашей квартиры, окнами шестого этажа. Кажется, только вчера мы перевозили сюда
книги и ноты с улицы Левитана.
...Дом высился, как каланча, По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как
колокол на колокольню.
И дальше:
Жилец шестого этажа...
Я всегда вспоминаю это, проходя здесь. Почему-то именно здесь, а не на Бронной...
Целую Вас и Нину Львовну. Христос воскресе!
Ваш Митя.
------------
А теперь

Борис Пастернак

Музыка
Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Bнизу остался под ногами.
Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.
Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.
Послушайте, ребята, а не хотите ли Вы прочистить форум
вот этим потрясающим посвящением Пастернака Рихтеру, которое в своё время привёл Юрий
Киевский? Сейчас дома наткнулась на свой рукописный листок - как сказано, а? И не нужны
никакие Плеяды и их опровержения. Нужны просто - Пастернак и Рихтер.


Yuriyauskiev(15.01.2012 12:19)
Желающие получать информацию о Рихтере легко найдут меня на форумах
www.sviatoslavrichter.ru и www.classicalforum.ru
Счастливо оставаться!


M_I_(16.01.2012 23:22)
almorgo1 писал(а):
1975г. Я в санатории после болезни смотрю ТВ.
Помню ,это был концерт, посвящённый дню советской милиции. Идет что-то, не помню,что..
И вдруг! `Выступает народный артист Сове....,Лауреат Ленинской пре...Святослав
Рихтер.`!!!
.................................
Музыка зазвучала как-то внезапно. Это был первый этюд Шопена.
А вот и нет!
В тот День советской милиции (10.11.1975) Рихтер сыграл Салонный вальс Чайковского и один
Этюд-картину Рахманинова. Шопена не было. Играл по нотам. Тогда я его видел первый и
единственный раз со звездой Героя соц. труда.
Смотрел этот концерт я дважды: первый раз в прямом эфире, потом в видеозаписи. Что и
позволило тогда сделать аудиозапись этого выступления.


M_I_(20.01.2012 21:55)
MargarMast писал(а):
Очень забавно - спорят, когда день рождения Баха
- 21-ого марта или 31-ого. Некоторые говорят, что разница связана с различием между
Юлианским и Григорианским календарями, но ведь между ними разница в 13 дней, а не в
10.
Для сведения.
Разница между Юлианским и Григорианским календарями постепенно нарастает со временем. В
ХХ веке она составляла 13 дней, а в Х1Х веке - 12 дней. Эта `дельта` постепенно нарастает:
на один день примерно за полтора века. А в первом веке от Рождества Христова никакого
различия ещё не было.


M_I_(20.01.2012 22:16)
almorgo1 писал(а):
Вспомнилось почему-то 6 августа 1997... Вы ,
конечно, тоже были там, в церкви. Помните, как вдруг народ расступился пропуская
пришедшего проститься Солженицына?/Интересно, что его хоронили через 11лет тоже 6
августа/
Давайте, всё-таки, уточним. Насколько я помню, Рихтера отпевали 4 августа
1997 года. Солженицина я там видел, он уже направлялся через толпу к выходу из церкви. Мой
знакомый, стоявший впереди меня, протянул ему руку и они обменялись рукопожатием.
Солженицин жестом показал готовность пожать руку и мне, но я не отозвался на этот жест -
видел его впервые. Ещё из присутствовавших там увидел (тоже единственный раз в жизни)
Б.Ахмадулину и Н.Михалкова.


M_I_(20.01.2012 22:31)
1938 писал(а):
Уважаемые почитатели С.Рихтера! Не пора ли вспомнить
библейскую заповедь `Не сотвори себе кумира...`? Что, помимо Рихтера ,других превосходных
пианистов не было? Вы напоминаете фанатов футбольного клуба: `Рихтер - чемпион! Рихтер -
чемпио-о-о-он!!!!`. А остальных, что? `На мыло`?
Про библейскую заповедь `Не сотвори
себе кумира` надо помнить всегда.
Других превосходных пианистов, кроме Рихтера, было ещё очень много.
Однако сравнение поклонников Рихтера с футбольными фанатами не корректно. Футбольные
фанаты имеют чёткий отличительный признак: собравшись вместе они меняются. В толпе фанатов
каждый из них становится другим, чем был в отдельности. Про поклонников Рихтера этого не
скажешь. Сколько бы они ни собирались вместе, каждый из них сохраняет свою
индивидуальность.


Romy_Van_Geyten(20.01.2012 22:35)
M_I_ писал(а):
Футбольные фанаты имеют чёткий отличительный признак:
собравшись вместе они меняются. В толпе фанатов каждый из них становится другим, чем был в
отдельности. Про поклонников Рихтера этого не скажешь. Сколько бы они ни собирались
вместе, каждый из них сохраняет свою индивидуальность.
Это потому, что поклонники
Рихтера не собираются в таком количестве, а то было бы то же самое)


Romy_Van_Geyten(20.01.2012 22:37)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это потому, что поклонники Рихтера не
собираются в таком количестве, а то было бы то же самое)
Форум, кстати, пример тому.
Когда собираются поклонники Рихтера и поклонники Гульда, искры так и летят


samlev(20.01.2012 23:26)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Форум, кстати, пример тому. Когда
собираются поклонники Рихтера и поклонники Гульда, искры так и летят
На форуме искрит
даже когда `поклонники` Гульда одни без всех собираются.


Romy_Van_Geyten(20.01.2012 23:31)
samlev писал(а):
На форуме искрит даже когда `поклонники` Гульда одни
без всех собираются.
Вероятно это потому, что они готовятся к приходу поклонников
Рихтера.


samlev(20.01.2012 23:38)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Вероятно это потому, что они готовятся к
приходу поклонников Рихтера.
Нет, это они готовятся к приходу Алены.


regards(22.01.2012 15:16)
Поклонников Рихтера и Гульда, очевидно, объединяет то, что и у тех, и у других регулярно
случается приход от прослушивания записей своих кумиров :)

Однако я вот являю собой пример поклонника обоих, могу привести примеры, где и как Гульд
обыгрывает - в футбольной терминологии - Рихтера, а где - Рихтер Гульда, и ничего во мне,
вроде бы, не искрит. Впрочем, надо попробовать залить внутрь немного бордо. Если замкнёт,
считайте меня поклонником бордо.


Yuriyauskiev(02.02.2012 00:15)
M_I_ писал(а):
Рихтер как-то высказался в том смысле, что ему не
интересно, как этот музыкант играет разные произведения, но ему
интересно как это произведение играют разные музыканты.
Понятно, что музыкантам,
занимающимся интенсивной концертной деятельностью, не до изучения записей коллег, если бы
даже такое желание у них было. Знакомиться с разными трактовками определенной вещи более
логично. Но мне приходится сомневаться в устойчивой потребности Рихтера слушать других
исполнителей с такой целью. Это мог быть лишь принцип далекий от реального воплощения. По
крайней мере, такой вывод можно сделать, читая Дневники. Да, иногда он слушает отдельных
пианистов, причем, некоторые из них не очень известные. Понятно, что Рихтера совершенно не
заботит табель о рангах, у него свои критерии. Попытаюсь судить со своей колокольни: я бы
в первую очередь интересовался исполнениями `Хаммерклавира`, так сказать, `главной
сонаты`. Он её слушает, причем, на протяжении достаточно большого промежутка времени всего
два раза. В одном случае исполнение не удерживается в памяти. Об этом мне рассказывал
также и Витя Зеленин. Ограничусь единственным примером. Хотя любопытно было бы проследить
за его суждениями о разных исполнениях и исполнителях. Делать этого не буду, но с
интересом прочитал бы такое исследование, если бы кто-нибудь его проделал.


Romy_Van_Geyten(02.02.2012 00:42)
Yuriyauskiev писал(а):
я бы в первую очередь интересовался
исполнениями `Хаммерклавира`, так сказать, `главной сонаты`.
Исполнение Рихтером
`Хаммерклавира` - это, как говорят немцы: `Ein Hammer!..`


Andrew_Popoff(02.02.2012 00:44)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Исполнение Рихтером `Хаммерклавира` - это,
как говорят немцы: `Ein Hammer!..`
Молоток? :)


Romy_Van_Geyten(02.02.2012 00:51)
Andrew_Popoff писал(а):
Молоток? :)
Ага! Действительно, если
речь идёт об абсолютной крутизне, немцы говорят: `Das ist ein Hammer!..` Т.е. не КТО, а
ЧТО имеется ввиду.


M_I_(04.02.2012 12:45)
Yuriyauskiev писал(а):
Понятно, что музыкантам, занимающимся
интенсивной концертной деятельностью, не до изучения записей коллег, если бы даже такое
желание у них было. Знакомиться с разными трактовками определенной вещи более
логично.
То, что Рихтеру `не интересно, как этот музыкант играет разные произведения,
но ему интересно как это произведение играют разные музыканты` для меня означает лишь
одно: ему было интересно само произведение. И он хотел узнать о нём как можно больше,
познать его. Рихтер ставил музыкальное произведение выше любого исполнителя, в том числе и
себя самого.


M_I_(13.02.2012 23:35)
MargarMast писал(а):
...доверительная беседа со слушателями известных
музыкантов, которые, сидя за своими инструментами, пытаются передать то, что они чувствуют
и понимают либо в данном произведении...
О Рихтере это немыслимо себе представить. Он
всё говорит исполнением музыки. Даже когда в 1965 году в Нью-Йорке один из сотрудников
газеты `Известия` спросил у Рихтера, почему он не даёт интервью, - не анализ музыки, а
всего лишь интервью, - и то Рихтер ответил: `Мои интервью - мои концерты`.

А если исполнитель перед своей аудиторией должен сперва выступить словесно, как лектор,
это значит, что он не вполне состоятельный музыкант.


alexshmurak(13.02.2012 23:37)
M_I_ писал(а):
А если исполнитель перед своей аудиторией должен
сперва выступить словесно, как лектор, это значит, что он не вполне состоятельный
музыкант.
Чушь собачья. Просто это другой жанр.


M_I_(13.02.2012 23:45)
Yuriyauskiev писал(а):
Да, он немного говорил на шумановском вечере в
ГМИИ им.Пушкина (`Декабрьские вечера - V`).
А что он там говорил?
Ну вот, например: `Соната Шуберта для скрипки и фортепиано. Она всегда почему-то
называлась `Дуэт`, это неверно. Исполняем мы` (мы -то он с О.Каганом). Вот и всё.
Или, при открытии Шумановского отделения концертов выступила И.Антонова. Рассказала про
блюменштюк - букет цветов, стоящий на сцене, присланный из Вены. А потом спросила: `А где
же наш маэстро?`. Рихтер выше на сцену со словами `Я здесь`. А потом сыграл `Блюменштюк`
Шумана.
А уж о художественном смысле исполняемых произведений не говорил не слова.


M_I_(13.02.2012 23:47)
alexshmurak писал(а):
Просто это другой жанр.
Жанр более низкий,
чем чистое исполнение музыки.


alexshmurak(13.02.2012 23:49)
M_I_ писал(а):
Жанр более низкий, чем чистое исполнение
музыки.
Извините, но Вы говорите чушь, причём второй раз. Никакой он не `более
низкий`. Если исполнителю или композитору или дирижёру требуется вербальный контакт с
публикой, это совершенно никак не умаляет его как музыканта. Я поражён что такая странная,
нелепая иерархия вообще может кому-то прийти в голову.


Mick_M(14.02.2012 00:12)
M_I_ писал(а):
Жанр более низкий, чем чистое исполнение
музыки.
Думаю,что дело не в `высоте или низости` жанра, а в логике, которой этот
вербальный контакт подчиняется. Либо он является плотью от плоти самого сочинения
(исполнения), либо разъяснением для `особо одаренных`. Естественно, это предполагает
особый дар. В Латвии была такая абсолютно ренессансная фигура Маргер Зариньш (не самый
великий композитор ХХ века), но его `музыкальные ветки` (по-латышски игра слов: zarins
значит `веточка`) были абсолютно целостным и гармоничным видом искусства. В архиве, к
сожалению, только музыка, но послушайте и представьте себе, что строумный человек (и
писатель, к тому же) мого рассказывать. И еще. Никогда я не был особым фаном
Рождественского, но его Преамбулы тоже были явлением.


M_I_(14.02.2012 09:16)
Mick_M писал(а):
Думаю,что дело не в `высоте или низости` жанра, а в
логике, которой этот вербальный контакт подчиняется.
Вот именно.
Только на концертах Рихтера в словесном контакте не было никакой нужды. Посмотрите
видеокадры того, как Рихтер выходил на к роялю на концерте, (особенно ранние, когда он не
держался столь замкнуто). Он весь собран, несёт в себе музыку, которую предстоит сейчас
воссоздать в реальном звучании. Он будет играть не для публики, а для музыки. Одна моя
знакомая рассказывала, что когда впервые увидела Рихтера, выходящего на эстраду, у неё в
голове пронеслось: `Он гениально выходит!`. Как хотите, но я не могу представить себе
Рихтера, что-то говорящего публике (или кому-то ещё) о предстоящем исполнении. Перед
выступлением ему было явно не до разговоров.

Кстати, рассказывали, как Рихтер сдавал экзамены в консерватории. Скажем, ему предлагали
рассказать о Бехтховене. Он отвечал: я вам сыграю, садился за рояль и играл симфонию
Бетховена.


ak57(14.02.2012 13:09)
M_I_ писал(а):
...Кстати, рассказывали, как Рихтер сдавал экзамены в
консерватории. Скажем, ему предлагали рассказать о Бехтховене. Он отвечал: я вам сыграю,
садился за рояль и играл симфонию Бетховена.
У Вас получилось, что Рихтер вообще не
хотел говорить о музыке никогда.
А на сайте есть запись оперы Бриттена `Смерть в Венеции` с коментарием Рихтера.


M_I_(14.02.2012 20:09)
ak57 писал(а):
У Вас получилось, что Рихтер вообще не хотел говорить
о музыке никогда.
Я имел в виду, что Рихтер не разъяснял словами своё исполнение. А
вообще он о музыке говорил. Например, одна особа (если не ошибаюсь, вдова Г.Г.Нейгауза)
рассказывала, что говорить о музыке Рихтер не любил, но когда они с Г.Г. о ней говорили,
то казалось, звучит музыка. Многое из того, что Рихтер сказал о музыке есть в известной
книжке Я.И.Мильштейна. Кое-что осталось в воспоминаниях людей. Наконец, известно, как
Рихтер проводил бесчисленные репетиции с ансамблем Московской консерватории, когда они
разучивали Концерт Берга. Для участников ансамбля Рихтер мог показать на рояле, скажем,
для трубача, его партию. Или протанцевать. Или дать задание: к следующей репетиции
прочитать из такого-то литературного произведения на странице такой-то вот этот абзац -
это поможет музыканту понять фрагмент его партии.


regards(18.02.2012 04:56)
Дорогой M.I., мне кажется, форум на этом ресурсе безнадёжно пошл, и надо говорить с
Сергеем о полной смене формата и самого движка.


M_I_(18.02.2012 14:07)
regards писал(а):
...мне кажется, форум на этом ресурсе безнадёжно
пошл, и надо говорить с Сергеем о полной смене формата и самого движка.
Уважаемый
regards!
Я не знаю, что означает термин `движок` в данном контексте, но полагаю, что обращаться в
Фоме Фомичу с просьбой что-то изменить вряд ли стоит. Форум на то и есть, чтобы каждый мог
высказывать всё, что хочет (кроме откровенного хулиганства, конечно). Чем полнее и
свободнее выскажется тот или иной оратор на форуме, тем больше мы узнаем про него и про
его мысли. Это часто бывает интересно. А если что-то окажется неинтересно, то можно это
оставить без внимания. В любом случае, меня всё на данном форуме устраивает, и я рад, что
форум живёт.


M_I_(18.02.2012 14:17)
M_I_ писал(а):
Жанр более низкий, чем чистое исполнение
музыки.
В приватной беседе я услышал некоторое недоумение, почему один жанр я
сравниваю с другим `по высоте`. Попробую пояснить это. Я считаю, что музыкальное искусство
выше искусства речи, хотя искусство речи тоже очень люблю. За одну минуту времени музыкой
может быть сказано гораздо больше, чем речью. Что же касается необходимости предварять
музыкальное выступление словесным обращением к публике, то это категорически необходимо
лишь в том случае, если автор нотного текста сам предпослал ему некоторое словесное
обращение.


Mick_M(18.02.2012 14:22)
regards писал(а):
Дорогой M.I., мне кажется, форум на этом ресурсе
безнадёжно пошл, и надо говорить с Сергеем о полной смене формата и самого
движка.
Так ведь, ей-Богу, Вам проще найти какой-нибудь другой форум, формат которого
больше соответствует Вашим требованиям.


Yuriyauskiev(18.02.2012 15:52)
M_I_ писал(а):
Я считаю, что музыкальное искусство выше искусства
речи, хотя искусство речи тоже очень люблю. За одну минуту времени музыкой может быть
сказано гораздо больше, чем речью.
Для выражения состояния души, когда не всё
выразишь словами, согласен, музыка подходит как ни какое другой вид искусства. Сказать
словами так, чтобы возник адекватный образ, крайне тяжело. Для этого есть специальные люди
- писатели, поэты. Но и они вряд ли способны были всегда объяснить всё-всё-всё только
словами. Мы можем прочитать об игре Паганини у Гейне, но я бы согласился, чтобы этого
эмоционального излияния не существовало бы вообще, взамен на запись исполнения великого
музыканта.
`Мысль изреченная есть ложь,` - т.е., не удается выразить до конца всё, что чувствуешь
нутром. Но я никогда не скажу такое о Рихтере, когда он выражает мысль языком музыки.
Непостижимое попадание в самую суть, умение видеть и выразить то главное, тот глубинный
смысл, который таится в произведении, и вместе с тем умом воспарить на недосягаемые высоты
и увлечь за собой нас, грешных, хотя не все туда хотят идти. Но это личное дело каждого.
Неужели сформулировал загадку феномена Рихтера, мучающую не одно поколение исследователей?
Шучу, разумеется. Но, уверен, я на правильном пути.

Что касается рассказа об исполняемой музыке, то такое бывало и перед концертами Рихтера.
Говорил, разумеется, не он, а неизменная в определенный период его деятельности Раиса
Глезер. Рихтер ведь выступал перед разными слушателями – рабочими заводов,
военнослужащими, живущими в отдельных гарнизонах, а еще в рамках чего-то типа
«университета культуры» и проч. Интересующимся могу представить точные даты и программы.
Уже писал, что можно позавидовать этим слушателям, желавшим приобщиться. С таким
проводником по музыке это делать особенно увлекательно. Кто-то скажет, что нельзя же так –
человека неопытного огорошить откровениями вселенского масштаба. Наверное, всё-таки можно.
Не раз видел людей явно неподготовленных – они после концерта Рихтера не могли понять, что
же с ними произошло. Открылось нечто, о чем они не подозревали, какой-то новый мир, новые
ценности. Не всегда это являлось стимулом приобщаться, но воспоминания о чем-то великом в
душе сохранялись. Вспомните притчу о сеятеле.
А еще вспомнил рассказ о том, как Рихтера впервые после долгих лет разлуки привезли к
матери, жившей в Германии. Она пригласила на чай соседей, слышавших, что сын этой
почтенной женщины пианист. Могу себе представить, что шли они на чай с домашним
музицированием впридачу – такое вот уютное мероприятие в маленьком спокойном европейском
городке. И тут 17-я Бетховена, да еще в небольшой комнате. Кто не слышал в концерте,
можете мне поверить, что это намного превосходит записи по накалу как эмоциональному, так
и интеллектуальному. Эти взрывы после томительных Largo, крайняя сосредоточенность второй
части и широчайший спектр душевных состояний и переживаний в третьей – всё это способно
завладеть сознанием надолго после окончания концерта. Таков мой личный опыт. Импрессарио,
поведавший нам о домашнем концерте, не рассказал о впечатлении, которое произвело
исполнение этого, невесть откуда взявшегося пианиста из какой-то страны советов, в которой
по улицам городов, кажется, медведи ходят. А было бы любопытно. Ведь немцев немецкой
музыкой просвещал какой-то не вполне немец, да еще из, по слухам, полудикой страны.


M_I_(18.02.2012 21:16)
MargarMast писал(а):
...он же сам говорил, что он всё время играл
`Хорошо темперированный клавир`, так что публика даже спрашивала - `долго ли Вы будете нас
мучить Бахом`...
Тут необходимо уточнение. Упомянутое высказывание Рихтера
подразумевает не вообще ``всё время``, а конец 40-х годов. И говорила это не вообще
публика, а отдельные слушатели. И они просили тогда играть Шумана. Несколько позже игра
Рихтера ценилась публикой очень высоко, и никому больше не приходило в голову давать
Рихтеру какие-либо репертуарные советы. Что бы он не играл, залы были полны.
В 1972 году он играл парию фортепиано в ``Прометее`` Скрябина. Помню, в очереди за
билетами кто-то высказал недоумение: зачем так убиваться за билетами, если Рихтер играет
всего лишь какие-то три ноты в ``Прометее``? Последовал гротескный, но правильный ответ:
даже если он играет всего лишь одну ноту, всё равно стоит идти слушать.


precipitato(18.02.2012 21:22)
M_I_ писал(а):
: зачем так убиваться за билетами, если Рихтер играет
всего лишь какие-то три ноты в ``Прометее``?
Какие три ноты? Там развернутая
концертная партия,очень виртуозная.


Yuriyauskiev(18.02.2012 21:26)
M_I_ писал(а):
Последовал гротескный, но правильный ответ: даже если
он играет всего лишь одну ноту, всё равно стоит идти слушать.
Еще раз повторю
сказанное Флиером: если бы сообщили, что Рихтер будет забивать гвозди в крышу
консерватории, всё равно собралась бы толпа посмотреть, как он это делает.

И по поводу программ. Кажется, тоже уже писал, что старорежимные киевляне поговаривали,
что Рихтер не любит Киев, т.к. постоянно играет здесь Прокофьева.


M_I_(18.02.2012 21:42)
Yuriyauskiev писал(а):
...Святослав Теофилович ответил, что сейчас в
Европе все её играют.
Возможно, ответ `сейчас в Европе все её играют` был просто
вежливой отмашкой Рихтера от говорившего. Иначе мог бы возникнуть ещё новый вопрос о том,
почему ему нравится именно эта редакция, а не лругая.


M_I_(18.02.2012 21:45)
precipitato писал(а):
Какие три ноты? Там развернутая концертная
партия,очень виртуозная.
Ну, это же было сказано фигурально (возможно, с
иронически-издевательской подкладкой). Так или иначе, это ведь не сольный концерт.


M_I_(18.02.2012 21:50)
Yuriyauskiev писал(а):
Прочитайте у Чемберджи и в Дневниках, как он
устраивал праздники...
Как играл джазовые импровизации.


MargarMast(18.02.2012 21:57)
Yuriyauskiev писал(а):
Для выражения состояния души, когда не всё
выразишь словами, согласен, музыка подходит как ни какое другой вид
искусства....
Юрий, я понимаю, что Вы хотите сказать о Рихтере, и особенно о его
феномене присутствия, исполнения концертов вживе - поскольку даже видеоролики передают
хотя бы частично, но просто видимо, внутреннюю работу его души. Вы знаете, этот человек
был действительно каким-то потрясающим феноменом. Это как раз тот случай, когда очень
скупая мимика лица выявляет поразительно огромный мир, который скрывается за ней. И
каждая музыкальная фраза - точно так же. Собственно, именно об этом я и говорила, когда
пыталась сказать, что богатство языка - это не многословие, а умение передать чрезвычайно
точными словами и в чрезвычайно правильном порядке, в сжатой форме, абсолютно грандиозные
пласты внутреннего мира человека. Именно это - свойство поэзии. Именно это - свойство
музыки. И только такие `передатчики`, как Рихтер, в состоянии донести глубину и
насыщенность в абсолютно точных выражениях. В этом есть связь между языком, особено
поэзией, музыкой, и сущностью человеческой природы высокого порядка. Опять же - для того,
чтобы `понять` Рихтера, нужно быть приближённым к нему по уровню музыкального восприятия -
да и не только музыкального, а жизненного. Хотя в обыденной жизни он мог представать
человеком неадекватным. Собственно, может быть, даже и косноязычным. Я уже говорила о
Губайдулиной, которая пыталась передать свои душевные состояния словами, и искала наиболее
подходящее слово, чтобы наиболее точно это отразить. Это - как поэтическая импровизация на
ходу, поскольку в поэзии человек ищет именно данное слово, которое должно стоять именно в
данном месте. А со стороны это выглядит так, как будто человек не свободно владеет
словом. И Губайдулиной легче выразить себя в музыке, и Рихтеру в его исполнении передать
всю глубину и содержательность данного произведения. Только тогда, когда есть такой
исполнитель - любой, даже неподготовленный слушатель, поймёт, что существует мир иной.
Когда попадаешь в этот мир, хочется пребывать в нём вечно, но, увы, это дано только
избранным. Вот Рихтер к таким избранным и относился.


M_I_(18.02.2012 23:37)
MargarMast писал(а):
...чтобы `понять` Рихтера...
...в обыденной жизни он мог представать человеком неадекватным. Собственно, может быть,
даже и косноязычным.
Может быть странно, но я никогда не стремился `понять` Рихтера.
Получал удовольствие от его игры. Иногда старался понять не его самого, а его исполнения,
но никакой особой работы для этого не требовалось, а важно было войти в нужное настроение.

Конечно же, Рихтер никогда не был косноязычен. Вообще, его устная речь была скупа, я бы
сказал, ответственна, каждое слово осмысленно. Он ничего не говорил `просто так`.


MargarMast(19.02.2012 03:19)
M_I_ писал(а):
Может быть странно, но я никогда не стремился `понять`
Рихтера. ...
Конечно же, Рихтер никогда не был косноязычен. ...
Ну, в принципе мы говорим об
одном и том же - ведь слово `понять` я поставила в кавычки. Это приблизительно то же
самое, что говорить - я `понимаю` данного композитора или данную вещь, или я её `не
понимаю`. Что означает `понимание` в музыке? Есть ли оно вообще? Вы знаете, M_I_, сразу
хочется углубиться в дебри трепологии и спросить - а что значит вообще глагол `понимать`?
Он же вообще, по существу, ничего не значит. Поскольку никто с уверенностью не может
сказать, что именно и до какой степени он понимает. В науке проще - там можно сказать,
что человек что-то понимает до той степени, до которой он может оперировать определёнными
постулатами и получать искомый результат. То есть, проверка понимания - эксперимент. А
что касается искусства, да и людей - разве мы понимаем других, да и себя? Ну, а насчёт
Рихтера - чтобы `понять` его, нужно приблизиться к его мировосприятию и пониманию музыки.
Кому-то дано это в большей степени - например, Юрию Киевскому. Насчёт `косноязычности` я
тоже пояснила. Это поиск верного слова. Так что - мы с Вами ни в чём в общем-то не
расходимся.


M_I_(01.03.2012 22:15)
Сохранилось не так много воспоминаний о Рихтере в его молодые годы. Каков он был тогда,
как выглядел?
Вот фрагмент выступления К.Х.Аджемова по центральному радио при открытии 13-го сезона
радиопередач «Вечера звукозаписи» осенью 1967 года. К.Х.Аждемов рассказывает о своих
первых впечатлениях о Рихтере.

Тридцать лет тому назад, осенью 1937 года в Московской консерватории заговорили об
исключительно одарённом пианисте, поступившем в класс Генриха Густавовича Нейгауза. На
вступительном экзамене он удивил взыскательных профессоров Московской консерватории
исполнением таких сложнейших сочинений, как соната Бетховена сочинение 101 и Четвёртая
баллада Шопена. Святославу Рихтеру было тогда 22 года. Пианист приехал из Одессы, где
талант его формировался под руководством отца.
В перерыве между лекциями в толпе молодёжи, заполнившей площадку учебного корпуса, мне
впервые встретился этот обаятельный молодой человек. Высокий, стройный, порывисто
устремлённый, он легко взбегал по лестнице, беседуя с товарищами. Приволием природы веяло
от него. И уже с первого взгляда запомнилось его лицо, как будто осенённое думой. Высокий
лоб, приветливая улыбка. Сияние молодости сквозило в каждом движении. Невольно я
остановился, чтобы приглядеться к этому интересному человеку. Но Рихтер проскользнул мимо
меня так же стремительно, как появился.
Выступления пианиста на студенческих вечерах класса Нейгауза приносили ему всё новый и
новый успех. Интересно играл он Фантазию Шумана, сонату Листа, прелюдии Рахманинова. Не
только музыканты откликались на эти выступления. Как-то профессор Цинговатов, известный
литературовед, приглашённый в консерваторию вести курс русской литературы для аспирантов,
рассказывал о впечатлении, произведённой на него игрой Рихтера. Святослав всех заслонил,
он выше всех. Я всё понимаю, когда слушаю его, даже самые сложные построения звуков –
говорил профессор Цинговатов.
Увлекаясь театром, я не раз встречал Рихтера на спектаклях. Однажды мы встретились в
очереди, выстроившейся у театра Вахтангова, где труппа малого театра должна была выступить
с инсценировкой «Евгении Гранде» Бальзака – Дави. Сколько в этом человеке внутреннего
изящества, как он содержателен! - подумалось мне после нескольких фраз, которыми мы
обменялись…


AFlmnv(01.03.2012 22:20)
M_I_ писал(а):
К.Х.Аждемов рассказывает о своих первых впечатлениях о
Рихтере.
Замечательно, что Вы отрывок выступления Аджемова поместили!
У меня есть его замечательная книжка `Незабываемое` - лет с 10 я её раз 50 перечитывал.
Там воспоминания о Софроницком, Рихтере, Прокофьеве, Гедике, Нейгаузе и о многих
выдающихся музыкантах.
Интересно, есть ли эта книга в электронном виде...
Если нет - то жаль. Перепечатать всю книгу - задача нереальная.)


Intermezzo(01.03.2012 22:25)
AFlmnv писал(а):
Перепечатать всю книгу - задача
нереальная.)
Пересканить?)


AFlmnv(01.03.2012 22:26)
Intermezzo писал(а):
Пересканить?)
Не имею возможности, к
сожалению.
К тому же она в таком беспомощном виде - что вряд ли что-то будет понятно.)


Intermezzo(01.03.2012 22:28)
AFlmnv писал(а):
Не имею возможности, к сожалению.
К тому же она в таком беспомощном виде - что вряд ли что-то будет понятно.)
ОК.) Я
поищу в интернете. Если найду, сообщить Вам?


AFlmnv(01.03.2012 22:29)
Intermezzo писал(а):
ОК.) Я поищу в интернете. Если найду, сообщить
Вам?
Тут, наверно, надо сообщить форумчанам, не прочитавшим эту замечательную книжку.
Я-то эту книжку почти наизусть знаю.)


Intermezzo(01.03.2012 22:48)
AFlmnv писал(а):
Тут, наверно, надо сообщить форумчанам, не
прочитавшим эту замечательную книжку.
Я-то эту книжку почти наизусть знаю.)
Нашел ее, но доступна только к распечатке.
Вот:
http://chelreglib.ru:6007/cgi-bin/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=I
BIS&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLO
RTERMS=0&S21STR=%D0%90%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D0%9A%2E%D0%A5%2E


AFlmnv(01.03.2012 22:55)
Intermezzo писал(а):
Нашел ее, но доступна только к
распечатке.
Замечательно. Спасибо Вам.
Теперь люди смогут прочитать эту замечательную книжку.


Yuriyauskiev(02.03.2012 00:50)
Intermezzo писал(а):
Нашел ее, но доступна только к
распечатке.
А Вы не могли бы отсканировать касающееся Рихтера и выложить, скажем, на
sendspace.com ?


Intermezzo(02.03.2012 12:23)
Yuriyauskiev писал(а):
А Вы не могли бы отсканировать касающееся
Рихтера и выложить, скажем, на sendspace.com ?
Постараюсь, но не уверен, что
получится. В любом случае, займет много времени, но постараюсь.


Miku(12.03.2012 06:52)
Кто знает кто лучше?Рихтер или Ланг-Ланг?


