Леонид Сабанеев
ЛЕОНИД САБАНЕЕВ (1881–1968)





Случайное произведение



Последние комментарии к произведениям композитора

SergeySibilev (27.01.2012 23:31) не в сети не в сети
О, как это прекрасно, когда мечты сбываются!! Вот и сейчас сбылась одна моя мечта - я
наконец-то познакомился с творчеством Леонида Сабанеева, биографа самого Скрябина,
которого(Сабанеева) так яросно критиковал Прокофьев! Но есть ли за что?
Если мы сравниваем это произведение со Станчинским, то оно, безусловно, уступает ему, но
тем не менее эта маленькая прелюдия пленяет своими гармониями и своей ненавязчивой
мечтательностью, но увы, как и писал Прокофьев, ничего кроме Скрябина в ней нет... если бы
мне дали прослушать эту прелюдию, предварительно не сказав, что это Сабанеев, я бы сказал,
что это Скрябин...... хотя, в целом, не удивительно, что Сабанеев писал в стилистике
Скрябина - ведь он так был к нему привязан и к его семье!

Сама по себе прелюдия красивая, рекомендую прослушать, хотя бы чисто для ознакомления..
Intermezzo (27.01.2012 23:56) не в сети не в сети
SergeySibilev писал(а):
Сама по себе прелюдия красивая, рекомендую
прослушать, хотя бы чисто для ознакомления..
Здорово! Спасибо большое, что обратили
мое внимание!
Saniasoone (30.01.2012 12:39) не в сети не в сети
Я, например, не слышу здесь никакого Скрябина. И вообще, этот дурацкий миф, что Сабанеев
копировал Скрябина, не имеет ничего общего с действительностью. Иначе нам придётся
признать, что Вагнер копировал Бетховена, Равель - Дебюсси и так далее. Надо искать
различия, а не так, что услышав аккорд с тритоном немедленно объявлять: `так это же
Скрябин`. Вообще говоря, эта прелюдия не очень характерна для Сабанеева, и если Вы
посмотрите в ноты, например, Эскизов Op. 14, то не найдёте там никаких следов Скрябина, ни
в гармонической, ни в ритмической, ни в мелодической сфере. Я не говорю уже о Трио Op. 20,
где уже ясно виден зрелый сабанеевский стиль. Область настроений его совершенно другая,
чем у Скрябина, об этом говорит даже Джонатан Пауэлл (Jonathan Powell), который,
оказывается, исполнял Сонату Op. 15 Сабанеева в 2000 году
(http://www.planettree.org/2000/crussian.html). Я думаю, что время Сабанеева придёт, но
это произойдёт не раньше, как кто-то вроде М. Амелина возьмёт и исполнит его произведения.
steinberg (30.01.2012 13:06) не в сети не в сети
Saniasoone писал(а):
Я, например, не слышу здесь никакого
Скрябина.
...есть тут скрябинская размазня, в конце особенно.
Saniasoone (30.01.2012 13:23) не в сети не в сети
Очень `точный` термин :-).
Saniasoone (30.01.2012 13:25) не в сети не в сети
Кстати, вот здесь с нотами:
http://www.youtube.com/watch?v=ewYn17JOt60
SergeySibilev (30.01.2012 22:41) не в сети не в сети
Saniasoone писал(а):
Я, например, не слышу здесь никакого Скрябина. И
вообще, этот дурацкий миф, что Сабанеев копировал Скрябина, не имеет ничего общего с
действительностью. Иначе нам придётся признать, что Вагнер копировал Бетховена, Равель -
Дебюсси и так далее. Надо искать различия, а не так, что услышав аккорд с тритоном
немедленно объявлять: `так это же Скрябин`. Я думаю, что время Сабанеева придёт
Да Вы
что! Начало quasi Четвёртая Соната Скрябина! Да и дальше Скрябина полно! И, увы то, что
Сабанеев копировал Скрябина не миф, а факт.... доказанный причём и не только Прокофьевым..

Но будем действительно надеяться, что его время придёт, хотя оно и так уже пришло - одни
из самых полных и точных биографий о Скрябине принадлежат его перу..
SergeySibilev (30.01.2012 22:43) не в сети не в сети
Saniasoone писал(а):
Кстати, вот здесь с нотами:
http://www.youtube.com/watch?v=ewYn17JOt60
Saniasoone, спасибо большое!
Saniasoone (02.02.2012 19:29) не в сети не в сети
SergeySibilev писал(а):
Да Вы что! Начало quasi Четвёртая Соната
Скрябина! Да и дальше Скрябина полно!
Вот это интересно. А можно подробнее узнать,
где в скрябинской сонате сходство с прелюдией?

И ещё вопрос :) А что значит `доказано`? Вы знаете исследования музыки Сабанеева?!
Поделитесь? Надеюсь на дальнейшее обсуждение.
SergeySibilev (06.02.2012 22:52) не в сети не в сети
Saniasoone писал(а):
А можно подробнее узнать, где в скрябинской
сонате сходство с прелюдией?
А что значит `доказано`? Вы знаете исследования музыки Сабанеева?! Поделитесь? Надеюсь на
дальнейшее обсуждение.
Сходство очень яркое с Сонатой - вступление(прелюдия очень
соответствует его характеру)

Доказано, - значит, что на его музыку был дан комментарий некоторых его современников(в
частности, - Прокофьев, который на этом поприще сыскал больше успеха). Ссылка на книгу:

Прокофьев о Прокофьеве издательство Советский композитор 1991

Ещё есть одна, где эта тема обсуждалась, она так и называется - `Скрябин`, увы, имя
автора не помню..
Saniasoone (10.02.2012 14:00) не в сети не в сети
Сергей, может быть, мы имеем в виду разные сонаты? :)
Давайте разбираться. Насколько я понимаю, `характер` и `настроение` в музыке создаётся
не чем-нибудь, а звуковыми, музыкальными средствами. Вы согласны? Я не вижу сходства в
музыкальных средствах замечательной Сонаты Скрябина и Прелюдии Сабанеева -- кроме, разве
что, начального ре-диеза в мелодии. Ритмика. Тончайшая, неуловимая, `капризная` ритмика
Скрябина в этой Сонате уже a priori не может создавать такое же настроение, что и ostinato
у Сабанеева. Обратите внимание на ритмическое разнообразие Сонаты и умышленную
аскетичность Прелюдии -- у Сабанеева используется всего лишь два ритмических рисунка:
остинато восьмых и пунктирный ритм. Теперь гармония и регистровка -- у Скрябина здесь
преобладает средние регистры (почти всё в первой -- малой октавах). А что у Сабанеева?
Неужели эти низкие басы никак не изменяют эмоционального модуса? Разве есть в Прелюдии то
растворение, затаённость, которые с первых тактов `читаются` у Скрябина? Разве есть в
Прелюдии эта бездна чувственности, нерешительности, которая насквозь пронизывает первую
часть Сонаты? Мне кажется, я назвал достаточно различий.

Теперь нужно сказать о Прокофьеве и о критике. Если вы считаете доказательством
критическое высказываение, позвольте мне привести несколько противоположных мнений
критиков, которым довелось слышать Сабанеева в концертах. Но сначала уточню, что Прокофьев
не писал, что в произведениях Сабанеева есть только Скрябин. Напомню Вам, что его рецензия
(1913) начинается так: `Несмотря на скромную известность композиторского имени
Л.Сабанеева, его сочинения обнаруживают отличные знания, старательную отделку и умение
пользоваться инструментом. Но ограниченная наличность оригинального материала заставляет
Сабанеева черпать его из посторонних источников, особенно же из широкого скрябинского
потока`. И дальше идут примеры, хотя Прокофьев и отмечает понравившиеся ему произведения.
Теперь я приведу несколько других рецензий, а Вы сравните пожалуйста.
Saniasoone (10.02.2012 14:16) не в сети не в сети
К. Сараджев о Прелюдиях Op. 2 и 3 Сабанеева. (1910, одна из первых рецензий):

`... Даже при беглом знакомстве с последними opus`ами в них очевидно присутствие чисто
музыкального таланта, страстности, сильного темперамента и склонности к глубоким замыслам
и широкому изложению. Общее впечатление от прелюдий Сабанеева таково: едва ли они скоро
привлекут внимание эстрадных исполнителей. Имея крупные внутренние достоинства, с внешней
стороны изложения они довольно ординарны (пассажи -- общего арпеджированного характера,
ритм простой) и для привлечения исполнителей этих прелюдий необходимо композитору раньше
выявить свою индивидуальность в каком-либо крупном по форме сочинении...`.

Б. Карагичев о Трио Op. 4:

`Очень большим достоинством, имеющим отношение к Trio как к художественному целому,
является единство тематического материала . Реприза... отличается... общим звуковым
колоритом, за которым чувствуется темперамент нервно-деятельный, очень далёкий от
каких-либо красивых лирических излияний, преобладающее содержание которого — чистые
волевые импульсы, к томе же вовсе не желающий скрывать своей силы мужественной и
прямолинейной . Несмотря на то, что стиль композиции неровен, в нём преобладает
определённая тенденция, к концу всё более крепнущая и знаменующая собою ощутительный
эволюционный уклон чрез и от Вагнера к Скрябину, с которым у автора Trio много
родственного.
Также, несмотря на то, что частные достоинства композиции преобладают над общими,
интерес и многозначительность первых таковы, что они сообщают произведению несомненную
художественную ценность`.


В. К. о Поэмах Op. 11 и Фрагментах Op. 13

`Лежащая перед нами музыка новых поэм и фрагментов даровитого Л. Сабанеева... не избегла
весьма заметного влияния Скрябина... Но Л. Сабанеев соединяет в гармонической структуре
своих произведений и сложную, по-акустически чистую гармонию, идущую от Скрябина, с
новейшими приёмами декоративной гармонии (это, — скорее всего, — от Штрауса), гармонии,
стоящей иногда на грани «слуховых заблуждений» — по меткому известному определению
Римского-Корсакова. (Пожалуй, эти элементы гармонические звучали бы лучше в оркестре.) Мы
имеем в виду больше всего прелюдии первую и пятую. Но всё же гармония Сабанеева сплошь
интересна, а часто и весьма своеобразна. Общее же, своё выражение произведений Сабанеева
выделяет его из ряда последователей Скрябина. На пьесах, пред нами лежащих, есть особая
печать энергии, мужественности, индивидуального духовного склада, что вместе с интересной
гармонией и выразительным тематическим складом даёт им свою незаурядную силу. Все эти
произведения Л. Сабанеева надо отнести к тому ряду появившихся в последнее время
фортепианных образцов нашей молодой композиции (Станчинский, Крейн, Мясковский, Прокофьев
и др., не говоря уже, конечно, о Скрябине), которые способны сильно колыхнуть мёртвое
болото нашей благоверной фортепианной литературы — к композициям, которые должно усердно
рекомендовать исполнительской молодёжи.`
Saniasoone (10.02.2012 14:21) не в сети не в сети
Несколько рецензий на концерт моложых композиторов, в т. ч. Сабанеева (1914):

`У Сабанеева... несмотря ни на какие “скрябинизмы”, есть “лик”, намечается дорога к
своему стилю, наконец, есть уже значительное мастерство, сказывающееся не только в смелом
и уверенном обращении с изысканным и богатым гармоническим материалом, но и на его
фортепианном письме, отмеченном чертами определённо-индивидуальными`.

`... Для большинства молодых московских композиторов Скрябин является настоящим
властителем дум… Как Ал. Крейн… так и Е. Гунст… [своими] сочинениями определённо сказали,
кто “герой их романа”. В ещё сильнейшей степени зависимость от скрябинского гения
сказалась на многочисленных фортепианных сочинениях Л. Сабанеева, исполненных самим
автором. Но здесь, пожалуй, скрябинские влияния восприняты более глубоко и более органично
стали ассимилироваться с собственными чертами композитора. Кроме того, письмо г. Сабанеева
изобличает в нём хорошего техника и в частности композитора, вполне овладевшего
фортепианным стилем`.

С. Богуславский на композиторский концерт Сабанеева в 1924 г.:

`Вечер из произведений Л. Сабанеева... показал, что в лице крупного учёного и критика мы
имеем также и значительного оригинального композитора. Отправным пунктом творчества
Сабанеева является гармонический мир Скрябина, но это не подражание, не продолжение
Скрябина, а родство только гармонических приёмов обоих композиторов. Эмоциональный тон
произведений Сабанеева зловеще-мрачный, моментами саркастический, но в целом это всё же
лирика, сдержанная и продуманная. Эта продуманность сообщает вещам Сабанеева единство
стиля, темы и настроения. Исполненная в концерте программа говорит за то, что композитор
пережил в последнее время сдвиг в своём звукосозерцании. Два эскиза (ф.-п.) и фортепианная
соната (до 1917 г.) — дань увлечения колоритными гармоние-тембрами с подавлением мелоса;
композитору, однако, удалось при этом избежать академического модернизма и в то же время
выдержать единство стиля гармонии. Трио (ф.-п., скрипка, виолончель, 1923) показывает, что
композитор преодолел в себе модную гипертрофию гармонии и у него зазвучали широкие
кантилены`.
SergeySibilev (21.02.2012 20:12) не в сети не в сети
Saniasoone, всё это, конечно, хорошо - получил массу удовольствия от чтения - даже открыл
много нового для себя. Я даже не думал что есть люди, которые серьёзно изучают Сабанеева..
Но всё же во всех статьях говорится о Скрябине, да, не о подражании, но всё же!
Плюс: в одной из них сказано, что Сабанеев является продолжателем Скрябина. Из своих
скудных, но всё же, знаний могу Вам сказать(посмотрите кино про Скрябина, оно по-моему в
Архиве), что Скрябин создал стиль - и достиг его, так сказать вершины.. дальше были
подражатели..
Нет, я не хочу сказать, что Сабанеев подражатель, но Метнер ещё говорил: `Повторения в
природе никогда не бывают точными, буквальными`. Естественно, что Сабанеев не мог писать
100% по-Скрябински, естественно, что у него было что-то своё внутри... это у всех так..

Но всё же - если бы Вы могли выложить ещё-пару тройку записей Сабанеева разных эпох, чтоб
я мог видеть эволюцию в его творчестве был бы тогда премного благодарен.. сами понимаете -
статьи статьями, однако это лишь слова... музыку не опишешь словами, а судить по одной
лишь Прелюдии о Сабанееве глупо..
Я говорю - прослушав её я услышал лишь Скрябина...

Да, возможно, `гармонический источник` был един у двух композиторов, но всё же гармония
это, наверное важнейшая вещь в музыке... именно гармонии удивляют, именно они
завораживают, именно они дают распознать стиль.. смотрите - включите произведение
какое-нибудь Бартока.. обратите внимание на гармонии - ни у кого больше таких нет.. вот

Я даже не знаю что Вам ещё сказать - да, Сабанеев талантлив и прочее, но нужно послушать
мне его поздние работы, а их нигде не нашёл. Если они у Вас есть - буду счастлив
послушать.
Saniasoone (28.02.2012 23:24) не в сети не в сети
Я и сам бы с удовольствием послушал произведения Сабанеева, если бы записи существовали.
Однако их нет, и во многом потому, что много лет нам внушали, какой он плохой композитор.
Пианисты его просто боятся. Мясковскому, он, значит нравился как композитор (см. его
рецензию на Сонату Сабанеева), а вот Прокофьеву, видите ли, нет. Ерунда всё это. Сабанеев
имеет не менее прав быть исполненным, чем Станчинский и уж тем более Рославец -- уж вот
где Скрябин! Вы только послушайте:

http://www.youtube.com/watch?v=am-v8Wc-0Ek

Вот это, скажу я Вам, чистейшее подражание и имитация.
From (04.03.2012 02:03) не в сети не в сети
http://www.4shared.com/document/6K9AisnD/__Pro_domo_sua__1923_.html
Вот - это ссылка на статью Сабанеева о своем творчестве. И, я думаю, он достаточно
объективно себя в ней оценивает, потому что Скрябина я в этой прелюдии нашел ровно
столько, сколько мне его Л.Л. пообещал в своей статье. Гармонический язык, надо заметить,
похож лишь издали, некоторые обороты Скрябиным вообще не использовались, а много других -
по-другому обыгрывались. Ну, и я считаю, что эта прелюдия - нечто из ряду вон, потому что,
поглядев в ноты некоторых сочинений Сабанеева, я натыкался на огромные массивы звуков и
ритмических фигур, да и сам Сабанеев отмечает, что для него более характерно именно
достаточно массивное наслоение, презренное Скрябину `мясо`. Ну, и это, конечно, не все. В
общем, вы статейку почитайте, также есть ссылочка на ноты раздачу с нотами -
http://intoclassics.net/news/2010-04-29-15237. Ознакомьтесь, если интересно
Saniasoone (05.03.2012 12:57) не в сети не в сети
Статейка мне конечно знакома, не говоря уже о том, что это я её сканировал и выкладывал
:-). Полностью с Вами согласен, Сабанеев вполне объективен. Не понимаю только, почему
никто этого не видит. И вообще, это даже неприлично, чтобы первые записи и исполнения
РУССКОГО композитора были сделаны иностранцами. Это показывает, как мы относимся к нашей
истории...
precipitato (05.03.2012 13:38) не в сети не в сети
Saniasoone писал(а):
записи и исполнения РУССКОГО композитора были
сделаны иностранцами. Это показывает, как мы относимся к нашей истории...
Да что Вы
так зависли на Сабанееве,можно подумать-он родственник Ваш.Вполне двадцатистепенный
композитор,погоды не делает вообще.Который пост уже читаю про то,что Сабанеев-наше все.
alexshmurak (05.03.2012 13:42) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Да что Вы так зависли на Сабанееве,можно
подумать-он родственник Ваш.
`Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник
Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему
говорят, что `студебеккер` в последний момент заменен `лорен-дитрихом`, а он
морочит голову! `Студебеккер! `
Mick_M (05.03.2012 13:47) не в сети не в сети
alexshmurak писал(а):
`Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник
Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?
Знатоки! Убивать надо таких знатоков!
«Студебеккер» ему подавай!


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru