ФОРУМ

Форум » Личные форумы пользователей » reflechant » Записки бывшего пуриста


reflechant(27.01.2016 00:37)
После нескольких лет утверждений, что музыка умерла примерно в конце 18 века я полюбил
Гайдна, Моцарта и Бетховена. Интересно, смогу ли я до пенсии добраться хотя бы до
Рахманинова.


abcz(27.01.2016 00:52)
reflechant писал(а):
После нескольких лет утверждений, что музыка
умерла примерно в конце 18 века я полюбил Гайдна, Моцарта и Бетховена. Интересно, смогу ли
я до пенсии добраться хотя бы до Рахманинова.
а Вы начинайте с двух сторон. Так оно
быстрее пойдёт.


evc(27.01.2016 00:57)
reflechant писал(а):
После нескольких лет утверждений, что музыка
умерла примерно в конце 18 века ...
Проще осознать, что музыка рождается только
тогда, когда мы осознаём сами её кажущееся присутствие.


reflechant(27.01.2016 01:00)
Началось всё с Гайдна - я попал на лекцию про Гайдна, где человек с высшим музыкальным
образованием, не раз бывавший в Европе и очень любящий Гайдна просто рассказал про него.
Часто бывает, что ключ к искусству - в личности артиста.

Он рассказал случай из детства Гайдна, когда тот ещё пел в капелле. Йозеф в своей комнате
сочинял какой-то сложный хор для десяти, кажется, голосов. К нему зашёл руководитель
капеллы, увидел ноты и сказал что-то типа `зачем тебе 10 голосов, достаточно 2`.

Простота, самодисциплина сына бедных крестьян, добившегося всего самому, духовность - вот
Гайдн. И, кажется, что именно он как личность стоит на границе эпох. Гайдн - это
однозначно не барокко.

Поняв Гайдна гораздо легче подойти к Моцарту и Бетховену. Оба были, так или иначе, его
учениками и преемниками. Какие бы ни были отношения у Гайдна с Бетховеном, насколько бы
гениальны ни были Моцарт и Бетховен сами по себе, стиль и идеи Гайдна прослеживаются почти
во всей их музыке. И именно эта схожесть лучше всего подчёркивает их различия.


steinberg(27.01.2016 01:02)
reflechant писал(а):
К нему зашёл руководитель капеллы, увидел ноты и
сказал что-то типа `зачем тебе 10 голосов, достаточно 2`.
...не не доберетесь до
Рахманинова.


evc(27.01.2016 01:02)
reflechant писал(а):
Началось всё с Гайдна - я попал на лекцию про
Гайдна, где человек с высшим музыкальным образованием ...
Сорри, я думал есть
рефлективность и ответил.


reflechant(27.01.2016 01:05)
steinberg писал(а):
...не не доберетесь до Рахманинова.
Не
уловил юмор ) Или это вы всерьёз?


reflechant(27.01.2016 01:15)
evc писал(а):
Проще осознать, что музыка рождается только тогда,
когда мы осознаём сами её кажущееся присутствие.
От композитора, через создателя
инструмента и исполнителя к слушателю, и только все вместе рождают каждый раз что-то
новое. Мне так кажется.


victormain(27.01.2016 02:37)
reflechant писал(а):
...Интересно, смогу ли я до пенсии добраться
хотя бы до Рахманинова.
А заодно и до Шёнберга с Айвзом. Все они практически
ровесники.


abyrvalg(27.01.2016 06:47)
reflechant писал(а):
Интересно, смогу ли я до пенсии добраться хотя
бы до Рахманинова.
А долго Вам еще до пенсии? Или как до Рахманинова - ползти и
ползти?


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 09:39)
reflechant писал(а):
Началось всё с Гайдна - я попал на лекцию про
Гайдна, где человек с высшим музыкальным образованием, не раз бывавший в Европе и очень
любящий Гайдна просто рассказал про него. Часто бывает, что ключ к искусству - в личности
артиста.

Он рассказал случай из детства Гайдна, когда тот ещё пел в капелле. Йозеф в своей комнате
сочинял какой-то сложный хор для десяти, кажется, голосов. К нему зашёл руководитель
капеллы, увидел ноты и сказал что-то типа `зачем тебе 10 голосов, достаточно 2`.

Простота, самодисциплина сына бедных крестьян, добившегося всего самому, духовность - вот
Гайдн. И, кажется, что именно он как личность стоит на границе эпох. Гайдн - это
однозначно не барокко.
Да да да да да, однажды я написал крошечное эссе на эту именно
тему. Найти не могу.


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 09:49)
reflechant писал(а):
После нескольких лет утверждений, что музыка
умерла примерно в конце 18 века я полюбил Гайдна, Моцарта и Бетховена. Интересно, смогу ли
я до пенсии добраться хотя бы до Рахманинова.
Мне кажется, следующим рубежом может
стать Шуман. Потом придется совершить длинный прыжок через головы, где кроме позднего
Грига не сообразишь кого и назвать.


Opus88(27.01.2016 14:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, следующим рубежом может
стать Шуман. Потом придется совершить длинный прыжок через головы, где кроме позднего
Грига не сообразишь кого и назвать.
А можно просто остаться с Сибелиусом и Бартоком и
опираться на них в фильтрации/перцепции нового?


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 15:03)
Opus88 писал(а):
А можно просто остаться с Сибелиусом и Бартоком и
опираться на них в фильтрации/перцепции нового?
Да не так уж интересно, по мне. То
есть ДДАА, интересно, но смотря чем мерять, если глобально, не думаю, что тут есть о чем
говорить.


musikus(27.01.2016 15:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
кроме позднего Грига не сообразишь кого и
назвать.
Не понял. Еще живы были Скрябин, Дебюсси, Малер, тем более Равель,
Рахманинов, много кто... Или это - пустота?


Opus88(27.01.2016 15:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да не так уж интересно, по мне. То есть
ДДАА, интересно, но смотря чем мерять, если глобально, не думаю, что тут есть о чем
говорить.
Да, конечно.
Вопрос был в рамках концепции - где и как остановиться.


musikus(27.01.2016 15:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да не так уж интересно, по мне.
Это
- определяющее.


Opus88(27.01.2016 15:18)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, следующим рубежом может
стать Шуман. Потом придется совершить длинный прыжок через головы, где кроме позднего
Грига не сообразишь кого и назвать.
А можно так попробовать спросить - кто ближе
всего к позднему Григу из современных?


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 15:37)
Opus88 писал(а):
А можно так попробовать спросить - кто ближе всего к
позднему Григу из современных?
Это пока мне непонятно. Того пробило на предвидение,
но это же видно спустя столетие.


Opus88(27.01.2016 16:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это пока мне непонятно. Того пробило на
предвидение, но это же видно спустя столетие.
Или вековое народное, изложенное в
рамках существующего языка и талантливо адаптированное/гармонизированное?


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 17:15)
musikus писал(а):
Не понял. Еще живы были Скрябин, Дебюсси, Малер,
тем более Равель, Рахманинов, много кто... Или это - пустота?
Разные функции -
наполнить объем и создать направление. А человек говорил, как я понял, о глобальном.
Так-то разумеется, и Вами упомянутые, и много кто еще.


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 17:17)
Opus88 писал(а):
Или вековое народное, изложенное в рамках
существующего языка и талантливо адаптированное/гармонизированное?
Я не понял Вас,
простите.


Opus88(27.01.2016 17:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я не понял Вас, простите.
Разве те
же Слотты не транскрипция народной музыки, талантливо адаптированной Мастером?


Andrew_Popoff(27.01.2016 18:46)
reflechant писал(а):
После нескольких лет утверждений, что музыка
умерла примерно в конце 18 века я полюбил Гайдна, Моцарта и Бетховена. Интересно, смогу ли
я до пенсии добраться хотя бы до Рахманинова.
Это нормально. Впереди ещё бездна
открытий. Удачи!


Mikhail_Kollontay(27.01.2016 20:14)
Opus88 писал(а):
Разве те же Слотты не транскрипция народной музыки,
талантливо адаптированной Мастером?
Это уж кто кого, видимо.


Anonymous(27.01.2016 20:42)
Andrew_Popoff писал(а):
Впереди ещё бездна открытий.
А сзади!?
Нужно сначала откатиться к хурритам, древним грекам, трубадурам. А там уже всё остальное.


Opus88(27.01.2016 20:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это уж кто кого, видимо.
Хорошо.
Слотты полностью подчинили себе Грига, заставив их записать в рамках существующей
(ограниченной) нотной системы; да так, чтоб не `мысль изреченная есть ложь`.


Opus88(27.01.2016 20:47)
Anonymous писал(а):
А сзади!? Нужно сначала откатиться к хурритам,
древним грекам, трубадурам. А там уже всё остальное.
А потом еще чуток откатиться и
вырастить хвост и жабры ))


Anonymous(27.01.2016 20:52)
Opus88 писал(а):
А потом еще немного откатиться и вырастить хвост и
жабры ))
Можно откатиться к доисторической музыке палеолита) Хвост и жабры не
вырастут, но мясо сырое есть придётся)


steinberg(27.01.2016 21:37)
Anonymous писал(а):
музыке палеолита
...музыка большого взрыва.
Композиторы ломают головы - как передать ее средствами современной нотации!


Anonymous(27.01.2016 21:40)
steinberg писал(а):
...музыка большого взрыва. Композиторы ломают
головы - как передать ее средствами современной нотации!
Не переживайте - ещё как
передадут.


Opus88(27.01.2016 22:57)
Anonymous писал(а):
Не переживайте - ещё как передадут.
Дело
ведь только за теми учеными `большевзрывщиками`, которые думают, что они представляют
себе, как это было, чтобы рассказать музыкантам )


musikus(27.01.2016 23:41)
Opus88 писал(а):
А можно так попробовать спросить - кто ближе всего к
позднему Григу из современных?
Извините, а `поздний Григ` это вообще что?


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 00:12)
musikus писал(а):
Извините, а `поздний Григ` это вообще что?
Я
не знаю как объяснить. Мир захлебнулся отсутствием идеи. Поэтому кто продолжил плодить
материю, кто стал изобретать внемузыкальные системы. От чего лучше не стало, естественно.
Может, это и не так, но время, соответственное глубине сдвига, не прошло пока. Не уверен,
что можно уже начинать оценивать. Что до Грига, то он, может, первый высунул голову, дойдя
до предела земли, как на известном рисунке, и упал бездыханным. Ну неважно, Григ, а может
и негриг. В конце концов, он тоже не дает абсолютного результата, далеко не. То есть не
факт, что он понимал, куда забрел-то. Может быть, вся проблема в недостатке любви, той,
которую Шуман и Мендельсон питали к мастерам барокко. У Регера как-то не верится, у
Стравинского тем более. Даже, может, у Володи Рябова больше верится, это как пример. Но в
СССР не было условия для того, чтоб композитор мог хоть насколько-то в себя поверить, и
оно скисало еще до всяких перестроек. Да и почему обязательно нужен путь поедания трупов
прадедушек, это тоже ведь когда как, может, и иначе тоже можно действовать.


Opus88(28.01.2016 00:23)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я не знаю как объяснить. Мир захлебнулся
отсутствием идеи. Поэтому кто продолжил плодить материю, кто стал изобретать
внемузыкальные системы. От чего лучше не стало, естественно. Может, это и не так, но
время, соответственное глубине сдвига, не прошло пока. Не уверен, что можно уже начинать
оценивать. Что до Грига, то он, может, первый высунул голову, дойдя до предела земли, как
на известном рисунке, и упал бездыханным. Ну неважно, Григ, а может и негриг. В конце
концов, он тоже не дает абсолютного результата, далеко не. То есть не факт, что он
понимал, куда забрел-то. Может быть, вся проблема в недостатке любви, той, которую Шуман и
Мендельсон питали к мастерам барокко. У Регера как-то не верится, у Стравинского тем
более. Даже, может, у Володи Рябова больше верится, это как пример. Но в СССР не было
условия для того, чтоб композитор мог хоть насколько-то в себя поверить, и оно скисало еще
до всяких перестроек. Да и почему обязательно нужен путь поедания трупов прадедушек, это
тоже ведь когда как, может, и иначе тоже можно действовать.
А возможно, что
значительная часть такой картины от того, что с какого-то момента стала довлеть концепция
формы и стиля (ну там два притопа, три прихлопа, а потом строго наоборот) и в этих рамках
возникли и пределы, и все такое. А какие пределы были у Шумана, разве что, как записать,
что там звучало в немного сумашедшей голове. (И с Даргомыжским тоже по сути). Вот если Вы
попробуете описать Вашу любимую лягушку в пруду музыкой - какие там будут пределы, как Вам
не поверить, какие нужно будет есть трупы??


musikus(28.01.2016 00:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я не знаю как объяснить.
Очень люблю
Грига, лучше сказать - обожаю, и мне казалось знаю его. Но что такое `поздний Григ`? Я
понимаю, если бы речь шла о Бетховене, Листе, Скрябине, Стравинском, Шостаковиче и т.п., у
которых поздние сочинения явно отличаются от вещей ранних периодов и составляют собой
некое знаковое явление, заслуживающее особого внимания… Ну – да. А Григ, несмотря на
некоторые стилевые флуктуации (на уровне отдельных пьес, а не в творчестве в целом), все
время остается Григом. Или, может, Вы имеете в виду что-нибудь вроде Четырех псалмов,
написанных за год до смерти?


Opus88(28.01.2016 00:55)
musikus писал(а):
Очень люблю Грига, лучше сказать - обожаю, и мне
казалось знаю его. Но что такое `поздний Григ`? Я понимаю, если бы речь шла о Бетховене,
Листе, Скрябине, Стравинском, Шостаковиче и т.п., у которых поздние сочинения явно
отличаются от вещей ранних периодов и составляют собой некое знаковое явление,
заслуживающее особого внимания… Ну – да. А Григ, несмотря на некоторые стилевые флуктуации
(на уровне отдельных пьес, а не в творчестве в целом), все время остается Григом. Или,
может, Вы имеете в виду что-нибудь вроде Четырех псалмов, написанных за год до
смерти?
Слотты, Настроения, Псалмы - как же они не отличны? - Растворение (за
неимением лучшего слова) в народной музыке (Слотты), и синтез/реинкарнация в Псалмах (до
Псалмов я не дозрел, не могу их слушать как хотелось бы пока).


reflechant(28.01.2016 01:00)
Мне очень нравятся эти цитаты великих мастеров:

Бах: `Музыка предназначена для прославления Бога и для дозволенного наслаждения души.
Назначением и конечной целью музыки не может быть что-либо иное, нежели хвала Господу. Где
не стремятся к этому должным образом, там нет настоящей музыки, а есть лишь дьявольские
звуки и пиликанье»

Гайдн: «В этом мире так мало радостных и довольных людей, везде их преследуют горе и
заботы; быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого полный забот или
обременённый делами человек будет минутами черпать своё спокойствие и свой отдых»

Бетховен: «если бы люди как следует слушали мою музыку, они были бы счастливы»


RodionAndreevich(28.01.2016 01:13)
reflechant писал(а):
Бетховен: «если бы люди как следует слушали мою
музыку, они были бы счастливы»
Гендель: `Мне было бы досадно, милорд, если бы я
доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…`


reflechant(28.01.2016 01:14)
RodionAndreevich писал(а):
Гендель: `Мне было бы досадно, милорд,
если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…`
Спасибо.
А вообще мне кажется, что они все об одном.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:10)
Opus88 писал(а):
Слотты, Настроения, Псалмы - как же они не отличны?
- Растворение (за неимением лучшего слова) в народной музыке (Слотты), и
синтез/реинкарнация в Псалмах (до Псалмов я не дозрел, не могу их слушать как хотелось бы
пока).
Не то, чтоб человек вдруг взял и переменился. Все эти бездны уже в раннем
творчестве есть. Но там вдруг ой батюшки, как это я не видел. Так до конца себе, может, и
не поверил. Что счастье, потому что оказался не в том модерне, от которого закислено самое
лучшее потом у Стравинского и Бартока.


Opus88(28.01.2016 02:13)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не то, чтоб человек вдруг взял и
переменился. Все эти бездны уже в раннем творчестве есть. Но там вдруг ой батюшки, как это
я не видел. Так до конца себе, может, и не поверил. Что счастье, потому что оказался не в
том модерне, от которого закислено самое лучшее потом у Стравинского и
Бартока.
Конечно, не взял и переменился, но может раскрепостился что ли, как поздний
Брамс.

Вы полагаете Барток напрямую от Грига черпал?


steinberg(28.01.2016 02:17)
reflechant писал(а):
Мне очень нравятся эти цитаты великих
мастеров:
А мне такая нравится: Кейдж, на вопрос какая его любимая музыка ответил -
еще не написанная (это единственное что мне у него нравится).


steinberg(28.01.2016 02:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не то, чтоб человек вдруг взял и
переменился. Все эти бездны уже в раннем творчестве есть. Но там вдруг ой батюшки, как это
я не видел. Так до конца себе, может, и не поверил. Что счастье, потому что оказался не в
том модерне, от которого закислено самое лучшее потом у Стравинского и Бартока.
А что
слушать у Грига?


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:19)
musikus писал(а):
Очень люблю Грига, лучше сказать - обожаю, и мне
казалось знаю его. Но что такое `поздний Григ`? Я понимаю, если бы речь шла о Бетховене,
Листе, Скрябине, Стравинском, Шостаковиче и т.п., у которых поздние сочинения явно
отличаются от вещей ранних периодов и составляют собой некое знаковое явление,
заслуживающее особого внимания… Ну – да. А Григ, несмотря на некоторые стилевые флуктуации
(на уровне отдельных пьес, а не в творчестве в целом), все время остается Григом. Или,
может, Вы имеете в виду что-нибудь вроде Четырех псалмов, написанных за год до
смерти?
Я постарался ответить постом раньше. Вы правы, конечно. Это мои закидоны,
видимо, я в фп концерте и прочем таком слышу внешние лекала, где-то рядышком Шуман с
Мендельсоном, а в позднем нет. Стал равен самому себе. Это цитата - у одного человека
моего знакомого умерла жена, которую он обожал и с которой дожил до глубокой старости.
Умерла - и он стал так вот равен самому себе наконец. Старосветские помещики тоже об этом,
может. Помните, как там Афанасий Иванович себе молодую подружку завел вдруг даже. Я уполз
в сторону, к делу не относится. У всех Вами перечисленных есть такой поздний сдвиг,
согласен, но не вижу того, который бы вдруг внезапно услышал новое время в недре своей
обычной парадигмы. последние два решили поддогнать, наверстать упущенное, первые трое ушли
вбок, но тут невозможно в два слова, не о них речь все же.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:25)
steinberg писал(а):
А что слушать у Грига?
Только я ненавижу
слово слушать... А тут назвали уже, Слотты, Псалмы, самые последние опусы. В слоттах самое
простое - не смотреть на левую руку, она просто ненужный довесок, только правая.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:27)
Opus88 писал(а):
Конечно, не взял и переменился, но может
раскрепостился что ли, как поздний Брамс.

Вы полагаете Барток напрямую от Грига черпал?
Я не знаю, как он работал, что изучал,
но он жил в другое время уже совсем, и писал ему созвучное, плюс явные влияния
Стравинского. И уже ригоризм, и уже театр. А у Грига только изумление и смерть. Не успел
намудрить ничего.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:33)
Opus88 писал(а):
в этих рамках возникли и пределы, и все
такое
Ну Шуман вообще непонятен. Мы с Колей Корндорфом немало об этом толковали.
Доказать ничего не могу, но полагаю, что у РШ был некий, как сказать-то, алеаторический
подход уже до полубесчувствия. У Моцарта он был с хитростью и незаметно (тоже это я только
предполагать могу), а тут во всей сельской простоте. Совмещение двух несвязанных
принципов, колор - талеа, в результате имеем величайшего мастера, мастеров даже.


steinberg(28.01.2016 02:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Только я ненавижу слово слушать... А тут
назвали уже, Слотты, Псалмы, самые последние опусы. В слоттах самое простое - не смотреть
на левую руку, она просто ненужный довесок, только правая.
Спасибо. Про слово я,
конечно, не знал, пользуюсь им безэмоцианально... и вообще я нонконформист.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:42)
steinberg писал(а):
Спасибо. Про слово я, конечно, не знал, пользуюсь
им безэмоцианально... и вообще я нонконформист.
Собственно, вот и григ -
http://classic-online.ru/ru/production/49938 , только играет не аутентичный корявый мужик,
а обученный исследователь.


steinberg(28.01.2016 02:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Собственно, вот и григ -
http://classic-online.ru/ru/production/49938 , только играет не аутентичный корявый мужик,
а обученный исследователь.
Ну это другое дело!


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Собственно, вот и григ -
http://classic-online.ru/ru/production/49938 , только играет не аутентичный корявый мужик,
а обученный исследователь.
Иными словами, вдруг мы имеем дело с грубой аппликацией.
Тут про фильмы говорили, ну вот - в Калине красной вдруг жена Шукшина превращается в
неактрису и разговаривает со старушкой о ее драме как психолог-фольклорист, что ли. А на
сем дурешаздирающем фоне сидит ВШукшин и играет переживания как актер. Аппликация, левая
приставлена к правой грубо и искусственно.


Opus88(28.01.2016 02:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну Шуман вообще непонятен. Мы с Колей
Корндорфом немало об этом толковали. Доказать ничего не могу, но полагаю, что у РШ был
некий, как сказать-то, алеаторический подход уже до полубесчувствия. У Моцарта он был с
хитростью и незаметно (тоже это я только предполагать могу), а тут во всей сельской
простоте. Совмещение двух несвязанных принципов, колор - талеа, в результате имеем
величайшего мастера, мастеров даже.
Так у него вроде это все в голове
творилось/звучало - какие там подходы, и понятно что скорее обрывками/кусочками и
оттенками, как в калейдоскопе что ли. Но изумительно же безумно! Контрасты, настроения.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
грубо и искусственно
А вот пример
непонятого - своего же - увиденного, а потому и недорешенного. Был старый спектакль в
Станиславского - Кармен, художник - Владимир Анатольевич Арефьев. Я крайне трепетно к нем
отношусь, это единственный человек пока, который понял мою оперу и сделал для нее
несколько умопомрачительных эскизов. Так вот он спрашивает мое мнение о Кармен, пришлось
сказать: 1 акт великолепный, на сцене казарма, алюминивые умывальники, резиновые какие-то
шланги, велосипед, опять те же холодные и совершенно дешево-бездушные металл с резиной
(покрышки колес). И сам же он это не понял, в результате дальше все под откос и разлюли
малина, никакущие и контрабандисты, и коррида. Искусство наказывает! Правда, это ранняя
работа, настоящие достижения пошли потом, особенно Все они таковы отметил бы.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:56)
Opus88 писал(а):
Так у него вроде это все в голове творилось/звучало
- какие там подходы, и понятно что скорее обрывками/кусочками и оттенками, как в
калейдоскопе что ли. Но изумительно же безумно! Контрасты, настроения.
Ну
соответствует немузыкальной логике ведь. Поэтому все равно держится и не падает. Опять -
между двух техник. Вот смотрите, о Шумане говорим, о Мендельсоне - с трудом.


Opus88(28.01.2016 02:57)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я не знаю, как он работал, что изучал, но
он жил в другое время уже совсем, и писал ему созвучное, плюс явные влияния Стравинского.
И уже ригоризм, и уже театр. А у Грига только изумление и смерть. Не успел намудрить
ничего.
Театр - это метко про Бартока.

А про Грига - может он просто немного (или даже много) приблизился к тому, как стать
частью того, где только жизнь и перерождения - воспринимать со стороны (относительно)
смерти понятнее, конечно.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 02:58)
Opus88 писал(а):
Театр
Массовый такой балаганчик у всех, и
клюквенный сок. Чуть в другую цену.


Opus88(28.01.2016 03:00)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну соответствует немузыкальной логике
ведь. Поэтому все равно держится и не падает. Опять - между двух техник. Вот смотрите, о
Шумане говорим, о Мендельсоне - с трудом.
Держится и не падает, это как на велосипеде
получается - работает, пока едешь и педали крутятся.


Opus88(28.01.2016 03:03)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Массовый такой балаганчик у всех, и
клюквенный сок. Чуть в другую цену.
Так и не у всех дома репродукции фламандцев, кому
и голливудские постеры понятны и милее - все же культура, как она есть.

А лягушка та в пруду, опять же от балаганов и клюквы далека, тем и ценна во многом, да и
к вечности ближе...


steinberg(28.01.2016 03:04)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Иными словами, вдруг мы имеем дело с
грубой аппликацией. Тут про фильмы говорили, ну вот - в Калине красной вдруг жена Шукшина
превращается в неактрису и разговаривает со старушкой о ее драме как психолог-фольклорист,
что ли. А на сем дурешаздирающем фоне сидит ВШукшин и играет переживания как актер.
Аппликация, левая приставлена к правой грубо и искусственно.
... аппликация, как и
всякий монтаж - это третий смысл из соединения двух. Шукшин - какой он есть... Послушал
скрипача. Первый импульс сильный, а потом не интересно. Именно потому что мужик не
корявый... Я не вижу здесь не аппликацию, а кунскамеру, скорее.


victormain(28.01.2016 04:03)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Иными словами, вдруг мы имеем дело с
грубой аппликацией. Тут про фильмы говорили, ну вот - в Калине красной вдруг жена Шукшина
превращается в неактрису и разговаривает со старушкой о ее драме как психолог-фольклорист,
что ли. А на сем дурешаздирающем фоне сидит ВШукшин и играет переживания как актер.
Аппликация, левая приставлена к правой грубо и искусственно.
Вот видите, а по-моему,
прекрасная сцена. Именно неожиданной постановочностью, почти сюрреалистичностью своего
рода. Шукшин не раз играл на сопоставлении несопоставимых, казалось бы, по драматургии
вещей.


victormain(28.01.2016 04:10)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Массовый такой балаганчик у всех, и
клюквенный сок. Чуть в другую цену.
На то он и театр. Если хорошо сделано и сыграно -
рыдаем и от клюквенного сока. А настоящая кровь вызовет, наоборот, недоумение. Как и слёзы
артиста, если чрезмерные. Про последнее весьма тонко говорил Шаляпин.


victormain(28.01.2016 04:18)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... Но в СССР не было условия для того,
чтоб композитор мог хоть насколько-то в себя поверить...
А по-моему, этого в СССР как
раз было хоть отбавляй. Столько было, когда непризнанные и неисполняемые, отторгнутые
системой люди начинали мнить себя автоматическими гениями, что лучше бы и вправду не было.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 09:15)
victormain писал(а):
Вот видите, а по-моему, прекрасная сцена. Именно
неожиданной постановочностью, почти сюрреалистичностью своего рода. Шукшин не раз играл на
сопоставлении несопоставимых, казалось бы, по драматургии вещей.
Так а я именно и
хвалю же! Просто плохо написал, непонятно, видимо.


musikus(28.01.2016 11:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
есть такой поздний сдвиг, согласен, но не
вижу того, который бы вдруг внезапно услышал новое время в недре своей обычной
парадигмы.
Практически у всех, кого я вспомнил, сдвиг не в новое время, конечно, а,
скорее наоборот, вспять, к несбывшемуся и вглубь собственного эго. В этом много глубоко
личного, иррационального, религиозного.


steinberg(28.01.2016 11:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Так а я именно и хвалю же! Просто плохо
написал, непонятно, видимо.
Вы написали `грубо и искусственно`... В кино очень много
матрешек. Я подумал, это Вас и смутило у Шукшина... Тарковский снимал мать и жену.
(Слышал, что Рерберг говорил перед съемками: я думал мы будем снимать актрису, а не
Ларису), Хуциев в Заставе Ильича снимал Тарковского, Митта в Гори гори моя звезда Хуциева
и Наумова... Хамдамов (одно из моих любимых у Вустина оттуда) в Анну Карамазов `впихнул`
съемки своей убитой картины с Еленой Соловей, Эйзенштейн в Иване Грозном: Пудовкина,
маленького Ивана Пырьева и чуть не снял Ромма в роли английской королевы... Барнет снимал
свою супругу Елену Кузьмину в прекрасном фильме У самого синего моря и многое, что за
кадром - в кадре, а позже ее же снимал Ромм, и опять как жену и тоже видно, но уже совсем
другое... Сам принцип как бы всегда накален и производит он впечатление подлинности или
нет не так важно. Это принцип роста.


steinberg(28.01.2016 12:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Псалмы
Вспомнил эту `синагогальную`
музыку, да.


Mikhail_Kollontay(28.01.2016 12:52)
steinberg писал(а):
смутило у Шукшина
Да вот опять. почему
смутило? Все, что не получается, говорит о том, что человек увидел, и, по счастью, еще не
замыленном глазом неуклюже сделал. По-моему, уклюжая сделанность - нет ничего негативнее.
То есть это для меня чистый позитив, когда что-то шершаво и не получается как бы. Не умею
высказать и объяснить, в общем.


musikus(28.01.2016 13:16)
Opus88 писал(а):
Слотты, Настроения, Псалмы - как же они не
отличны?
Я помню, помню модные завихрения вокруг «Слоттов», когда некоторым там
мерещился чуть ли ни Барток. Нет там ничего уж такого. Григ он и есть Григ. Во всяком
случае это не повод говорить об особенной стилистике «позднего Грига». Скорее уж это можно
отнести к «Настроениям», некоторая сниженная «григовость» коих обусловлена не столько
уходом в новую стилистику, сколько самОй образной заточенностью «Настроений», которая в
этом смысле особенна не больше, чем, скажем, ми минорная соната (ор.7!). Ну, а о Псалмах
вообще нет смысла говорить: не писать же их в форме халлинга…


steinberg(28.01.2016 13:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
По-моему, уклюжая сделанность - нет
ничего негативнее.
И по-моему.


Opus88(28.01.2016 15:05)
musikus писал(а):
Я помню, помню модные завихрения вокруг «Слоттов»,
когда некоторым там мерещился чуть ли ни Барток. Нет там ничего уж такого. Григ он и есть
Григ. Во всяком случае это не повод говорить об особенной стилистике «позднего Грига».
Скорее уж это можно отнести к «Настроениям», некоторая сниженная «григовость» коих
обусловлена не столько уходом в новую стилистику, сколько самОй образной заточенностью
«Настроений», которая в этом смысле особенна не больше, чем, скажем, ми минорная соната
(ор.7!). Ну, а о Псалмах вообще нет смысла говорить: не писать же их в форме
халлинга…
`Слотты` мне напоминают Бартока не по стилю, а очень интенсивному
преломлению народной музыки. `Настроения` как бы раскрепощены больше, там только местами
что ли. А `Псалмы` - последнее, и там он как бы переосмыслил (или интегрировал или хотел
противопоставить) - и кому о смерти, но тогда такой без которой нет жизни.

И пытаясь осмыслить про `опережение времени` - не знаю, где, к примеру, Уствольская во
времени.


musikus(28.01.2016 15:23)
Opus88 писал(а):
И пытаясь осмыслить про `опережение времени` - не
знаю, где, к примеру, Уствольская во времени.
Вы намекаете, что - опередила. Не дай
бог.


Opus88(28.01.2016 15:46)
musikus писал(а):
Вы намекаете, что - опередила. Не дай бог.
Я
полагаю, что совершенно вовне. Опасаться (если вдруг хочется) нечего.


Rose(05.05.2017 13:03)
не убивайте меня,прошу. У меня другая проблема) Схожа с Вашей, но я не так фанатею от
музыки классиков вообще. Моцарта не переношу на дух, Гайдна слушаю с равнодушным лицом.
Нормально отношусь только к Бетховену. Странно, но я люблю в тоже время музыку Баха и
полифонию строгого стиля, а еще хоралы. И авангард).


Opus88(05.05.2017 13:18)
Rose писал(а):
не убивайте меня,прошу. У меня другая проблема) Схожа
с Вашей, но я не так фанатею от музыки классиков вообще. Моцарта не переношу на дух,
Гайдна слушаю с равнодушным лицом. Нормально отношусь только к Бетховену. Странно, но я
люблю в тоже время музыку Баха и полифонию строгого стиля, а еще хоралы. И
авангард).
А как Мендельсон и Григ?
С другой стороны, как Шопен и Чайковский?






Наши контакты