ФОРУМ

Форум » Музыкальные страсти, или `Музыка несогласия` » Академический музыкальный театр в наше время: перспективы жанра, «опероведение», прочее


oleandr(20.12.2013 22:47)
А по-моему, рэп, техно, вообще рок как таковой, как и джаз и т.п. - просто прекрасный
строительный материал для музыки вполне академического толка (т.е. написанной с
применением академических технологий композиции). В прошлом композиторы использовали
менуэт или, допустим, сентиментальный романс в качестве таких кирпичиков. Так почему бы не
использовать рэп? Глядишь, и молодежи современная музыка понятнее станет.


Vladimir7(20.12.2013 22:50)
oleandr писал(а):
А по-моему, рэп, техно, вообще рок как таковой, как
и джаз и т.п. - просто прекрасный строительный материал для музыки вполне академического
толка (т.е. написанной с применением академических технологий композиции). В прошлом
композиторы использовали менуэт или, допустим, сентиментальный романс в качестве таких
кирпичиков. Так почему бы не использовать рэп? Глядишь, и молодежи современная музыка
понятнее станет.
И будет у нас, по-видимому, такая классика:
http://fl-studio.ru/load/36-1-0-133686


oleandr(21.12.2013 00:08)
Vladimir7 писал(а):
И будет у нас, по-видимому, такая классика:
http://fl-studio.ru/load/36-1-0-133686
К сожалению, я не услышал там ни одной
оформленной темы, одни общие формы движения.
Могу продемонстрировать, как сам работаю с этим. В опере. Отдельного файла с `Рэпом`
врачей` у меня нет, но если дослушаете картину до конца, поймете. Это то место, где
препираются психоаналитик и терапевт.
http://www.youtube.com/watch?v=ut0LEscaB6g


evc(21.12.2013 00:18)
oleandr писал(а):
Это то место, где препираются психоаналитик и
терапевт.
http://www.youtube.com/watch?v=ut0LEscaB6g
тяжело слушать картину Вашей оперы: не
могли ли бы Вы указать минуты в видео, когда препираются психоаналитик и терапевт?

а тяжело из-за демократичности языка...


oleandr(21.12.2013 01:02)
evc писал(а):
тяжело слушать картину Вашей оперы: не могли ли бы Вы
указать минуты в видео, когда препираются психоаналитик и терапевт?

а тяжело из-за демократичности языка...
Ну что же поделаешь! Опера жанр
демократический, а не сектантский. )))


oleandr(23.12.2013 00:51)
Вот здесь мои мысли изложены даже лучше, чем я бы это сделал сам:
http://www.operanews.ru/13122205.html


evc(23.12.2013 01:14)
oleandr писал(а):
Вот здесь мои мысли изложены даже лучше, чем я бы
это сделал сам: http://www.operanews.ru/13122205.html
не могу спорить с той частью
статьи, где рассказывается о Вашей опере, так как её не слушал, а единственный фрагмент,
на который Вы давали ссылку, не смог осилить.

что касается собственно начального манифеста от Антона Гопко, то это ужас, действительно,
он сноб, вспоминается и его совершенно неудобный и невнятный по концепции сайт
ParaClassics -> http://paraclassics.com/ru/ ...
примерно такое же ощущение от всех его рассуждений, как от лекций незабвенного Михаила
Казиника.

можно конечно, детально рассмотреть каждое его предположение, часть из них вполне
логичны, но в целом вырисовывается абсурдная картинка.
после такой статьи охотнее поверишь Мартынову (хотя я как раз не согласен с так
называемым `концом времени композиторов`, впрочем Владимир так пошутил) и с тем, что все
мелодии и шедевры давно написаны.

считаю, что есть чего сказать и сейчас, но только не на предлагаемом популистском уровне,
что тихонько `сквозит` у Антона.

своей доброй статьёй он `вбивает` ещё один гвоздик в `крышку гроба` оперы.
... которой (опере) в принципе и не надо никаких особых `костылей-подпорок`.

современная опера и поныне жива (что в принципе и упоминалось вскользь у Гопко, но как-то
зыбко), это и опусы немца Хельмута Лахенмана и присутствующего здесь Виктора Копытько,
живущего в Минске и сочинения Тарнопольского, Десятникова, Щедрина, Кобекина, которые
вполне успешно ставятся на разных сценах по всему миру.
о зарубежной опере не стал говорить, за исключением Хельмута, прежде всего упомянул
отечественных авторов, пусть и не относящихся к творческой молодёжи.


Mikhail_Kollontay(23.12.2013 08:05)
evc писал(а):
Виктора Копытько, живущего в Минске и сочинения
Тарнопольского, Десятникова, Щедрина, Кобекина
Раскатова, Смелкова, Кануковой


Ablomov(24.12.2013 12:25)
oleandr писал(а):
Вот здесь мои мысли изложены даже лучше, чем я бы
это сделал сам: http://www.operanews.ru/13122205.html
Андрей, нахожусь под
впечатлением от приведенной Вами статьи. А где можно послушать Вашу оперу? Я `залюбил`
оперу совсем недавно, в июле прошлого года. В этом году в Санкт-Петербургъ опера слушал
`Дон Жуана` и `Паяцев`. Впечатление колоссальное. Я не музыкант и музыку могу оценивать,
увы, только в одном `регистре`: нравится-не нравится.

С уважением,
Юрий.


evc(24.12.2013 14:39)
Ablomov писал(а):
А где можно послушать Вашу оперу?
он давал
выше ссылку на одну из картин оперы в своём авторском исполнении, там же на youtube есть и
другие номера.


oleandr(26.12.2013 18:48)
evc писал(а):
не могу спорить с той частью статьи, где рассказывается
о Вашей опере, так как её не слушал, а единственный фрагмент, на который Вы давали ссылку,
не смог осилить.

что касается собственно начального манифеста от Антона Гопко, то это ужас, действительно,
он сноб...
Забавно: оперу мою не слушали, но уже припечатали `снобом` одного из самых
ярких критиков, одного из немногих, действительно, искренне любящих оперу и превосходно
разбирающихся в ней. Именно в ОПЕРЕ, а не в том, что за нее выдается в рамках одного,
очень узкого направления ХХ века. В скобках замечу, что я, в отличие от Вас, хорошо знаю,
о чем говорю, ибо никогда не сужу о том, чего лично не слышал или не попробовал пальцами.
Независимо от того, нравится мне или нет конкретное произведение, прежде чем выносить
квалифицированное суждение, я должен его изучить. Иначе, извините, это даже не снобизм, а
просто вкусовщина. Именно поэтому, если надо, я могу объяснить, и вполне доказательно,
почему, скажем, `Девочка со спичками`, при всем Вашем уважении к ее автору, НЕ опера, в
отличие от `Отелло` Верди или `Порги и Бесс` Гершвина.


sl(26.12.2013 19:09)
oleandr писал(а):
Забавно: оперу мою не слушали, но уже припечатали
`снобом` одного из самых ярких критиков, одного из немногих, действительно, искренне
любящих оперу и превосходно разбирающихся в ней.
Не переживайте. Но здесь, наверное,
нет таких опероведов, которые могли бы играть клавиры наизусть. Наверное, высокого
профессионального уровня опероведов вообще нет. Но только наверное.))


sl(26.12.2013 19:12)
sl писал(а):
Не переживайте. Но здесь, наверное, нет таких
опероведов, которые могли бы играть клавиры наизусть. Наверное, высокого профессионального
уровня опероведов вообще нет. Но только наверное.))
Вы абсолютно правильно говорите.
Люди высокопрофессионально разбирающиеся в опере уже давно уехали из России, Украины и
Беларуси.


evc(26.12.2013 19:13)
sl писал(а):
Вы абсолютно правильно говорите. Люди
высокопрофессионально разбирающиеся в опере уже давно уехали из России, Украины и
Беларуси.
Вы видимо адресовали этот ответ oleandr, а то цитировали себя. )


evc(26.12.2013 19:14)
oleandr писал(а):
Забавно: оперу мою не слушали, но уже припечатали
`снобом` одного из самых ярких критиков, одного из немногих, действительно, искренне
любящих оперу и превосходно разбирающихся в ней.
Прежде чем написать свой
комментарий, я уже имел опыт знакомства с Вашей музыкой, как послушал ряд фрагментов оперы
в Вашем авторском исполнении.

и, если Вам неизвестно, этот один из самых ярких критиков позиционирует буквально себя
как `сноб`, он и активный колумнист на сайте http://snob.ru | про упомянутый также
музыкальный портал, организованный Гопко, который абсолютно популистский и
`квазиэлитарный`, можно даже не говорить.

Так что, Вы судите не менее необъективно моё высказывание, как и я оцениваю слова Антона
и Ваши.


victormain(26.12.2013 20:55)
sl писал(а):
Вы абсолютно правильно говорите. Люди
высокопрофессионально разбирающиеся в опере уже давно уехали из России, Украины и
Беларуси.
Серёжа, это Вы себя имеете в виду? Да, пичалька.


Intermezzo(26.12.2013 21:02)
victormain писал(а):
Серёжа, это Вы себя имеете в виду? Да,
пичалька.
Уехал вот sl, и нет высокопрофессионально разбирающихся в опере людей в
России, Украине и Белоруссии.


evc(26.12.2013 21:08)
victormain писал(а):
Серёжа, это Вы себя имеете в виду? Да,
пичалька.
наверное он имел в виду оперного композитора oleandr`а, который по профилю
- обитает в Болгарии.


sl(26.12.2013 22:01)
victormain писал(а):
Серёжа, это Вы себя имеете в виду? Да,
пичалька.
Нет, что Вы? Не подумайте ничего плохого.))) Но опера в странах СНГ -
экономически мертвый жанр, и Ваш опыт это подтверждает лучше всяких моих высказываний. А
если Вы спросите у налогоплательщиков, на средства которых из госбюджета ставятся
спектакли, - то Вы узнаете о высоком профессионализме опероведов России, Украины и
Беларуси еще больше. И конкретнее.


oleandr(27.12.2013 00:40)
evc писал(а):
позиционирует буквально себя как `сноб`, он и активный
колумнист на сайте http://snob.ru | про упомянутый также музыкальный портал,
организованный Гопко, который абсолютно популистский и `квазиэлитарный`, можно даже не
говорить.

Так что, Вы судите не менее необъективно моё высказывание, как и я оцениваю слова Антона
и Ваши.
Ну и ну! Антон ГопкО, живущий в Лионе журналист и режиссер, часто пишет для
весьма уважаемого интернет-журнала OperaNews. Кроме того, он вел одно время очень хорошую
колонку на сайте Радио Орфей. Колумнистом Сноба он не был НИКОГДА и никаких своих порталов
не организовывал. Боюсь, что Вы путаете его с другим автором, которого зовут Антон ГОпка.
Да, они почти тезки, но все равно Вашу ошибку извинить трудно. Совершенно очевидно, что
статей и рецензий ГопкО (всегда блистательных!) Вы просто не читали, иначе бы никогда не
допустили такого ляпа. Эти два журналиста абсолютно различны, просто небо и земля.


evc(27.12.2013 01:05)
oleandr писал(а):
Да, они почти тезки, но все равно Вашу ошибку
извинить трудно. Совершенно очевидно, что статей и рецензий ГопкО (всегда блистательных!)
Вы просто не читали, иначе бы никогда не допустили такого ляпа.
Думаю, что такую
ошибку могут допустить любые люди. сильно уж сходные до степени смешения фамилии, так что
Ваш пассаж в мою сторону, как всегда, мимо. )
Разумеется, я не особо интересуюсь материалами по опере, но и та статья `правильного`
ГопкО была ужасна.

Что касается Вашего авторского исполнения, то услышанные мной несколько десятков минут
были мучительны, при всей моей `всеядности`.
эклектика без синтеза.
Про Ваши оперные опыты припоминаю и несколько лет назад, были материалы, случайно
попавшиеся на глаза, возможно в ЖЖ, или на других ресурсах.


oleandr(27.12.2013 01:14)
evc писал(а):
Думаю, что такую ошибку могут допустить любые люди.
сильно уж сходные до степени смешения фамилии, так что Ваш пассаж в мою сторону, как
всегда, мимо. )
Разумеется, я не особо интересуюсь материалами по опере, но и та статья `правильного
ГопкО` была ужасна.

Что касается Вашего авторского исполнения, то услышанные мной несколько десятков минут
были мучительны, при всей моей `всеядности`.
эклектика без синтеза.
Дело не в фамилиях, дело в содержании статей и в стиле тоже.
Спутать невозможно, как невозможно спутать стихи двух поэтов Серебряного века
однофамильцев Ивановых - Вячеслава и Георгия.
Если вы считаете статью Антона ГопкО ужасной, почему не напишете об этом в комментариях
на сайте ОN? Полагаю, ему было бы интересно Ваше мнение. Разумеется, его нужно как-то
аргументировать.
Упреки в эклектичности при жизни постоянно выслушивали Чайковский и Бизе, Верди и
Рахманинов. А потом выяснилось, что они обладают своим неповторимым стилем. Так что я в
неплохой компании. )))
Кстати, ГопкО поначалу, пока был знаком лишь с несколькими фрагментами, был о моей опере
примерно того же мнения. Пока не послушал ее целиком.


evc(27.12.2013 01:33)
oleandr писал(а):
Если вы считаете статью Антона ГопкО ужасной,
почему не напишете об этом в комментариях на сайте ОN? Полагаю, ему было бы интересно Ваше
мнение. Разумеется, его нужно как-то аргументировать.
...
Кстати, ГопкО поначалу, пока был знаком лишь с несколькими фрагментами, был о моей опере
примерно того же мнения. Пока не послушал ее целиком.
мне представляется, что дело
ещё в выбранном сюжете... разве что, он будет сценически красиво реализован.
смущает меня волна брать зарубежные литературные источники, даже если либретто
авторизовано Вами.

мне как-то предложили сделать мюзикл на сюжет о Ф. Вийоне, не заинтересовало и дело даже
не в моём меньшем опыте, просто тематика чужда.

разумеется, я не могу отрицать, что Вы хороший композитор и у Вас прекрасная школа, то,
что представлено в этом архиве, не вызывает отторжения.

вряд ли мои суждения будут интересны на ON, хотя надо подумать: проблема только в
отстранённости от темы, оперой переболел.


victormain(27.12.2013 02:30)
sl писал(а):
...здесь, наверное, нет таких опероведов... Наверное,
высокого профессионального уровня опероведов вообще нет...
Здесь есть все. Не только
опероведы, но и овцеводы. Паситесь, кричат, мирные народы! Вас не разбудит! - кричат.


sl(27.12.2013 03:13)
victormain писал(а):
Здесь есть все. Не только опероведы, но и
овцеводы. Паситесь, кричат, мирные народы! Вас не разбудит! - кричат.
А не
познакомите с человеком хорошо знающим постановочную историю хотя бы сотни самых известных
опер? Уже и не будем требовать таких подробностей, вроде стилистического разнообразия в
интерпретациях дирижеров и т.д. Думаю, что если и был такой человек в СНГ, то он уже умер
от голода или занимается другим делом.))


victormain(27.12.2013 03:55)
sl писал(а):
А не познакомите с человеком хорошо знающим
постановочную историю хотя бы сотни самых известных опер?..
(надменно): Вы с ним
знакомы.


gutta(27.12.2013 04:30)
sl писал(а):
А не познакомите с человеком хорошо знающим
постановочную историю...
Друзья! Кто-нибудь знает, есть ли в Берлине хоть какая
опера, куда не совестно повести даму?


Andrew_Popoff(27.12.2013 04:47)
gutta писал(а):
Друзья! Кто-нибудь знает, есть ли в Берлине хоть
какая опера, куда не совестно повести даму?
Э... Ну да. Берлинская. Прямо на главной
улице Унтер ден Линден. Здание неказистое, но труппа славная.


sl(27.12.2013 04:53)
victormain писал(а):
(надменно): Вы с ним знакомы.
Я не знаю
такого. Нет человека, зарабатывающего опероведением среди моих знакомых из СНГ.Это нужно с
утра до вечера от большой любви к этому жанру, заниматься исследованием и наблюдением на
протяжении нескольких десятков лет. Работать 24 часа в сутки и еще на час раньше вставать.
Кто же это оплачивает? Где продюсеры в оперной культуре СНГ, которым нужны такие
специалисты? Я понял, что я с Вами дискутирую совсем о разных вещах.


gutta(27.12.2013 04:55)
Andrew_Popoff писал(а):
Э... Ну да. Берлинская. Прямо на главной
улице Унтер ден Линден. Здание неказистое, но труппа славная.
Да, вот, пишут, что она
закрыта до 15-го года и труппа даёт спектакли в Шиллер-Театре в Шарлоттенбурге:
http://tinyurl.com/omj5nf8


evc(27.12.2013 05:30)
sl писал(а):
Я не знаю такого. Нет человека, зарабатывающего
опероведением среди моих знакомых из СНГ.Это нужно с утра до вечера от большой любви к
этому жанру, заниматься исследованием и наблюдением на протяжении нескольких десятков
лет.
Зав. кафедры истории музыки того заведения, где я учился, в прямом смысле не
занимается только опероведением, но её и канд. и и докт. диссертации обе посвящены
оперному тв-му Слонимского и разумеется, она потратила на изучение этих опер и
сопутствующего материала десятки лет, как и продолжает до сих пор исследовать это.
Монография издана, как и множество брошюр и статей, делаются доклады на конференциях.

в общем, сподвижники бывают и ныне. )


victormain(27.12.2013 07:53)
gutta писал(а):
Друзья! Кто-нибудь знает, есть ли в Берлине хоть
какая опера, куда не совестно повести даму?
В Комише-Опер. Но каковы там новые веяния
- не знаю. Вдруг все голые как в бане... :)


victormain(27.12.2013 07:55)
sl писал(а):
Я не знаю такого...
Ваше упрямство делало бы Вам
честь, если бы Вы были в курсе. Просто, значит, Вы не в курсе.


gutta(27.12.2013 11:52)
victormain писал(а):
В Комише-Опер. Но каковы там новые веяния - не
знаю. Вдруг все голые как в бане... :)
Вот, и славно. Всё в одном тазике. :-)


oleandr(27.12.2013 12:10)
sl писал(а):
Вы абсолютно правильно говорите. Люди
высокопрофессионально разбирающиеся в опере уже давно уехали из России, Украины и
Беларуси.
К сожалению, во многом это так. Вот и Антон Гопко (не путать с Антоном
Гопкой ))) уже лет шесть или семь как живет во Франции. Но уехали все-таки не все.
Например, Е.С. Цодоков по-прежнему живет в Москве.


oleandr(27.12.2013 12:19)
Разумеется, меня как композитора тема оперных постановок интересует гораздо меньше, чем
сами оперы. Я имею в виду произведения. Полагаю, что в этом я неплохо разбираюсь. И меня,
действительно, волнует дальнейшая судьба жанра. В свете этого мне самому было бы любопытно
узнать, что же такого ужасного увидел evc в статье Гопко?


gutta(27.12.2013 12:29)
victormain писал(а):
В Комише-Опер. Но каковы там новые веяния - не
знаю. Вдруг все голые как в бане... :)
Оказывается, `Русалка` Дворжака так популярна
у немцев: поставили и в Венской, и в Комише...


victormain(27.12.2013 19:14)
gutta писал(а):
Оказывается, `Русалка` Дворжака так популярна у
немцев: поставили и в Венской, и в Комише...
Да, её много где ставят. И по Меццо
часто гоняют. Там есть местами хорошая музыка, но по мне как-то пресновато написано.


gutta(27.12.2013 19:45)
victormain писал(а):
Да, её много где ставят. И по Меццо часто
гоняют. Там есть местами хорошая музыка, но по мне как-то пресновато написано.
А
какая из опер у Дворжака поглавнее на Ваш вкус?


sl(27.12.2013 21:09)
victormain писал(а):
Ваше упрямство делало бы Вам честь, если бы Вы
были в курсе. Просто, значит, Вы не в курсе.
Лукавите.)) Вы и сами не назовете
человека, зарабатывающего опероведением в СНГ и содержащего на это свою семью. Максимум,
что может быть - это тут немного, здесь чуть-чуть - вот и оперовед и композитор и
аккомпаниатор и т.д. Это, извините, - колхоз.)) У моей знакомой дочка в детском саду в
курсе всех новогодних утренников. Каждому свое. Совершенно глупая дискуссия у меня с Вами
получается, потому что Вы, как всегда, кривляететсь.))


musikus(27.12.2013 21:18)
sl писал(а):
Вы и сами не назовете человека, зарабатывающего
опероведением
По-моему, г-н Парин, как раз, справляется. Зануда, правда, страшный.


Ablomov(27.12.2013 23:59)
evc писал(а):
он давал выше ссылку на одну из картин оперы в своём
авторском исполнении, там же на youtube есть и другие номера.
Спасибо. Нашел.


victormain(28.12.2013 01:47)
sl писал(а):
Лукавите.)) ...Совершенно глупая дискуссия у меня с Вами
получается, потому что Вы, как всегда, кривляететсь.))
Это правда. Ничего глупее от
Вас я ещё не слыхал. Море не пробовали выпить?


victormain(28.12.2013 01:48)
gutta писал(а):
А какая из опер у Дворжака поглавнее на Ваш
вкус?
Представляете, из тех, что знаю - ни одна! При том, что к автору этому отношусь
с большим пиитетом.


sl(29.12.2013 00:23)
victormain писал(а):
Это правда. Ничего глупее от Вас я ещё не
слыхал. Море не пробовали выпить?
При чем здесь море оперных сочинений?
Зарабатывающий своими знаниями об опере человек для начала должен иметь хорошее
представление о том, что сегодня ставится. Получается, примерно, 4-5 поездок по всему миру
каждый месяц. Я считал: скромно, с визами, проживанием и всем необходимым - будет 7-8 тыс
долларов. И это еще не все расходы, которые понадобятся профессиональному опероведу. Что
Вы меня грузите? У нас никогда не было этой профессии и не будет, потому чты мы живем в
странах третьего мира и экономически не тянем оперу как жанр, чтобы она развивалась. И
такая профессия как оперовед - не то чтобы была востребованной, она просто не имеет под
собой почвы для возникновения экономически. Чтобы это понимать, не нужно быть в курсе
чего-либо или знать кого-либо. Для сравнения, з/п в 120 тысяч росс. рублей в Москве
получает 3% от всего числа работающих, а больше 200 - меньше одного процента. А людям,
владеющим основным капиталом, опера `нах..` не нужна и они именно так и говорят, без
скромностей.


victormain(29.12.2013 00:58)
sl писал(а):
При чем здесь море оперных сочинений?..
Совершенно
не причём. Это из легенд об Эзопе.


sl(29.12.2013 01:32)
victormain писал(а):
Совершенно не причём. Это из легенд об
Эзопе.
А представьте, если бы только одни музыканты в стране сбросились по 10 копеек
в российских рублях, у нас бы появилась целая гильдия профессиональных опероведов. Что
такое 10 копеек, даже бомжи не считают это деньгами...Но это не происходит.


victormain(29.12.2013 01:52)
sl писал(а):
А представьте, если бы только одни музыканты в стране
сбросились по 10 копеек в российских рублях...
Серёжа, Вы не хотите на время стать
молчаливой галлюцинацией? Или хотя бы перейти в другую тему...


Andrew_Popoff(29.12.2013 02:27)
gutta писал(а):
Да, вот, пишут, что она закрыта до 15-го года и
труппа даёт спектакли в Шиллер-Театре в Шарлоттенбурге:
http://tinyurl.com/omj5nf8
Я не знал. Давно там был, в 2007-м. Тогда работала.


Andrew_Popoff(29.12.2013 02:30)
sl писал(а):
Лукавите.)) Вы и сами не назовете человека,
зарабатывающего опероведением в СНГ и содержащего на это свою семью.
Я отчасти
зарабатываю. Веду на радио передачу `Мы очень любим оперу`. Конечно, это очень небольшая
часть моих доходов - около ста евро в месяц. Но все же. К тому же, сильно не напрягает,
одно удовольствие.


evc(29.12.2013 02:39)
sl писал(а):
... Нет человека, зарабатывающего опероведением среди
моих знакомых из СНГ ...
А надо ли зарабатывать только опероведением, так ли это
принципиально?!
Выше я сказал про своего педагога, докт. наук, которая посвятила изучению опер
Слонимского бОльшую часть своей жизни.
Но помимо этого у неё много и другой деятельности, ранее она работала параллельно и зав.
лит. частью драмтеатра, была консультантом по культуре администрации края, председ.
композиторской региональной орг-и, это помимо кафедры истории музыки.
И это всё, при необходимости воспитывать двух дочек.
Возможно, человек может в себе сочетать множество ипостасей и успешно заниматься и
опероведением и другим.


Andrew_Popoff(29.12.2013 02:42)
evc писал(а):
А надо ли зарабатывать только опероведением, так ли это
принципиально?!
В целом, деньги не являются главным мотиватором для творчества - ни
научного, ни художественного. Это давно установленный факт, подтверждений которому уйма.
Хотя бы здесь. Ведь ни один композитор или исполнитель из форумчан денег за прослушивание
не требует. Только изредка какие-то невесть откуда взявшиеся наследнички.


evc(29.12.2013 02:49)
Andrew_Popoff писал(а):
В целом, деньги не являются главным
мотиватором для творчества - ни научного, ни художественного. Это давно установленный
факт, подтверждений которому уйма. Хотя бы здесь. Ведь ни один композитор или исполнитель
из форумчан денег за прослушивание не требует. Только изредка какие-то невесть откуда
взявшиеся наследнички.
совершенно верно, Андрей!
даже в нашу эпоху всеобщей коммерциализации мы находим силы организовать бесплатные
концерты, чему подтверждение и твоя, Лёши и Золтана деятельность!..
многие из тех, кто на форуме, нередко пишет музыку, не рассчитывая на гонорар, для
друзей-исполнителей.
главное, что благодаря всему этому, образуется дружеская творческая атмосфера, в которой
и только можно жить.

Услышат! как бы это не звучало пафосно.

А заработать получится и косвенно, а часто и благодаря той деятельности, которая не
предполагала изначально `монетизации`.


sl(29.12.2013 02:57)
evc писал(а):
А надо ли зарабатывать только опероведением, так ли это
принципиально?!
Об это и спотыкаемся. Есть опероведы, владеющие ситуацией, а есть
интересующиеся опероведением и оперой. Экономика, по большей части занимается
распределением денег. Вот распределяют-распределяют - а из интересующихся оперой опероведы
не получаются. Но отчаиваться не стоит.


sl(29.12.2013 03:05)
evc писал(а):
А заработать получится и косвенно, а часто и благодаря
той деятельности, которая не предполагала изначально `монетизации`.
Разговор идет о
профессии оперовед. Профессия сама по себе вне условий распределительно-хозяйственных
отношений существовать не может. Иначе в ней теряется весь смысл. Зачем иметь профессию,
если она требует не только вложения своих сил, таланта и ума, но еще и денег. Это может
называться каким-то другим словом - но такое содержание профессией назвать нельзя.


Romy_Van_Geyten(29.12.2013 03:17)
sl писал(а):
опероведы
- специалисты, изучающие деятельность
оперативных следственных работников.


Andrew_Popoff(29.12.2013 03:19)
sl писал(а):
Разговор идет о профессии оперовед. Профессия сама по
себе вне условий распределительно-хозяйственных отношений существовать не
может.
Сергей, ну и что? В такой системе не могут существовать также оркестры,
театры, библиотеки, любовь, милосердие, сострадание, да и сама жизнь. Но все это
существует, потому что суббота для человека, а не человек для субботы.


sl(29.12.2013 04:04)
Andrew_Popoff писал(а):
Сергей, ну и что? В такой системе не могут
существовать также оркестры, театры, библиотеки, любовь, милосердие, сострадание, да и
сама жизнь. Но все это существует, потому что суббота для человека, а не человек для
субботы.
Обращаясь к библейским цитатам, как Ваша из Марка, здесь будет ближе
`...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.`(Мат.22:21)


Andrew_Popoff(29.12.2013 04:31)
sl писал(а):
Обращаясь к библейским цитатам, как Ваша из Марка, здесь
будет ближе `...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.`(Мат.22:21)
Сергей, жизнь
прекрасна, когда в ней не слишком много людей, которые поют лазаря. Одним не нравятся геи,
другим евреи, третьим либералы, четвертым еще кто-то. Во всех своих проблемах они кого-то
обвиняют - бизнесменов, журналистов, гастарбайтеров, интеллигентов. Это ведь так приятно
думать, что я хороший, а эти сволочи - таксисты, вахтеры, менты, голубые, зеленые,
красные, белые - всю нашу матушку Расею (Беларусь, Украину, Латвию, Литву и т.п.)
изгадили. Вот и операведы (от Вас впервые этот неологизм услышал) все на Запад уехали.
Оскудела еси земля (Русская, Немецкая, Татарская - ad libitum).
Но Вас не достало разве это вечное нытье? Что оно может породить, кроме злобы и ущербного
ничтожества? Вам не хватает операведов - займитесь. Простор для творчества огромный. А
оперы ставятся. Старые и новые. Послушайте лучше шикарнейшую запись `Дидоны и Энея`
Перселла. Нашего, российского изготовления, дирижер Курентзис.


Mikhail_Kollontay(29.12.2013 08:39)
sl писал(а):
Хамство - это Ваш стиль.
Что за странность, обычно
всеобщие нервные вспышки бывают в пятницу вечером, все устают, понятно. Впервые вижу такое
в субботу, геомагнитные проблемы, что ли?


Andrew_Popoff(29.12.2013 15:15)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что за странность, обычно всеобщие
нервные вспышки бывают в пятницу вечером, все устают, понятно. Впервые вижу такое в
субботу, геомагнитные проблемы, что ли?
Это предновогоднее. Все носятся по
распродажам и за подарками. А еще и еды с выпивкой надо закупить, и елку ставить, а еще
куча концертов, и год финансовый надо закрывать, успеть перевести пенсионные накопления из
пенсионного фонда в банк, а то в следующем году власти захапают все отчисления. В общем,
голова кругом.


Mikhail_Kollontay(29.12.2013 15:31)
Andrew_Popoff писал(а):
Это предновогоднее
Дадада! Просто у нас
тут этот НГ - вообще не праздник и не отмечается, я как-то упустил из виду.


oleandr(29.12.2013 16:07)
sl писал(а):
При чем здесь море оперных сочинений? Зарабатывающий
своими знаниями об опере человек для начала должен иметь хорошее представление о том, что
сегодня ставится. Получается, примерно, 4-5 поездок по всему миру каждый месяц. Я считал:
скромно, с визами, проживанием и всем необходимым - будет 7-8 тыс долларов.
Да, и
профессионалу, умеющему вдобавок хорошо писать, все эти расходы оплачивают театры, которые
приглашают прессу на премьеры. И дорога, и проживание - это не забота журналистов.
Почитайте публикации ведущих авторов ОпераНьюз и Бельканто: сегодня они в Москве, завтра в
Париже, послезавтра во Львове, а потом - в Софии. И так далее, круглый год.


oleandr(29.12.2013 16:57)
evc писал(а):
мне представляется, что дело ещё в выбранном сюжете...
разве что, он будет сценически красиво реализован.
смущает меня волна брать зарубежные литературные источники, даже если либретто
авторизовано Вами.

мне как-то предложили сделать мюзикл на сюжет о Ф. Вийоне, не заинтересовало и дело даже
не в моём меньшем опыте, просто тематика чужда.

разумеется, я не могу отрицать, что Вы хороший композитор и у Вас прекрасная школа, то,
что представлено в этом архиве, не вызывает отторжения.

вряд ли мои суждения будут интересны на ON, хотя надо подумать: проблема только в
отстранённости от темы, оперой переболел.
Видите ли, evc, мною написаны три оперы, из
них две - на сюжеты русских авторов. Одна из них, `Последние дни` - о смерти Пушкина - в
свое время прозвучала в концертном исполнении в БЗФ Санкт-Петербурга, вторая еще в
доработке. Но дело, по-моему, не в национальности сюжетов. `Дракула` - давно уже сюжет
общемировой, базовый. Сюжет №7 по Букеру. В моей интерпретации он приближен к варианту
`красавица и чудовище`. Почему на эту богатейшую в плане драматургических возможностей
тему до сих пор не было написано ни одной оперы, а только мюзиклы, для меня остается
загадкой. Сам я увлекся этой идеей еще 20 лет назад, однако тогда еще не был готов, потому
что с самого начала понимал, что работа потребуется очень серьезная.
Я надеюсь, что если и когда эта моя опера увидит сцену, постановщик сумеет поставить ее
`по-оперному`, не превратив в `кино`.
Возвращаясь к Антону Гопко: в сегодняшнем выпуске OperaNews опубликована его рецензия на
`Сказки Гофмана`. Если Вы уделите ей время, надеюсь, Вы согласитесь со мной, что этот
автор - действительно знаток оперы, причем со своим интересным взглядом.


abcz(29.12.2013 18:03)
oleandr писал(а):
И дорога, и проживание - это не забота журналистов.
Почитайте публикации ведущих авторов ОпераНьюз и Бельканто: сегодня они в Москве, завтра в
Париже, послезавтра во Львове, а потом - в Софии. И так далее, круглый год.
вообще-то
журналист, даже музыкальный, даже специализирующийся на освещении оперных спектаклей - не
оперовед. Это разные профессии.


oleandr(29.12.2013 21:01)
abcz писал(а):
вообще-то журналист, даже музыкальный, даже
специализирующийся на освещении оперных спектаклей - не оперовед. Это разные
профессии.
Что мешает `опероведу` (кстати, такой профессии в принципе нет, это всего
лишь одна из областей музыкознания) выступать еще и в качестве журналиста? Если, конечно,
он способен писать. Вот, пожалуйста: Евгений Самонович Цодоков, профессиональный музыкант,
автор академического`Оперного словаря` http://www.operanews.ru/dic.html и множества
серьезных работ по опере. И вместе с тем, он часто освещает в своих рецензиях премьеры
различных российских (и не только) оперных театров, рассказывает на страницах своего
издания об оперных фестивалях и других событиях. Можно соглашаться или не соглашаться с
некоторыми его мыслями, которые транслирует на страницах `ОN`, но в том, что это один из
крупнейших специалистов, сомнений нет.
Что касается Гопко, с которым я фактически познакомился год назад, когда он брал у меня
интервью для Belcanto, то эрудиция этого достаточно молодого еще человека и глубина
понимания им специфики оперного жанра меня просто потрясает. Отношусь к нему с большим
уважением и рад, что мои идеи находят у него положительный отклик.


abcz(29.12.2013 21:18)
oleandr писал(а):
Что мешает `опероведу` (кстати, такой профессии в
принципе нет, это всего лишь одна из областей музыкознания) выступать еще и в качестве
журналиста?
ничто.
Просто меня удивило несколько - зачем опероведу ездить так много?


abyrvalg(29.12.2013 21:22)
oleandr писал(а):
Вот, пожалуйста: Евгений Самонович Цодоков,
профессиональный музыкант, автор академического`Оперного словаря`
http://www.operanews.ru/dic.html и множества серьезных работ по опере.
есть такой у
меня его словарь 1999 года. Но он скорей ознакомительного характера, чем полноценный труд.
20 век очень мало представлен.


abcz(29.12.2013 21:25)
oleandr писал(а):
Что мешает `опероведу`
а. Контаминация. Это
была не Ваша идея.


oleandr(29.12.2013 22:44)
abcz писал(а):
ничто.
Просто меня удивило несколько - зачем опероведу ездить так много?
Полагаю, что ему
интересно. Смотреть разные постановки, слушать разных певцов. Ну, а коль скоро его охотно
приглашают разные театры, то почему бы не поездить?


oleandr(29.12.2013 22:55)
abyrvalg писал(а):
есть такой у меня его словарь 1999 года. Но он
скорей ознакомительного характера, чем полноценный труд. 20 век очень мало
представлен.
Словарь - это и есть пособие для ознакомление, просто очень масштабное.
А что качается ХХ века, то рискну предположить, что дело тут вот в чем: автор словаря
рассматривает именно оперы, а не все, что называлось этим словом. Если взглянуть то, чем в
этом плане представлен ХХ век, то, действительно, найдется не так много произведений (вне
зависимости от степени талантливости их авторов), которые можно с чистой совестью отнести
именно к оперному жанру. Т.е. таких, где есть оперный вокал, оперные формы, оперная
драматургия и т.д.


abcz(29.12.2013 22:58)
oleandr писал(а):
Полагаю, что ему интересно. Смотреть разные
постановки, слушать разных певцов. Ну, а коль скоро его охотно приглашают разные театры,
то почему бы не поездить?
речь о ком-то конкретном?


abcz(29.12.2013 23:01)
oleandr писал(а):
Полагаю, что ему интересно. Смотреть разные
постановки, слушать разных певцов. Ну, а коль скоро его охотно приглашают разные театры,
то почему бы не поездить?
да-да. Что-то я...
Цодоков.
Просто, у меня как-то соединились в голове Ваши высказывания и sl, вот я и несколько
отупел


sl(29.12.2013 23:05)
Andrew_Popoff писал(а):
Вам не хватает операведов -
займитесь.
Зачем Вам опероведы? Лучше радио послушайте.(с)


abyrvalg(29.12.2013 23:11)
oleandr писал(а):
которые можно с чистой совестью отнести именно к
оперному жанру. Т.е. таких, где есть оперный вокал, оперные формы, оперная драматургия и
т.д.
Вы ж сами понимаете, что понятие `опера` как жанр достаточно размыто. Мы можем
назвать вагнеровские опера `операми`, когда он сам просил их называть музыкальными
драмами? А если предположить, что `опера` - это синтез слова, музыки и сценического
представления, то в 20 веке под это можно многое отнести. Мне кажется, что просто еще
недостаточно разработан такой материал как оперы 20 века. Если по операм 19 века имеется
масса всякой литературы, куча всяких записей, даже сложившейся традиции по выработке
некоторых стереотипов по их восприятию, то, скажем, об операм Хиндемита мало чего
известно.


victormain(29.12.2013 23:31)
abcz писал(а):
...у меня как-то соединились в голове Ваши
высказывания и sl, вот я и несколько отупел
Да, от такого можно. Главное, знание
вопроса оба демонстрируют поразительное.


sl(30.12.2013 00:00)
victormain писал(а):
Да, от такого можно. Главное, знание вопроса оба
демонстрируют поразительное.
Да куда уж Вам с Моцартом, обслушавшимся в детстве
свободной полифонии Баха, и двоичными связами в трехдольных размерах Нотр-Дамской
певческой школы до меня. Я и не такие фантасмы могу выперливать.)) Но Казиннику в отличие
от Вас я не конкурент. И не гневитесь напрасно.


victormain(30.12.2013 00:09)
sl писал(а):
Да куда уж Вам с Моцартом...
Что Вы разумом скорбны
- то я один на форуме знал, а Вы всем показать решили...


sl(30.12.2013 00:21)
victormain писал(а):
Что Вы разумом скорбны - то я один на форуме
знал, а Вы всем показать решили...
Ой, извините. Но Казиннику рассказывать не будем.
А то еще тут появится и всем `операзнауцам` вставит.)


oleandr(30.12.2013 00:50)
abyrvalg писал(а):
Вы ж сами понимаете, что понятие `опера` как жанр
достаточно размыто. Мы можем назвать вагнеровские опера `операми`, когда он сам просил их
называть музыкальными драмами?
Я заранее жутко извиняюсь, но для меня это понятие как
раз очень конкретное. В опере прежде всего обязан быть оперный вокал: т.е.
высокоорганизованное ПЕНИЕ. В опере должна быть оперная драматургия (а не просто
литературная канва и не попытка изобразить в звуках философский трактат). В опере должны
быть оперные формы. Оперный оркестр, наконец. Если всего этого нет, а есть нечто другое,
давайте подберем иное название, иное определение для обозначения жанра конкретного
сочинения.

Вагнер правильно просил! Я вполне с ним согласен. Из его зрелых произведений, на мой
взгляд, оперой без оговорок можно назвать только `Майстерзингеров` (опять же, я говорю
сейчас не о качестве музыки Вагнера и не о стилистике, а именно о признаках жанра в его
произведениях).


Andrew_Popoff(30.12.2013 02:07)
oleandr писал(а):
В опере прежде всего обязан
От обязательных
условий сразу как-то скучно становится. Даже безысходно как-то. Неужто шаг вправо или
влево расстрел? Пусть будет разное. Кому мешает-то? Время разберется, кто прав, а кто нет.


oleandr(30.12.2013 02:38)
Andrew_Popoff писал(а):
От обязательных условий сразу как-то скучно
становится. Даже безысходно как-то. Неужто шаг вправо или влево расстрел? Пусть будет
разное. Кому мешает-то? Время разберется, кто прав, а кто нет.
Ну уж, сразу и
расстрел. )) Еще пресловутые постановления ЦК вспомните...
Дело, конечно, сугубо личное, но мне всегда казалось, что если не хочется играть по
правилам какой-то игры, то правильнее выбрать другую, а не пытаться изменить правила под
себя. Тем более, что тому, кто способен выиграть, играя по правилам очень непростой игры,
которая называется оперой, вряд ли бывает скучно.
Да и время уже разобралось, разве не так? Прошло 100 лет, а театры и публика по-прежнему
предпочитают `Кармен`, `Онегина`, `Риголетто`, `Тоску`... Т.е. классику. А в 19 веке они,
напротив, радовались оперным новинкам своего времени. Вот Вам и ответ... неприятный,
согласен, но я тут ни при чем.


Andrew_Popoff(30.12.2013 02:42)
oleandr писал(а):
Дело, конечно, сугубо личное, но мне всегда
казалось, что если не хочется играть по правилам какой-то игры, то правильнее выбрать
другую, а не пытаться изменить правила под себя.
Да, я Вас понимаю. Но сравните
сонаты Скарлатти, сонаты Бетховена и сонаты Скрябина. Ведь наличествует и преемственность,
и в то же время - ну совсем все другое, просто несовместимое.


oleandr(30.12.2013 03:06)
Andrew_Popoff писал(а):
Да, я Вас понимаю. Но сравните сонаты
Скарлатти, сонаты Бетховена и сонаты Скрябина. Ведь наличествует и преемственность, и в то
же время - ну совсем все другое, просто несовместимое.
Конечно, другое! Каждый из них
говорил на языке своего времни, внятном современикам, вот в чем дело, а вовсе не в
правилах. Бетховен не изобретал никаких собственных правил, а пользовался лекалами
сонатной формы - правилами, сложившимися в коллективной практике композиторов его века,
привнося в общую копилку что-то свое: прежде всего - свои очень оригинальные музыкальные
мысли. Так же поступали и Моцарт, и Гайдн. Беллини тоже не изобретал никаких новых оперных
форм. И Доницетти не изобретал. И Россини. Они пользовались единым для их времени оперным
стандартом, складывавшимся спонтанно, а не по велению и хотению кого-то одного. И тем не
менее, все эти гении писали очень разные оперы. Россини и Беллини перепутать невозможно!


Andrew_Popoff(30.12.2013 03:09)
oleandr писал(а):
Бетховен не изобретал никаких собственных правил, а
пользовался лекалами сонатной формы
Да что Вы говорите! Вы же профессионал. Должны же
знать, я думаю. Какие там лекала? Вы их еще у Гайдна поищите. Все неповторимо, и ни на что
не похоже - я именно о форме говорю.


victormain(30.12.2013 03:41)
oleandr писал(а):
...
Да и время уже разобралось, разве не так? Прошло 100 лет, а театры и публика по-прежнему
предпочитают `Кармен`, `Онегина`, `Риголетто`, `Тоску`... Т.е. классику...
Т.е.
`Пастух и Пастушка` Мыльникова Вам не нравится? :) Никаких законов для оперы, кроме
качества, не существует. Поджанров оперных куча, варьировался сам жанр с течением времени
и в разных пространствах постоянно. А публика - она и есть публика.


Mikhail_Kollontay(30.12.2013 08:01)
abyrvalg писал(а):
есть такой у меня его словарь 1999 года. Но он
скорей ознакомительного характера, чем полноценный труд. 20 век очень мало
представлен.
Можете очень меня обязать. Со мной Цодоков несколько раз связывался по
поводу моей оперы `Капитанская дочь`, причем опера была еще не закончена. Я так и не знаю,
есть там о ней или нет. Если есть, забавно: оперы вроде как нет, а статья есть.


musikus(30.12.2013 10:36)
oleandr писал(а):
Бетховен не изобретал никаких собственных правил, а
пользовался лекалами сонатной формы -
Бесконечному разнообразию именно формы в
сонатах Бетховена посвящены многие работы - Кремлев, Альшванг...


abyrvalg(30.12.2013 12:01)
oleandr писал(а):
- В опере должна быть оперная драматургия (а не
просто литературная канва и не попытка изобразить в звуках философский трактат).
- В опере должны быть оперные формы.
- Оперный оркестр, наконец.
- А в опере может быть полная `бесконфликтность`
драматургии?
- А что Вы вкладываете в понятие `оперные формы`? Наверняка, это не только, условно
говоря, чередование речитативов и арии с наличием некоего сюжета, а все-таки `оперные
формы` в разные времена имели различные схемы построения.
- Здесь я не совсем понял: Вы просто имеете в виду обязательное наличие оркестра в опере
как такового, а не, скажем, одна только группа ударных, или подразумевается именно особой
разновидности оркестра как `оперного`.


abyrvalg(30.12.2013 12:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я так и не знаю, есть там о ней или нет.
Если есть, забавно: оперы вроде как нет, а статья есть.
Глянул, ничего нет.


oleandr(30.12.2013 12:49)
Andrew_Popoff писал(а):
Да что Вы говорите! Вы же профессионал.
Должны же знать, я думаю. Какие там лекала? Вы их еще у Гайдна поищите. Все неповторимо, и
ни на что не похоже - я именно о форме говорю.
Я тоже о форме. а также о гармонии и
других закономерностях. Вы ведь тоже профессионал? Будучи студентом, изучали произведения
Гайдна и Бетховена на занятиях курса анализа музыкальных форм и гармонии? Если нет, то
тогда, к сожалению, дальнейший разговор невозможно. Это настолько прописные истины, что их
даже странно обсуждать. Надеюсь, Вы понимаете, чем отличается конкретный проект дома от
понятия `дом`? Дизайн конкретного автомобиля от понятия `автомобиль`? Точно так же дело
обстоит и с музыкальной формой: дом либо есть, либо нет. Но тогда в нем невозможно жить.
Автомобиль либо есть, либо его нет, а есть что-то `ни на что не похожее`. Но тогда и ехать
на этом чуде, к сожалению, нельзя. Исключения крайне редки, даже у гениев.
Оригинальность музыки гения - вовсе не в какой-то необыкновенной форме, а в том
содержании, которым он ее наполняет, и в той изобретательности, с которой он это делает.


oleandr(30.12.2013 12:59)
musikus писал(а):
Бесконечному разнообразию именно формы в сонатах
Бетховена посвящены многие работы - Кремлев, Альшванг...
Вы очень точно выразились!
Именно разнообразию ФОРМЫ, а не форм. В рамках ФОРМЫ сонатного аллегро возможна чертова
прорва комбинаций, но при этом основные признаки сонатного аллегро, трехчастной формы,
вариации и т.д. никуда не деваются. Классик тем и отличается от дилетанта, что он может
обогащать жанр, раздвигая его рамки, но за эти рамки не выходит, не растворяет их, не
оказывается `по ту сторону жанра`. Дилетант же как раз в этом часто и видит свою задачу:
изобрести что-нибудь эдакое, непохожее ни на что. А все потому, что сделать `похожее`
попросту не умеет, уже не говоря о том, чтобы сделать это похожее оригинальным.


oleandr(30.12.2013 13:28)
victormain писал(а):
Т.е. `Пастух и Пастушка` Мыльникова Вам не
нравится? :) Никаких законов для оперы, кроме качества, не существует. Поджанров оперных
куча, варьировался сам жанр с течением времени и в разных пространствах постоянно. А
публика - она и есть публика.
А разве это очень старое, студенческое сочинение
Мыльникова когда-нибудь исполнялось? Когда-то в нашей очень юной компании оно пользовалось
популярностью. Однако никто из нас тогда не задумывался о том, что такое опера вообще, нас
интересовали не законы жанра, а лишь наше собственное самовыражение. К сожалению, это было
общей бедой тогда на композиторском отделении консерватории. Боюсь, что и сейчас.


ak57(30.12.2013 13:29)
oleandr писал(а):
Я тоже о форме. а также о гармонии и других
закономерностях. Вы ведь тоже профессионал? Будучи студентом, изучали произведения Гайдна
и Бетховена на занятиях курса анализа музыкальных форм и гармонии? Если нет, то тогда, к
сожалению, дальнейший разговор невозможно. Это настолько прописные истины, что их даже
странно обсуждать...
Хм, профессионалы схлестнулись! Пойду за попкорном...


oleandr(30.12.2013 13:32)
abyrvalg писал(а):
- А в опере может быть полная `бесконфликтность`
драматургии?
- А что Вы вкладываете в понятие `оперные формы`? Наверняка, это не только, условно
говоря, чередование речитативов и арии с наличием некоего сюжета, а все-таки `оперные
формы` в разные времена имели различные схемы построения.
- Здесь я не совсем понял: Вы просто имеете в виду обязательное наличие оркестра в опере
как такового, а не, скажем, одна только группа ударных, или подразумевается именно особой
разновидности оркестра как `оперного`.
`Быть` может все, что угодно. Вопрос в том,
входит ли это нечто в общую художественную практику, остается ли в ней и востребовано ли в
дальнейшем самим жанром.
Оркестр в опере должен выполнять свою функцию - и все. Именно эта функциональность
определяет его состав и подход к собственно инструментовке. Вариантов тут, как мы видим,
немного - если говорить по-крупному. В деталях, как обычно, масса разнообразия. Главная
критерий, однако - сочетание с голосом. Если голос тонет в оркестре или, наоборот, он
повисает `в пустоте`, не окруженный гармонией и обертонами, то дело плохо.


dushah(30.12.2013 13:51)
ak57 писал(а):
Пойду за попкорном...
здесь, похоже, напалм нужен


oleandr(30.12.2013 14:01)
dushah писал(а):
здесь, похоже, напалм нужен
Лично я человек
тихий и мирный. ))
А вообще, установки некоторых коллег мне давно напоминают установки
террористов-смертников: все взорвать - а потом `время нас рассудит`. ))))


musikus(30.12.2013 14:13)
oleandr писал(а):
Вы очень точно выразились! Именно разнообразию
ФОРМЫ, а не форм. В рамках ФОРМЫ сонатного аллегро возможна чертова прорва
комбинаций...
Вы меня не поймали. Речь идет не о вариативности ФОРМЫ сонатного
аллегро и вообще сонатной формы (если таковая существует),а о разнообразии ФОРМ ф/п сонаты
у ЛвБ, которая - и увертюра, и почти сюита, и фантазия и проч. Бесконечны поиски ФОРМ
клавирной сонаты и у Гайдна. Хотя, конечно, форма сонатного аллегро отнюдь не догма, и
вариации здесь творчески неограниченны. Мне когда-то приходилось много беседовать об этом
с моим `друганом` Д.Б.Кабалевским (надеюсь, имидж `душителя современной музыки`,
закрепившийся у снобов за Д.Б., здесь не помешает. В сонатном аллегро Д.Б. разбирался не
хуже присутствующих здесь профи. Доктором искусствоведения был, между прочим).


musikus(30.12.2013 14:27)
Разговоры о том, что такое `на самом деле` `опера` выглядят как-то пустотно. Лично меня, к
примеру, вполне удовлетворяет определение из словаря: `драматургическое произведение, в
котором речи действующих лиц поются в сопровождении оркестра`. И ФСЁ. Остальное - дело
таланта и творческого поиска. А если разводить вкусовщину, то, глядишь, не очень оперой
будут и `Орфей` Монтеверди, и `Хованщина`, и `Пеллеас`, и `Воццек`, и весь Бриттен...


Andrew_Popoff(30.12.2013 14:40)
musikus писал(а):
Вы меня не поймали. Речь идет не о вариативности
ФОРМЫ сонатного аллегро и вообще сонатной формы (если таковая существует),а о разнообразии
ФОРМ ф/п сонаты у ЛвБ, которая - и увертюра, и почти сюита, и фантазия и проч. Бесконечны
поиски ФОРМ клавирной сонаты и у Гайдна.
Вспомнилось, как И.Г.Соколов рассказал мне о
случайно подслушанном разговоре двух старичков-композиторов на `Московской осени`: `Разве
это каденция? Каденции так не пишут, меня не так учили каденции писать`. И И.Г. добавлял:
представляете, он всю свою жизнь так и писал каденции, как его научили. :-)






Наши контакты