![]() ВАЛЕНТИНА БОЙКО (ФОРТЕПИАНО)
Выводить по: популярности | алфавиту
Последние комментарии к записям
paraklit (12.08.2014 13:56)
![]()
Kotylev (09.01.2017 21:02)
![]()
Ольга Дюжина (10.01.2017 10:41)
![]()
paraklit (10.11.2013 03:10)
![]()
kotmusicant (12.08.2014 10:12)
![]()
Ольга Дюжина (10.01.2017 10:36)
![]()
|
||||||||||
десятков людей (или уже не осталось...). Как я понимаю, `Песня Хотарэ` это шаманский
обряд. Послушал один из таких сейчас, чтобы хоть иметь представление. Нашёл ещё монографию
Добжанская О. Э. Песня Хотарэ. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого
исследования. Санкт-Петербург, 2002, но скачать нет возможности (поищу в библиотеке).
После прослушивания этой пьесы и оригинального шаманского обряда нашёл многие схожие
черты. Инструментарий композитором, конечно, был выбран не аутентичный (жужжалки,
завывалки, подвесные погремушки, бубен, посох с колокольчиками и т.д.), но автор воплотил
это по-своему с помощью скрипки и фортепиано. Первая схожесть это подача материала. Слушая
обряд, я примерно понял, что его условно можно разделить на несколько `куплетов`, хотя я
бы назвал это волнами. Так вот композитор как раз строит своё произведение на 3-х волнах.
У первых двух бурные, мощные кульминации. Третья же является кодой. По музыковедчески я бы
назвал это светлым финалом. Но эта пьеса отличаются своей концепцией с тем обрядом, что я
послушал. У меня возникло предположение, что здесь некая смесь шаманского обряда и жанров
устного фольклора - Ситаби (поэмы о героических богатырях) и Дюрумэ (прозаичсекие жанры,
куда входили и фантастические сказки). Я так подумал, потому что первоначальный напев
совсем не похож на шаманский обряд. Уж слишком он теплый, женственный и как бы
человеческий (это потом он преобразуется и больше похож на шаманский напев). Ещё одна
схожая черта эти самые кульминации, которые в обряде также появляются. После каждой
кульминации начинается новая волна, что собственно композитор и делает. Ну и конечно же
ритм и `шум` погремушек шамана был интересно подан в фортепианной фактуре. Всё начинается
с лада, близкого многим народам мира - пентатоники, а к кульминации этот лад настолько
усложняется, что (условно) выходит за рамки понимания. Возможно этим композитор хотел
показать разницу между `обычным` человеком и человеком, ведающем в тех знаниях, доступ к
которым закрыт простым смертным. Возможно так можно объяснить усложнение языка. Поначалу
действия шамана может и понятны, но когда он входит в экстаз для общения с духами, тут
нужен `особенный` словарь, т.к. на уровне пентатоники это уже не объяснишь. Здесь нужны
знания более глубокие. А схожесть с устным фольклором, помимо пентатоничной мелодии была
для меня и в том, как оканчивается произведение. Как будто он повествовал о победе героя
их эпоса.