Александр Лазарев

Александр Лазарев (дирижер)
Moderato - Allegro quasi polacca - Andante mosso - Allegro

Concerto for Piano and Orchestra (1883), op. 30 (Rimsky-Korsakov)
       
Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе. Время: начало XIX века.
Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата... Читать дальше
Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе. Время: начало XIX века.
Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы. Красота украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам. Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою мачеху, но та тоже прикинулась русалкой. Так и не знает Панночка, которая из ее подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они указывают ему дорогу в хату Головы. А тем временем Голова, воспользовавшись отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого кривого Голову, сложив про него насмешливую песню. Голова и его Свояченица чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и вовсю поносит Голову. Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты, чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко. Внезапно светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица, которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату. Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает чулан и с изумлением видит Свояченицу.

Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.

А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне. Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.

Премьера состоялась 9 (21) января 1880 года в петербургском Мариинском театре. Опера имела значительный успех, но вскоре, обезображенная купюрами и неряшливым исполнением, перестала привлекать интерес публики и после восемнадцати представлений была снята с репертуара.

Х Свернуть

Opera `May Night` (1878–79), op.deest 18 (Rimsky-Korsakov)
Голова - Владимир Маторин, Левко - Владимир Богачёв, Свояченица Головы - Галина Борисова, Ганна - Татьяна Ерастова, Писарь - Максим Михаилов, Винокур - Владимир Кудряшов, Каленик - Михаил Крутиков, Панночка - Elena Brilowa, Наседка - Andrea Weigt, Мачеха - Gabriele Henkel. Kolner Rundfunkchor. Kolner Rundfunk – Sinfonieorchester. 5.09.1994, Koln, Germany.
       
Опера в четырех действиях с прологом на либретто композитора по одноименной пьесе А.Н.Островского.

Действующие лица:

В прологе:
Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед-Мороз (бас)... Читать дальше
Опера в четырех действиях с прологом на либретто композитора по одноименной пьесе А.Н.Островского.

Действующие лица:

В прологе:
Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед-Мороз (бас)
Девушка-Снегурочка (сопрано)
Леший (тенор)
Масленица (бас)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Свита Весны, птицы, берендеи.

В опере:
Царь Берендей (тенор)
Бермята, ближний боярин (бас)
Весна-Красна (меццо-сопрано)
Девушка-Снегурочка (сопрано)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха (меццо-сопрано)
Лель, пастух (альт)
Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано)
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (бapитoн)
Первый бирюч (бас)
Второй бирюч (тенор)
Царский отрок (меццо-сопрано)
Леший (тенор)
Бояре, боярыни, свита царя, гусляры, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи, лешие, свита Весны.

Пролог.
Леший предвосхищает появление Весны. В сопровождении зверей и птиц появляется Весна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза и у них появилась дочка - Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз.
Деду Морозу пришла пора покинуть Берендеево царство, но его беспокоит судьба дочери. Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее душе огонь любви. Мороз и Весна решают отдать дочь в слободку к Бобылю и Бобылихе.
Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.
Постепенно Красная горка заполняется народом. Леший прячет Снегурочку. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, они рады принять ее в свою семью. Снегурочка прощается с прошлой жизнью, отныне она будет жить среди людей.

Первое действие.
Деревня Берендеевка. Народ обсуждает приход Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Девушке очень нравится юный пастух и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поет песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает ее жених Мизгирь. По обычаю, жених выкупает невесту у девушек и парней Берендеевки. Начинается свадебный обряд, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Второе действие.
Слепцы, возглавляемые Лешим, славят царя Берендея. Но сам Берендей неспокоен, он чувствует немилость Ярилы-Солнца: лето год от года все короче, а весна холодней.
Чтобы вернуть расположение Ярилы, Берендей принимает решение: отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест Берендеева царства. Заливаясь горькими слезами, вбегает Купава. Она просит Берендея заступиться за нее и наказать обидчика - Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать народ на царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание, но появляется Снегурочка и царь, пораженный ее красотой, изменяет свое решение. До наступления Ярилиного дня Мизгирь попытается зажечь «Снегурочки нетронутое сердце».

Третье действие.
В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». Снегурочка ждет, что Лель выберет ее, но пастух выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.
Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Его страстные речи пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

Четвертое действие.
Ранним утром Снегурочка у озера ждет свою мать - Весну. Появляется Весна-красна, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев. С рассветом бог Ярило вступает в свои права, и наступает лето. На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов, дарующий способность любить, и предостерегает ее от жарких глаз Ярилы-солнца.
Приходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Девушка не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря, ее сердце теснят неведомые чувства.
Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить его брачный союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на дитя Мороза и Весны. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не должны тревожить берендеев, - мудро заключает царь. Смерть Снегурочки смягчит гнев Ярилы-Солнца и он вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, на их земле воцарится мир и благоденствие.

Х Свернуть

Opera `Snow Maiden` (1881), op.deest 19 (Rimsky-Korsakov)
Ирина Журина (Снегурочка), Александр Федин (Царь Берендей),
Нина Терентьева (Весна-Красна), Татьяна Ерастова (Лель), - Игорь Морозов (Мизгирь) / Хор и оркестр ГАБТ / Александр Лазарев (дирижер) / 1987
       
1. Царь Додон у себя дома
2. Царь Додон в походе
3. Царь Додон у Шемаханской царицы
4. Свадьба и печальный конец Додона

`The Golden Cockerel`, concert suite of the opera, op.deest 53a (Rimsky-Korsakov)
       
 
     
Наши контакты