Борис Арапов
БОРИС АРАПОВ (1905–1992)







4 сонета Франческо Петрарки. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано (1975)
`Русские сезоны` для сопрано, тенора и камерного оркестра
«Четыре времени года», вокальный цикл на японские трёхстишия - хокку,слова К. Иссы, перевод В. Марковой.
Душа и тело (соч. 1991г.). Вокальный цикл для баритона и фортепиано памяти Н. Гумилёва и О. Мандельштама.
Концерт для скрипки с оркестром
Концерт для скрипки, фортепиано, ударных и камерного оркестра (1973).
Откровение Иоанна Богослова (соч. 1989г.).Музыка для струнного оркестра, виолончели, фортепиано и ударных инструментов.
Симфония № 5 (соч. 1981)
Симфония № 7 (соч. 1991)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для скрипки и фортепиано (1982) - посв. памяти Михаила Ваймана
Соната для фортепиано № 1
Соната для фортепиано № 2 (1978)
Соната для фортепиано № 3 (1987-1988)
Соната для фортепиано № 4 (1990)
Соната для фортепиано № 5
Три пьесы для фортепиано
Этюд-скерцо


Последние комментарии к произведениям композитора

hamerkop (04.11.2011 13:04) не в сети не в сети
Спасибо за прекрасную иузыку!:)
Поправка: Равиль Мартынов-это дирижёр. А имя тенора - Алексей Мартынов)
BogolubovAL (04.11.2011 19:45) не в сети не в сети
Вот в чем дело,я сам был в раздумьях, значит в файле не то указано. Спасибо,будем знать;)
BogolubovAL (04.11.2011 19:46) не в сети не в сети
Музыка в правду замечательная! с этого сочинения началось мое знакомство с музыкой Арапова
Sovet (24.05.2018 13:47) не в сети не в сети
Добавил ноты.
CharlesProsper (23.06.2018 15:27) не в сети не в сети
Не мог бы кто-нибудь подсказать, что за коллектив играет?)
Sovet (25.05.2018 22:51) не в сети не в сети
Добавил ноты.
Sovet (26.06.2018 10:01) не в сети не в сети
Наконец прослушал. Наглядный урок.
Я сам собираюсь исполнить это с меццо-сопрано.
Баланс! - фортепиано не должно заглушать певицу!!
Sovet (26.06.2018 09:47) не в сети не в сети
Сильное впечатление.
Интересно, что Арапов даже с точки зрения фактуры гумилевские стихи реализует иначе,
нежели мандельштамовские. Слышно `два голоса`.
Sovet (26.06.2018 10:04) не в сети не в сети
Из аннотации:

Для меня основной смысл жизни заключается в постоянной работе и движении...
Б. Арапов


Вокальный цикл «Душа и тело», одно из самых поздних сочинений Б. А. Арапова, — ярчайшее
свидетельство этой постоянной душевной работы, пронзительная в своей трагичной и мудрой
просветленности попытка миро- и самопознания на последнем рубеже жизни. Глобальность
вечных бытийных вопросов, преломленная в уникальной единичности личного духовного опыта, —
особая сфера русской философской лирики, давшая произведению поэтическую основу. Название
и крайние части цикла взяты из триптиха Н. Гумилева «Душа и тело», вошедшего в его
вершинную поэтическую книгу «Огненный столп», так же как и «Канцона вторая» (средний
раздел цикла). Поэзию Гумилева композитор перемежает ранними стихотворениями Мандельштама,
следуя внутренней логике своего сочинения. Уже само обращение к этим поэтам привлекает
широкий культурный и исторический контекст духовного поиска и судеб русской интеллигенции
XX века. Борис Арапов принадлежит к ней по самой сущности своего творчества, жизни и
личности.
С точки зрения композиторской техники это произведение отмечено той редкостной степенью
мастерства, которая позволяет восприятию устремиться непосредственно к
поэтико-музыкальному смыслу, минуя конкретику материального анализа.
Отточенность музыкальной мысли сказалась и в манере записи: подготовка этого издания к
печати потребовала минимального редакторского вмешательства, направленного в основном на
уточнение нюансировки, вытекающей из структуры нотного текста.
Sovet (19.05.2018 01:14) не в сети не в сети
Добавил ноты.
Sovet (22.06.2018 00:38) не в сети не в сети
3:29 - еврейские мотивы?
Opus88 (22.06.2018 03:36) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
3:29 - еврейские мотивы?
Слишком обобщённо, на
мой взгляд, как и весь концерт, представляющийся вдобавок слегка чересчур эклектичным... С
трудом до конца дослушал.
LAKE (15.05.2014 17:39) не в сети не в сети
I. Прелюдия. Moderato. Molto rubato.
II. Эпитафия. Andante sostenuto.
III. Финал. Allegro vivo.
Twist7 (15.05.2014 19:02) не в сети не в сети
Очень интересный концерт !!!
Спасибо большое LAKE !!!
Twist7 (06.06.2014 22:21) не в сети не в сети
Twist7 писал(а):
Очень интересный концерт !!!
Спасибо большое LAKE !!!
Какой удивительный концерт !!!!
Скачала. Уже который раз слушаю и не устаю восхищаться им !!!
Спасибо !!!!!!!
Wustin (09.05.2016 13:36) не в сети не в сети
Сильнейшее впечатление.
Sovet (20.05.2018 21:22) не в сети не в сети
Отличный концерт!
Добавил ноты.
yarunskiy (21.08.2011 02:27) не в сети не в сети
Какое-то созерцательное Откровение получилось, скорее похоже на молитву-исповедь нежели на
Апокалипсис.
lesovichenko (10.05.2013 10:03) не в сети не в сети
yarunskiy писал(а):
Какое-то созерцательное Откровение получилось,
скорее похоже на молитву-исповедь нежели на Апокалипсис.
Практически точный
звукоизобразительный аналог книги Откровения. И просветлённое начало, и призывы к
покаянию, и скачка всадников (на 7 минуте) и затихание после снятия 7 печати, и битва, и
обрушение (на 15 минуте), и песни Агнца, и новое небо. Думаю, если смотреть по партитуре,
можно указать и более точные соответствия. Хорошее произведение.
yarunskiy (10.05.2013 10:33) не в сети не в сети
lesovichenko писал(а):
Думаю, если смотреть по партитуре, можно
указать и более точные соответствия. Хорошее произведение.
Слишком буквально и
трафаретно. Типично для советского `изобразительного` стиля, не смотря на тематику
религиозную. Как-то всё - в лоб)))
lesovichenko (10.05.2013 10:57) не в сети не в сети
yarunskiy писал(а):
Слишком буквально и трафаретно. Типично для
советского `изобразительного` стиля, не смотря на тематику религиозную. Как-то всё - в
лоб)))
Есть маленько, но только маленько. Если не знать первоисточник - нормально.
precipitato (10.05.2013 11:50) не в сети не в сети
lesovichenko писал(а):
Хорошее произведение.
По моему - ужасное.
lesovichenko (10.05.2013 19:20) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
По моему - ужасное.
В смысле
последовательной реализации программы - хорошее, а дальше можно рассуждать всяко.
Согласен.
patlayenko (10.05.2013 19:49) не в сети не в сети
И какое отношение к этому имеет Иоанн Богослов???
yarunskiy (10.05.2013 21:26) не в сети не в сети
patlayenko писал(а):
И какое отношение к этому имеет Иоанн
Богослов???
Никакого)
А вот Михаил Горбачёв с его `перестройкой` - самое что ни на есть! В конце 80-х обращение
к религиозной тематике становилось уже модным... Попробовал бы Б.Арапов такое сочинить в
начале 60-х...))) Тогда можно было бы говорить о смелой гражданской позиции, о вопросах
совести, которые поднимает советский композитор...
lesovichenko (11.05.2013 09:07) не в сети не в сети
patlayenko писал(а):
И какое отношение к этому имеет Иоанн
Богослов???
По-моему такое же как издания Нового Завета в виде комиксов.
Смысл не передает никак, но если судить по законам комикса...
Пытался вспомнить программные инструментальные сочинения, отражающие сюжетные событий
литературного первоисточника с подобной последовательностью. Не вспомнил. Арапов применил
редкий метод.
Sovet (25.02.2018 22:21) не в сети не в сети
Фильм об Арапове:

https://www.youtube.com/watch?v=tyvTUHxNi5Y

Вначале говорит Слонимский.
Sovet (25.02.2018 22:38) не в сети не в сети
`Борис Александрович Арапов был, конечно, человеком очень большой гуманитарной культуры. В
сущности говоря, он великолепно знал не только музыку, но и поэзию, живопись; обожал
Пастернака, Мандельштама, увлекался романами Айтматова. Всё это отражалось в его
творчестве.
Он, конечно, очень глубоко воспринимал также и библейские тексты. Одно из его
произведений носит название `Откровение Иоанна Богослова` - одно из самых лучших его
сочинений, для виолончели и струнного оркестра... Его очень хорошо помнят и любят
исполнители талантливые - такие, как Григорий Соколов, как, скажем, Гантварг Михаил, как
Алексей Массарский. В свое время Михаил Вайман играл его сочинения, дирижер Янсонс,
Мравинский даже дирижировал его сочинениями... В общем, он все время дружил с самыми
талантливыми исполнителями, в том числе и очень молодыми. И, конечно, его произведения
заслуживают долгой жизни. И они до сих пор носят характер таких молодых, смелых сочинений,
причем глубоких, очень содержательных - и абсолютно, как бы сказать, не дешёвых, не
рассчитанных на внешний дешёвый эффект...
... Приход Бориса Александровича в нашу консерваторию избавил нас от провинциализма,
который грозил нам особенно в начале 1950-х гг., когда мы катастрофически отставали от
Московской консерватории по уровню вкуса, с робостью относились к современной зарубежной
музыке, гораздо менее нам известной, чем Андрею Волконскому или Денисову, нашим
сверстникам. А вот через несколько лет благодаря появлению Бориса Александровича ... после
того как он был отлучен от преподавания композиции, через почти десять лет от вернулся
снова, и вокруг него сплотилась и молодёжь тогдашняя, и многие музыковеды, и молодые
композиторы, уже окончившие консерваторию... И мы догнали москвичей, даже мало того -
перегнали их. Уже многие из Москвы, такие, как Банщиков, Кнайфель - они приезжали за
свежим воздухом, за отсутствием догматизма сюда, в Ленинград. Они ушли из Московской
консерватории и пришли именно в класс Арапова - это весьма характерно. И то, что он был
долгожитель - видимо, Всевышний не случайно дал ему долголетие, это было нужно нам. Пока
был жив Борис Александрович, наша консерватория стояла, можно прямо сказать, во главе
музыкального образования России по прогрессивности...`
Romy_Van_Geyten (26.02.2018 00:12) не в сети не в сети
Sovet писал(а):
Пока был жив Борис Александрович, наша консерватория
стояла, можно прямо сказать, во главе музыкального образования России по
прогрессивности...`
Ишь ты! Не знаю как насчёт прогрессивности, но лично меня он
вполне устраивал. Главным образом тем, что не очень сильно капал на мозги. Когда я к нему
пришёл, Арапов был уже в возрасте столько навидавшегося человека, что ему было по
барабану, что там ему показывает какой-то сопляк. Профессиональные навыки я получал не от
него, а от своего консерваторского окружения - Красавин, Копытько, Викторова.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru