Пользователь: musikus

         
   
Информация о пользователе musikus (не в сети )




   
   


Тема:Никколо Паганини
(30.10.2010 16:00)
Нет смысла спорить со скрипачом, да и не стоит спорить, Вы во многом
правы, Николай. ... Лет 35 назад мне предложили написать вступительную
статью к альбому репродукций Григория Бенционовича Ингера, человека,
который в детстве успешно начинал как скрипач, но оглох, и стал
художником-графиком. А рисовал он большего всего... Бетховена и
Паганини. Так вот, в разделе, посвященном Паганини, в моей статье есть
такое место: "На отдельных листах модель показана крупным планом. Мы
видим вплотную лицо, кисти музыканта, нам дают возможность в г л я д е
т ь с я в них. Вот Паганини приник к своей скрипке, которую мы видим
почти сверху, он полностью сосредоточен, звуки негромки,
завораживающи... Кажется, что скрипка приглушенно поет медлительную,
чуть заунывную, томительно-страстную песню, полную трепета и
ожидания... Послушайте Шестой, соль-минорный каприс!". Как видите, я
не отказываю музыке Паганини в выразительности, и не вся она была
виртуозной. И, конечно, он БЫЛ композитором. Весь вопрос в масштабе
его чисто композиторского дарования. Он был ХОРОШИМ композитором, но,
право, не властителем дум.
    


Тема:Никколо Паганини
(30.10.2010 11:36)
Паганини, конечно, тот редкий случай, когда виртуоз-инструменталист
пишет музыку только для того, чтобы создавать и пополнять репертуар,
играя исключительно свои собственные сочинения, ограниченные доступным
ему инструментарием. Как композитора, это «опускает» его как бы на
разряд ниже того, кто пишет «музыку вообще». Дело усугубляется еще и
тем, что Паганини писал не просто скрипичную музыку, но только такую,
которая должна была свидетельствовать о его виртуозных возможностях,
ставя в особое положение в отношении других скрипачей. Лист, которого
часто ставят в параллель Паганини как создателя нового фортепьянного
стиля, тоже создавал свой собственный репертуар, но, как известно,
писал не только для рояля и писал вполне самобытно. Конечно, у него
много виртуозной фортепьянной музыки «а ля Паганини», но много и
совсем другой (одна Соната си минор и «Годы странствий» чего стоят).
Казалось бы, похожий на Паганини случай – Шопен, который играл только
свое, но… Но Шопен использовал рояль только как способ трансляции
нечто гораздо большего, чем «просто» фортепьянная музыка –
общечеловеческого. О Паганини этого не скажешь, хотя музыка его
по-своему превосходна и стоит (и стоИт и стОит) гораздо выше, чем в
аналогичных случаях, скажем, с Венявским, Вьетаном или Изаи.
    


Тема:Симфониетта (1926)
(27.10.2010 17:23)
С «подачи» hamerkop захотелось послушать Симфониетту Яначека в исп.
Дж.Маккероса. Я знаю с дюжину исполнений Симфониетты, но, к сожалению,
исп. Маккероса ничего нового к этому не добавило. Литавры в
интродукции и финале звучат слишком брутально. Партия английского
рожка в начале модерато, столь выразительная, как-то стерта. Удар
колокола, который точно вспышкой красного цвета посвечивает фразы
медных в начале второго аллегретто, потерялся. А драматургия финала,
который завершается – хочется сказать «полетом в стратосфере! – и
репризой фанфар, вообще нивелирована. А ведь вещь эта, в сущности –
экспрессионистическая, хотя и очень светлая, подобная, если угодно
живописи фовистов – раннего Дерена, Вламинка. (Еще одна аналогия –
гениальная Музыка для струнных, ударных и челесты Бартока. Там веерная
фуга из первой части перебрасывается аркой в финал, здесь – реприза
фанфар, переходящая из первой части к пятой. Но колорит вещей,
конечно, совершенно разный. У Бартока – мистическая ночь, пронизанная
вспышками, а у Яначека – от начала до конца сверкающий полдень).
Вообще же Симфониетту лучше всех играют, конечно, сами чехи (словаки).
Когда бываешь в Праге, то и она и Глаголическая месса звучат из
каждого кабачка. Для них это – святое. И лучшее, что есть на этот счет
– исполнение Карела Анчерла.
    


Тема:Симфония № 6 cи минор (1939)
(27.10.2010 09:56)
Уняться? НЕ дождетесь. Я только начал. Много интересного в Архиве,
если иметь в виду музыку, а не повякивания иных комментаторов. Я таких
видывал достаточно, такова уж человечья природа... Когда говорят, что
Большой дуэт Уствольской выше всех симфоний Шостаковича, то это
диагноз, и полемизировать в этом случае просто нечего. Однажды я шел
по б.Никитской, мимо консерватории, и мне навстречу передвигались двое
яростно спорящих юношей, наверняка ученики ЦМШ, и я услышал: "...даже
такой бездарный композитор как Бетховен!..". Ну, это понятно, мальчики
в таком возрасте, сопли еще до колен... Ну, а вы-то тут, "критики"
Шостаковича - что? Вы, верно, подросли уже, а все те же пошлые
снобистские приколы, всё то же пижонство. Ведь вы же отлично знаете,
что все эти речи - просто подначки, просто бол-тов-ня.
    


Тема:Симфония № 6 cи минор (1939)
(26.10.2010 23:14)
Довелось послушать Шестую Шостаковича с Юровским. По поводу ларго
разочарован. Грандиозное сумеречное полотно, психологический пейзаж с
мощным внутренним движением вдруг остановился, застрял в интонации
вялого размышления, когда утеряны все связи, потенциально заложенные в
этой гениальной музыке. Ну, а обе быстрые части сделаны замечательно,
технически замечательно. Великолепна пиколка в первом "скерцо". Класс
оркестра сказывается. Впрочем, этого от Юровского в двух последних
частях и следовало ожидать.
Что касается "философского" дискурса по поводу музыки Д.Д., то
- в основном - читать стыдно. Каких только глупостей люди не скажут,
побуждаемые тщеславием, чего только не насуслят... А уж ставить
кликушескую "музыку" Уствольской в сравнение с Шостаковичаем просто,
пардон - глупость. Слушая тоскливые сочинения этой дамы, можно
подумать, что она всю свою жизнь прозябала в какой-то невыразимо
жалкой юдоли. Да и материал-то...Фф-у.у...
    
   
         
Наши контакты