Во время раскопок Мезинской стоянки первобытного человека (сейчас Коропский район Черниговской области), которая существовала около 20 тыс. лет назад и не имеет себе равных в мире, среди других... Читать дальше
Во время раскопок Мезинской стоянки первобытного человека (сейчас Коропский район Черниговской области), которая существовала около 20 тыс. лет назад и не имеет себе равных в мире, среди других интересных находок (предметов искусства и орудий труда) были обнаружены украшенные нанесенными охрой узорами лопатка, бедро, таз, две нижних челюсти и часть черепа мамонта. Этот интересный комплект впервые был продемонстрирован участникам археологического съезда, который состоялся в Чернигове в 1908 году. Но долгое время назначение этих шести костей смущало умы исследователей. Только в 70-х годах киевский археолог Сергей Бибиков обратил внимание, что на лопатке были следы ударов. Было установлено, что по костям били молоточком из рога северного оленя, который также был найден в раскопках.

Изучение следов ударов навело на мысль, что кости могли использоваться для извлечения звуков. Для подтверждения этой гипотезы привлекли экспертов: археологов, палеонтологов, палеотрассологов, медиков, фотоаналитиков, искусствоведов. Все они единодушно пришли к сенсационному выводу: этот комплекс является единственным известным в мире палеолитическим оркестром ударных инструментов. Таким образом Мезинская находка положила начало развитию нового научного направления — археологического музыковедения. Шаг за шагом велась работа по воссозданию палеолитической музыки. В Киевский институт судебных экспертиз был приглашен музыкант-ударник, который с помощью «косточек» пальцев руки осторожно проиграл по разным частям лопатки ударный ритмичный мотив, который был записан на магнитную ленту. Тогда и развеялись последние сомнения: были получены сильные, звонкие звуки, вполне отчетливых музыкальных тонов или тембров.

А более развернутую программу по извлечению звуков из мезинских музыкальных костей удалось осуществить только после реставрации и консервации их в ленинградском Эрмитаже. На подготовленных таким образом инструментах коллектив музыкантов-ударников сыграл ритмичную мелодию, партитура которой была разработана с учетом народной северной ритмично-танцевальной этнографической традиции. Таким образом, с большой степенью достоверности была воссоздана музыка, «написанная» в эпоху палеолита. Кропотливая многолетняя работа завершилась в 1980 году, когда известная в бывшем Союзе фирма «Мелодия» выпустила пластинку с воссозданием звучания древнего оркестра.

Х Свернуть

Музыка Палеолита (реконструкция) - Древний муз. комплекс из костей мамонта (совместное звучание всех костей комплекса, ок. 20 тыс. лет до н.э.),  (Неизвестный композитор)
Запись 1980 года («Мелодия»).
       
 
     
Наши контакты