Аскольд Фёдорович Муров
АСКОЛЬД ФЁДОРОВИЧ МУРОВ (1928–1996)







`Духовный концерт` №1 для большого смешанного хора без сопровождения в 5-ти частях
`Из сибирской народной поэзии`, хоровой цикл (сл. нар., 1963)
`Русские портреты`, кантата для хора без сопровождения в 6 частях
`Сибирские свадебные песни`, кантата для смешанного хора без сопровождения в 7-ми частях, слова народные.
`Тобольская симфония` для смешанного хора, трех солистов, декламатора и группы инструментов (1971 г)
`Три народные песни` (1975)
Духовный концерт №3 Утоли моя печали (1991)
Музыка к пьесе А.П.Чехова `Вишнёвый сад`для оркестра русских народных инструментов(1978)
Осенняя симфония для оркестра русских народных инструментов
Партита для фортепиано в 3-х частях.
Пятая симфония для большого симфонического оркестра в 2- частях
Рококо-трио для скрипки, виолончели и фортепиано
Симфониетта для русского оркестра в 4-х частях
Симфония для духовых и ударных в 2-х частях
Симфония для струнных в 2-х частях с Post scriptum
Симфония №2 (Симфония-балет) для большого симфонического оркестра в 3-х частях
Симфония №4 `Стереофония` для симфонического оркестра и магнитофона в 3-х частях
Соната для альта и фортепиано (1961?)
Третья симфония (концерт в форме восьми инвенций) для камерного оркестра
Шестая симфония - музыкальные Приношения Святым в земле Российской Просиявшим для большого симфонического оркестра в 5-ти частях.


Последние комментарии к произведениям композитора

paraklit (09.07.2012 23:50) не в сети не в сети
Муров в поздний период своей жизни и творчества долго и серьезно `погружался` в
христианство, и даже принял крещение с именем Феоктист, но не афишировал этого... В 80-е
годы из Новосибирска эмигрировал замечательный хормейстер Николай Качанов (сейчас он
руководит русским хором в Нью-Йорке), тоже весьма увлеченный христианством. По его
просьбе, Муров написал `Два мотета` на фрагменты Евангелия в русском переводе: `Отче,
прости` и `Блаженны изгнанные за правду` (в Америке и была их премьера). Позже, он задумал
написать Литургию, но замысел изменился, когда он понял, что в храме это не будет
исполнено - интонационно не вписывается в обиход... Части так и не законченной Литургии,
вкупе с `Мотетами` и составили так называемые `Духовные концерты` № 1 и № 2. Для этой,
концертной версии, Муров распел возгласы священнослужителей, и сделал свою драматургию
формы...
paraklit (09.07.2012 23:56) не в сети не в сети
P.S. Я делал подробный анализ духовного творчества Мурова в статье `Аскольд Муров.
Духовный путь композитора`. Она размещена на сайте `Академическая музыка Сибири`
lesovichenko (21.08.2012 15:48) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
интонационно не вписывается в
обиход...
По-моему, просто неудачная музыка.
paraklit (21.08.2012 16:32) не в сети не в сети
lesovichenko писал(а):
По-моему, просто неудачная музыка.
Я
старательно избегал оценочных категорий, хотел - и хочу - услышать стороннее, непредвзятое
мнение.
Twist7 (20.09.2012 23:29) не в сети не в сети
Очень понравилось. Спасибо огромное.
paraklit (21.09.2012 01:33) не в сети не в сети
Уважаемый rugbytaganrog! Спасибо Вам, что присоединились! Пожалуйста, напишите мне в
личку, хотелось бы узнать, что у Вас еще есть и какого качества - я разыскиваю некоторые
записи.
paraklit (08.07.2012 18:05) не в сети не в сети
Аскольд Муров был, конечно, и замечательным хоровым композитором (учеба на хоровом
отделении музыкального училища не прошла даром). Эта кантата (некоторые её части) можно
отнести к числу самых исполняемых сочинений Мурова. Позже, я размещу варианты
исполнения...
musikus (08.07.2012 18:36) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Аскольд Муров был...
Конечно, не все же про
Бетховена...
paraklit (02.02.2013 15:32) не в сети не в сети
Опять вспоминали `Свадебные песни` Мурова... Все-таки очень значимое сочинение... Опять
петь будут. Ну, правда, фрагментами.
rugbytaganrog (20.09.2012 22:38) не в сети не в сети
Часть I

№ 1. О древнем

Альт, хор: В день скорби моей, рука моя простерта ночью, и не опускается; Душа моя
отказывается от утешения, ты не даешь мне сомкнуть очей моих; Я потрясен и не могу
говорить, размышляю о днях древних, о летах веков минувших; Припоминаю песни мои в ночи,
беседую с сердцем моим, трепещу, помышляю, и изнемогает дух мой ( Пс. 76 : 3-7).

№ 2. Ермак на Тоболе

Хор:
Там, где земля от татар высыхала,
Долго блистал их залив,
Ермак, с головою нахала,
Суровую бровь заломив,
Ветру поверив широкую бороду
Плыл по рекам Сибири прекрасным
К Искеру, далекому городу,
К Кучума далекому городу.
Плыл он по рекам Сибири, - Ермак,
Заломив углом, заломив,
Суровую бровь заломив.
Глядели на русских медвежии хари,
Играли в камнях медвежата,
Толпилися лось и лосята.
Манят и дразнят меха соболей
Толстых бояр из столицы,
Шли воеводы на поиск землицы,
Плыли по морю, по северным льдам.
Вслед за отходом татарских тревог
Россия пошла на Восток.
(В. Хлебников `Зангези`, `Плоскость XVIII`).

№ 3. Благовест

Декламатор: Говорят, что Ермак после победы над Кучумом бросил в разрытую землю горсть
зерна,- взойдет или не взойдет? Если не взойдет - значит, победа не одержана, а если и
одержана, так неизвестно, во имя чего…

№ 4. Государевой милостью

Тенор: Изволением Всемилостивого Бога и его Великого Государя - Царя и Великого Князя
Ивана Васильевича, Всея России самодержца счастием Ермак, своими товарищами царство
Сибирское взяли, хана Кучума победили (!) и в бегство обратили (!) многих татар, остяков и
вогуличей покорили, его Царского Величества державе. И быть им под его царскою высокою
рукою до веку, покамест изволит Бог вселенной стояти… и на русских людей зла никакого не
мыслить и не творить! Его государскую службу служить прямо! И во всем правом постоянстве
стоять крепко и непоколебимо. До века! ( Указ)

№ 5. Vivat [перевод с лат. `Пусть живет`]

Хор:
И будет он как дерево,
Посаженное при потоках вод,
Которое приносит плод свой во время свое,
И лист которого не вянет,
И во всем, что он не делает, успеет,
Да, он во всем успеет.
( Пс.1 : 3 )

Часть II

№ 6. Боги

Тенор: Ведомо нам, Великому государю учинилось, что некоторые новокрещенные тобольские,
и березовские, и сургутские остяки ныне те непрестанно бывают в юртах, в которых идолы
остяцкие… И где найдут по юртам остяцким их мнимые боги, шайтаны, так огнем палить! И
рубить, и капища их разорить! А вместо тех капищ часовни строить и их, остяков, приводить
ко крещению, и к познанию Бога единого! И которые остяки мелкие и великие веруют и
крестятся, тем остякам нашего великого государя милость. А если кто остяки учинят
противность сему нашему Великого Государя указу, И тем будет казнь смертная! Казнь!
Смертная! ( Указ ).

№ 7. Аллилуия

Хор:
Да восхвалят Господа ищущие Его,
Все концы земля и поклонятся перед Тобою
Все племена язычников!
( Пс. 21: 27-28 )

Декламатор: …Князь Матвей Петрович Гагарин,- первый губернатор Тобольска, первый
лихоимец и стяжатель. Он жил в доме со стеклянными потолками, за которыми плавали
диковинные заморские рыбы; носил одежды с алмазными пуговицами; Его золоченая карета была
на колесах из серебра, а лошади были подкованы золотом… Другие же вольные жители
бунтовали. Им рвали ноздри, били плетьми, вешали и четвертовали…

№ 8. Неправды (из царского указа 26 февраля 1724г.)

Хор: Довольно известно с каким прилежным радением и беспокойными трудами наш император
желает, чтоб все дела в Российской монархии добрым порядком шли для службы
государственной… Однако же здесь, в Сибири, не унимаются бездельники, а именно, от земских
комиссаров лишние сборы сбираются и народу обиды чинятся и судебные комиссары, которые по
слободам делают великие пакости и неправды! И хотя доношения на них от бедных людей были,
но никакого розыску и решения не чинятся, и на кого челом бьют, те по воле ходят и знатно,
и таких бездельников не арестуют, отчего, де, и большие пакости делаются… однако же здесь,
в Сибири, не унимаются бездельники, лишние сборы сбираются и народу обиды чинятся, делают
великие пакости и неправды, а их, бездельников, не арестуют… наш император желает… чтобы
дела все добрым порядком шли… однако же здесь не унимаются бездельники, делают великие
пакости и неправды… наш император… и этих бездельников не арестуют… наш император… лишние
сборы сбираются, народу обиды чинятся… наш император желает… отчего, де, и большие пакости
делаются (Указ 26 февраля 1724 г.).

Бас:
Объяли меня муки смертные ибо не стало праведного,
Ибо нет верных между сынами человеческими,
Ложь говорит каждый своему ближнему,
Уста льстивы, говорит от сердца притворного…
Объяли меня муки смертные.
( Пс. 11: 2-3 ).

Декламатор: Другие же вольные жители бунтовали, им рвали ноздри, били плетьми, вешали и
четвертовали, и все-таки на земле тобольской продолжали рождаться произведения искусства и
науки, памятники архитектуры, сказки и гениальные идеи, продолжали рождаться удивительные
люди:
Семен Ремезов - писатель, историк, архитектор,
Василий Петров - художник,
Петр Ершов - сказочник,
Александр Алябьев - композитор,
Дмитрий Менделеев - химик,
Петр Словцов - философ, проповедник.

№ 9. Проповедь Словцова

Декламатор: 10 ноября 1793 года в Тобольском Софийском соборе Петр Словцов прочел свою
проповедь…

Бас:...тишина народная есть молчание принужденное, если же все граждане поставлены не в
одних и тех же законах, если в руках одной части захвачены преимущества, отличия и
удовольствия тогда как прочим - оставлены труд, тяжесть законов, или одни несчастия, то
там спокойствие, которое считают залогом общего счастия, есть глубокий вздох, данный
народу тяжким ударом. Правда, что спокойствие следует из повиновения, но от повиновения до
согласия столько же расстояния, сколько от невольника до гражданина… народы злополучны,
греметь победами в чужих странах и расширять славу свою далее власти своей всегда
почитается путем к счастью народному, но… всуе… могущество монархии есть коварное оружие,
истощающее оную и можно утверждать, что самая величественная для нее эпоха всегда бывает
роковой годиною… тишина народная есть молчание принужденное.

Декламатор: Больше Словцову не пришлось выступать с проповедями… Власти увидели в
молодом философе человека крайне опасного. Петр Словцов был арестован и заточен в Валаамов
монастырь…

Хор: Сердце чистое сотвори во мне, возврати мне радость спасения… ( Пс. 50: 12,14).

Часть III

№ 10 Алфавит о каторжниках

Декламатор: Сохранилась книга, в которой рассказывается, как отмечалось 300-летие
Тобольска. Это роскошное издание, напечатанное в Санкт-Петербурге, с многочисленными
портретами царей, воевод, губернаторов. Разумеется, о людях, которые строили город и его
культуру, ничего не сказано. Отпраздновали юбилей пышно. Много было выпито вина, съедено
различных яств, произнесено цветистых речей в стихах и прозе. Но… в юбилейных речах
звучала - заупокойная городу: `Тобольск спел свою лебединую песню. Этот маститый старец
может гордиться лишь своей исторической славой.` …Но и такой захиревший Тобольск
по-прежнему оставался `столицей`, но столицей `кандальной`,- главным этапом сибирской
ссылки… Меж старых, приникших к земле осин, искристых берез на могильных плитах - знакомые
имена: Муравьев, Баратынский, Вольф, Башмаков, Кюхельбекер…

Хор: …И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во
время свое, и лист которого не вянет, и во всем, что он не делает, успеет (Пс.1: 3).

Декламатор: …В числе лиц, сужденных военным судом, оказались виновными: отставной
инженер-поручик Достоевский (27 лет), также в распространении письма литератора
Белинского, которое наполнено дерзкими выражениями против церкви и верховной власти.
Достоевского за вышеизложенные преступления лишить всех прав состояния, сослать в
каторжную работу в крепостях на 4 года, а потом определить на службу рядовым… Считаю
долгом довести до сведения Вашего Высочества, что государственный преступник Чернышевский
13 числа сего июня отправлен в Иркутск. К сему имею честь присовокупить, что Чернышевский
был помещен в Тобольском тюремном замке в отдельной камере и никто из посторонних лиц к
нему не допускался…(Протокол III отделения Собственной Его Величества Канцелярии,
Донесение Тобольского губернатора).

№ 11. Виселицы

Альт, хор: Господи, крепость моя, твердыня моя, объяли меня муки смертные и потоки
беззакония устрашили меня, цепи ада облегли меня и сети смерти опутали меня. Потряслась и
всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, поднялся дым от гнева Его и огонь
поядающий из уст его (Пс.17: 5-6; 8-9).

Бас: Тяжелым кошмаром над жителями Тобольска тяготеет каторжная тюрьма в центре города…
то, что творится за стенами тюрьмы время от времени становится известным в городе. Однажды
арестанты били окна и кричали так, что шум был слышен в отдаленной части города. В
торжественные дни страстной недели в каторжной тюрьме повесили тринадцать человек
каторжан… как жилось в тюрьме этим несчастным, лучше всего говорят слова одного из
казненных, когда его подвели к виселице: `Ах, ты виселица моя, красно солнышко мое,
наконец-то я увидел тебя…` …Тюремный врач, который присутствовал при казни, испытал
нервное потрясение и немедленно ушел со службы… день как ни был днем жестокого испытания
для горожан… были люди, лишившиеся сна, рыдавшие от нервного возбуждения, в городских
церквях и соборе торжественное богослужение, а рядом - тринадцать виселиц.

Хор: Сердце чистое сотвори во мне и дух правый обнови внутри меня, возврати мне радость
спасения, возврати спасение ( Пс.50: 12, 14).

Бас: …Тут же на тюремном дворе закопали в землю, точно боясь, что зарытые в другом
месте, они не сохранят тайны и при каждом дуновении ветерка будут слать людям горькую
жалобу на бесцельную жестокость человека к человеку.

№ 12. Падение Орла

Хор:
Не ревнуй, не ревнуй злодеям,
Не завидуй им, делающим беззаконие,
Ибо они, как трава, скоро будут подкошены,
И, как зеленеющий злак, увянут…
Делай добро, живи на земле, храни истину, храни!
( Пс. 36: 1-3).

Декламатор: … В 1917 году в Тобольске появился еще один `подневольный` житель - Николай
Романов, в прошлом - Николай II… Временное правительство переправило низверженного царя на
родину Григория Распутина, Тобольского конокрада и афериста. Здесь, в Тобольске, предатели
хотели укрыть царскую семью от народной кары… Но двуглавый орел - пал!.. Он лежал,
уткнувшись погнутым клювом в землю, чугунная корона валялась в стороне и когтистые лапы
орла сжимали не державу и скипетр, а чахлые былинки…

№ 13. Эпилог

Хор: Делай добро, живи на земле, храни истину, храни Истину…
( Пс. 36: 3).
papyrus (01.10.2011 15:04) не в сети не в сети
Люблю это произведение. Спасибо!
paraklit (08.07.2012 19:35) не в сети не в сети
Это - единственное крупное концертное сочинение Мурова для фортепиано. Оно было весьма
значимым для сибирской музыки, особенно если учесть, что шел 1974 год. Запись, к
сожалению, небезупречна.
precipitato (08.07.2012 19:43) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Оно было весьма значимым для сибирской
музыки
Простите,а Вы в самом деле думаете,что есть какая то отдельная сибирская
музыка?
paraklit (08.07.2012 20:22) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Простите,а Вы в самом деле думаете,что есть
какая то отдельная сибирская музыка?
Странная постановка вопроса... Вы же, надеюсь,
не находите ничего странного в выражении `музыка уральских композиторов`, или `музыка
поволжья`? Это вовсе не выделяет музыку данного региона из общего контекста, однако, в
регионе есть свои процессы, свои приоритеты - жанровые, этно-стилевые... Они накладываются
на всеобщие... В сибирской музыке тоже есть некоторые региональные особенности, но это -
отдельная тема. Я её чуть-чуть касался в статье `Христианские смыслы небогослужебных
сочинений сибирских к-ров...`
aniratak (08.07.2012 20:30) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Странная постановка вопроса...
по-моему
ничего странного. Музыка не бывает региональной - музыка бывает только плохой или хорошей.
Географическое положение в качестве отмазки не катит...
aniratak (08.07.2012 20:36) не в сети не в сети
aniratak писал(а):
по-моему ничего странного. Музыка не бывает
региональной - музыка бывает только плохой или хорошей. Географическое положение в
качестве отмазки не катит...
Кстати, тут недавно кто-то выставил сочинение
екатеринбургского автора Викторовой, с китайским названием, Цинь-Лунь, кажется. Так вот, в
этом случае совершенно не обязательно упоминать, что это уральский композитор - сочинение
выдерживает любые сравнения...
precipitato (08.07.2012 20:40) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Вы же, надеюсь, не находите ничего странного в
выражении `музыка уральских композиторов`, или `музыка поволжья`? `
Нахожу.
steinberg (08.07.2012 20:44) не в сети не в сети
aniratak писал(а):
по-моему ничего странного. Музыка не бывает
региональной - музыка бывает только плохой или хорошей. Географическое положение в
качестве отмазки не катит...
...региональным бывает фольклор. А почему музыка не
может быть? В России точно может. Любое сообщество может образовывать школу в том числе и
по региональному признаку. Примеров много. Наиболее колоритный - Шёнберг, к-рый будучи
евреем, пошёл на войну доказывать всему миру превосходство немецкой музыки над
французской...
paraklit (08.07.2012 20:49) не в сети не в сети
aniratak писал(а):
по-моему ничего странного. Музыка не бывает
региональной - музыка бывает только плохой или хорошей. Географическое положение в
качестве отмазки не катит...
Знаете что, выражение `в качестве отмазки не катит`
здесь не катит!Не хотел злиться - так разозлили! Человек не в вакууме висит, а
космополитизм - при любом раскладе `не прокатывает`! Нет сочинений `для всего
человечества`! Пендерецкий нечто такое писал в 60-е по заказу Юнеско - ну и кто это
сегодня слушает? Никто из нас - ни я, ни другие сибиряки своим географическим положением
`не отмазывается`!А качество некоторых сочинений таково - что москвичи `отдыхают`!
aniratak (08.07.2012 20:50) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...региональным бывает фольклор. А почему музыка
не может быть?
Региональный фольклор - да. Профессиональная музыка - нет. Не может.
Потому что критерии профессионализма даже в Африке засчитываются.) Композитор может своей
музыке придавать сколь угодно национальные черты, - в итого засчитывается только фантазия
и умение.
paraklit (08.07.2012 21:00) не в сети не в сети
Да, вот еще что. Я когда писал упомянутую статью - случайно обнаружил, что некоторые вещи
из российских композиторов сибиряки сделали первыми. В каком-то смысле, это естественно,
сибиряки были свободны от `диктата школы`, от влияния сильной личности композитора и т.п.
- вот вам и `региональная особенность`! И еще. Один музыкант из Питера однажды зашел ко
мне, и увидел на полке партитуры Слонимского рядом с партитурами Тищенко. У него сделались
большие глаза, и он сказал: `Они у тебя рядом стоят? Да ты знаешь... Если бы ты был лично
знаком с ними...` Но тут я его перебил и сказал ему - а мне плевать на то, что там у вас!
И плевать на то, как они друг ко другу относятся! Я ценю их обоих! А то, что я имею с ними
только шапошное знакомство - даже хорошо! Я оцениваю их объективно, вне коньюктур! Вот вам
еще одна `региональная особенность`!.
aniratak (08.07.2012 21:00) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
А качество некоторых сочинений таково - что
москвичи `отдыхают`!
Именно это я и имела ввиду. `Москвичи`, `сибиряки`, `уральцы`...
Maxilena (08.07.2012 21:05) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Да, вот еще что. Я когда писал упомянутую статью -
случайно обнаружил, что некоторые вещи из российских композиторов сибиряки сделали
первыми.
У меня впечатление, что такое неестественное разделение возможно только в
России, где есть только два региона - столица и остальное - провинция. На самом деле
действительно, в счет идут только мастерство и талант.
steinberg (08.07.2012 21:05) не в сети не в сети
aniratak писал(а):
Композитор может своей музыке придавать сколь
угодно национальные черты, - в итого засчитывается только фантазия и
умение.
...откуда Вы знаете что засчитывается? Региональное не обязательно
национальное. Вся история ис-ва, региональный перечень, начиная с того что место рождения
упоминалось вместе с именем. Например Гильом Машо и Нотрдамская школа - тут аж целых 2
региона...
Dmitry88 (08.07.2012 21:11) не в сети не в сети
А можно ли, по вашему мнению, разделить исполнительскую школу на регионы. Часто говорят
`московская` или `петербургская` школы?
aniratak (08.07.2012 21:16) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Вся история ис-ва, региональный перечень, начиная
с того что место рождения упоминалось вместе с именем. Например Гильом Машо и Нотрдамская
школа - тут аж целых 2 региона...
Вы знаете, честно говоря, мне совершенно
безразлично, является ли Гийом де Машо представителем Шампани или Бургундии. Зато мне не
безразлична `Messe de Nostre Dame`...
steinberg (08.07.2012 21:18) не в сети не в сети
Dmitry88 писал(а):
А можно ли, по вашему мнению, разделить
исполнительскую школу на регионы. Часто говорят `московская` или `петербургская`
школы?
...всякая школа есть нечто замкнутое, подразумевающее личное общение кого-то с
кем-то, отсюда региональность, поэтому можно.
paraklit (08.07.2012 21:21) не в сети не в сети
Что поделать! Россия - великая страна... и прежде всего `великая` в старославянском
значении этого слова - `большая`. Тут без региональных особенностей не обойтись... Отчасти
вы все правы, конечно, главное - талант и мастерство, но я, например, не стану скрывать,
что сибиряк, и уж тем более, говорить `я - российский композитор`. Нет, извините, я
русский композитор!А региональный колорит - это разве плохо? И как это может `принизить`
качество талантливого сочинения? Вообще, `местностное` и всеобщее - интересная, но тонкая
тема. Я же разместил `Сибирские свадебные песни` Мурова! С ними был очень интересный
случай, завязанный на текстах сибирских песен... Ну, тут места не хватит все рассказать...
paraklit (08.07.2012 21:24) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...всякая школа есть нечто замкнутое,
подразумевающее личное общение кого-то с кем-то, отсюда региональность, поэтому
можно.
Попытайтесь сначала ответить на вопрос, что такое школа... Я попытался. Статья
называлась `Сибирская церковно-певческая школа: нереализованная возможность`, но не могу
сказать, что у меня это получилось... Вопрос сложный.
steinberg (08.07.2012 21:25) не в сети не в сети
aniratak писал(а):
Вы знаете, честно говоря, мне совершенно
безразлично, является ли Гийом де Машо представителем Шампани или Бургундии. Зато мне не
безразлична `Messe de Nostre Dame`...
...насчёт Шампани и Бургундии - это больше про
вино. Тем не менее между Джезуальдо и его современником, распевщиком Фёдором Крестьянином
существуют некоторые региональные различия, никуда от этого не деться.
Dmitry88 (08.07.2012 21:26) не в сети не в сети
paraklit писал(а):
Странная постановка вопроса... Вы же, надеюсь, не
находите ничего странного в выражении `музыка уральских композиторов`, или `музыка
поволжья`
Практически все великие Русские и Советские композиторы рано или поздно
съезжались в Москву и Питер. А вырожение `поволжский композитор` говорит о том, что он
родился, всю жизнь работал и умер в Поволжье.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru