ФОРУМ

Форум » Личные форумы пользователей » pleades » Что такое Эпичность


pleades(16.01.2012 01:56)
Всегда интересовал ответ на этот вопрос: что же такое эпичность?

Мне всегда нравились те вещи в произведениях искусства, где эта эпичность ощущалась.
Вроде бы всё просто: эпичность, это когда показано нечто большое, преломленное через жизнь
человека, или же так: когда в истории из жизни человека мы видим не только его личные
переживания, но также связь с контекстом эпохи - и оттого эти переживания перерастают как
бы в образ, становятся нарицательными что ли. Например, фильм Сибириада. Обычная, казалось
бы, `сериальная` в чем-то история, но те несколько кадров хроники в завершении каждой
части фильма возносят его на новый уровень, вся история приобретает совершенно другой
смысл в нашем воображении. Но это кино. Лиричная тема из 6-й симфонии Прокофьева - эпична.
Музыка В. Овчинникова к `Войне и Миру`, а также к `Они сражались за Родину` - эпична! Но
как это выражается? В чем сосредоточено? Есть ли какие-то если не `законы`, то пожелания -
что обязательно должно присутствовать в музыке, чтобы она имела такой эффект? А в
живописи? Хотелось бы услышать мнения как композиторов-профессионалов, так и всех тех
слушателей, кто задумывался над этой проблемой.


victormain(16.01.2012 02:12)
pleades писал(а):
Хотелось бы услышать мнения как
композиторов-профессионалов, так и всех тех слушателей, кто задумывался над этой
проблемой.
У меня мнения нет, потому что я совершенно не эпичен. Эпичен, скорее,
Карлхайнц:) Нет, серьёзно: время, пространство, сюжет в LICHT - всё это вполне сравнимо с
обеими Эддами, Калевалой, Звёздными Войнами и Гильгамеш. Но я думаю, что Вы имеете в виду
некую особую щедрость души, проявляемую на поле брани и прочий бытовой космизм, ну, то,
что так блистательно спародировал Пушкин в Руслане... У Толстого сцена прозрения Пьера в
плену - конец света, как написана; в фильме Бондарчука она стала пошлой из-за
привнесённого в неё пафоса с громким речевым ревером, камерой к небесам и хоровыми
потрясениями. Вот это плохой эпос. А ГИЛЬГАМЕШ - замечательный. Но я не спец.


pleades(16.01.2012 02:20)
victormain писал(а):
У Толстого сцена прозрения Пьера в плену - конец
света, как написана; в фильме Бондарчука она стала пошлой из-за привнесённого в неё пафоса
с громким речевым ревером, камерой к небесам и хоровыми потрясениями.
Да как же
так?!!!!!!! Это самая ЛЮБИМАЯ моя сцена в фильме! Из-за нее я пересматриваю все части!
Вот, насколько разными бывают восприятия. Ничего не имею против Вашего мнения.

Скажите, вот в музыке есть ли какие-то негласные `законы`, которые делали бы музыку
эпичной? Например, простая мелодия Прокофьева в 6-й симфонии (побочная партия 1-й части) -
это же шедевр! Никаких громких моментов. Что это - архаизм, размеренность? Какие синонимы
приходят к Вам в голову вместе с понятием эпичность?


Andrew_Popoff(16.01.2012 02:29)
pleades писал(а):
Скажите, вот в музыке есть ли какие-то негласные
`законы`, которые делали бы музыку эпичной? Например, простая мелодия Прокофьева в 6-й
симфонии (побочная партия 1-й части) - это же шедевр! Никаких громких моментов. Что это -
архаизм, размеренность? Какие синонимы приходят к Вам в голову вместе с понятием
эпичность?
Эпическое - литературное понятие. То, что связано с каким-либо эпосом -
хоть с фольклорным, хоть с авторским - Калевала, Сага о Форсайтах, Гильгамеш, Манас, Три
богатыря и т.п. Как это связать с музыкой? Да как угодно. Думаю, для эпического характерен
низкий регистр, педальные валторны, флажолеты скрипок наверху (для контраста). Лад чаще
мажорный, преобладание плагальности, певучая тема у виолончелей, продублированных
фаготами. Диатоника. Медленный темп. Думаю, будет звучать вполне эпично.


Andrew_Popoff(16.01.2012 02:30)
Andrew_Popoff писал(а):
Эпическое - литературное понятие. То, что
связано с каким-либо эпосом - хоть с фольклорным, хоть с авторским - Калевала, Сага о
Форсайтах, Гильгамеш, Манас, Три богатыря и т.п. Как это связать с музыкой? Да как угодно.
Думаю, для эпического характерен низкий регистр, педальные валторны, флажолеты скрипок
наверху (для контраста). Лад чаще мажорный, преобладание плагальности, певучая тема у
виолончелей, продублированных фаготами. Диатоника. Медленный темп. Думаю, будет звучать
вполне эпично.
А еще очень эпично, если тенор поет в сопровождении двух арф. :)


pleades(16.01.2012 02:32)
Andrew_Popoff писал(а):
А еще очень эпично, если тенор поет в
сопровождении двух арф. :)
Андрей, если можете, приводите примеры, где Вы такое
сочетание(я) слышали - так будет более зримо! И большое спасибо за такие точные
наблюдения.


victormain(16.01.2012 02:33)
pleades писал(а):
Да как же так?!!!!!!! Это самая ЛЮБИМАЯ моя сцена в
фильме! Из-за нее я пересматриваю все части! Вот, насколько разными бывают восприятия.
Ничего не имею против Вашего мнения.

Скажите, вот в музыке есть ли какие-то негласные `законы`, которые делали бы музыку
эпичной? Например, простая мелодия Прокофьева в 6-й симфонии (побочная партия 1-й части) -
это же шедевр! Никаких громких моментов. Что это - архаизм, размеренность? Какие синонимы
приходят к Вам в голову вместе с понятием эпичность?
Честное слово, по части
эпичности в музыке я не спец. Я в целом очень люблю КНЯЗЯ ИГОРЯ, но он, по-моему, далеко
не так эпичен, как это принято считать. Не считая увертюры, конечно, написанной
Глазуновым. А с ВОЙНОЙ И МИРОМ - да, это дело личное.


pleades(16.01.2012 02:37)
victormain писал(а):
Честное слово, по части эпичности в музыке я не
спец. Я в целом очень люблю КНЯЗЯ ИГОРЯ, но он, по-моему, далеко не так эпичен, как это
принято считать.
Буду Вам благодарен, если Вы, когда посчастливится случайно
вспомнить или услышать какой-либо фрагмент произведения, где есть на Ваш взгляд эпичность,
- поделитесь своими мыслями в этой теме.


Andrew_Popoff(16.01.2012 02:39)
pleades писал(а):
Андрей, если можете, приводите примеры, где Вы
такое сочетание(я) слышали - так будет более зримо! И большое спасибо за такие точные
наблюдения.
Ну, это, скорее, штампы. Тенора с арфами придумал М.И.Глинка в `Руслане`
(Боян), а после украл А.Рубинштейн (эпиталама из `Нерона`), ну и много еще где. А уж
оркестровый кусок - такого понаписано целые моря, особенно для кино.


Mick_M(16.01.2012 03:15)
Эпичность – понятие в бОльшей степени литературное и подразумевает некое отстранение
автора от описываемых событий. Т.е. значительно меньшее внимание уделяется прорисовке
индивидуальных качеств героя, его психологическим мотивам, интимной сфере его чувств, а
значительно бОльшее – его социальной и исторической функции (миссии). Эта ветвь культуры
всегда развивалась параллельно с классической (аристотелевской), временами пересекаясь и
перемежаясь. На основе некоего эпического начала созданы многие произведения, объективно
не являющиеся эпическими в изначальном смысле (хроники Саксона Грамматика безусловно,
эпичны, а написанный по одной из них шекспировский «Гамлет» - ?). В XX веке понятие
эпичность связано в первую очередь с Б. Брехтом и его «эпическим театром» - в
противопоставление классической русской и французским театральным школам. «Эпический
театр» - это, прежде всего театр РАССКАЗА о событиях, а не непосредственного «проживания»
их. Это эстетика вовлечения зрителя не через СОПЕРЕЖИВАНИЕ (наш с Вами уже обсужденный
как-то катарсис), а через СО-СОЗНАНИЕ («Карьера Артуро Уи», «Жизнь Галилея», «Страх и
отчаяние в Третьей империи»). Но это, естественно, очень схематично и требует размера
диссертации. Очевидно лишь, что эпичность не является автоматическим синонимом понятия
«масштабность».


victormain(16.01.2012 03:35)
pleades писал(а):
Буду Вам благодарен, если Вы, когда посчастливится
случайно вспомнить или услышать какой-либо фрагмент произведения, где есть на Ваш взгляд
эпичность, - поделитесь своими мыслями в этой теме.
Думаю, самый удачный вариант
эпической природы мышления - Сибелиус. Такой природы дления дыхания Европа до него,
по-моему, не знала. А если учесть частое замечательное качество материала (как во 2-й
Симфонии, например), то и получился автор прекрасный. И даже там, где яркого материала в
привычном смысле вроде бы и нет, ёмкость целого поражает, как в 4-й Симфонии. Плюс
предельная нетривиальность оркестрового письма. Что и говорить - очень сильный автор, как
раз на эпосе - Калевале - и взращённый.


victormain(16.01.2012 03:38)
victormain писал(а):
Думаю, самый удачный вариант эпической природы
мышления - Сибелиус.
В музыке, разумеется.


victormain(16.01.2012 03:45)
Andrew_Popoff писал(а):
Ну, это, скорее, штампы. Тенора с арфами
придумал М.И.Глинка в `Руслане` (Боян), а после украл А.Рубинштейн (эпиталама из
`Нерона`), ну и много еще где. А уж оркестровый кусок - такого понаписано целые моря,
особенно для кино.
Андрей, у Глинки там ещё пианофорте играет. В этом вся прелесть, в
отличии от Эпиталамы Виндекса Рубинштейна:) Я обе песни Бояна обожаю во многом благодаря
этим чудесным ритурнелям. Впрочем, 2-я ошеломляет и своей откровенной а-партностью, так
сказать - от автора. Не думаю, что до Глинки такое кто-то делал. Кабы с этого начиналось -
можно было бы проводить аналогии с Прологом в Орфее Монтеверди и т.д., но у Глинки это
совсем не зачин, а именно вставка a parte. Поразительно!


Andrew_Popoff(16.01.2012 04:03)
victormain писал(а):
Андрей, у Глинки там ещё пианофорте играет. В
этом вся прелесть, в отличии от Эпиталамы Виндекса Рубинштейна:) Я обе песни Бояна обожаю
во многом благодаря этим чудесным ритурнелям. Впрочем, 2-я ошеломляет и своей откровенной
а-партностью, так сказать - от автора. Не думаю, что до Глинки такое кто-то делал. Кабы с
этого начиналось - можно было бы проводить аналогии с Прологом в Орфее Монтеверди и т.д.,
но у Глинки это совсем не зачин, а именно вставка a parte. Поразительно!
Да, я тоже
очень это место люблю, и Глинка это первым придумал. А `Руслан` весь поразителен,
непонятно, как один человек столько нового открыл.


victormain(16.01.2012 04:28)
Andrew_Popoff писал(а):
Да, я тоже очень это место люблю, и Глинка
это первым придумал. А `Руслан` весь поразителен, непонятно, как один человек столько
нового открыл.
Ещё бы! конечно весь.

А Черняков (или Юровский?) сейчас 2-ю Песню Бояна в самый финал перенёс. Можно спорить,
конечно, но по-своему тоже очень здорово: перед финальным хором прямо.


Mikhail_Kollontay(16.01.2012 06:41)
Andrew_Popoff писал(а):
А `Руслан` весь поразителен, непонятно, как
один человек столько нового открыл.
Еще непонятно, когда хоть кто-нибудь исполнит
оперу как надо. Ни одной приличной записи нет. О поставить и говорить не приходится.


Mikhail_Kollontay(16.01.2012 06:43)
victormain писал(а):
2-я ошеломляет и своей откровенной а-партностью,
так сказать - от автора. Не думаю, что до Глинки такое кто-то делал. Кабы с этого
начиналось - можно было бы проводить аналогии с Прологом в Орфее Монтеверди и т.д., но у
Глинки это совсем не зачин, а именно вставка a parte. Поразительно!
Но потом, может
быть, кое-кто и перестарался. `Ночь перед Рождеством` если вспомнить.


Mikhail_Kollontay(16.01.2012 06:53)
pleades писал(а):
Буду Вам благодарен, если Вы, когда посчастливится
случайно вспомнить или услышать какой-либо фрагмент произведения, где есть на Ваш взгляд
эпичность, - поделитесь своими мыслями в этой теме.
3-я симфония Глиэра `Илья
Муромец`. Минут 35 эпичности.


gyorgy2012(16.01.2012 06:55)
poiuytr писал(а):
3-я симфония Глиэра `Илья Муромец`. Минут 35
эпичности.
Это в сокращенном виде 35, а так это вообще почти полтора часа)


victormain(16.01.2012 08:21)
poiuytr писал(а):
Еще непонятно, когда хоть кто-нибудь исполнит оперу
как надо. Ни одной приличной записи нет. О поставить и говорить не
приходится.
Постановка ПОкровского в 70-х в Большом в целом была великолепна. Весёлая
языческая мистерия (мечта Асафьева: его прекрасная статья о РУСЛАНЕ называлась `Литургия
славянского эроса`, потрясающая работа художника Левенталя, Молодые Нестереко (Руслан),
Синявская (Ратмир) и так далее. НИ ОДНОЙ КУПЮРЫ. Я до сих пор облизываюсь, вспоминая этот
спектакль, и это при том, что отношения с Покровским у нас были очень непростые; правда,
позже... Спектакль на плёнке не остался, увы. Без купюр также и очень всё-таки сильная
запись Кондрашина в 50-е годы с труппой Большого. Она, кстати, 1-я в истории была без
купюр. Надеюсь, она давно уже вышла на CD. Пожалуй, всё. Есть ещё довоенная запись с
Рейзеном и Барсовой, но там такое качество, что ничего понять нельзя толком. Уровень
нынешней постановки таков: по музыке (солисты, оркестр; темпы, штрих, драматургия) -
отлично; по режиссуре - хорошо; по сценографии - средне. То есть, идти в театр СТОИТ.


victormain(16.01.2012 08:22)
poiuytr писал(а):
3-я симфония Глиэра `Илья Муромец`. Минут 35
эпичности.
Во! А я и забыл про неё!... Да, но я-то хорошую пытался вспомнить.


Mikhail_Kollontay(16.01.2012 09:48)
victormain писал(а):
Постановка ПОкровского в 70-х в Большом в целом
была великолепна.
Не соглашусь с оценками. Воспринимаю спектакль Покровского как
типично советско-покровское явление (при всем уважении к его покровско-несоветским
работам, `Нос` в 1 очередь`). Исполнители всегда и всюду симулякры, сами того не зная,
хотя Руслан ЕЕ да, более или менее наполнен, но тоже советским стандартом. В записи
Кондрашина хороши только Кондрашин, Нэлепп, некоторны приличны, но, скажем, Ратмира нельзя
слушать вообще. Нам нужен Булез - дирижер, который железными руками, заоблачным
интеллектом и пониманием само-композитора запишет проблемные русские сочинения. Отчасти
таким был Светланов, если бы не головановщина порой.


Andrew_Popoff(16.01.2012 13:52)
poiuytr писал(а):
Еще непонятно, когда хоть кто-нибудь исполнит оперу
как надо. Ни одной приличной записи нет. О поставить и говорить не приходится.
Ну,
есть партитура. :-)


pleades(16.01.2012 14:58)
Вот обрадовался: думал 9 страниц об эпичности !!! А тут какая-то.. [сейчас эта часть
диалогов перенесена на ветку `мысли вслух`]

Всё же благодарен всем, кто высказался по теме - очень ценные мысли


Mick_M(16.01.2012 15:05)
pleades писал(а):
Вот обрадовался: думал 9 страниц об эпичности!!! А
тут какая-то..

Всё же благодарен всем, кто высказался по теме - очень ценные мысли
Спасибо и Вам,
что подняли такую тему. Есть о чем говорить и думать. Думаю, что тема будет развиваться.


victormain(16.01.2012 19:41)
poiuytr писал(а):
Воспринимаю спектакль Покровского как типично
советско-покровское явление. Исполнители всегда и всюду симулякры, сами того не зная, хотя
Руслан ЕЕ да, более или менее наполнен, но тоже советским стандартом. В записи Кондрашина
хороши только Кондрашин, Нэлепп, некоторны приличны, но, скажем, Ратмира нельзя слушать
вообще. (там нужен) Светланов...
NB: требуют сокращения исходника...
Насчёт Светланова - согласен. Что до Кондрашина,
то когда в записи хорош дирижёр, и впервые в истории гонит такой опус без единой купюры -
это дорогого стоит, согласитесь. Ратмира там я помню плохо, но Петров никогда не
раздражал, а Кривченя просто восхитителен, верно? Лемешев не в лучшей форме, но всё равно
поёт хорошо. Всё-таки - исполнение в ПЛЮС получается. О Покровском. С этим господином у
меня были настолько сложные отношения, что в результате я его попросту послал, забрав из
Камерного т-ра одну свою партитуру и изъяв из постановочного плана т-ра другую. Но РУСЛАНА
по-прежнему вспоминаю, как открытие. Нет, это был не советский т-р. Инструментальный театр
в опере (я имею в виду персонифицированные soli инструментальных облигат вместе с певцами)
- и это В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ?! Гигантский идол - единственная деталь сценографии пролога, она
же её доминанта во всём спектакле - замечательно свежо было после всех задников Рындина и
Федоровского... Словом, у меня очень светлая память по этому спектаклю.






Наши контакты