`Венера и Адонис`, лирическая трагедия в пяти актах с прологом на либретто Жана-Батиста Руссо. Посвящена королю Людовику XIV.

Персонажи: Адонис, сын Кинираса, короля Кипрского; Сидиппа,... Читать дальше
`Венера и Адонис`, лирическая трагедия в пяти актах с прологом на либретто Жана-Батиста Руссо. Посвящена королю Людовику XIV.

Персонажи: Адонис, сын Кинираса, короля Кипрского; Сидиппа, кипрская принцесса; Венера; Марс; Ревность; Беллона.

Впервые поставлена в Королевской академии музыки, в апреле 1697 г, с Дюмени в роли Адониса, Ардуэном (Марс), Марией-Луизой Дематен (Сидиппа), Мартой Лерошуа (Венера), в общем, все кадры Люлли.
Опера ставилась нечасто, а первая постановка была омрачена как раз разгоравшимся скандалом вокруг второго брака композитора (отец жены согласия на этот брак так и не дал, и дело окончилось для Демаре смертным приговором, бегством и продолжительным изгнанием).

Сюжет для либретто позаимствован из `Метаморфоз` Овидия. Он был довольно хорошо известен во Франции – так, уже существовали поэма неаполитанского поэта Марино «Адоне», посвященная Людовику XIII, и «Адонис» Лафонтена, да и попытки приспособить его к опере тоже делались. Жан-Батист Руссо значительно переработал миф, сделав Адониса королем Кипра и введя новый персонаж Сидиппы.

Краткое содержание

Пролог
Равнина с видом на Марли [неофициальную резиденцию Людовика XIV на окраине Версаля, «охотничий домик» с видом]. Раннее утро.
Пастушок Палемон и нифмы Мелисерта и Партенопея призывают пастухов и пастушек вкушать простые радости жизни и наслаждаться любовью под защитой всегда победоносного великого короля Людовика. Танцы пастухов и пастушек прерывает появление Дианы на колеснице. Богиня предупреждает об опасностях, которые таит в себе любовь, и в назидание рассказывает трагическую историю Адониса.

Остров Кипр

Первый акт

Окраина леса на горе Ида, рядом с храмом Венеры.

Сидиппа одна. Она жалуется на свою несчастную судьбу, ведь она втайне любит Адониса, но знает, что он не отвечает на ее чувства. Появляется Адонис. Он удивлен, что она не готовится к торжествам, посвященным Венере, на которых его должны провозгласить новым королем Кипра. Адонис понимает, что Сидиппа мучается от неразделенной любви и жалеет ее, хотя он к ней и равнодушен. Появляется народ, пришедший поклониться Венере. Жители острова в танцах выражают радость от того, что увидят свою богиню. Венера объявляет Адониса королем и велит ему вернуться во дворец. Венера признается Сидиппе, что любит Адониса. Та предостерегает богиню от гнева Марса.

Второй акт

Дворец кипрского короля
Адонис один. Он упрекает себя, что осмелился полюбить богиню. Появляется Венера. Она догадывается, что Адонис томится от любви. Пустив в ход все свои чары, ей удается выведать, что объектом его страсти является она сама. Богиня решает устроить праздник в честь их взаимной любви. Счастливая Венера признается Сидиппе, что Адонис отвечает на ее чувства. Сидиппа остается одна, мучимая ревностью. Она призывает Марса отомстить. В ответ на просьбу Сидиппы появляется Ревность и призывает в помощь Подозрения и Фурий. Ревность и ее свита - Подозрения, Фурии, Терзание, Ярость, Отчаяние и Злоба выражают свою радость от предстоящей работы.

Третий акт

Сад, который Венера украсила к предстоящему празднику в честь Адониса.
Марс интересуется приготовлениями к празднику. Он объясняет Прислужнику, что сошествие Венеры к смертным вызвало у него ревность. Услышав приближение Венеры, он прячется, чтобы узнать имя своего соперника. В сопровождении свиты появляются Венера и Адонис и поют о своей любви. Радости и Грации, а также галантная молодежь острова приходят отдать почести богине и ее спутнику. При виде Марса все в ужасе разбегаются. Марс в ярости, Венера делает вид, что ничего не понимает. Она с возмущением отвергает все его обвинения и в конце концов Марс утихомиривается. Венера объявляет, что возвращается на Пафос. Это окончательно успокаивает ревность Марса. Появляется Сидиппа и выводит его из заблуждения. Марс осознает, что его провели. Марс и Сидиппа готовятся отомстить.

Четвертый акт

Город Амафонт
Венера успокаивает Адониса, она уверена, что ей удалось развеять подозрения Марса. Она сообщает о своем намерении пробыть день на Пафосе. Адонис жалуется, что Венера его покинула. Марс и Сидиппа злоумышляют против Адониса. Марс хочет убить его, но Сидиппа готова скорее пожертвовать собой вместо Адониса. Марс уступает и решает сорвать гнев на жителях острова. Он призывает Беллону, приносящую опустошение. Беллона спешит на помощь. Прислужники Беллоны, вооруженные ножами и зажженными факелами, сеют разрушение и преследуют жителей Амафонта. Марс запрещает им трогать Адониса. Он призывает Диану, чтобы она сама покарала нарушивший ее закон Адониса и наслала на него ужасное чудовище.

Пятый акт

Руины Амафонта и окружающих его полей
Марс доволен – Диана готовит Адонису погибель. Хор жителей, страдающих от буйства чудовища. Марс наслаждается местью. Сидиппа просит его вмешаться, но он отказывается и остается на небе. Адонис отправляется сражаться с чудовищем и по пути встречает Сидиппу. Оставшись одна, та предается отчаянию. Однако хор сообщает ей, что Адонис победил чудовище. Жители Амафонта славят отважного Адониса. С Пафоса возвращается Венера и встречает толпу танцующих и восклицающих жителей. Богиня с нетерпением расспрашивает об Адонисе. Появляется Сидиппа и рассказывает ей, что именно она обратила гнев Марса на возлюбленных и объясняет, почему. Она также сообщает, что чудовище, оживленное Дианой, растерзало Адониса, и убивает себя. Плач Венеры и хора.

Х Свернуть

Опера `Венера и Адонис` (1697),  (Демаре)
Исполняют: Венера - Карин Дезэй (меццо-сопрано); Адонис - Себастьян Друа (тенор); Сидиппа - Анна-Мария Панцарелла (сопрано); Марс - Хэнк Невен (баритон): Беллона - Ингрид Перрюш (сопрано); Ревность, Житель острова - Жан Тетжен (бас); Прислужник Марса, Житель острова, Радость - Андерс Далин (контртенор); Жительница Кипра - Лор Берт (сопрано); Жительница Кипра, Нимфа - Ю Ри Чан (сопрано). Ансамбль `Les Talens Lyriques`, Хор Национальной оперы Лотарингии, дирижёр Кристоф Руссе. Нанси, 2006 год.
       
 
     
Наши контакты