MargarMast(12.03.2012 06:53)
Miku писал(а):
Кто знает кто лучше?Рихтер или
Ланг-Ланг?
Конечно, Ланг Ланг, разве у кого-нибудь есть по этому поводу сомнения?


alexshmurak(12.03.2012 10:10)
Miku писал(а):
Кто знает кто лучше?Рихтер или Ланг-Ланг?
Лучше
всего Линг-Линг: http://en.wikipedia.org/wiki/Ling-Ling#Ling-Ling


alexshmurak(12.03.2012 10:23)
alexshmurak писал(а):
Лучше всего Линг-Линг
Кто есть вк,
наслаждайтесь: http://vk.com/video83258439_161775594


fra_kanio(12.03.2012 12:22)
MargarMast писал(а):
Конечно, Ланг Ланг, разве у кого-нибудь есть по
этому поводу сомнения?
???


fra_kanio(12.03.2012 12:24)
Miku писал(а):
Кто знает кто лучше?Рихтер или Ланг-Ланг?
РИХТЕР
!


alexshmurak(12.03.2012 12:35)
да, как видно, границы у юмора и правда - собственные, т. е. довольно смешные


ak57(12.03.2012 12:37)
fra_kanio писал(а):
???
Сарказм


ak57(12.03.2012 12:43)
Но если Miku задает такой вопрос - то Ling-Ling вне конкуренциии...


Yuriyauskiev(12.03.2012 12:59)
ak57 писал(а):
Но если Miku задает такой вопрос - то Ling-Ling вне
конкуренциии...
Есть детективный фильм по Агате Кристи, если не ошибаюсь, в котором
рассказана любопытная история. Некто спрашивает Моргана о цене его яхты. «Если вы об этом
спрашиваете, она вам не по карману,» - приблизительно так отвечает миллиардер. Кстати,
роль этого рассказчика играет Дмитрий Дорлиак – такое вот стечение обстоятельств.
Так и с этим вопросом. Задает его молодой человек, если верить представленным данным. Но
и молодой человек мог познакомиться со всем написанным здесь о Рихтере, мог послушать
записи. Не надо быть ювелиром, чтобы отличить сияние бриллиантов от дешевого блеска
стекляшек.

P.S. Кажется, у нас уже появились модераторы. Пропустил это историческое событие. И кому
писать о ненужности в этой теме подобного «юмора»:
alexshmurak писал:
Лучше всего Линг-Линг: http://en.wikipedia.org/wiki/Ling-Ling#Ling-Ling ?


alexshmurak(12.03.2012 13:02)
Yuriyauskiev писал(а):
Кажется, у нас уже появились модераторы.
Пропустил это историческое событие. И кому писать о ненужности в этой теме подобного
«юмора»
модераторы у нас не просто не появились - модераторов у нас не будет. писать
о ненужности подобного `юмора` можно, полагаю, в Лигу Защиты Нужного Юмора. Ну или на
форум, в публичном посте, как Вы, собственно, и сделали.


alexshmurak(12.03.2012 13:09)
А вообще, я начинаю немного понимать Роми, насчёт разделения людей по признаку наличия
чувства юмора. Сегодня это как-то особенно вопиюще заметно.


ak57(12.03.2012 13:13)
Yuriyauskiev писал(а):
...Пропустил это историческое событие. И кому
писать о ненужности в этой теме подобного «юмора»:
alexshmurak писал:
Лучше всего Линг-Линг: http://en.wikipedia.org/wiki/Ling-Ling#Ling-Ling ?
Да не
переживайте Вы так - это все Сарказм...


Yuriyauskiev(12.03.2012 13:38)
alexshmurak писал(а):
А вообще, я начинаю немного понимать Роми,
насчёт разделения людей по признаку наличия чувства юмора. Сегодня это как-то особенно
вопиюще заметно.
ШутИте в другой теме. Туда я не сунусь. Недавно читал Ваши же
предложения по поводу введения модерирования. Там было и о пустой болтовне на форуме,
причем, с пафосом. Сегодня, вижу, всё возвращается на круги своя. Еще не видел темы, хотя
я не очень-то шастаю по форуму, которую по своему произволу не превратили бы для место для
словесных испражнений. Можно хоть что-то оставить незагаженным? Чтобы было `вопиюще
заметно`?
Не раз уже задавался вопросом по поводу целесообразности своего пребывания здесь. Разве
что выполняю чьи-то просьбы по выкладыванию записей. А шутить или радоваться подобным
шуткам в этой теме – увольте. Да еще слышать, что не дорос до подобного юмора, который,
безусловно, есть способ выражения глубоких мыслей.

Известен рассказ Н.Д.Журавлевой о том, как Святослав Теофилович у себя дома захотел
сыграть близким друзьям и при этом поделился страхами, что будет стыдно. Перед кем? –
Перед Листом!
Перед Рихтером здесь не всем стыдно.


ak57(12.03.2012 13:59)
Yuriyauskiev писал(а):
... Сегодня, вижу, всё возвращается на круги
своя...
Уважаемый Юрий!
Попытка ввести правила поведени на Форуме провалилась(потерпела Фиаско). Сейчас на Форуме
воцарилась Анархия. На данный момент это Реальность. Как Вы будете вести себя в такой
ситуации - определяйте для себя сами.






Наши контакты