Главная Антон Рубинштейн Опера `Демон` (1871)

Опера `Демон` (1871),  (Рубинштейн)
Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с...Читать дальше
Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы. Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы. Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем. Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос. Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье. С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви. Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона. Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

Премьера - 13 (25) января 1875 г.

Х Свернуть

Выводить записи: по популярности | по рейтингу исполнителя | по алфавиту | сначала аудио | сначала видео

The Demon - Anatoly Lochak, The Angel - Alison Browner, Tamara - Marina Meshcheriakova, Prince Sinodal - Valeri Serkin, Nanny - Ludmilla Andrew, Old Servant - Richard Robson, Nanny - Ludmila Andrew, Messenger - Wjacheslav Weinorowski. Запись - октябрь/ноябрь 1994 г., Уэксфорд.
Добавил: Osobnyak , 03.05.2016 15:45            (0)  


11 декабря 1971 (Live). На ИТАЛЬЯНСКОМ яз. Симфонический оркестр и хор Миланского радио. Виргиния Зеани (Тамара), Никола Росси-Лемени (Демон), Гуеррандо Риджири (старый слуга), Марио Ринаудо (Гудал), Анджело Маркьянди (вестник), Агостино Ладзари (Князь Синодал), Гения Лас (няня Тамары), Джузеппина Миларди (Ангел), Катя Колчева (зефир), Филиберто Пикоцци (сторож).
Добавил: alebaranov , 22.05.2017 13:52            (3)  


Демон - Samsons Izjumovs, Князь Гудал - Romāns Poļakovs, Тамара - Kristīne Opolais, Хор и оркестр Латвийской Найиональной оперы
Добавил: Modya , 07.10.2009 23:12            (0)  


18 апреля 1964. Ленинград, Театр им. Кирова. Дир. Юрий Гамалей./ Лаврентий Ярошенко (кн. Гудал), Евгения Перласова (Тамара, его дочь), Борис Штоколов (Демон), Людмила Грудина (няня Тамары), Иван Бугаев (кн. Синодал, жених Тамары), Михаил Черножуков (Старый слуга, потом сторож в монастыре), Ильин (Гонец), Эра Краюшкина (ангел).
Добавил: alebaranov , 20.05.2017 14:14            (0)  


Демон - Евгений Никитин, Ангел - Наталья Евстафьева, Тамара - Марина Мещерякова, Синодал - Илья Левинский, Гудал - Михаил Кит. Хор и оркестр Мариинского театра. Запись - февраль 2003 года.
Добавил: sam1 , 06.02.2010 15:56            (16)  


Сергей Красовский (Князь Гудал), Татьяна Талахадзе (Тамара), Иван Козловский (Князь Синодал), Алексей Иванов (Демон), Владимир Гаврюшов (Старый слуга), Мария Кузнецова (Няня Тамары), Елена Грибова (Ангел), Александр Хоссон (Гонец). Запись 1950 года.
Добавил: Modya , 06.10.2009 02:38            (0)  


Демон – Георг Отс, Тамара Ольга Кошеварова, Гудал – Николай Константинов, Синодал – Сергей Матвеев, Няня – Людмила Грудина, Ангел – Эра Краюшкина, Гонец – Александр Ильин, Старый слуга – Андрей Атлантов. Ленин
Добавил: Modya , 07.10.2009 00:42            (0)  


Фильм-опера. Демон - Георг Отс (Georg Ots), Князь Синодал - Сергей Лемешев (Sergey Lemeshev). Режиссер Виталий Головин. 1960.



Последние комментарии

alebaranov
  Использован перевод, в котором `Демон` шел в петербургской Итальянской опере в 1870-е
годы.
sir Grey
  alebaranov писал(а):
Использован перевод, в котором `Демон` шел в
петербургской Итальянской опере в 1870-е годы.
Уважаю таких, как Вы.
alebaranov
  спасибо на добром слове.
kordova
  Очень понравились исполнители Синодала,Тамары,Няни (почему-то не указана фамилия),а Демон
неплохой голос,но несколько,на мой взгляд,прямолинейный образ Зла,в этом отношении мне
ближе исполнение Георга Отса-такое нежное и обволакивающее коварство,оркестр и хор
великолепны-браво дирижёру!Спасибо!
Andrew_Popoff
  Сходил я сегодня на `Демона` в Станиславского-Немировича.
Делюсь впечатлениями:

“Демона” в театре вживую я прежде никогда не видел. В записи слышал много раз, и знаю эту
оперу неплохо, но ставят её редко, а потому я не мог не пойти.
Во-первых, о самой опере. Собственно, всё самое ценное в ней сосредоточено в партии
Демона и во всём, что с Демоном связано. Остальное вполне можно опустить полоскаться в
Лету. Ну, ещё хор “Ноченька” из 3-й картины пусть останется. Зато линия Демона - это,
конечно, в числе лучших страниц русской романтической музыки. Да и вообще оперной
романтической музыки.
По такому случаю, динамичная и демоническая первая картина оперы, кажется слишком
короткой по сравнению с нудными псевдофольклорными второй и третьей. И ни один режиссёр с
этой проблемой не справился, в том числе и режиссёр нынешней постановки. Можно было бы на
третьей картине всхрапнуть, но неловко. Соседи тоже бы всхрапнули, но терпят, а потому
встретят мой храп с удвоенной ненавистью. Приходится терпеть.
Зато второе и третье действие музыкально всегда захватывают, независимо от того, как
опера поставлена.
Увы, эту постановку никак нельзя назвать идеальной. Хорошей тоже - с большой натяжкой.
Скорее, какой-то скроенной наспех.
Разумеется, куда нам деться от “режоперы”. И тут тоже всякие чудеса. То бригада
демонов-скарабеев катает по сцене Луну из папье-маше, то в течение всего действия над
сценой висят спижж*нные у Врубеля демонские крылья, и вообще кажется, режиссёр решил
сделать ужастик, вроде “Кошмара на улице вязов” или “Джиперс Криперс”, “Ребёнка Розмари” и
т.п.
Но к кошмарам “режоперы” я привык. К тому же, здесь они частично компенсировались
неплохими костюмами и отсутствием АК-47 и мобильных телефонов у массовки .
Так что, если бы музыкальная часть была на высоте, я бы простил все причуды оперного
совриска.
Увы, в вокальном отношении безупречны были только два персонажа - Синодал и Старый слуга.
Они не только обладают хорошими голосами, но и петь умеют, что встречается значительно
реже. И только у них было понятно каждое слово. А дикция певца - первый показатель хорошей
школы. Но к сожалению, Синодал появляется только в самой скучной третьей картине, поёт
скучную арию, после чего его сразу убивают. А Старый слуга поёт и того меньше - “чего
изволите” и “кушать подано”.
У Тамары голос неплохой, она артистична, но ни одного слова не понятно. Есть ещё одна
проблемка. Можно ли Тамару назвать красавицей? Ведь она красавица у Лермонтова и у
Рубинштейна. Хм... пожалуй, можно, но если принять за основу кавказский стандарт красоты.
Я имею в виду старый анекдот, про знойного южанина, который долго стоял в отделе женского
белья, рассматривая дамские трусы 60-го размера. После чего обратился к продавцу: “Слишь,
дарагой... эсли будэт кто спрашиват, остав эй мой тэлэфон, да?”
Что сказать о главном герое? Пожалуй, и неплох. Эдакий мачо. Увы, редко попадает в ноты.
Голос сильный, но какой-то неровный, непонятный. Трудно даже сказать - красивый или
ужасный. В манере довольно много опереточного. Так и ждёшь, что он вскинет длани ко
небесех и раскатится страшным демоническо-оперным смехом: Ха!ха!ха!ха!ха! - хотя в
партитуре подобного не предусмотрено. Не рассмеялся, за что ему большое спасибо.
Вы спросите меня - так что же? Идти или не идти? Как вам сказать... Идите, конечно.
Возможно, впечатления не от всего будут приятные, но они будут. И потом, надеюсь, через
полгодика спектакль устаканится, отполируется и, возможно, будет не таким уж сырым. И
вообще, ходите в театр. Это здорово!
steinberg
  Andrew_Popoff писал(а):
Я имею в виду старый анекдот, про знойного
южанина, который долго стоял в отделе женского белья, рассматривая дамские трусы 60-го
размера. После чего обратился к продавцу: “Слишь, дарагой... эсли будэт кто спрашиват,
остав эй мой тэлэфон, да?”
Ни театр, ни опера мне не интересны, поэтому я вспомнил
похожий анекдот. Действие происходит в том же отделе.
-Мне надо трусы на девочку, восьмой класс.
-Размер какой?
В ответ молчание.
-Она какая: полная, худая?
Опять молчание. Продавец начинает нервничать:
-Ну рост какой? Подробности хоть какие-нибудь сообщите.
-Восьмой бэ.
Mikhail_Kollontay
  Andrew_Popoff писал(а):
“Демона” в театре вживую
Большое спасибо
за потраченное время (дважды - на спектакль и на рассказ). По мне, непонятно, зачем
ставить. Правда, давно я смотрел, но помню, что было вот это ощущение совершенно
безнадёжно.
Phalaenopsis
  Andrew_Popoff писал(а):
...о самой опере. Собственно, всё самое
ценное в ней сосредоточено в партии Демона и во всём, что с Демоном связано. Остальное
вполне можно опустить полоскаться в Лету. Ну, ещё хор “Ноченька” из 3-й картины пусть
останется.
Совершенно не согласен. Партия князя Синодала не менее интересна, а
мелодически более красива. Вот эта ария, в которой разноразмерная мелодия с восточным
оттенком может считаться украшением оперы:
Обернушись соколом,
и к тебе, моя горлица пугливая,
полетел бы я...
...я ж ещё вдали,
словно подломилися крылия мои.
Хор усталых воинов просто завораживает, где на самых тихих голосах они склонятся ко сну.
А вот эта партия князя, послушайте:
`Ноченькой тёмною ветры послушные
Как бы нам в горницу к милой влететь
Всё что скажу я вам как я люблю её
Над изголовьем милой пропеть...`
Великолепно, правда?
Резня. Этот момент оркестрован просто блестяще. Есть что-то от Вагнера.
Далее тоже не менее страстно. Переживания Тамары и ломка Демона.
Нет, отличная опера.

P.S. Слушаю в исполнении Мелика-Пашаева с Козловским. Не знаю даже, что там Гергиев
наваял, но опера, повторюсь, классная.
Phalaenopsis
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Большое спасибо за потраченное время
(дважды - на спектакль и на рассказ). По мне, непонятно, зачем ставить. Правда, давно я
смотрел, но помню, что было вот это ощущение совершенно безнадёжно.
Как минимум
странно.
Mikhail_Kollontay
  Phalaenopsis писал(а):
Как минимум странно.
Да у меня тоже
ощущение, что рецепторы отсохли уже.
Andrew_Popoff
  Phalaenopsis писал(а):
Совершенно не согласен. Партия князя Синодала
не менее интересна, а мелодически более красива.
Разумеется, я на объективность не
претендую, это лишь мои впечатления, которые, как ни странно, в отношении `Демона` не
меняются с момента моего первого знакомства с этим опусом. Так что, возможно, тут дело во
мне.
Phalaenopsis
  Andrew_Popoff писал(а):
Так что, возможно, тут дело во
мне.
Возможно, что и не только в Вас. Если постановка будет плохой, неряшливой, то и
восприятие будет неполноценным.
Приведённые мной примеры были исполнены Козловским, которого я очень высоко ставлю.
Phalaenopsis
  Andrew_Popoff писал(а):
Сходил я сегодня на `Демона` в
Станиславского-Немировича.
Не могли бы Вы кратенько хотя бы назвать оперы, которые
идут в этом театре?
Andreewa
  Phalaenopsis писал(а):
Не могли бы Вы кратенько хотя бы назвать
оперы, которые идут в этом театре?
Да Вы сами можете посмотреть на сайте театра.
Phalaenopsis
  Andreewa писал(а):
Да Вы сами можете посмотреть на сайте
театра.
А что за театр то?
weina
  Andrew_Popoff писал(а):
Сходил я сегодня на `Демона` в
Станиславского-Немировича...

...надеюсь, через полгодика спектакль устаканится, отполируется и, возможно, будет не
таким уж сырым. И вообще, ходите в театр. Это здорово!
Спасибо, Андрей, за `отчет` -
очень интересно написали. Только боюсь, в отношении этого спектакля Вы излишне
оптимистичны. Если уж он за 6-7 лет не устаканился, то вряд ли помогут и дополнительно
отведенные Вами полгода.)) Я смотрела-слушала его в год премьеры (2008 или 2009), и,
похоже, за прошедшее время ничего не изменилось, разве что Наталья Мурадымова, судя по
Вашему описанию, еще больше растолстела.
Но вообще я к `Стасику` очень тепло отношусь, хороших, запоминающихся постановок у них
немало - `Богема`, `Мадам Баттерфляй`, `Сказки Гофмана`, `Итальянка в Алжире`, `Война и
мир`, `Хованщина` (можно продолжить). Правда, нужно еще постараться подкараулить `первый
состав`.
Ваш призыв ходить в театр (и на концерты заодно) горячо поддерживаю. Нельзя питаться
одними `консервами`, даже самыми высококачественными. Живое исполнение очень освежает
восприятие. А уж если повезет и артисты будут в ударе, то это станет таким Событием, с
которым не сравнится ни одна запись.
Andrew_Popoff
  Phalaenopsis писал(а):
А что за театр то?
Здесь.

http://stanmus.ru/opera/
Andrew_Popoff
  weina писал(а):
Вы излишне оптимистичны. Если уж он за 6-7 лет не
устаканился, то вряд ли помогут и дополнительно отведенные Вами полгода.))
Ну, что же
делать...
Но там немало замечательных спектаклей идут, так что я оптимист.
Phalaenopsis
  Andrew_Popoff писал(а):
Здесь.

http://stanmus.ru/opera/
М-да, шикарный репертуар. Медея, Манон, Кози фан тутте,
Орфей.
 
 

 
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru