Главная Леош Яначек Симфониетта (1926)

Симфониетта (1926), JW 6/18 (Яначек)

Леош Яначек (1854–1928)

Симфониетта (1926) JW 6/18

Скачать ноты
1. Allegretto - Allegro - Maestoso (Фанфары)
2. Andante - Allegretto (Град)
3. Moderato (Монастырь Кралове)
4. Allegretto (Улица)
5. Allegro (Ратуша)

Выводить записи по: количеству прослушиваний | рейтингу исполнителя | алфавиту

Запись - февраль 1968 г., Лондон.
Добавил: art15 , 23.12.2014 07:32            (0)  


1963 г.
Добавил: Andrusha , 18.03.2014 08:40            (1)  


Koln Radio Symphony Orchestra - Broadcast - Unknown date
Добавил: Avia , 16.02.2017 13:36            (0)  


Чешский филармонический оркестр
Добавил: Modya , 28.09.2009 19:12            (0)  


Cleveland Orchestra, Pierre Boulez – conductor. 16 February 2008, Severance Hall, Cleveland.
Добавил: art15 , 27.10.2012 16:37            (4)  


BBC Symphony Orchestra, Pierre Boulez - conductor. 15 August 2008, Royal Albert Hall, London.
Добавил: art15 , 27.10.2012 15:48            (0)  


Запись - 29/30 сентября 2009 г., Варшава.
Добавил: Osobnyak , 23.11.2016 23:41            (0)  


Royal Stockholm Philharmonic Orchestra. Sir Andrew Davis, conductor. Recorded at Stockholm Concert Hall, Stockholm, Sweeden, in November 1996.
Добавил: victormain , 04.04.2012 04:55            (1)  


27 февраля 1956 года.
Добавил: serbar , 30.03.2015 17:49            (0)  


(1 часть - Allegretto-Allegro-Maestoso; 2 часть - Andante - Allegretto; 3 часть - Moderato; 4 часть - Allegretto; 5 часть - Allegro). Recordings: Munchen, Residenz, Herkulessaal, 5/1970
Добавил: Andrusha , 17.03.2014 17:19            (0)  


Запись - 4-5 октября 1946 г., Прага.
Добавил: Osobnyak , 16.03.2016 00:17            (0)  


Запись - март 1980 г., Вена.
Добавил: alexal777 , 23.04.2010 19:08            (2)  


БСО Всесоюзного радио, дир.Г.Рождественский, 1975 г.
Добавил: serggeev , 31.10.2012 19:02            (14)  


WDR Sinfonieorchester (2007)



Оркестр Чешского радио. Брно, 2005
Добавил: hamerkop , 01.02.2011 16:33            (0)  


Запись - 2 апреля 1991 г., Лондон.
Добавил: samlev , 01.09.2012 11:59            (0)  


Halle Orchestra, Sir Mark Elder - conductor. 21 July 2011.
Добавил: art15 , 14.11.2012 17:48            (0)  


Последние комментарии

Andrusha
  В один из солнечных дней 1925 года Яначек с пани Камиллой присутствовал в Писеке на
концерте военной музыки в тамошнем парке. Хорошо слаженный военный оркестр играл, помимо
прочего, фанфары, которые захватили Яначека не только сами по себе, но и тем, как были
исполнены: дело в том, что отдельные музыканты (одетые, вероятно, в исторические костюмы)
во время исполнения своей фанфары всегда вставали, а затем снова садились... Свежесть
музыкального и зрительного впечатления от этого, впрочем несколько наивного приёма,
усиленная обществом близкого существа и окружающей природой, была столь сильна, что Яначек
впоследствии часто вспоминал о нём в письмах к Камилле Штёсловой. Более того, достаточно
было лишь незначительного повода – просьбы прислать «какие-нибудь ноты» для сокольских
празднеств, намечаемых на 1926 год, – чтобы Яначек сам обратился к фанфарам. Из них потом
в течение трёх недель, как в своё время «Юность» из «Марша Синих», разрасталось часть за
частью будущее сочинение, так что 29 марта 1926 года Яначек мог сообщить пани Камилле, что
он дорабатывает «отличненькую симфониетту с фанфарами».
По его словам, произведение должно выразить «современного свободного человека, его
душевную красоту и радостность, его силу и отвагу идти путём борьбы к победе», то есть к
защите молодого государства и его с трудом завоёванной новой свободы.
В этом смысле нужно трактовать так же и первоначальное посвящение «чехословацким
оборонным силам» и название «Воинская симфониетта», которое было для Яначека столь важно,
что, увидев перед пражской премьерой на программе титул «Сокольская симфониетта», он
крайне темпераментно протестовал: «Никакой сокольской – воинская симфониетта!» (хотя
сочинял её всё-таки к сокольскому слёту!). На этой же программе он, однако, кратко
набросал (задним числом?) разъяснение содержания: 1. Фанфары. 2. Град. 3. Монастырь
Кралове. 4. Улица. 5. Ратуша.

http://sch239.spb.ru/?p=6017
-------------------------------------------

...
В первый момент этот ориентир нас скорее вводит в заблуждение, нежели подсказывает
правильный путь. «Монастырь Кралове» - это, разумеется, указание на Брно; «Град» и
«Ратуша» (хотя и отсутствует уточнение «Старо-мнестская»), вероятнее всего, говорят о
Праге! К счастью, ключ к этой новой, типично яначековской загадке предлагает нам фельетон
«Мой город» от 24 декабря 1927 года, в котором воспоминания о небольшом и негостеприимном
Брно австрийской поры Яначек завершает следующими словами: «А тут я видел город волшебно
переменившимся. Во мне исчезло отвращение к унылой ратуше, ненависть к холму, в утробах
которого вопияло столько боли, отвращение к улице и к тому, что на ней копошилось. Над
городом чудодейственное сияние свободы, возрождения 28 октября 1918 года! Я жадно
рассматривал его, я принадлежал ему. Гром победных труб, святой покой лежащего в Увозе
монастыря Кралове, ночные тени, дыхание зелёной горы и ощущение безусловной масштабности и
величия города порождены в моей симфониетте этими впечатлениями, моим городом Брно!» Здесь
композитор словно сознательно разъяснил всё, что в наброске, сделанном им на программе,
осталось тайной: ратуша - брненская, не пражская, град (кремль) - «холм, в утробах
которого вопияло когда-то столько боли» - не что иное, как знаменитый брненский Шпильберк,
наконец, брненская улица. Мы понимаем теперь и связь этой, казалось бы, локальной
зарисовки со стражем новой свободы, с чехословацкими оборонными силами (ибо Брно здесь, в
конце концов, лишь символ переустройства всей республики, символ в этом отношении для
Яначека ещё более выразительный, чем Прага).

Для первой части Яначек избрал оригинальный состав инструментов-ансамбль медных духовых:
9 труб, 2 теноровые тубы, 2 басовые трубы, 2 пары литавр. Начальные фанфары-прекрасный
пример неторопливого зарождения яначековских мотивов: из квинтового, напоминающего
колокола остинато обеих туб, возникает сначала новое «колокольное» остинато литавр, а
сразу вслед за ним обратным дополнением - фанфара труб, которая тотчас же комбинируется с
двумя предыдущими мотивами...

http://www.ombudsmandeti.ru/artiles/3127-otvraschenie-k-unyloy-ratushe.html
musikus
  Всегда ожидаешь от Булеза чего-то значительного и... не дожидаешься. Вот и на этот раз, в
Симфониетте, все вроде стоит на своих местах, а должного впечатления - нет. Вяло,
прохладно, тускловато, слишком `культурно`. А ведь симфониетта - ярко экспрессивная
музыка, но только с экспрессией не бартоковского инфернального толка, а - вся в
феерическом блеске красок, приподнятости, радостном полете. Правда, переход к заключению
финала сделан неплохо, но и это не спасает. Из известных мне исполнений Симфониетты
лучшим, на мой взгляд, остается `родное` исполнение Карела Анчерла с ЧФО, но этой записи в
Архиве нет. Из того, что есть лучшее, конечно, у Аббадо.
AFlmnv
  Послушал впервые симфониетту - нет слов у меня!
До чего яркая и новаторская музыка. Всё свежо и необычно.
Для меня Яначек теперь чуть ли ни в одной компании с Бартоком и Стравинским - и это при
том, что он их почти на тридцать лет старше!!
Так интересно, как ИФС относился к этой музыке...
precipitato
  AFlmnv писал(а):
Так интересно, как ИФС относился к этой
музыке...
Насколько я помню - ни разу о Яначеке не упоминал.
AFlmnv
  precipitato писал(а):
Насколько я помню - ни разу о Яначеке не
упоминал.
Да-да. Я тоже не встречал ни одного высказывания ИФС о Яначеке. А странно.
Неужели Стравинский ничего из Яначека не слушал? А если слушал - то неужели его никак
музыка не затронула...
Хотя ведь ИФС Веберна узнал только после его смерти.
Так что всё возможно.
victormain
  Очень хорошее исполнение, рекомендую.
musikus
  С «подачи» hamerkop захотелось послушать Симфониетту Яначека в исп. Дж.Маккероса. Я знаю с
дюжину исполнений Симфониетты, но, к сожалению, исп. Маккероса ничего нового к этому не
добавило. Литавры в интродукции и финале звучат слишком брутально. Партия английского
рожка в начале модерато, столь выразительная, как-то стерта. Удар колокола, который точно
вспышкой красного цвета посвечивает фразы медных в начале второго аллегретто, потерялся. А
драматургия финала, который завершается – хочется сказать «полетом в стратосфере! – и
репризой фанфар, вообще нивелирована. А ведь вещь эта, в сущности – экспрессионистическая,
хотя и очень светлая, подобная, если угодно живописи фовистов – раннего Дерена, Вламинка.
(Еще одна аналогия – гениальная Музыка для струнных, ударных и челесты Бартока. Там
веерная фуга из первой части перебрасывается аркой в финал, здесь – реприза фанфар,
переходящая из первой части к пятой. Но колорит вещей, конечно, совершенно разный. У
Бартока – мистическая ночь, пронизанная вспышками, а у Яначека – от начала до конца
сверкающий полдень). Вообще же Симфониетту лучше всех играют, конечно, сами чехи
(словаки). Когда бываешь в Праге, то и она и Глаголическая месса звучат из каждого
кабачка. Для них это – святое. И лучшее, что есть на этот счет – исполнение Карела
Анчерла.
hamerkop
  Во многом Вы правы. Но значение Маккерраса именно в деле пропаганды чешской музыки по
всему миру исключительно. К слову, сэр Чарльз был весьма разносторонним музыкантом. Из его
оперных шедевральных записей стоит вспомнить "Фауста" с Геддой - Суайе и "Ромео" с
Аланьей-Вадувой (обе интерпретации широко распространены в видеоварианте).
Согласен в том, что Анчерл потрясающий музыкант.
Кстати, здесь Маккеррас играет с венцами. Это всё - таки не их репертуар, постому они
чуть холодны в Яначеке. Куда как лучше Маккеррас играл Симфониетту в Чехии, скажем, в
Брно. Если интересно, могу найти эту запись и залить её сюда.
serggeev
  Запись,неоднократно переиздававшаяся в советское время; именно по ней тогда происходило
знакомство с этой замечательной музыкой(других записей Симфониетты тогда что-то не
припомню).
Если сравнивать с Аббадо,то культура Берлинского филармонического,может быть,и
повыше(чувствуется порода),но `наши` мало в чем им уступают - оптимальный
темп,сбалансированное звучание,задор.И вообще очень заметно,что Г.Н. чувствует себя как
рыба в воде.
victormain
  Мне в этой записи (впервые услыхал именно её, естественно) очень многое нравится.
Непричёсанность, открытые тембры. При этом в лирических кусках Рождественский достигает
редкой для себя тонкости дыхания, фразы. Очень здорово.
Mick_M
  victormain писал(а):
Мне в этой записи (впервые услыхал именно её,
естественно) очень многое нравится.
Первое исполнение Симфониетты в Союзе (после
войны, во всяком случае) было в Риге под управлением Леонида Вигнера. До войны в Риге ее
играл Лео Блех, короткое время живший тут и руководивший Рижской оперой. У него
ассистентом был Вигнерс.
musikus
  serggeev писал(а):
И вообще очень заметно,что Г.Н. чувствует себя как
рыба в воде.
Это была одна из первых записей Симфониетты, появившаяся в Союзе. Потом
было много других, и все они были, на мой вкус, лучше, чем у Рождественского. Разве что
запись Бакалы более бесцветная. Правда, может это были впечатления от тогдашней записи на
моновиниле. С тех пор этой фонограммы не слышал. Надо переслушать в сносном звучании,
что-то, глядишь, изменится.
victormain
  musikus писал(а):
Это была одна из первых записей Симфониетты,
появившаяся в Союзе. Потом было много других, и все они были, на мой вкус, лучше, чем у
Рождественского...
Переслушайте, Юрий. Г.Н. - совсем не мой герой, но иногда он
здорово попадал: в `Игроке`, в ор.10 Веберна, в `Белых ночах` Буцко. И здесь, по-моему,
тоже. Только выход на финальную кульминацию получился хуже других, мб и из-за
звукорежиссёра. Но акустика и образ партитуры услышаны отлично.
musikus
  victormain писал(а):
Переслушайте, Юрий. Г.Н. - совсем не мой герой,
но иногда
Я всегда уважал Г.Н. за его эрудицию, просветительство. Время, когда он вел
БСО - золотой век для меломанов. Он сыграл тогда массу новых для нас вещей - в те-то годы!
Но я лично всегда как-то сомневался и сомневаюсь в нем как в художнике. Не могу сказать,
что именно он - из мирового портфеля - сыграл когда-то наособицу. Мастер - да. Знаю, от
оркестрантов, что очень удобно, эффективно репетирует. Ор 10 он, действительно, хорошо
играет, но еще больше мне нравится как он это комментирует. Говорить он может... Что
касается ССП, то это, вроде бы, всегда был конек Г.Н., но не столько в части уровня
исполнения, сколько в экспансивном освоении и продвижении новых и новых партитур...
Привыкнув в свое время к `Прокофьеву Рождественского` (за неимением другого), был как-то
потрясен тем как - после Г.Н. - играет `Ромео и Джульетту` Маазель. Но ведь не только РиД.
Стало понятно, что Г.Н. плыть и плыть... Некоторые вещи в его исполнении меня просто
шокируют. Например - Чайковский.
victormain
  musikus писал(а):
... Некоторые вещи в его исполнении меня просто
шокируют. Например - Чайковский.
Да, это лучше просто не слушать. А я в свое время не
знал, куда деваться на его Похождении Повесы у Покровского, просто подыхал с тоски. И при
этом - великолепная 2-я Симфония Шнитке. Странный музыкант. Но памятник себе воздвиг
нерукотворный :))
victormain
  musikus писал(а):
Это была одна из первых записей
Симфониетты...
Одновременно с супрафоновским Анчерлом, если не ошибаюсь. И эта сильно
выигрывала, та оказалась какой-то аккуратной...
victormain
  victormain писал(а):
Да, это лучше просто не слушать. А я в свое
время не знал, куда деваться на его Похождении Повесы ...
Похождениях*
musikus
  victormain писал(а):
Одновременно с супрафоновским Анчерлом, если не
ошибаюсь. И эта сильно выигрывала, та оказалась какой-то аккуратной...
Да, именно
Анчерл замечательно играет Симфониетту. Даже лучше Аббадо. Ярко, экспрессивно, особенно
финал.
victormain
  musikus писал(а):
Да, именно Анчерл замечательно играет Симфониетту.
Даже лучше Аббадо. Ярко, экспрессивно, особенно финал.
Ну видите, не сходимся.
Главное, что мы любим саму партитуру:)
musikus
  victormain писал(а):
Ну видите, не сходимся. Главное, что мы любим
саму партитуру:)
Партитура гениальная. Да еще месса...
serggeev
  musikus писал(а):
Да, именно Анчерл замечательно играет Симфониетту.
Даже лучше Аббадо.
К сожалению, записи Анчерла не слышал, и все мои попытки раздобыть
ее ни к чему не привели. Вся надежда на Михаила (Mick_M) - у него, кажется, есть всё!
serggeev
  Mick_M писал(а):
До войны в Риге ее играл Лео Блех, короткое время
живший тут и руководивший Рижской оперой.
Повезло Рижской опере - в свое время ей
руководил великий дирижер Б.Вальтер. Интересно, а была ли в его репертуаре Симфониетта ?
 
 

 
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru