Павел Иванов-Радкевич
ПАВЕЛ ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ (1878–1942)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

paraklit (18.12.2013 14:15) не в сети не в сети
Это песнопение - последнего, московского периода жизни Павла Осиповича Иванова-Радкевича.
Оно представляет собой обработку `старинной церковной мелодии` и сделано было для очень
большого хора (шести-восьмиголосные дивизи). Мне пришлось делать переложение...
paraklit (20.08.2012 18:59) не в сети не в сети
Начинаю размещать сочинения одного из основоположников профессиональной сибирской музыки,
автора первой сибирской оперы Павла Осиповича Иванова-Радкевича. Увы, пока есть только его
церковные песнопения.
musikus (20.08.2012 19:20) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Павла Осиповича Иванова-Радкевича. Увы, пока есть
только его церковные песнопения.
А марши?
paraklit (20.08.2012 19:26) не в сети не в сети
musikus писал(а):
А марши?
Это писал его сын, Николай.
Meloman4491 (20.08.2012 22:20) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
...сочинения одного из основоположников
профессиональной сибирской музыки, автора первой сибирской оперы Павла Осиповича
Иванова-Радкевича.
Большое спасибо. Очень интересная, красивая музыка.
paraklit (16.12.2013 09:03) не в сети не в сети
Это - позднейшее сочинение Павла Иванова-Радкевича его красноярского периода. Оно написано
после 1917 года, и не было издано (по понятным причинам). Я собирал его с голосов, найдя в
архиве храма... Издано в `ЦПСК`1...
P.S. Кстати, кто-то хотел посмотреть, могу ли я дирижировать - как видите, могу... Не
очень красиво, конечно, но хор меня понимает...
evc (16.12.2013 09:22) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Это - позднейшее сочинение Павла Иванова-Радкевича
его красноярского периода. Оно написано после 1917 года, и не было издано (по понятным
причинам). Я собирал его с голосов, найдя в архиве храма... Издано в
`ЦПСК`1...
ЦПСК`1=Церковные песнопения сибирских композиторов, Вып. 1, 1999 (нотное
издание)
Mikhail_Kollontay (19.12.2013 14:54) не в сети не в сети
Мне кажется, очень хорошо в данном случае, что исполнение концертное. Стиль церковной
службы меняется, поэтому отсутствие тропарей уже несколько режет ухо.
paraklit (19.12.2013 18:43) не в сети не в сети
Все проще. И тогда - на рубеже XIX-XX, и потом, позже (и в советское время - тоже, как ни
странно) в Красноярске был хоть один, но большой церковный хор. И такие серьезные,
одаренные композиторы как Иванов-Радкевич конечно не избегали искушения для такого состава
написать... Думаю, тогда (если учесть всю `секуляризяцию` в сторону концертности русского
церковного пения, идущую из Питера) это в храме звучало... Теперь, конечно, только в
праздники.
lesovichenko (20.08.2012 20:17) не в сети не в сети
Хорошо, что поставил Иванова-Радкевича. Откуда известно, что сочинение это 30-х годов
(т.е. московского периода)? Есть указание в нотах?
Кстати, `Царевну Земляничку` не стоит называть первой оперой в Сибири. Надо: либо
первой сибирской оперой для детской аудитории, либо первой сибирской оперой, музыка
которой сохранилась. Точно известно, что в 30-х годах Х1Х века в Тобольске писал оперы К.
Волицкий (либретто П.П. Ершова вроде бы доступны).
paraklit (21.08.2012 04:50) не в сети не в сети
lesovichenko писал(а):
Хорошо, что поставил Иванова-Радкевича. Откуда
известно, что сочинение это 30-х годов (т.е. московского периода)?
Кстати, `Царевну Земляничку` не стоит называть первой оперой в Сибири.
Да, знаю.
Может быть, правильнее было сказать - первой из сохранившихся опер. Что касается годов
написания - это я могу утверждать. Во-первых, мне известны (во всяком случае, по
названиям), все песнопения, изданные Юргенсоном (1902, 1912, 1916 гг и `без года`),они -
все оригинальные, а во-вторых, в Москве, как это известно, он сочинял не оригинальные
песнопения, а делал обработки старых церковных мелодий - а эта вещь как раз и содержит
старую мелодию... Там, в Москве был `кружок` церковных музыкантов (еще пока не начался
воинствующий атеизм), И-Р туда входил, и все они там `подсели` на моду, начатую
Кастальским - обрабатывать старинные напевы.
paraklit (21.08.2012 10:30) не в сети не в сети
Это песнопение самое, пожалуй, известное сочинение И-Р, и хор, исполняющий его - легенда,
последний синодальный хор последнего настоящего синодала...
ZashitnikA (20.03.2013 19:26) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
последний синодальный хор последнего настоящего
синодала...
Извиняюсь! Вы уверены насчет синодала и преемственности хора? Посмотрел
несколько биографий - ни слова о синодальном училище... Может быть поделитесь ссылкой.
paraklit (21.03.2013 05:12) не в сети не в сети
Сейчас тороплюсь на работу, поэтому аргументированно не скажу... Но, однако же, синодал -
это не обязательно тот, кто там непременно учился. Хорошо, скажу иначе. Матвеев -
последний представитель `чистой` московской школы... Только не иронизируйте по тому
поводу, что я вот тут в Сибири о столичных школах рассуждаю - я считаю такую ситуацию
правильной: большое видится на расстоянии. Почитайте, если интересно, мои статьи о
церковном пении в Сибири - мне пришлось поразбираться со школами, когда встал вопрос,
какие же традиции преобладали у нас... Это выложено на сайте `Академическая музыка Сибири`
(sibmus.info)... А с Матвеевым мне - увы - лично уже пообщаться не удалось. Я застал его в
Скорбященском храме глубоким стариком, его уже под руки к иконе подводили...
ZashitnikA (02.03.2014 10:13) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
представитель `чистой` московской
школы...
Это может быть. Но называть его и хор Скорбященской церкви синодалами
ошибочно - по факту.
paraklit (02.03.2014 14:18) не в сети не в сети
ZashitnikA писал(а):
Это может быть. Но называть его и хор
Скорбященской церкви синодалами ошибочно - по факту.
Если у Вас информации больше -
расскажите...
paraklit (03.03.2014 07:39) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Если у Вас информации больше -
расскажите...
Вы никак не прокомментировали, придется мне высказать некоторое
соображение на этот счет. Большое видится на расстоянии, и когда я решил для себя ответить
на вопрос, в чем же разнице так наз. `московской` и `петербургской` школ - я нашел причину
прежде всего в способе пения стихир, который потом распространялся и на сами песнопения...
На пластинке `Свет Христов просвещает всех`, откуда и взято это песнопение, записан
образец пения стихиры - это типичная синодальная манера, и, думаю, записал Матвеев это как
раз для того, чтобы все знали, что это такое... А я занялся этой проблемой в свое время
потому, что в Сибири преобладает питерская школа... Мне нужно было понять, что она из себя
представляет, и понято это можно было только в сравнении...Я написал по этому поводу
исторический очерк. Он есть на сайте АМС. Повторю: живущим рядом не все так ясно, как нам,
находящимся на расстоянии. Для москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и
кажется, что везде так...
rdvl (03.03.2014 10:10) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
в Сибири преобладает питерская школа... Для
москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и кажется, что везде
так...
А как там дела на Уэллене, интересуюсь? Какая преобладает метода песнопений?
paraklit (04.03.2014 05:27) не в сети не в сети
rdvl писал(а):
А как там дела на Уэллене, интересуюсь? Какая
преобладает метода песнопений?
Не волнуйтесь. Там все в порядке.
meister (04.03.2014 05:52) не в сети не в сети
rdvl писал(а):
А как там дела на Уэллене, интересуюсь?
Дела на
Уэллене - как у Елены.-) (Вчера ещё на постаменте стоял Ленин...)
paraklit (04.03.2014 09:52) не в сети не в сети
Ленина нет? Ах, как хорошо! Моя мечта, чтобы его нигде не было...
ZashitnikA (11.05.2014 20:59) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Если у Вас информации больше -
расскажите...
Если верить статьям, Николай Васильевич учился в Гнесинке, да в
архитектурном институте. Если в состав хора входили выходцы из синодального училища, это
еще не повод называть весь хор синодальным, по всей матушке разъезжались синодалы
(например Толстяков - в сибирь), но история знает лишь один синодальный хор. Синодальный
хор, неразделимо связан с Синодальным училищем.
ZashitnikA (11.05.2014 21:03) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Матвеев - последний представитель `чистой`
московской школы...
А Комаров, Данилин? Мормыль?
ZashitnikA (11.05.2014 21:26) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
в чем же разнице так наз. `московской` и
`петербургской` школ - я нашел причину прежде всего в способе пения стихир
Интересно.
Я посмотрел вашу статью.

`Такое, «оживлённое» исполнение стихир с ускорением на «читке» и фразирующими цезурами,
можно было услышать в сибирских храмах и в течение всего XX века. Этот способ исполнения
гласовых песнопений сложился в Петербурге под воздействием тенденции к большей
концертности церковного пения, к большей «светскости» его звучания.`
- Очень любопытно.

Появится время, перечитаю.
paraklit (12.05.2014 04:57) не в сети не в сети
ZashitnikA писал(а):
Появится время, перечитаю.
Да? Польщен...
А на Иванова-Радкевича я живо реагирую потому, что он прожил у нас больше двадцати лет.
`Народную консерваторию` тут открыл - ныне Колледж его имени. Представляете? В нашем
городе музыкальный колледж носит имя церковного композитора!
P.S.Что Вы там про Толстякова говорили?
ZashitnikA (12.05.2014 09:51) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
P.S.Что Вы там про Толстякова
говорили?
Ошибка. Тамбов с Тобольском спутал.
paraklit (12.05.2014 11:23) не в сети не в сети
ZashitnikA писал(а):
Ошибка. Тамбов с Тобольском
спутал.
Спасибо. Я тут собрал некоторый материал про композиторов, которые родились,
жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она издана. По моим данным, это, кроме
упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске живет его внучка), М.Ступницкий,
М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого издавали, и чьи песнопения
известны по всей России.
paraklit (12.05.2014 11:41) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Спасибо. Я тут собрал некоторый материал про
композиторов, которые родились, жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она
издана. По моим данным, это, кроме упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске
живет его внучка), М.Ступницкий, М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого
издавали, и чьи песнопения известны по всей России.
P.S. Извините, главного не
сказал. Я перечислил фамилии не просто так. Если Вы знаете еще кого-то, кто мне неведом -
напишите...


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru