Главная Николай Римский-Корсаков Опера `Царская невеста`

Опера `Царская невеста`,  (Римский-Корсаков)
Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.

Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.

Действующие лица:
Василий Степанович Собакин,...Читать дальше
Опера в 4-х действиях по драме Л.Мея в обработке Ильи Тюменева.

Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.

Действующие лица:
Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
Марфа, его дочь — сопрано
Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано
Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
Царский истопник — бас
Сенная девушка — меццо-сопрано
Молодой парень — тенор
Два знатных всадника
Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.

Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.

Х Свернуть

Выводить записи: по популярности | по рейтингу исполнителя | по алфавиту | сначала аудио | сначала видео

Запись трансляции 8 октября 2013 года с комментариями ведущего канала MEZZO LIVE HD - сделана Mauricelugher`. Режиссёр: Дмитрий Черняков. Исполнители: Анатолий Кочерга (Собакин), Ольга Перетятько (Марфа), Johannes Martin Kränzle (Грязной), Tobias Schabel (Малюта-Скуратов), Pavel Cernoch (Лыков), Анита Рахвелишвили (Любаша), Stephan Rügamer (Бомелиус), Anna Tomowa-Sintow (Сабурова), Анна Лапковская (Дуняша), Carola Höhn (Петрова). Дирижёр: Даниэль Баренбойм, Берлинская гос. опера.



Хор и оркестр Мариинского театра. Солисты: М.Шагуч, О.Бородина, Е.Акимов, Д.Хворостовский, Г.Беззубенков, С.Алексашкин, Н.Гассиев, И.Лоскутова, О.Маркова-Михайленко, Л.Соколова. 1999 год.
Добавил: pryostyo , 08.03.2010 21:44            (152)  


Live performance, 1973 Г.Вишневская, И.Архипова, В.Атлантов, Е.Нестеренко и др.
Добавил: natasha , 21.04.2010 01:33            (3)  


Хор и оркестр Государственного театра оперы и балета им. Т. Шевченко УССР. Солисты: Б. Гмыря, Е. Чавдар, М. Гришко, В. Матвеев, П. Белинник, Л. Руденко, П. Иванов, В. Любимова, А. Сопова, В. Бабенко, И. Трофимова, И. Клякун. Запись 1950 г.
Добавил: pryostyo , 09.03.2010 18:03            (14)  


Фильм-опера 1965 г., режиссёр В.Гориккер / Солисты, хор и оркестр Большого театра / дирижер Е.Светланов



звуковая дорожка фильма-оперы 1965г. // Марфа - Г.Олейниченко; Любаша - Л.Авдеева; Грязной - Е.Кибкало; М.Скуратов - А.Гелева; Бомелий - П.Чекин; Собакин - А.Ведерников; И.Лыков - Е.Райков // Хор и оркестр Большого театра - дирижер Е.Светланов
Добавил: alexa_minsk , 21.05.2016 13:15            (0)  


Василий Собакин, новгородский купец – Игорь Наволошников / Марфа, его дочь – Галина Ковалева / Григорий Грязной – Владимир Киняев / Малюта Скуратов – Владимир Морозов / Иван Лыков – Михаил Егоров / Любаша – Ирина Богачёва / Елисей Бомелий, царский лекарь – Иван Бугаев / Хор и оркестр Ленинградского театра оперы и балета им.Кирова / дирижер Виктор Федотов / Запись спектакля 30.12.1972
Добавил: marmik , 27.08.2014 04:28            (0)  


Собакин - М. Михайлов / Марфа - Н. Шпиллер / Лыков - А. Орфёнов / Грязной - П. Медведев / Любаша - М. Максакова / Домна Сабуровна - С. Панова / Дуняша - В. Гагарина / Бомелий - В. Яковенко / Петровна - М. Левина / Хор и оркестр Большого театра СССР / Хормейстер А.Рыбнов / дирижёр Л.Штейнберг / Москва, 1943 год.
Добавил: denisevstuin , 03.12.2013 02:44            (0)  


Последние комментарии

Allaya
  Когда смотришь - расчуднО очень. Когда не смотришь - голоса и музыка замечательны.
Наверное, всё имеет право быть, но Р.К. и компьютеры никак не вяжутся.
Модно.
victormain
  Allaya писал(а):
...
Наверное, всё имеет право быть, но Р.К. и компьютеры никак не вяжутся.
Модно.
Дорогая Алла, если кроме компов Вас здесь ничего не смутило - спектакль
удался!
sir Grey
  victormain писал(а):
Дорогая Алла, если кроме компов Вас здесь ничего
не смутило - спектакль удался!
Смотреть-то долго... Я согласен: слышно все хорошо, а
видно плохо.

Вы-то сами скажите, что думаете. Интересно же...

удай прейняя дьевауайсь. Пел бы уж на своем.
victormain
  sir Grey писал(а):
Смотреть-то долго... Я согласен: слышно все
хорошо, а видно плохо.
Вы-то сами скажите, что думаете. Интересно же...
удай прейняя дьевауайсь. Пел бы уж на своем.
Я смотрел трансляцию по Mezzo, мне
отдельные вещи показались милыми, но не более. По режиссуре. А музыкальный уровень
спектакля очень невысок.
Allaya
  victormain писал(а):
Дорогая Алла, если кроме компов Вас здесь ничего
не смутило - спектакль удался!
1. Я не Алла, я Татьяна.
2. меня много чего смутило, но шибко опасаюсь высказать, дабы не возмущать пространство.
3. Просто очень люблю эту музыку.
4. Спектакль я пролистала - смотреть невозможно. а голоса есть очень красивые.
5. Зато захотелось посмотреть нормальную оперу, что и сделаю в ближайшем -
насладюсь.(наслаждюсь?)
Andrew_Popoff
  Allaya писал(а):
1. Я не Алла, я Татьяна.
Простите Виктора, он
не сообразил. Аллайя - это, вероятно, вот это имеется в виду?: http://allaya.ru/
evc
  Andrew_Popoff писал(а):
Простите Виктора, он не сообразил. Аллайя -
это, вероятно, вот это имеется в виду?: http://allaya.ru/
видимо ) я просто думал,
что отождествление со алым цветом, но суть та же, цвет/свет, только духовный...
victormain
  Allaya писал(а):
1. Я не Алла, я Татьяна...
Ой... А я всегда
читал: АЛЛА Я. Так что сорри, Татьяна)
Allaya
  Andrew_Popoff писал(а):
Простите Виктора, он не сообразил. Аллайя -
это, вероятно, вот это имеется в виду?: http://allaya.ru/
Если честно, то я ничего не
имела ввиду придумывая никнейм. Просто красиво. А потом, уже позже, после регистрации
набрала в поисковике и там вышло - ведьма, колдунья и по-другому- путь домой. Т.ч.....
sophiakost
  Мне исполнение понравилось. Акцент немного раздражает, но только поначалу. Итальянцам,
может, тоже не нравится акцент наших певцов. Я за исполнение на языке оригинала. А что
касается компьютеров etc - вообще-то я очень не люблю (ну, иногда терплю) современные
костюмы и антураж в операх, но здесь впервые мне это показалось очень уместно.
DL76
  Уже писал на Belcanto.ru по горячим следам после трансляции-спектакль захватил,очень
сильный.И компьютерная вёрстка правительства с царём явный отсыл к пелевинскому `
Generetion P` и экранизации Гинзбурга(прямо пассажи увертюры так и ложатся на деловитую
суету PR- технологов),и работа дирижёра очень понравилась,несмотря на `не наши` темпы,и
текст у `варягов` понятен более,чем у славян и грузин(хоть и акцент).А финалы 2,3 и 4
действий просто убили своей безжалостной откровенностью.
mifms
  Мне в этой постановке больше всего понравилась Любаша, в частности, её ария a capella в
первом действии, звучит, на редкость, неплохо
OlgaMel
  Запись хорошая. Вот только Марфа не понравилась. Поёт натужно как-то. А Бородина (Любаша)
превосходна, как впрочем и всегда.
victormain
  OlgaMel писал(а):
Запись хорошая. Вот только Марфа не понравилась.
Поёт натужно как-то. А Бородина (Любаша) превосходна, как впрочем и всегда.
По части
Марфы рекомендую запись Киевского т-ра. Она есть на сайте. Чавдар там поёт бесподобно,
никого лучше в этой партии не слыхал. Просто отдельно финальный акт послушайте: там всё
сразу ясно.
gutta
  В Мариинском Царскую невесту сейчас поставили по новой:
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/7/2/2_1930
Сам процесс постановки оперы оказался нешуточным делом. Завлит Мариинского в частной
беседе рассказала, что митрополит Псковский и Порховский, сопредседатель
Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Тихон (Шевкунов) неусыпно
надзирает за работой театра вплоть до утверждения (!) текстов и непосредственно
вмешивается в неё.
Я, конечно, в это поверить не могу.
Osobnyak
  gutta писал(а):
В Мариинском Царскую невесту сейчас поставили по
новой:
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/7/2/2_1930
Сам процесс постановки оперы оказался нешуточным делом. Завлит Мариинского в частной
беседе рассказала, что митрополит Псковский и Порховский, сопредседатель
Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Тихон (Шевкунов) неусыпно
надзирает за работой театра вплоть до утверждения (!) текстов и непосредственно
вмешивается в неё.
Я, конечно, в это поверить не могу.
Ужас...
Osobnyak
  gutta писал(а):
В Мариинском Царскую невесту сейчас поставили по
новой:
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2018/7/2/2_1930
Сам процесс постановки оперы оказался нешуточным делом. Завлит Мариинского в частной
беседе рассказала, что митрополит Псковский и Порховский, сопредседатель
Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Тихон (Шевкунов) неусыпно
надзирает за работой театра вплоть до утверждения (!) текстов и непосредственно
вмешивается в неё.
Я, конечно, в это поверить не могу.
Государство вроде как светское... а тут опиум
для народа.
Opus88
  Osobnyak писал(а):
Государство вроде как светское... а тут опиум для
народа.
Опиум и алкоголь - конкурентные продукты!
Maxilena
  gutta писал(а):
Я, конечно, в это поверить не могу.
Почему же?
Вот в Белгородской обрасти священники подписывают (или не подписывают) направления на
аборт. Нет подписи батюшки - рожай. А тут какиетотам тексты к опере. Мелочёвка.
Mikhail_Kollontay
  Maxilena писал(а):
Почему же? Вот в Белгородской обрасти священники
подписывают (или не подписывают) направления на аборт. Нет подписи батюшки - рожай. А тут
какиетотам тексты к опере. Мелочёвка.
Как может священник подписать расстрельный
приговор? непонятно.
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Как может священник подписать
расстрельный приговор? непонятно.
Можно подумать, что им это впервой в истории. Очень
даже понятно.
Mikhail_Kollontay
  LAKE писал(а):
Можно подумать, что им это впервой в истории. Очень
даже понятно.
А интересно, напишите факты, я имею в виду православие.
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
А интересно, напишите факты, я имею в
виду православие.
Не уверен, что Вам это нужно. Вы ведь полагаете РПЦ святой
организацией. Не знаю сколько Вам фактов требуется в штуках, но уж коли спросили...

1. Как насаждалось христианство на Руси, Вы помните и без меня.
2. До середины 18 века ПЦ владела на праве собственности почти 2 млн. душ крепостных. Это
больше:), было у кого-бы то ни было из крепостников.
3. Соборное уложение 1649 года предусматривало за, кратко скажу - деяния супротив церкви:
виселица, четвертование, сожжение.
4. Как `переубеждали` старообрядцев помните?
5. Собор 17.10.1490 осудил несколько священнослужителей за то, что икона - не божество,
хлеб - не тело, вино - не кровь и наказали: посадили лицом к хвостам на вьючных лошадей,
на голову надели берестяные головные уборы, на грудь каждому нацепили пояснения: `Се есть
сатанино воинство`, а затем, после прогулки в таком вот виде по Новгороду, бересту
подожгли прямо на головах. Несколько `слабаков` чокнулись и затем померли.
6. ....
Я могу продолжить вплоть до сегодняшнего дня. Мало не покажется.
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
А интересно, напишите факты, я имею в
виду православие.
Если так уж конкретики хотели:), то нет ничего проще. Об ужасах,
которые есть у меня в личном списке, писать не стану (уж очень `мясокрутно`), а в общем
пользовании и сами без труда найдете:
-1666 году был схвачен и сожжен старовер-проповедник Вавила.

- 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.

1675 году четырнадцать староверов (семь мужчин и семь женщин) сожжены в Хлынове (Вятка).

1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых
за колдовство с помощью кореньев.

1676 сожгли старообрядца инока Филиппа.

.........

А в чем истина-то?
Да в бабле!((((((((((
Mikhail_Kollontay
  Я запросил Белгородскую епархию, вот что мне ответили.
++++++++
Добрый день!

Все совершенно наоборот - усилия и медиков, и священников направлены на проведение бесед
с женщиной с целью отговорить ее от совершения аборта. Это возмущает некоторых, якобы
таким образом мы вторгаемся в личную жизнь женщины и нарушаем ее гражданские права.

(Подпись не поставили)
Mikhail_Kollontay
  LAKE писал(а):
Если так уж конкретики хотели:), то нет ничего проще.
Об ужасах, которые есть у меня в личном списке, писать не стану (уж очень `мясокрутно`), а
в общем пользовании и сами без труда найдете:
-1666 году был схвачен и сожжен старовер-проповедник Вавила.

- 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.

1675 году четырнадцать староверов (семь мужчин и семь женщин) сожжены в Хлынове (Вятка).

1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых
за колдовство с помощью кореньев.

1676 сожгли старообрядца инока Филиппа.

.........

А в чем истина-то?
Да в бабле!((((((((((
Церковь жгла или государство?
Mikhail_Kollontay
  LAKE писал(а):
Не уверен, что Вам это нужно. Вы ведь полагаете РПЦ
святой организацией. Не знаю сколько Вам фактов требуется в штуках, но уж коли спросили...

1. Как насаждалось христианство на Руси, Вы помните и без меня.
2. До середины 18 века ПЦ владела на праве собственности почти 2 млн. душ крепостных. Это
больше:), было у кого-бы то ни было из крепостников.
3. Соборное уложение 1649 года предусматривало за, кратко скажу - деяния супротив церкви:
виселица, четвертование, сожжение.
4. Как `переубеждали` старообрядцев помните?
5. Собор 17.10.1490 осудил несколько священнослужителей за то, что икона - не божество,
хлеб - не тело, вино - не кровь и наказали: посадили лицом к хвостам на вьючных лошадей,
на голову надели берестяные головные уборы, на грудь каждому нацепили пояснения: `Се есть
сатанино воинство`, а затем, после прогулки в таком вот виде по Новгороду, бересту
подожгли прямо на головах. Несколько `слабаков` чокнулись и затем померли.
6. ....
Я могу продолжить вплоть до сегодняшнего дня. Мало не покажется.
Очень интересно, я
бы еще почитал.
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Церковь жгла или государство?
Ну,
что-то в этом роде в качестве реакции я и подозревал:))))

Отвечаю: ЦЕРКОВЬ.

Эпизод с берестяными факелами на головах - авторство принадлежит новгородскому
архиепископу Геннадию. Решение же палить народ, реализованное в послеописанных эпизодах,
принадлежит Собору 1666 года:). Цифирки сошлись, как грится:).

Да Вы не стесняйтесь. Не Ваших же рук дело. Тут вообще дело не в Боге, а в церкви. Любой
церкви любой христианской конфессии - есть за что каяться, но ... неохота:)))) Ну, да дело
Ваше.
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Очень интересно, я бы еще почитал.
А
мне вот с трудом дается. Я бы и это читать не стал, если бы не нежелание быть дойной
коровой для румяных и пузатых служителей:)).
Впрочем, читайте. Многим нравится. Дело-то святое.
Opus88
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Церковь жгла или
государство?
Удобнее было бы написать просто `Сталин`.
А здесь просто `абстрактное государство`, хотя церковь от него в те времена не отделили и
не отделяли.
Opus88
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Я запросил Белгородскую епархию, вот что
мне ответили.
++++++++
Добрый день!

Все совершенно наоборот - усилия и медиков, и священников направлены на проведение бесед
с женщиной с целью отговорить ее от совершения аборта. Это возмущает некоторых, якобы
таким образом мы вторгаемся в личную жизнь женщины и нарушаем ее гражданские права.

(Подпись не поставили)
С интересом бы почитал ещё запрос волкам про козлов и козлам
про капусту!
LAKE
  Mikhail_Kollontay писал(а):
Я запросил Белгородскую епархию, вот что
мне ответили.
++++++++
Добрый день!

Все совершенно наоборот - усилия и медиков, и священников направлены на проведение бесед
с женщиной с целью отговорить ее от совершения аборта. Это возмущает некоторых, якобы
таким образом мы вторгаемся в личную жизнь женщины и нарушаем ее гражданские права.

(Подпись не поставили)
Ну, попам не рожать, не растить, не кормить... в этой стране
тем более. Они вообще от подоходного налдогу освобождены по причине святости торговли и
блуда церковного:). Они решили, что им учить кто-то дал право. А кто?:)) С чего они
взяли, что Земля - центр вселенной, что они - наместники Самого, что их обряды не
колдовство?:))) Ну, с чего они взяли? Пока что весь ход истории человечества заставляет ИХ
ужом виться и приспосабливать свои догматы под достижения `еретических` мыслей, но не
наоборот.
Бог есть. А кто кому служит - знать не дано служаке:)). Ни церковному, ни мирскому. Чем
учить глупых баб уму-разуму, они бы посоветовали христианскому воинству правительственному
прикрыть Дом-2. Глядишь, абортов и поубавилось бы:)) Атоишь:))) Разгулялись... Куда ни
кинь взгляд - новохрамирование гигантское развернулось. И никакогу недострою. Не дольщики,
чай:))))))))))))) Доминанты, детерминанты, модераторы, кульминаторы.... Хотя бы понимали,
что и Дьявол есть:))
 
 

 
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru