Никколо Паганини (1782–1840)

           
Паганини

Никколо ПАГАНИНИ (Niccolò Paganini; 27.10.1782, Генуя — 27.05.1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Когда мальчику исполнилось пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке.
Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. Когда отец и сын Паганини посетили Ролла, тот заявил, что уже не может ничему научить его. Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную.
В начале 1797г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно.

В 1801г. Паганини избавился от опеки отца. Свою концертную деятельность он возобновил в декабре 1800г. в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801г. он приехал в Лукку. В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь, уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (Op.2 и 3). Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини.

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск, и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов.
Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а, когда пришёл, не заставляя более ждать слушателей, начал играть, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.
В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет, его здоровье подорвано. Несмотря на то, что скрипач прибегает к помощи многих именитых врачей, никто из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.
Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны пальцами.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.


 


 

18 сонат для скрипки и гитары (`Centone di Sonate`) MS112
24 каприса для скрипки соло op. 1
3 струнных квартета MS 20
6 дуэтов для скрипки и гитары MS110
6 сонат для гитары MS 84/ 1-6
6 сонат для гитары MS 84/ 7-12
6 сонат для гитары MS 84/13-18
6 сонат для гитары MS 84/19-24
6 сонат для гитары MS 84/25-30
6 сонат для скрипки и гитары op. 2
6 сонат для скрипки и гитары op. 3
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS 10
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS 9
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS 11
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS 12
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS 13
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS133
6 сонат для скрипки и гитары (`Lucca Sonatas`) MS134
6 сонатин для гитары MS 85
60 вариаций для скрипки соло на тему арии Барукаба для скрипки и гитары op. 14
7 сонат для гитары MS 84/31-37
Andante Amoroso
Entrata d`Adone nella reggia di Venere, for violin & guitar in C major MS 8
La Campanella, финал 2-го скрипичного концерта
Larghetto con passione
Maestosa sonata sentimentale op. 27
Polacca con variazioni
Большая соната для гитары op. 39
Большая соната для скрипки и гитары MS 3
Вариации на тему Di tanti Palpiti op. 13
Вариации на тему Non più Mesta op. 12
Вариации на тему Вейгля
Вариации на тему Г.Генделя
Вариации на тему Дж.Россини из оперы `Золушка` op. 8/1
Вариации на тему из оперы Дж. Россини `Моисей` MS 20
Вариации на тему `Карманьолы` для скрипки и фортепиано
Вариации `Пляска ведьм` op. 8/2
Венецианский карнавал (вариации) op. 10
Вечное движение op. 11
Дуэт Amoroso для скрипки и гитары MS111
Интродукция и вариации на тему оперы Дж.Паизиелло `Прекрасная мельничиха` op. 38
Интродукция с вариациями `Бог хранит короля`. op. 9
Кантабиле для скрипки и фортепиано op. 17
Кантабиле и вальс ми мажор op. 19
Карнавальные зарисовки
Квартет для струнного трио и гитары № 1 ми минор MS 28
Квартет для струнного трио и гитары № 2 соль мажор MS 29
Квартет для струнного трио и гитары № 3 MS 30
Квартет для струнного трио и гитары № 9 ре мажор MS 36
Квартет для струнного трио и гитары №10 ля мажор MS 37
Квартет для струнного трио и гитары №11 си-бемоль мажор MS 38
Квартет для струнного трио и гитары №12 ля минор MS 39
Квартет для струнного трио и гитары №13 фа минор MS 40
Квартет для струнного трио и гитары №14 ля мажор MS 41
Квартет для струнного трио и гитары №7 ми мажор MS 34
Концерт для скрипки с оркестром №1 op. 6
Концерт для скрипки с оркестром №2 `La campanella` op. 7
Концерт для скрипки с оркестром №3 ми мажор MS 50
Концерт для скрипки с оркестром №4 ре минор MS 60
Концерт для скрипки с оркестром №5 ля мажор op. 37
Концерт для скрипки с оркестром №6 op. post
Концертная соната для гитары и скрипки MS 2
Концертная соната для гитары и скрипки ля мажор op. 61
Концертная соната для скрипки и фортепиано op. 61
Концертный терцет ре мажор для скрипки, гитары и виолочели MS114
Монастырь на горе Святого Бернара, для скрипки, мужского хора и оркестра MS 67
Серенада фа мажор для двух скрипок и гитары MS115
Соната для большого альта с оркестром `Gran Viola`
Соната для большой виолы и оркестра
Соната для гитары ля мажор MS104
Соната для гитары ми мажор MS 87
Соната для скрипки и гитары op. 35
Соната для скрипки `Варшава`
Соната для скрипки `Наполеон` MS 5
Соната Мария Лючия для струны соль
Соната с вариациями
Соната с вариациями на тему `L`amor Marinaro` MS 47
Терцет ре мажор MS 69
Фрагменты и части произведений
 
 
 


Последние комментарии к произведениям композитора

mozamozart (19.12.2011 21:58) не в сети не в сети
Роман старинный-длинный,длинный...Но совсем не скучный как и сама жизнь великого Маэстро,
который осмелился ухлестывать за обеими наполеоновскими сестрами и у обеих же имел
успех,да такой успех,что одна из них даже грозила выцарапать Паганини глаза если тот еще
раз позволит себе сидя в ложе лорнировать других дам...Женщины одинаковы во все времена.На
себе испытал(инвалид по зрению).
mikrus72 (19.12.2011 22:23) не в сети не в сети
Дорогой Моца! Наконец то я понял, кто подпиливал ему струны!:))
geiger08 (21.07.2012 19:55) не в сети не в сети
mikrus72 писал(а):
Дорогой Моца! Наконец то я понял, кто подпиливал
ему струны!:))
Если вы не иронизируета, а говорите серьезно, то подпиливание струн не
более,чем легенда из `Осуждения Паганини` и подобной развлекательной беллетристики. Любой
скрипач, заставший жильные струны и
игравший на них, это может подтвердить.
Струна в месте нарушения тянется или лопается при настройке, а настраивать ин-
струмент приходилось даже Паганини.Да и вряд-ли Паганини оставлял скрипку без при-смотра
и бежал в буфет опрокинуть рюмку конь
ячку. Так что читайте лучше монографию Ям-
польского.
Romy_Van_Geyten (21.07.2012 19:59) не в сети не в сети
geiger08 писал(а):
Да и вряд-ли Паганини оставлял скрипку без
при-смотра и бежал в буфет опрокинуть рюмку конь
ячку. Так что читайте лучше монографию Ям-
польского.
erwischt!
MargarMast (31.12.2012 04:18) не в сети не в сети
Если вы имеете дело в предновогоднюю ночь с безумной заявкой на патент в области
полупроводников - включайте 18 сонат для скрипки и гитары Паганини. Феноменально
ненавязчивая и успокаивающая музыка, примиряющая вас со всем безумным миром вокруг вас.
Сочетание скрипки и гитары настолько забавно и игриво, что на душе у вас становится легко
- и вы начинаете писать безумный ответ на безумную заявку левой ногой. Применимо ко всем
остальным прихотям нашей непростой и суетной жизни.
MargarMast (31.12.2012 23:00) не в сети не в сети
Интересно, а у кого-нибудль ещё были такие сочетания - скрипки и гитары?
MargarMast (31.12.2012 23:07) не в сети не в сети
Нет, всё-таки Паганини - душка и гений. Он писал, как дышал, а дышал он так по-разному!
;)
Mikhail_Kollontay (01.01.2013 07:30) не в сети не в сети
MargarMast писал(а):
Интересно, а у кого-нибудль ещё были такие
сочетания - скрипки и гитары?
У Джаваншира Кулиева есть замечательная соната для
скрипки и саза.
Svyatslav (30.05.2013 21:04) не в сети не в сети
geiger08 писал(а):
А настраивать инструмент приходилось даже
Паганини.
Более того (и что мне до сих пор трудно представить) Паганини умудрялся
настраивать скрипку во время игры(=
AnnaBanana (28.03.2010 21:56) не в сети не в сети
великолепно звучит и на флейте тоже))очень красиво.я в восторге!пойду пробовать)))
stm7926601 (09.03.2011 06:44) не в сети не в сети
Я уже попробовал - так не выходит:)
На самом деле, загадка, как возможно такое виртуозное исполнение. Спасибо.
drofa (10.02.2012 23:51) не в сети не в сети
Похоже,наш сайт становится волшебным по насыщенности открытий!!!Испытал настоязщий
шок!Возможно ли это?Или это ухищрения звукозаписи и монтажа?Ремарка Н.Паганини на нотах к
каприсам `Посвящается артистам` как-будто открыла истинный потаённый смысл. Мне
посчатливилось в начале 60-х годов в Омске,на двух авторскиж концертах А.Хачатуряна,под
его руководством,в сопровождении Гос.оркестра СССР слышать игру Альберта
Маркова;казалось,что пульсирует вся Вселенная!!!Потом уже в 90-ые на Невском проспекте в
Питере,купил уникальную нотную школу упражнений для игры на скрипке.Похоже,что Александр
Марков учился по школе своего отца!!! Уважаемый,Kuumuudessa,огромное Вам
спасибо за эту выкладку!
Intermezzo (11.02.2012 00:20) не в сети не в сети
drofa писал(а):
Похоже,наш сайт становится волшебным по насыщенности
открытий!!!
Вы абсолютно правы! Сайт открыл для мне новые миры классики (не говоря уж
о таких не самых огромных по масштабу, но очень приятных сюрпризах, как вышеописанное Вами
исполнение).
Большое спасибо, что поделились - добавляю в плейлист, чтобы потом (когда найдется время)
послушать.
Kuumuudessa (11.02.2012 16:14) не в сети не в сети
Ну там базар про то, что в начале 80-х он начал их разбирать и разобрал-таки за одно лето.
И как ему хорошо было разбирать, нравилось, интересно было, много технически сложных
вывертов, но это даже хорошо! И какие эти каприсы интересные, и Паганини тоже очень
хороший.
Kuumuudessa (14.06.2012 14:23) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
Вы абсолютно правы!
Ну так что, Вы
посмотрели в конце концов или нет?
Kuumuudessa (14.06.2012 23:52) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
Вы
Андрей, чего молчите-то? Кончайте эти
игры в Джона Кейджа уже. Мне страшно.
alexshmurak (14.06.2012 23:54) не в сети не в сети
Kuumuudessa писал(а):
Андрей, чего молчите-то? Кончайте эти игры в
Джона Кейджа уже. Мне страшно.
интригу, интригу нагнетает. циничное поколение, говорю
же...
Intermezzo (14.06.2012 23:59) не в сети не в сети
Kuumuudessa писал(а):
Кончайте эти игры в Джона Кейджа
уже.
Дайте же кастрюле с чайником докипеть!
steinberg (15.06.2012 00:04) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
Дайте же кастрюле с чайником
докипеть!
...кастрюля с чайником?
Intermezzo (15.06.2012 00:05) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...кастрюля с чайником?
Waterwalk!
Kris1979 (06.01.2010 00:05) не в сети не в сети
Это было чертовски быстро. Очень быстро.
D-503 (06.01.2010 00:24) не в сети не в сети
Так чем быстрее, тем лучше же :)
alaman (24.12.2011 20:35) не в сети не в сети
На 24-м почти все рубятся. К сожалению, Перльман - не исключение. Твердая `4`, но не
больше. Пальцы короткие, это не его вина
Raro (23.01.2012 17:45) не в сети не в сети
У Паганини виртуозность не ради виртуозности, она полностью служит для большего выражения
музыкального замысла
alexa_minsk (03.11.2012 22:20) не в сети не в сети
Гитарист большой виртуоз. Но, по-моему, это не совсем Паганини. Гитарная фактура у
Паганини другая, а на скрипичную не слишком похоже.
А запись нравится.
ostatnik (18.09.2011 22:23) не в сети не в сети
Так как зашла речь о каприсах и их значимости (насколько помню в «о форуме»), то
прикладываю «хронометраж» записи и обработку нескольких статей об этом опусе итальянского
гения. Много текста, но сначала данные о каждом, затем о каприсе как стиле и конкретно
Паганиньеском каприсе, потом о сюжетах их. Думаю, что кому-то, возможно, будет интересно.
1 - 00’00 - E
2 - 1’48 - b
3 - 4’38 - e
4 - 7’57 - c
5 - 14’11 - a
6 – 16’58 - g
7 - 22’55 - a
8 - 26’47 - Es
9 – 29’49 - E
10 – 32’59 - g
11 – 35’16 - C
12 - 39’49 - As
13 - 43’07 - B
14 - 45’34 - Es
15 – 46’53 - e
16 - 49’41 - g
17 - 51’18 - Es
18 - 55’04 - C
19 - 57’38 - Es
20 - 60’49 - D
21 - 64’42 - A
22 - 67’41 - F
23 - 70’30 - Es
24 - 75’14 - a
Вообще ни под одной записью хронометража и сведений о каждом каприсе нет. И это
ужасно! Каприсы Паганини – огромный пласт в скрипичной, да и вообще музыке в целом. Без
скрипки нельзя представить ни барокко, ни романтизм, ни авангард. Да что там говорить.
Можно заставить звук литься из рояля, но петь, заливаться, рождаясь и умирая в звуке… в
этом скрипке нет равных. А без Паганиньевского первого опуса сложно представить эту в
самом деле «королеву» музыки. Будто бы августейшая особа потеряла свою мантию и над ней
потешается весь двор, если позволите.
Теперь о каприсах.
Вообще каприс (каприччио, каприччо) в буквальном переводе значит фантазия, каприз, в
котором автор вправе дать полную свободу своему воображению. Задача композитора – легко
набросать появившийся в его воображении образ, так, чтобы мы могли следовать за полетом
его фантазии, часто скорее угадывая, чем замечая, отдельные детали. Это совсем не
грандиозное, помпезное произведение, нет: вот картинка, нарисованная воображением автора и
отобразившаяся в наших мыслях перед нами, а вот она улетела и её как будто и не было.
Создавался этот жанр преимущественно для светской публики, искушённой в метафорах и
символах. Однако сам жанр и то, что получилось у великого итальянца, далеко не одно и
тоже. Каприсы Паганини являются настоящим пособием для искушённых в инструменте
музыкантов, желающих постичь все таинства этих четырёх струн, превращавшихся у генуэзца в
нечто более мощное, чем целый оркестр. Все каприсы – сложнейшие по технике этюды,
покоряющиеся только истинным профессионалам. Но именно из-за этого и сложилось мнение о
том, что весь 1-ый опус – только этюдный, и ничего, кроме техники, в нём найти нельзя.
Кроме 24-ого (наверное, самого известного скрипичного произведения). Это, конечно,
глупость. Думал выделить в хронометраже те из каприсов, которые действительно стоит
послушать… и не смог. Тут надо слышать и чувствовать каждый. Если же говорить о сюжетах,
то, хотя во многих каприччо его можно трактовать двояко, «рисуются» совершенно разные
изображения, то в некоторых идея ярко выражена и не вызывает сомнений.
Девятый – сцена охоты. Да ещё какой! Тут всё: имитация охотничьих рогов и скачки
лошадей, выстрелы охотников и порхание взлетающих птиц, азарт погони и гулкое пространство
леса. А про то, что это именно охота, свидетельствует начало – блестяще воссозданные звуки
горна, собирающего в путь.
Тринадцатый – это настоящая ода смеху, как «искусству». Он воплощает в себе
всевозможные оттенки человеческого смеха: от кокетливого женского до безудержных раскатов
мужского.
Семнадцатый - не настолько выраженный, но чувствующийся торжественный выезд при
дворе. Фанфары, а затем ярко показанные лица отдельных участников процессии не могу не
говорить о этом.
Шестой (к слову, мой любимый) – завывание зимней вьюги в трубе небольшого дома,
почти что хижины.
Во многих случаях целую сцену представить нельзя, однако границы сюжета – более чем
возможно.
Второй – дождь, бьющий по крышам.
Восьмой – пантомима, некое театральное действо (вообще большинство каприсов
приближены к театру, с его неповторимым чувством юмора, условностей, волшебства и
сказочности).
Первый – начало пути. Каприс, открывающий цикл, сразу же не может не поразить
свободой, импровизацией, показом интереснейших возможностей скрипки.
Стоит отметить также часто исполняемые (настолько часто, настолько это возможно)
одиннадцатый и двадцать первый. А вообще, каждый, наверное, сможет найти в них нечто своё.
Хронометраж есть – есть возможность окунуться в удивительный мир Николо Паганини.
 
           
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru