Евстигней Ипатович Фомин
ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ ФОМИН (1761–1800)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

abyrvalg (05.10.2013 10:34) не в сети не в сети
Запись примечательна тем, что в ней участвует Армен Джигарханян в роли Фолета в
разговорных сценах.
Anonymous (05.10.2013 11:01) не в сети не в сети
Статья об Е.И.Фомине и о его опере «Американцы»

Русская национальная опера возникла в конце XVIII века, а в следующем столетии была
накрепко забыта. Лишь в конце XX века стали от случая к случаю извлекать из архивов
старинные партитуры.

Одним из самых талантливых оперных композиторов XVIII века был Евстигней Фомин. Как
полагалось в те годы, по окончании музыкальных классов Академии художеств его направили
совершенствоваться в Италию. Фомин прилежно овладел приемами итальянской композиции; его
стиль близок музыкальному языку популярного в те времена Джованни Паизиелло.

Но в отличие от знаменитого итальянца, писавшего светские музыкальные комедии, Фомин и
его знаменитые соавторы — Иван Крылов и Яков Княжнин, сочинявшие для него либретто, —
пытались придать оперному жанру злободневность, используя самые причудливые сюжеты.
Например, фабула оперы «Американцы» заключается в том, что испанский гранд дон Гусман и
его слуга Фолет, прибывшие вместе с конкистадорами в Новый Свет покорять индейцев,
влюбляются в дочерей вождя. А того, в свою очередь, покоряет сестра Гусмана Эльвира. После
многочисленных приключений три пары благополучно отправляются в Европу. Но по ходу
действия Фомин и Крылов акцентируют мотив борьбы за свободу. Реплики вроде «Нам не смерть
сего народа, но нужна одна свобода» цензура сочла неуместными после недавнего пугачевского
восстания. Оперу удалось поставить лишь через 12 лет после того, как она была написана, но
даже и тогда пришлось убрать «опасные» акценты.

В 1988 году, к 200-летию создания «Американцев», дирижер Большого Владимир Андропов
записал оперу с участием оркестра и известных солистов театра: Лидии Ковалевой, Владислава
Верестникова, Людмилы Нам. А на традиционные для музыкальных спектаклей XVIII века
разговорные сцены пригласил драматических артистов. В частности, слугу Фолета, чей образ
напоминает Санчо Панса или Лепорелло из «Каменного гостя», исполняет Армен Джигарханян.
Anonymous (05.10.2013 11:02) не в сети не в сети
Добавил клавир оперы.
abyrvalg (05.10.2013 11:11) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
Добавил клавир оперы.
Я вас опередил минут
на десять.
steinberg (16.07.2012 15:12) не в сети не в сети
...это чума полная - история про ямщиков в стиле Вивальди (Сарти, точнее). Интересно, что
здесь обработки подлинных народных песен 18 века. Любопытная версия `во-поле берёзка`:
Красные дни воротили,
Молодку с милым залучили,
Добрые наши командиры.
...интересно драматургически: среди ямщиков, ожидающих прибытия империатрицы для перемены
лошадей, разыгрывается плутовская история, плут осмеян...Очень красивый хор после 5-й
минуты.
Andrew_Popoff (16.07.2012 15:16) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...это чума полная - история про ямщиков в стиле
Вивальди (Сарти, точнее). Интересно, что здесь обработки подлинных народных песен 18 века.
Любопытная версия `во-поле
Да, опус изумительный, и музыкально неожиданный. Год назад
я делал об этой опере передачу. До того знал лишь о ее существовании, но музыки не слышал.
Это было очень и очень интересное для меня открытие.
steinberg (16.07.2012 15:33) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Это было очень и очень интересное для меня
открытие.
...да вообще русская музыка до Глинки - это клад. Но именно здесь
музыкальных открытий я не услышал: вчера слушал `Фингал` Осипа Козловского, вот там да!
Здесь интересна итальянско-русская смесь (кремль московский, между прочим, тоже
итальянская крепость), в общем, жанр в целом.
muzaR (16.07.2012 17:59) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
итальянская крепость
Сколько помню, тут
весьма унылое исполнение. Но как минимум отдельные моменты убийственные,
протяженносложённый хор! ария Тимофея (если не путаю имя)! это всё уникально как-то. Да и
`Во поле береза бушевала` заодно. И увертюра (с предисловием!).
Andreewa (07.12.2012 18:53) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Интересно, что здесь обработки подлинных народных
песен 18 века.
Из-за этих народных песен Екатерина и загубила карьеру Фомина, которая
так удачно складывалась заграницей, насколько я знаю. Интересная музыка, мне понравилась.
Andrew_Popoff (07.12.2012 19:24) не в сети не в сети
Andreewa писал(а):
Из-за этих народных песен Екатерина и загубила
карьеру Фомина, которая так удачно складывалась заграницей, насколько я знаю. Интересная
музыка, мне понравилась.
Нет, там в другом дело было. Вот фрагмент из моей
радиопередачи об этом.

`В 1786 году молодой, полный творческой энергии капельмейстер Евстигней Фомин
возвращается в Петербург. Встретили его благосклонно, сама императрица Екатерина II
предложила ему для оперы либретто собственного сочинения «Новгородский богатырь Василий
Боеславич». И тут Фомин совершил катастрофическую для себя ошибку. Он забыл, что в России
с начальством не спорят. Думая, что главный автор в опере не либреттист, а композитор, он
весьма вольно обошелся с предложенным ему либретто, выкинул многие сцены, вставил балетные
номера и в таком виде представил свое творение на высочайший суд. Нужно ли говорить, в
какую ярость пришла царица? На карьере Фомина – композитора был поставлен жирный крест.
Его дальнейшая жизнь – череда мытарств, полуголодное существование. Он занимал разные
мелкие должности, порой далекие от музыки, много сочинял, но все это исполнялось
эпизодически, в домашних театрах, и никакого резонанса не имело`.
Andreewa (07.12.2012 19:52) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Нет, там в другом дело было.
Спасибо! Я
давно слушала или смотрела какую то передачу о Фомине, даже не помнила как опера
называлась. Теперь вспомнила, благодарю.Там говорили о народной музыке, поэтому я и
написала так.
Andreewa (07.12.2012 20:15) не в сети не в сети
Кстати, из русских композиторов этого же времени - Даниил Кашин, бывший крепостной
Бибиковых. Он больше, конечно, пианист, но и музыку сочинял. У него есть несколько опер ,
романсы, пьесы. Он из села Гребнево, это недалеко от нас. Но ни одно произведение его я не
слышала.В прошлом году у нас были какие то вечера , посвященные ему, но я не смогла на них
быть.Даже не знаю, исполнялось ли что то из его сочинений.
Andrew_Popoff (07.12.2012 21:23) не в сети не в сети
Andreewa писал(а):
Даниил Кашин, бывший крепостной Бибиковых. Он
больше, конечно, пианист, но и музыку сочинял. У него есть несколько опер , романсы,
пьесы.
К сожалению, я тоже не слышал ничего из музыки Д.Кашина. Было бы весьма
любопытно. Надо поискать.


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru