Эва Урбанова

Эва Урбанова (сопрано)
Опера в трёх действиях; немецкое либретто Й. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера. Первая постановка: Прага, 16 мая 1868 года.

Действующие лица:
Владислав, король Чехии (баритон)
Далибор,... Читать дальше
Опера в трёх действиях; немецкое либретто Й. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера. Первая постановка: Прага, 16 мая 1868 года.

Действующие лица:
Владислав, король Чехии (баритон)
Далибор, рыцарь (тенор)
Будивой, начальник стражи (баритон)
Судья (бас)
Бенеш, тюремщик (бас)
Витек, оруженосец Далибора (тенор)
Милада, сестра убитого бургграфа (сопрано)
Итка, девушка из свиты Далибора (сопрано)
Вассалы короля, советники суда, слуги Далибора, народ

Действие происходит в Градчанах (кремль в Праге) в XV веке.

Действие первое

В пражском кремле Градчанах собирается народ. Люди ждут прибытия короля Владислава. Вместе с судьями он вынесет приговор рыцарю Далибору – мужественному борцу за справедливость, любимцу народа. Далибор обвиняется в том, что напал вместе со своей дружиной на замок Плошковиц и убил бургграфа. Милада – сестра погибшего – всё ещё находится под впечатлением ужасов страшной ночи. Горячо убеждает она судей в виновности рыцаря.
Приводят обвиняемого. Он не отрицает своего поступка: возмездие было вызвано жестокостью бургграфа, обезглавившего его лучшего друга Зденека. Смелая, гордая речь Далибора покоряет сердце Милады. Она видит, что рыцарь защищает правое дело. Но напрасно молит девушка об оправдании благородного воина. Король и судьи настаивают на пожизненном заключении преступника. Они напуганы бесстрашием рыцаря, его популярностью у народа.
Вместе с Иткой, воспитанницей Далибора, Милада клянётся помочь рыцарю вновь обрести свободу.

Действие второе

Картина первая.
На улице, возле корчмы, Итка встречается со своим возлюбленным Витеком и его друзьями. Она рассказывает о жестоком и несправедливом приговоре Далибору, о плане его освобождения, предложенном Миладой. Переодевшись в мужское платье, Милада уже проникла в тюрьму и берёт на себя организацию побега Далибора. Витек и его соратники выражают готовность принять участие в освобождении храброго рыцаря.

Картина вторая.
Начальник королевской стражи Будивой приказывает тюремщику Бенешу бдительно следить за Далибором: не исключена возможность, что преступник попытается бежать – ведь у него всюду друзья. Многоопытный стражник подозрительно смотрит на появившегося в это время юношу (это переодетая в мужской костюм Милада). Тюремщик успокаивает Будивоя: это бедный сирота, он помогает Бенешу в его трудной работе. Милада уговаривает тюремщика разрешить ей посетить Далибора в его камере и передать ему скрипку. Этой единственной милостью добрый и мягкосердечный Бенеш облегчит тяжёлую участь заключённого.

Картина третья.
В могильном сумраке темницы перед Далибором возникает образ его убитого друга Зденека, слышатся мелодии, которые он играл на своей скрипке. Внезапно появляется Милада. Она передаёт рыцарю вместе со скрипкой инструменты: он перепилит ими решётку. Звуки скрипки будут означать, что побег удался; они послужат для соратников Далибора сигналом к восстанию против деспотизма королевской власти.

Действие третье

Картина первая.
Взволнованный Бенеш рассказывает королю Владиславу, что юноша-сирота, которого он приютил из жалости, исчез. Очевидно, он должен был помочь Далибору бежать. Вслед за Бенешем входит Будивой. Начальник стражи докладывает: готовится народное восстание. Король вновь созывает судей. Принимается решение – осудить мятежного рыцаря на смертную казнь.

Картина вторая.
Перепилив решётку темницы, Далибор берёт в руки скрипку, чтобы подать условленный сигнал. Неожиданно распахивается дверь тюремной камеры. Входит начальник стражи и объявляет рыцарю смертный приговор.

Картина третья.
Площадь перед тюремной башней. Витек, Милада и их сообщники ждут условного сигнала Далибора. Но что это? Вместо звуков скрипки слышится погребальный звон колоколов. Милада понимает: побег не удался, мужественного воина ведут на казнь. Девушка призывает людей к борьбе. Толпа врывается в тюрьму и освобождает Далибора из рук крепостной стражи. Однако повстанцы не могут устоять перед многочисленными прислужниками короля. В неравном бою Милада и Далибор погибают.

Работа над «Далибором» былл закончена в 1868 году. Премьера состоялась в день закладки Национального театра в Праге 16 мая того же года. Ей сопутствовал успех, однако после нескольких представлений из-за происков реакционных кругов опера сошла со сцены. Всеобщее признание «Далибор» завоевал после постановки 1886 года, когда его автора уже не было в живых.

Х Свернуть

Opera `Dalibor`(1865-1867, rev. 1870), JB 1:101 (Smetana)
Владислав - И.Кушнер (баритон), Далибор - Л.М.Водичка (тенор), Милада - Е.Урбанова (сопрано), Итка - Jirina Markova (сопрано), Витек - Miroslav Kopp (тенор), Будивой - Vratislav Kriz (баритон), Бенеш - Jiri Kalendocsky (бас), Судья - Bohumil Marsik (бас). Хор Пражского национального театра, хормейстер - Milan Maly. Recorded at the Dvorak Hall of Rudolfinum, Prague, from 17 February to 5 June, 1995.
       
Название на чешском языке: Libuše
Торжественная опера в трёх действиях; немецкое либретто Й. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера.
Первая постановка: Прага, 11 июня 1881 года под... Читать дальше
Название на чешском языке: Libuše
Торжественная опера в трёх действиях; немецкое либретто Й. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера.
Первая постановка: Прага, 11 июня 1881 года под управлением А. Чеха.

Действующие лица:
Либуше, чешская княжна (сопрано)
Пржемысл из Стадиц (баритон)
Братья: Хрудош с Отавы (бас) и Штяглав с Радбузы (тенор)
Лютобор с Доброславских холмов, их дядя (бас)
Радован с Каменного моста (баритон)
Красава, дочь Лютобора (сопрано)
Радмила, сестра Хрудоша и Штяглава (контральто)
Старшины, воины, священнослужители, сенные девушки двора Либуше, челядь Пржемысла, народ

Действие происходит в чешских землях в языческие времена.

1 действие

В Вышеградских палатах Либуше, дочь покойного князя Крока, окружённая сенными девушками, готовится выйти к народу, чтобы вершить суд.
Просить суда княжны пришли братья Хрудош и Штяглав, поссорившиеся из-за отцовского наследства. Либуше велит Хрудошу вернуть незаконно отнятые у Штяглава земли, но Хрудош не согласен подчиниться решению женщины. Он оскорбляет Либуше. Княжна обращается ко всем присутствующим с просьбой избрать себе князя, а ей мужа. Народ любит Либуше и верит ей. Пусть она сама изберёт себе супруга, правителя Чехии. Либуше посылает сватов к Пржемыслу.

2 действие

1картина
На лесной поляне похоронен брат Лютобора, отец Хрудоша и Штяглава. Сюда Лютобор, как старший в роде, призывает Хрудоша, чтобы покарать за недостойное поведение. Хрудоша опережает дочь Лютобора Красава. Она признаётся отцу, что виновата в размолвке братьев: Красава и Хрудош любят друг друга, но, желая помучить Хрудоша, девушка сказала, что предпочитает ему Штяглава. На поляне появляется Хрудош. Он знает, что встреча с дядей сулит недоброе, но мысли его заняты лишь лукавой Красавой. Происходит объяснение молодых людей. Красава уговаривает возлюбленного помириться с братом и просить прощенья у княжны. Лютобор обещает пощадить Хрудоша, если Либуше простит его.

2 картина
У себя в Стадицах Пржемысл занят сельскими работами. В них он ищет забвение, так как давно отчаялся возбудить в Либуше ответное чувство. Посольство, посланное княжной, сообщает ему счастливую весть: он будет чешским князем, мужем Либуше. Все славят Пржемысла. Радость омрачена лишь известием о последнем суде, об оскорблении, нанесённом княжне Хрудошем. Пржемысл готов жестоко покарать дерзкого. Торжественный кортеж отправляется в Вышеград.

3 действие

В княжеских хоромах Либуше ожидает жениха. Она счастлива: братья помирились, вновь всё спокойно в чешских землях, а её ожидает брак с любимым. Либуше обращается к покойному отцу с мольбой благословить её и родную землю.
Снова фанфары сзывают народ на княжеский суд. Но на этот раз судья — Пржемысл. Либуше просит супруга помиловать Хрудоша, и Пржемысл прощает его. Счастливая Либуше восходит на трон. Вглядываясь в даль, она рассказывает об открывающихся ей картинах грядущего. Перед её взором возникают образы князя Бржетислава, расширившего и укрепившего чешское государство; славного полководца Ярослава; собирателя земли чешской, короля Пржемысла Отакара II; основателя Пражского университета императора Карла; последнего чешского короля, избранного народом — Йиржи Подебрадского. Либуше повествует о героической борьбе гуситов, называет имена Яна Жижки и Прокопа Большого; предсказывает возникновение новой славной столицы Чехии — красавицы Праги. Все провозглашают «Славу» чешскому народу.

Первоначальные наброски оперы относятся к 1861 году. В течение многих лет Сметану привлекала мысль создать оперу на основе народных легенд о княгине Либуше, мудрой правительнице Чехии, воспетой многими деятелями чешского искусства. Эту оперу композитор задумал, желая прославить Чехию, её героическое прошлое, её прекрасное будущее. В 1866 году Й. Венцигом (1807—1876) было закончено либретто, а в 1872 году Сметана завершил «Либуше». Он назвал её «Торжественным представлением в трёх частях», оговорив, что её не следует показывать как обычный спектакль. По замыслу композитора, «Либуше» должна исполняться лишь в особых случаях, в ознаменование праздничных событий. Поэтому Сметана очень долго отказывался от постановки оперы. Её премьеру он решил приурочить к торжественному открытию Национального театра в Праге, фундамент которого был заложен в 1868 году. Премьера «Либуше» состоялась 11 июня 1881 года. Постановка оперы вызвала большой патриотический подъём. Сейчас спектаклем «Либуше», как правило, начинается сезон Пражского оперного театра.

М. Друскин

Х Свернуть

Opera `Libuse` (1869-1872), JB 1:102 (Smetana)
Запись 1995 года.
      (7)  
 
     
Наши контакты