Рубен Агаронян
РУБЕН АГАРОНЯН (СКРИПКА)




Выводить по: популярности | алфавиту



Последние комментарии к записям

sir Grey (31.07.2012 22:57) не в сети не в сети
Одним нравится ранний Бетховен, другим - поздний....

А по мне на черной земле всех краше -
Средний Бетховен!
(и) (что означает `Измененная цитата`)
sir Grey (09.12.2012 21:32) не в сети не в сети
Тут хвалят разные исполнения. Мне, честно говоря, почти все нравятся, но это я бы отметил
особенно (и в других квартетах тоже). Интересно было бы услышать мнения на этот счет.
Надежды немного, конечно...
Romy_Van_Geyten (09.12.2012 21:40) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Тут хвалят разные исполнения. Мне, честно говоря,
почти все нравятся, но это я бы отметил особенно (и в других квартетах тоже). Интересно
было бы услышать мнения на этот счет.
Такач-квартет и Будапештский квартет в равных
долях.
sir Grey (09.12.2012 22:10) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Такач-квартет и Будапештский квартет в
равных долях.
Причем Будапештский - более ранняя запись получше будет, да?
sir Grey (23.12.2012 20:39) не в сети не в сети
Честно говоря, я бы поставил это исполнение на второе место. Может быть, тут не слышна
каждая нота, каждое движение смычка, но есть какое-то живое дыхание. Если сравнивать это с
ткачами, то я бы сказал, что это живое любительское исполнение против филигранного
профессионального, но уж слишком отчаянно отточенно хорошего.

И еще - не могу, конечно, объяснить откуда - но есть ощущение целого: все части
складываются в одно произведение.

Мне кажется, было у нас, рруссских, что-то особенное в то время. Делали мы ракеты и
перекрывали Енисей, хотя и холодно купаться.
sir Grey (07.01.2013 14:31) не в сети не в сети
В начале финала первой части (где появляются шестнадцатые в первой скрипке, идущие уже
почти до конца) я не слышу, что пиццикато внизу играются разными инструментами (и мне
кажется, это услышать невозможно и по замыслу – не до
sir Grey (07.01.2013 15:18) не в сети не в сети
Попробую еще раз.

В начале финала первой части (где появляются шестнадцатые в первой скрипке, идущие уже
почти до конца) я не слышу, что пиццикато внизу играются разными инструментами (и мне
кажется, это услышать невозможно и по замыслу – не дОлжно). Для меня – большая разница,
когда я вижу, как исполняется это место, и когда только слышу. Этот эффект перехватывания
мелодии наминает мне аналогичный в вольном ямбе Грибоедова:

3 я княжна
Какой эшарп cousin мне подарил!
4 я княжна
Ах! да, барежевый!
5 я княжна
Ах! прелесть!
6 я княжна
Ах! как мил!

Если не видеть это на сцене, все три реплики вполне могла сказать одна княжна.

Может быть, Бетховен и в этом опередил свой век и писал не только музыку, но и еще своего
рода действо, представление, которое надо смотреть?
sir Grey (26.02.2015 15:09) не в сети не в сети
Что же мне делать? Жить или слушать музыку?
serbar (26.02.2015 15:18) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Что же мне делать? Жить или слушать
музыку?
Совмещайте!!!
Romy_Van_Geyten (14.05.2012 13:57) не в сети не в сети
Крылья, ноги и хвосты надо бы оборвать, переломать и укоротить умнику, отсканировавшему
размещённую здесь партитуру квартета - все страницы перепутаны!
Это напоминает мне финт, который однажды провернули мои друзья-художники: они взяли
географическую карту мира, разрезали ее самым причудливым образом и получившиеся фрагменты
наклеили на журнальный столик таким образом, чтобы Бурятия соседствовала со штатом Техас,
остров Тасмания располагался в Каспийском море, а Волга впадала прямо в Индийский океан.
Затем всё это было покрыто несколькими слоями прозрачного лака, в результате чего,
получился отличный `диссидентский` столик. Это называлось - `наш вклад в борьбу за мир`

Человек, сканировавший партитуру этого квартета, наверное большой приверженец
деконструкции.
Загружу-ка я, пожалуй, нормальную партитурку...
op132 (14.05.2012 15:16) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Человек, сканировавший партитуру этого
квартета, наверное большой приверженец деконструкции.
я выскажу крамольную мысль,
конечно, но мне иногда кажется, что поздние квартеты Б. вообще внутренне мобильны -
позволяют перестановку фрагментов: монтажность как прием в них очень часто доходит до
полного алогизма. На это намекает Адорно в статье о позднем стиле Бетховена (хотя
наверняка его тут многие не любят).
Mikhail_Kollontay (14.05.2012 15:22) не в сети не в сети
op132 писал(а):
поздние квартеты Б. вообще внутренне
мобильны
Что-то я не понял. В чем отличие от непоздних неквартетов небетховена,
можете пояснить? в чем уникальность описываемого явления?
op132 (14.05.2012 15:24) не в сети не в сети
poiuytr писал(а):
Что-то я не понял. В чем отличие от непоздних
неквартетов небетховена, можете пояснить? в чем уникальность описываемого
явления?
поздние квартеты Б. - совершенно особое явление (как и поздние сонаты),
когда будет время и силы - обещаю развернутый пост на эту тему. Но по-моему - это и так
довольно очевидно, к тому же в литературе неоднократно артикулировалось.
precipitato (14.05.2012 15:25) не в сети не в сети
op132 писал(а):
монтажность как прием в них очень часто доходит до
полного алогизма.
Екимовский так свою Лебединую песнь сочинил-взял фрагмент
неоконченного струнного квинтета ЛвБ,и свободно комбинировал и переставлял в нем такты,все
варианты получились вполне бетховенскими.
op132 (14.05.2012 15:29) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Екимовский так свою Лебединую песнь
сочинил-взял фрагмент неоконченного струнного квинтета ЛвБ,и свободно комбинировал и
переставлял в нем такты,все варианты получились вполне бетховенскими.
я тоже об этом
вспоминала.
+ кто-то из классиков авангарда делал то же самое с симфониями Б. (напрочь забыла, кто и
при каких обстоятельствах - хоть убейте).
op132 (20.05.2012 20:04) не в сети не в сети
poiuytr писал(а):
Что-то я не понял. В чем отличие от непоздних
неквартетов небетховена, можете пояснить? в чем уникальность описываемого
явления?
Запоздало отвечая [вкратце] на вопрос poiuytr`a, скажу: отличие поздних
квартетов Бетховена от непоздних – в том, что в поздних все время что-то идет не так.

Уверена, все помнят - спасибо, Кэп - про тяготение к вариационности и тотальной
полифонизации ткани в поздний период. Обращу внимание на другие – на мой взгляд,
упускаемые – свойства позднего Б.

1. визуальная сторона текста

Поздний Б. обращается не только к уху, но и к глазу (читай: к интеллекту) – что,
конечно, не стоит вульгарно связывать с физической потерей слуха. Классический пример –
квартет op.135 с неиграемым эпиграфом: «Muss es sein? Es muss sein» – своеобразный
привет Боэцию, считавшему, что истинный музыкант – не исполнитель и не композитор, а тот,
кто познает музыку силой созерцания.

Несколько других – разноуровневых, но симптоматичных – случаев, навскидку:
- op.130, 3 часть: «выключение» первой скрипки из благостного Es-dur`ного
заключительного аккорда: после ее сбивчивой и захлебнувшейся речи в середине это –
настоящая кома: что почти не слышно, но видно в партитуре;
- op.101: длительное повторение синкопированных аккордов (тт. 29-34) делает видимую
синкопу неслышимой;
- op.110: смена пальцев на одном залигованном (!) звуке: чисто визуальный эффект,
инструментальный театр.

2. просвечивающие вещи: интертекст

Каждое произведение позднего Б. – кристалл (алеф, добавил бы Хорхе из Бургоса), в
котором заключен универсум. Не случайно Берио изначально собирался положить в основу своей
Симфонии не Малера, а 14-й квартет Бетховена – как пример музыки, «заключающей в себе всю
остальную музыку» (sic!).
И дело не только в беспрецедентных колебаниях стилевой амплитуды (op.111: от барокко до
импрессионизма), но и в цитатах (Моцарт в op.120), автоцитатах (финал 9-й симфонии) и
«просвечивающих» текстах (тема фуги 31-й сонаты родственна темам 30-й, 13-й и т.д.).

3. алогизм

Адорно пишет об особой роли условных оборотов и формул («декоративных цепочек трелей,
каденций и фиоритур»), которые «у позднего Бетховена … делаются выразительными сами по
себе, в своей обнаженности». Экспозиция 1-й части 13-го квартета – это нагромождение как
раз таких условностей: то никуда не ведущая фигура circulatio, то имитация начальной
темы-импульса, то иллюзия заключительного каданса. Алогизм как раз и рождается из этого
парада симулякров, из столкновения «полых кукол» классицизма.
[Внезапная] смена темпа чуть ли не в каждом такте – неизлечимая сердечная аритмия, т.к.
темп для венского классика – это motto, первооснова, разрушение которой смертельно.
[К недавнему форумному разговору о времени: непрерывному, абсолютному времени классиков
поздний Бетховен противопоставляет время дискретное, условное,
эйнштейновски-относительное.]

В алогизм вписываются и цезуры, внезапные остановки, постоянные прорывы одной реальности
из-под другой: ариозо в 31-й сонате, совершенно аналогичный ему срыв в Cavatin`е 13-го
квартета (соседние опусы, имитирующие друг друга). Когда такое происходит у Малера (2
симфония, 2 часть, например) – все ясно и даже ожидаемо, но когда подобное случается
внутри классицистской эстетики – это настоящий взрыв.

4. [не]дьявольские трели

У позднего Б. их намного больше, чем у раннего и зрелого: непрерывные гремучие трели в
фуге Хаммерклавира, свистящие трели в Большой фуге ор.133, трели как результат все
большего измельчения (из жизни бесконечно малых?) в Ариетте 32-й сонаты…
Зачем вообще нужна трель? Для клавесинистов она – возможность длить звук, для классиков
– украшение, для сонористов – звуковое пятно. Украшения-в-себе были Бетховену
отвратительны, любая галантность (с оговорками – см. Кириллину) чужда, его хаммерклавир
длил звук и так, а от звуковых пятен он был бесконечно далек (не по времени – он во многом
предвосхищал ХХ век, а по интенциям). «К чему тогда все эти трели, зачем они?»
А затем, что у Бетховена они обозначают фундаментальный подрыв классицистского дискурса.
Трель на главных ступенях у Б. – сомнение в основе основ, в тонико-доминантовом основании
бытия. Даже самая уверенная в себе 1 часть 29 сонаты заканчивается совершенно жуткой
кодой, где на p (с редкими всполохами ff) начальные императивные аккорды «внезапно»
оказываются наложенными на выписанную трель в басу (ges-f) - которая ставит под вопрос
само их существование.

Поздний Бетховен рефлектирует над каждой фразой/идеей/сюжетом Бетховена зрелого. Но
рефлексирует не романтически - нет идеализма и раздовенности, и даже не постмодернистски –
нет иронии, деконструкции, игры, а вполне классицистски. В этом и заключается парадокс, и,
если хотите, ужас и надрыв.

Поздний Бетховен – это «Бетховен»: он как будто берет в кавычки каждое музыкальное
высказывание [просто] Бетховена.
Или ставит вопросительный знак карандашом на полях – mass es sein?..
Romy_Van_Geyten (20.05.2012 20:29) не в сети не в сети
op132 писал(а):
- op.110: смена пальцев на одном залигованном (!)
звуке: чисто визуальный эффект, инструментальный театр.
Я думаю, не только
визуальный. За счёт этих гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю
себе каждую вторую из слигованных нот как эхо.
steinberg (20.05.2012 20:34) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я думаю, не только визуальный. За счёт этих
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
...почему только вторую? А залигованные паузы у кого-нибудь
встречаются?
precipitato (20.05.2012 20:34) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я думаю, не только визуальный. За счёт этих
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
Я имел наглость повторить этот прием во 2м концерте,но у
меня еще и руки меняются.)
precipitato (20.05.2012 20:35) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
А залигованные паузы у кого-нибудь
встречаются?
Да нет,наверно...а какой в этом может быть смысл?
steinberg (20.05.2012 20:40) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Да нет,наверно...а какой в этом может быть
смысл?
...ну какой-нибудь может...или вот ещё в голову пришло: понаписать 32-х пауз и
аппликатуру под каждой проставить.
precipitato (20.05.2012 20:44) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...ну какой-нибудь может...или вот ещё в голову
пришло: понаписать 32-х пауз и аппликатуру под каждой проставить.
Слышал,что у Загния
есть опус,состоящий только из пауз,может быть там что то в этом роде есть.
sir Grey (20.05.2012 20:45) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...почему только вторую? А залигованные паузы у
кого-нибудь встречаются?
Колоссально! Если бы я мог писать музыку, я бы обязательно
написал залигованную паузу. Как мне в школе говорили, что на паузе я должен чувствовать,
что здесь не просто надо ждать, а что надо слышать паузу. А еще лучше, что пауза
перетекает в другую паузу.
Andrew_Popoff (20.05.2012 20:45) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Слышал,что у Загния есть опус,состоящий только
из пауз,может быть там что то в этом роде есть.
Ага. Называется `Метамузыка`. Там
есть лиги, знаки артикуляции, динамика, но нет нот.
steinberg (20.05.2012 20:48) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Ага. Называется `Метамузыка`. Там есть лиги,
знаки артикуляции, динамика, но нет нот.
...а лиги с точкой там есть?
steinberg (20.05.2012 20:50) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...а лиги с точкой там есть?
...впрочем,
фермата получится.
op132 (20.05.2012 20:55) не в сети не в сети
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я думаю, не только визуальный. За счёт этих
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
а чо, со всем остальным в моем посте Вы согласны? я просто
удивилась - по-моему, конкретно это - не самая спорная мысль оттуда:)
steinberg (20.05.2012 20:58) не в сети не в сети
op132 писал(а):
а чо, со всем остальным в моем посте Вы согласны? я
просто удивилась - по-моему, конкретно это - не самая спорная мысль оттуда:)
...а что
такое: фундаментальный подрыв классицистского дискурса?
op132 (20.05.2012 20:58) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...а что такое: фундаментальный подрыв
классицистского дискурса?
это фундаментальный подрыв классицистского дискурса.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru