Владимир Стопичев
ВЛАДИМИР СТОПИЧЕВ (АЛЬТ)




Выводить по: популярности | алфавиту



Последние комментарии к записям

1dfcbkbq9 (28.12.2013 23:33) не в сети не в сети
В этом квартете С.И.Танеев превзошёл самого себя. Так мне лично кажется
abyrvalg (28.12.2013 23:57) не в сети не в сети
1dfcbkbq9 писал(а):
В этом квартете С.И.Танеев превзошёл самого себя.
Так мне лично кажется
Этот форт. квартет по красоте и монументальности, пожалуй, не
уступает его же форт. квинтету. Мелодическая красота, страстность, напряженность и
одновременно такая основательность 2-й части, а также богатейший финал, насыщенный
драматизмом, сложнейшим контрапунктом, изобилующий эмоциональными и динамическими
контрастами придает форт. квартету качества, которые скорее присущи симфоническому жанру,
нежели камерному. А эта неожиданная фуга в середине финала - потрясающе звучит. Но вся
эта финальная грохочущая махина, в отличие от квинтета, заканчивается умиротворяюще, я бы
сказал, просветленно, как бы затихая.
Mikhail_Kollontay (29.12.2013 08:51) не в сети не в сети
abyrvalg писал(а):
форт. квартет
Мне вообще-то кажется, что этот
Ми мажор поудачнее соль минора даже. (А может, я просто давно не смотрел и соскучился.)
Sovet (13.11.2015 21:52) не в сети не в сети
Скажите, пожалуйста - а в этой записи разве не Иосиф Левинзон партию виолончели играет?
Дело в том, что у меня эта пластинка есть...
Sovet (17.01.2016 00:09) не в сети не в сети
... В разные периоды творческой деятельности Танеев выдвигал на первый план тот или иной
жанр инструментальной музыки. Завершив в 1896-1898 гг. Симфонию до минор, композитор более
к симфонии не возвращался. До 1905 года его исключительное внимание в области
инструментальной музыки было отдано струнным ансамблям. В последнее десятилетие жизни
ведущее значение приобретают ансамбли с участием фортепиано. Первый же из них -
Фортепианный квартет ми мажор, соч. 20, по наблюдению В. В. Протопопова, явился опытом
создания в камерном жанре `некоей этико-философской концепции, подобной той, которая лежит
в основе `Орестеи` и симфонии до минор`.
Квартет, сочинявшийся композитором около пяти лет (1902-1906), был закончен в начале
декабря 1906 г. Лишь год спустя квартет был публично исполнен при участии автора в Москве
и Петербурге и имел большой успех у публики и музыкантов. Начиная с первых откликов
неизменно подчеркивалось, что как в квартете op. 20, так и в последовавших за ним
ансамблях (в особенности, в Фортепианном квитете соль минор, op. 30), Танеев тяготеет к
симфонизированию камерного стиля. Это проявляеется, в частности, в первую очередь, не в
монументализации камерных жанров, а в особой содержательности танеевского тематизма,
обладающего потенцией к симфоническому развитию. Б. Асафьев заметил, что темы Танеева -
`искусство интонируемого смысла`. Композитор - процитируем еще раз любимого его поэта Я.
Полонского - умел в музыке `уловленную мысль передать`.
(Продолжение следует)
Sovet (17.01.2016 00:17) не в сети не в сети
(Продолжение)
Первая часть, Allegro brillante, открывается энергичным фортепианным вступлением,
подобным некоему изначальному импульсу, первотолчку к развитию. Низвергающаяся, словно с
вершины, с самой высокой точки мелодического рельефа главная тема сочетает широту дыхания
и мощный наступательный порыв, колоссальную взрывчатую силу. Поначалу ей контрастирующая,
мечтательная побочная тема постепенно динамизируется, особенно в разработке. Здесь
невероятно велика роль фортепиано, что позволило одному из первых рецензентов (`Русская
музыкальная газета`, 1907, № 47) заметить, что Квартет `...носит характер фортепианного
концерта`. Это симптоматично: спустя несколько лет танеевский Фортепианный квинтет соль
минор назовут камерной симфонией.
Вторую часть, Adagio piu tosto largo, нередко сближают с Adagio из Симфонии до минор.
Напряженный мелодический ток пронизывает крайние разделы трехчастной формы: основной
мелодический образ Adagio звучит то глубоко затаенно, со сдержанной страстностью, то вдруг
волшебно, на фоне журчащих фигураций фортепиано, то ликующе, гимнически. В среднем
разделе, Allegro agitato, оживает бурный, взволнованный натиск первой части.
(Продолжение следует)
Sovet (17.01.2016 00:30) не в сети не в сети
(Окончание)
Буквально пронизывающая финал, Allegro molto, главная тема, с ее остро ритмованным
рисунком, претерпевает поразительные контрапунктические и колористические преобразования,
порою до неузнаваемости меняя свой первоначальный характер. Побочная тема - один из
упоительнейших лирических шедевров композитора, которого, случалось, несправедливо
упрекали в излишней учености и сухости. Между тем проницательный В. Г. Каратыгин довольно
рано почувствовал, что у Танеева `сложный расчет все время идет об руку с самым ярким
творческим озарением`. `Кладезью премудрости и пламенного чувства` называл творчество
Танеева родоначальник советской камерной музыки Н. Я. Мясковский. Но, быть может, лучше
всего сказал о своей искусной тематической работе сам Сергей Иванович Танеев в одном из
шутливых стихотворных посланий-экспромтов:

`...Вновь обработав, оковав
Контрапунктическою броней
Украсив роскошью гармоний
И форму строгую придав...`

Именно такова построенная на главной теме финальная фуга, мощно и горделиво венчающая
квартет. В коде финала (Moderato serafico) объединяются темы предыдущих частей Квартета,
затухая и растворяясь в просветленном звучании.

И. РАЙСКИН
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru