Альбан Берг
АЛЬБАН БЕРГ (1885–1935)







Адажио для скрипки, кларнета и фортепиано (опубл. в 1956; авторская обработка второй части камерного концерта)
Вариации из `Лулу` для 2-х фортепиано (1935)
Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
Концерт для скрипки с оркестром (1935)
Концертная ария «Вино» на стихи Шарля Бодлера и Стефана Георге (1929)
Лирическая сюита для струнного квартета или струнного оркестра
Лулу-сюита, для сопрано и оркестра (1934)
Опера `Воццек` Op. 7
Опера `Лулу`
Пассакалия для оркестра (1913)
Песня `Мне глаза закрой руками` (`Schliesse mir die Augen beide`) для голоса и фортепиано (Theodor Storm) (1907)
Песня `Мне глаза закрой руками` (`Schliesse mir die Augen beide`) для голоса и фортепиано (Theodor Storm) (1925)
Пять песен для голоса и оркестра на тексты c открыток Петера Альтенберга (`Altenberg-Lieder`) Op. 4
Семь ранних песен для голоса и фортепиано (Sieben fruehe Lieder)
Соната си минор Op. 1
Струнный квартет Op. 3
Три пьесы для оркестра Op. 6
Фрагменты незаконченных сонат для фортепиано (1908-1909), редакция Юлии Векслер
Четыре песни для голоса и фортепиано (1909-10) Op. 2
Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Op. 5
Юношеские песни для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 1 `Осеннее чувство` (`Herbstgefühl`) (Siefried Fleischer)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 2 `Музыканты` (`Spielleute`) (Henrik Ibsen)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 3 `Wo der Goldregen steht` / Под золотым дождем счастья (Ф. Лоренц)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 4 `Lied der Schiffermädels` / Песня подружки моряка (Отто Юлиус Бирбаум)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 5 Sehnsucht I: “Hier in der oeden Fremde” / Тоска I: Здесь, в пустынном чужом краю (Пауль Хоэнберг)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 6 `Прощание` /`Abschied` (Элимар фон Монстерберг-Мюнкенау)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 8 `Vielgeliebte schöne Frau` / Бесконечно любимая (Генрих Гейне)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): № 9 Sehnsucht II: “Mir traeumte: traurig schaute der Mond” / Тоска II: “Мне снилось, что месяц так грустно светил” (Генрих Гейне)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №13 `Ferne Lieder` / Далекие песни (Фридрих Рюккерт)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №14 `Я не пойду на луг весенний` (`Ich will die Fluren meiden`)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №15 `Geliebte Schöne` / Любимая моя красавица (Генрих Гейне)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №17 `Вечером` (`Am Abend`) (Emanuel Geibel)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №18 `Vorüber!` / Все прошло! (Франц Висбахер)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №19 `Schummerlose Nächte` / Бессонные ночи (Мартин Грейф)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №20 `Es wandelt, was wir schauen` / Всё в постоянном изменении (Йозеф фон Эйхендорф)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №21 `Liebe` / Любовь (Райнер Мария Рильке)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №22 `На рассвете` (`Im Morgengrauen`) (Karl Stieler)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (1-я тетрадь, 1901-04): №23 `Grabschrift` / Надгробная надпись (Людвиг Якобовски)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 1 `Мечта` (`Traum`) (Frida Semler)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 2 `Мгновенья` (`Augenblicke`) (Robert Hamerling)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 3 `Швея` (`Die Näherin`) (Rainer Maria Rilke)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 4 `Первая потеря` (`Erster Verlust`)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 6 `Er klagt, dass der Frühling so kurz blüht` / Он жалуется, что весеннее цветение длится так недолго (Arno Holz)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 7 `Tiefe Sehnsucht` / Глубокая печаль (Detlev von Liliencron)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 8 `За горами (живёт счастье)` (`Über den Bergen`) (Karl Busse)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): № 9 `Am Strande` / На морском берегу (Georg Scherer)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №10 `Зима` (`Winter`) (Johannes Schlaf)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №11 `Fraue, du Süsse` / Женщина, ты - счастье (Ludwig Finckh)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №12 `Verlassen` / Покинутая (Bohemian folksong)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №13 `Дождь` (`Regen`) (Johannes Schlaf)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №14 `Грусть` (`Traurigkeit`) (Peter Altenberg)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №15 `Надежда` (`Hoffnung`) (Peter Altenberg)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №16 `Флейтистка` (`Flotenspielerin`) (Peter Altenberg)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №17 `Прогулка` (`Spaziergang`) (Alfred Mombert)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №18 `Eure Weisheit` / Ваша мудрость (Johann Georg Fischer)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №19 `So regnet es sich langsam ein` / Дожди идут все чаще (Cäsar Flaischlein)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №20 Миньона (Mignon) (Гёте)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №21 `Die Sorglichen` / Озабоченные люди (Gustav Falke)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №22 `Das stille Königreich` / Тихое королевство (Karl Busse)
`Юношеские песни` для голоса и фортепиано (2-я тетрадь, 1904-08): №23 `An Leukon` / К Левкону (Johann Wilhelm Ludwig Gleim)


Последние комментарии к произведениям композитора

Osobnyak (24.09.2016 23:38) не в сети не в сети
В конце записи - финал на `бис`.
vladislav (25.05.2011 13:27) не в сети не в сети
А вот что говорит сам Святослав Теофилович о записи этого концерта Берга: `Эту ленту можно
без конца слушать, всё время находишь новые детали.
Думаю, что далеко не все это делают, и она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
Ну что ж? Люди тяжелы на подъём`. (Рихтер.Дневники и диалоги.Бруно
Монсенжон.Классика-XXI.М.2005).
Godo (04.11.2011 00:22) не в сети не в сети
Пока что для меня это произведение самое любимое у Берга.
Yuriyauskiev (04.11.2011 01:40) не в сети не в сети
28/8/78 Рихтер, Каган и ансамбль духовиков сыграли этот концерт в театре Херода Аттикус, в
рамках Афинского фестиваля. Святославу Теофиловичу очень понравилось исполнение.
Рассказывают, что после концерта он прыгал по камешкам, приговаривая: «Получилось!
Получилось!» Сами духовики толком не понимали, что же получилось именно в этот вечер, и
чего не было раньше. Понятно, что Рихтер имел свое видение. И легко можно поверить, что с
его постижением их понимание этой музыки не могло сравниться. Естественно, он пытался
донести его во время репетиций до сознания молодых коллег. В те годы в нашей прессе
писали, что без Рихтера музыканты провели 40 репетиций, но когда впервые сыграли с
Рихтером, поняли, что всё надо начинать сначала. Писали, что с ним они провели 60
репетиций. Я не мог в это поверить. Возможность уточнить появилась через много лет. 22-го
марта 98-го в Киеве был организован концерт памяти Святослава Теофиловича с Гутман и
Николаевским (20-го Гутман играла в Москве). После концерта в номере Юрия Ильича
Николаевского в гостинице собралась небольшая компания. Поминали любимого музыканта и
человека. Я, естественно, попытался узнать какие-то подробности, в частности, о концерте
Берга. Николаевский сказал, что провели они 28 репетиций. Даже запомнил, что не 30, а 28,
но говорил он как-то не очень уверенно. Всё равно их было много. С некоторыми участниками
ансамбля Рихтер играл также Брамса (сонату для кларнета и фортепиано) и Хиндемита – сонаты
для фагота, трубы и фортепиано.
MargarMast (04.11.2011 01:45) не в сети не в сети
Yuriyauskiev писал(а):
28/8/78 Рихтер, Каган и ансамбль духовиков
сыграли этот концерт в театре Херода Аттикус, в рамках Афинского фестиваля. Святославу
Теофиловичу очень понравилось исполнение.
Здравствуйте, Юрий-Киевский! Как здорово!
Наконец-то мы можем Вас лицезреть - а что, у Вас на футболке Рихтер есть яблоко? :)
Yuriyauskiev (04.11.2011 11:06) не в сети не в сети
MargarMast писал(а):
Здравствуйте, Юрий-Киевский! Как здорово!
Наконец-то мы можем Вас лицезреть - а что, у Вас на футболке Рихтер есть яблоко?
:)
Здравствуйте! Да, Рихтер там есть, и он ест яблоко. Эту футболку подарил мне мой
друг (женского рода). С другим портретом Рихтера футболка была и у Вити Зеленина. В моей
футболке фотографировались разные люди у дачи Рихтера в лесу возле Тарусы. Это место Вы
можете немного наблюдать. Там построили сцену. По замыслу Святослава Теофиловича возле
домика должны были выступать музыканты. Так сейчас и происходит во время летних
фестивалей. К сожалению, последнее время туда привозили джаз-ансамбль, а еще раньше -
певицу, певшую романсы. Я с друзьями всё равно туда езжу - как не побывать в таком чудном
месте, но во время таких концертов уходим подальше в лес, грибы ищем - чтобы не слышать
этой музыки.

Но мне было бы интереснее узнать Ваш ответ по поводу `Афинской школы`. Читали моё
сообщение о Горовице с предложением дополнить знаменитую картину?
M_I_ (31.12.2011 16:29) не в сети не в сети
Кое-что об исполнении этого произведения с сайта Святослава Рихтера.

Рассказывали, что для объяснения ансамблистам того или иного куска произведения, Рихтер
пользовася разными приёмами. Например, показывал этот кусок на рояле, или мог протанцевать
перед музыкантами фрагмент осваемой музыки. Или говорил тому или иному солисту: к
следующей репетиции прочитать такой-то фрагмент (называл страницу) такого-то литературного
произведения (напр., Томаса Манна).
Говорили, что как-то раз Ю.Николаевский объявил участникам репетиции: Рихтер просил
извиниться, что сегодня прийти не сможет, будем заниматься без него. Репетиция идёт в
вялом настроении. Вдруг распахивается дверь, входит Рихтер. Все мгновенно ожили, воспряли
духом, начали работать с энтузиазмом.
А ещё передавали высказывания некоторых участников ансамбля в том смысле, что за время
работы с Рихтером (репетиции, концерты, гастроли) они получили в плане освоения музыки
гораздо больше, чем за всё время учёбы в консерватории.

По моим сведениям, в 1980 году концерт Берга игрался ещё в Москве, в МГУ. Об этом мне
недавно сказал один из слушателей того концерта. Кроме того, в те времена в публике также
говорили об этом концерте, добавляя, что на концерт Рихтеру пришлось пройти через толпу
слушателей, а впереди шёл Андрей Гаврилов, раздвигая эту толпу.
Концерт Берга исполнялся также в МЗК 14 сентября 1980 года. После концерта я зашёл в
артистическую, надеясь получить автограф Рихтера на программке концерта. Рихтер был в
хорошем настроении. Передо мной автограф брал один из участников духового ансамбля,
А.Арницанс. Ему Рихтер написал: `Андрису Арницансу в память о наших встречах в музыке`.
AlexandrSamarsky (08.08.2012 17:16) не в сети не в сети
Самый запиленный мною виниловый диск, купленный 30 лет назад. Слушал, наверное, раз сто,
так нравилась мне эта вещь. Знаю наизусть каждую ноту.
weina (25.05.2015 18:36) не в сети не в сети
Под впечатлением от прекрасной записи захотелось кое-что перечитать.
Это произведение очень интересно по своей структуре. Здесь Берг последовательно проводит
идею троичности – недаром Концерту предпослан эпиграф «Aller guten Dinge sind drei» (Бог
троицу любит). Троичность проявляется во всем.
Концерт начинается с трех монограмм, символизирующих «тройственный союз» нововенцев, -
это основа, на которой строится вся музыкальная ткань.

1. ля - ре - ми бемоль - до - си - си бемоль - ми - соль /
A -(rnol)- D - S - C - H - (oen)- B - E -(r) - G
2. ля - ми - си бемоль - ми / A - (w) - E - B - E - (rn)
3. ля - си бемоль - ля - си бемоль - ми - соль /
A -(l)- B - A -(n) - B - E -(r)- G

В концерте три части, в каждой из которых в трех различных комбинациях участвуют три рода
инструментов: клавишные, струнные и духовые. (Кстати, общее количество инструментов –
скрипка + ф-но + 13 духовых – равно составу Камерной симфонии Шенберга, т.е. = 15).
Преобладают трехдольные размеры (6/4, 6/8, 3/4). Ю.Векслер указывает еще, что «во
множестве вариантов встречаются и три ритмические темы-формулы». Еще она пишет, что третья
часть представляет собой сумму двух предыдущих - в соответствии с формулой 1 + 2 = 3,
причем Берг суммирует не только количество тактов, но и практически весь музыкальный
материал первых двух частей.
Насчет «музыкального материала», в принципе, понятно – здесь контрапункт и все такое. Но
количество тактов по партитуре в 3-й части получается меньше, чем в 1-й и 2-й вместе. Или
я не так считаю?

Можно только удивляться, что в результате такого чисто интеллектуального подхода
получилась такая эмоционально насыщенная, яркая музыка.
Прекрасное Адажио, как предполагается, посвящено памяти жены Шенберга Матильды, умершей в
октябре 1923 года.
Osobnyak (26.05.2015 00:43) не в сети не в сети
В буклете указано, что участвуют члены Лонд. симф. оркестра, но, думаю, это и так понятно,
поэтому не стал особо сие выделять.

Спасибо, Weina, за дотошность! Ваши комменты радуют. По-моему, скоро нововенская школа
образуется у Вас дома. Думаю, это греет - дома иметь свою маленькую Вену!
moon_river (26.05.2015 01:30) не в сети не в сети
weina писал(а):
Можно только удивляться, что в результате такого
чисто интеллектуального подхода получилась такая эмоционально насыщенная, яркая
музыка.
А вот мои отношения с нововенцами `не заладились`.(( У меня еще и техническое
образование и я даже кое-что смыслю в теории групп.)) Музыка впечатляет, но не
запоминается. Я какую нить 2-ю Малера или вагнеровского Тристана наизусть помню, причем в
нескольких интерпретациях. Это доставляет удовольствие - не нужен источник воспроизведения
шедевра. Ментальный процесс прям как у Валерия к обеду с дворжаковскими `Русалками` :) А
вот струнный квартет Берга дальше 10-12 тактов на память не ложится и все тут. Возникает
ощущение непостижимости логики и целлулоидная фобия синтетической неперевариваемости
..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно... дефект емкости музыкальной
памяти? скорее да
Phalaenopsis (26.05.2015 06:23) не в сети не в сети
moon_river писал(а):
А вот струнный квартет Берга дальше 10-12 тактов
на память не ложится и все тут. ..Хотя математически все понятно. И впечатляет конечно...
дефект емкости музыкальной памяти? скорее да
Для того, чтоб запомнить, нужно чтоб
понравился.
Вот как с женщинами.
Mikhail_Kollontay (26.05.2015 06:54) не в сети не в сети
moon_river писал(а):
квартет Берга дальше 10-12 тактов на память не
ложится и все тут
Если место на диване занято Малером и Вагнером, Берг уже, вероятно,
не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Osobnyak (26.05.2015 11:32) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если место на диване занято Малером и
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Как
же музлит сдавать? Сидя на рельсах?
weina (26.05.2015 11:51) не в сети не в сети
moon_river писал(а):
Музыка впечатляет, но не запоминается.
Мне
совсем необязательно запомнить музыку, чтобы ее полюбить. Даже скорее наоборот: пока
открываешь все новые и новые детали, она интересна и притягательна. А когда уже выучишь
все наизусть, интерес заметно ослабевает. Есть очень много произведений, которые я уже
никогда не слушаю для удовольствия, а только в виде исключения.
Mikhail_Kollontay (26.05.2015 13:26) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Как же музлит сдавать? Сидя на
рельсах?
Сдавать, если учиться в музучилище, а так - зачем?
Osobnyak (26.05.2015 14:05) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сдавать, если учиться в музучилище, а так
- зачем?
Студенты и имелись в виду...
Mikhail_Kollontay (26.05.2015 14:44) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Студенты и имелись в виду...
Студенты не
люди, поверьте.
Opus88 (26.05.2015 15:06) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Студенты не люди, поверьте.
Суровое
утверждение.
moon_river (26.05.2015 21:11) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если место на диване занято Малером и
Вагнером, Берг уже, вероятно, не поместится, ни вальтом, ни поперёк. И наоборот.
Что
ж, придется его (Берга) либо под диван, либо на тещин сундук укладывать.)
Osobnyak (26.05.2015 23:46) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Студенты не люди, поверьте.
Я знаю.
В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин и два студента.
Aelina (26.05.2015 23:50) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Я знаю. В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин
и два студента.
и плащик
musikus (27.05.2015 09:58) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Я знаю. В автобусе ехало трое мужчин, семь женщин
и два студента.
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты, иностранные
корреспонденты и Лавуазьян`.
Osobnyak (27.05.2015 10:00) не в сети не в сети
musikus писал(а):
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты,
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
Всё со всего сдёрнуто.
Osobnyak (27.05.2015 13:52) не в сети не в сети
musikus писал(а):
Сдернуто у Ильфа и П.: `советские корреспонденты,
иностранные корреспонденты и Лавуазьян`.
Этот анекдот во множестве модификаций гуляет
по миру. Не факт, что И/П - родоначальники.
musikus (27.05.2015 14:18) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Этот анекдот во множестве модификаций гуляет по
миру. Не факт, что И/П - родоначальники.
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
Romy_Van_Geyten (27.05.2015 14:29) не в сети не в сети
musikus писал(а):
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
У Борхеса есть в рассказе `Аналитический язык Джона
Уилкинса`:
`...классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под
названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что
животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г)
сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из
верблюжьей щерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух.`
Osobnyak (27.05.2015 14:30) не в сети не в сети
musikus писал(а):
Трудно доказать. Как формально-логический
(классификационный) нонсенс известен, конечно, века. Но в литературной форме, кроме как у
И-П, что-то не встречал.
Я и не доказываю. Лишь предполагаю.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru