Выбор невесты, музыкально-фантастическая комедия в трех действиях с эпилогом (1905-1912)
Либретто написано самим композитором по одноименному рассказу Э.Т. А. Гофмана (1819)/
Премьера состоялась... Читать дальше
Выбор невесты, музыкально-фантастическая комедия в трех действиях с эпилогом (1905-1912)
Либретто написано самим композитором по одноименному рассказу Э.Т. А. Гофмана (1819)/
Премьера состоялась 12 апреля 1912 года в Гамбурге, Городской театр/
«Выбор невесты» - первая опера Ферруччо Бузони (1866 - 1924). Эта философская комедия, не имевшая на премьере особого успеха,- порождение двух близких по духу гениальных художников, живших в разное время – Гофмана и Бузони. Собственно, одноименный рассказ Гофмана, входящий в сборник «Серапионовы братья», заканчивается событиями середины второго акта оперы - по сути, на этапе завязки основного конфликта. Все дальнейшее развитие действия – всецело плод воображения Бузони. Образ главного героя оперы Леонгарда имеет черты сходства как с обликом немецкого писателя, так и самого композитора. Занимающий центральное место в опере конфликт Леонгарда и остального бюргерского мира – это конфликт добра и зла, истины и лжи, искусства и ремесла. «Выбор невесты», над которым Бузони работал на протяжении семи лет, знаменует собой поворот к позднему стилю композитора. В его музыке обращают на себя внимание многочисленные цитаты – от собственных произведений Бузони,«Моисея» Россини и «Иевфая» Кариссими до немецких маршей, григорианских и еврейских песнопений и интонаций музыки американских менестрелей.
Краткое содержание.
Первое действие. Берлин, 1820-е годы. Трактир в Тиргартене. Молодой художник Эдмунд Лезен любезно предлагает свой портсигар советнику коммерции Фосвинкелю. Фосвинкель приглашает его за свой столик и знакомит со своей красавицей дочкой Альбертиной. Оказывается, молодые люди уже встречались на выставке картин художника и с тех пор полюбили друг друга. – Друг и наставник Эдмунда, таинственный золотых дел мастер Леонгард хочет помочь Эдмунду. Дело в том, что у того есть соперник – старый школьный товарищ Фосвинкеля тайный секретарь канцелярии Тусман, которому Фосвинкель пообещал в жены свою дочь. –Тусман, возвращаясь домой поздно вечером видит под башней старой ратуши незнакомца (это Леонгард), ожесточенно колотящего в дверь. На вопрос удивленного Тусмана тот отвечает, что в эту ночь осеннего равноденствия, постучав в дверь башни можно увидеть девушку, которая вскоре должна стать невестой. В окне башни действительно появляется Альбертина. Растерянный Тусман принимает приглашение Леонгарда проследовать с ним в трактир. – Трактир. Леонгард и Тусман подсаживаются за столик к знакомому Леонгарда, старому еврею Манассе, который принимает Тусмана не слишком любезно. Сначала разговор вертится вокруг женитьбы и качеств, которыми должен обладать жених. Однако в тот момент, когда Тусман называет имя своей невесты, Леонгард неожиданно обрушивается на Тусмана с угрозами. Став свидетелем происходящего затем колдовского поединка Леонгарда и Манассы, Тусман, не помня себя от страха, убегает из трактира.
Второе действие.
Бледный и испуганный Тусман врывается ранним утром в спальню Фосвинкеля и рассказывает, как под воздействием колдовских чар проблуждал по городу всю ночь. Фосвинкель не верит ему и считает всю историю сном напившегося пьяным Тусмана. Вслед за этим является Манасса. Он сообщает новость. Прибыл его племянник барон Беньямин, обладатель миллионного состояния, который неожиданно влюбился в Альбертину и предлагает ей руку и сердце. Однако Фосвинкель не собирается отказываться от слова, данного Тусману. – Комната Альбертины. К ней приходит Эдмунд. Любовная сцена прервана появлением Тусмана, который заявляет о своих правах на Альбертину, что становится для нее полной неожиданностью. Взбешенный Эдмунд мажет ему лицо краской и выталкивает за дверь, где тот сталкивается с Фосвинкелем. Тусман в гневе высказывает свои претензии отцу своей невесты. Когда Альбертина говорит отцу о своей любви к Эдмунду, Фосвинкель высмеивает бедного художника. Оскорбленный, тот готов пустить в ход кулаки, однако в этот момент входит Леонгард и удерживает художника. Следом являются Беньямин и Манасса. Беньямин прямо с порога говорит Альбертине о своих чувствах и пытается ее обнять, однако Леонгард останавливает его. Он заколдовывает всех присутствующих. Новый колдовской поединок между ним и Манассой вновь заканчивается победой Леонгарда. В ярости Манасса проклинает Фосвинкеля.
Третье действие.
Тусман лежит под деревом в перке и сетует на судьбу. Он собирается утопиться в пруду, но подоспевший Леонгард удерживает его от самоубийства. – Фосвинкель в мрачном расположении духа. Появляется Леонгард, сообщая о том, что Эдмунд на самом деле является обладателем большого состояния, полученного по наследству. Он советует колеблющемуся Фосвинкелю поступить так, как делает отец Порции в «Венецианском купце» Шекспира – предоставить соискателям руки дочери самим вытянуть свой жребий. Он обещает назавтра обо всем позаботиться.- Альбертина в одиночестве страдает в разлуке с Эдмундом. Леонгард, приходя к ней во сне, утешает ее.
Эпилог.
У Фосвинкеля. Один за другим появляются трое претендентов на руку Альбертины, а затем и она сама. Фосвинкель в присутствии Леонгарда и Манассы предоставляет по очереди им право выбрать из трех закрытых шкатулок одну, в которой должен находиться портрет Альбертины. Первым выбирает Тусман и проигрывает. За ним следует Беньямин с тем же результатом. Эдмунд, выбирающий последним, делает верный выбор. Альбертина и Эдмунд заключают друг друга в объятия. Леонгард зовет их за собой, в путь.

Х Свернуть

Опера `Выбор невесты` (1905-1912), BV258 (Бузони)
1975. Coro e Orchestra Sinfonica di Torino della RAI. Fernando Previtali. / Albertine - Lilian Sukis, Bensch - Ermanno Lorenzi, Diener - Bruno Andreas, Edmund Lehsen - Herbert Handt, Goldschmied Leonhard - Siegmund Nimsger, Manasse - Raffaele Arië, Thusman - Gerald English, Voswinkel- George Fourie.
      (2)  
 
     
Наши контакты