Скачать ноты

Soprán: Christina Johnston Mezzosoprán: Jana Horáková Levicová Tenor: Jaroslav Březina Baryton: Roman Hoza Český filharmonický sbor Brno (sbormistr Petr Fiala) Plzeňská Filharmonie (dirigent Vojtěch Spurný) Koncert se konal 29. 3. 2015 ve Velkém sál Měšťanské besedy v Plzni.



steinberg (15.07.2017 08:41)
Начал слушать, интересно. Вот что нашлось про этого господина с таким роскошным именем:
`чешский композитор Якуб Шимон Ян Рыба при жизни был простым школьным учителем в городке с
труднопроизносимым названием Рожмиталь-под-Тршемшинем. Он постоянно страдал от придирок и
притиснений начальства - и в итоге покончил с собой, перерезав себе горло.
Однако в памяти последующих поколений Рыба остался как автор светлой и жизнерадостной
музыки. Его популярнейшее произведение - Рождественская месса ре мажор на чешском языке
(Ceska mse vanocni `Hej mistre!`), написанная в 1796 г. Сам автор скромно озаглавил её
`Missa solemnis Festis Nativitatis D. J. Ch. accommodata in linguam bohemicum musicam` :)
Впрочем, по сути это скорее кантата, полная живой непосредственности и национального
колорита, нежели каноническое церковное произведение. Это касается как музыки, так и
текста; достаточно привести начальные слова мессы: `Эй, мастер! Вставай, да побыстрее!
Погляди на небо!..`
Вот ведь!

LAKE (15.07.2017 12:12)
steinberg писал(а):
...
Вот ведь!
Не всё так было, как у Вас с Ярунским:)

`Рыба родился 26 октября 1765 года в Престице в семье учителя, органиста и композитора.
Когда Якубу было семь лет, семья переехала в Непомук, где он начал посещать школу. Его
отец научил его играть на скрипке, на фортепиано и на органе. Первые попытки композиции
Якуба, относящиеся к тому времени не сохранились. В конце 1770-х годов молодой Рыба начал
изучать основы латинской грамматики и греческого языка. Его отец, желая дать своему умному
сыну высшее образование, пытался обеспечить ему одну из светских стипендий, но безуспешно.
Наконец, в помощь пришел дядя Рыбы Ян Ванисек, который отвез его в Прагу в 1780 году,
чтобы тот получил образование в гимназии по обучению фортепианной игре. Помимо
фортепиано, Рыба посвятил часть своего времени обучению игре на виолончели, а также
исполнительству в Свято-Вацлавской семинарии в церковных хорах. Он также играл на органе в
церкви Святого Сальватора. Начав зарабатывать, играя на виолончели или органе в церковных
хорах и продавая свои композиции, Рыба мог позволить себе пойти в оперу. Таким образом, он
познакомился с музыкой многих композиторов, особенно итальянских оперных, а также с
музыкой Моцарта. Позже он дирижировал `Женитьбой Фигаро` в Праге.

В 1784 году Рыбе сталоизвестно, что преподавательский пост в Непомуке стал вакантным, и
он отказался от своей деятельности в Праге и планов стать знаменитым в музыкальной жизни
Праги. Именно в это время многие стипендии были отменены, и было маловероятно, что в этих
изменившихся условиях Рыба мог бы поддержать себя и материально обеспечить свои занятия.
Он подал заявку на преподавательскую должность, что совпало с желанием его отца, и получил
назначение на должность помощника учителя при условии, что он позже предоставит документы
о педагогическиой квалификации. Пройдя соответствующий учебный курс он получил
квалификационный аттестат для обучения в приходских школах и провел короткий период в
школе в Непомуке, которую оставил в 1786 году и перебрался преподавать во Мницеше, где,
помимо его преподавательской работы, он начал сочинять произведения, в том числе
«Праздничную мессу в ре мажоре» , три других Меммы, гимн Iste Confessor.

В феврале 1788 года Рыба получил должность учителя в Розмитале, где он провел самый
длинный период своей жизни. Здесь, в 1790 году, он женился на Анне Ланглеровой, которая
родила ему девять детей. Именно в Розмитале Рыба сочинил свои самые важные и популярные
произведения. В 1788 году он написал свою «Missa pastoralis in d major» с использованием
латинских, а также чешских текстов. К сожалению автограф этой работы не сохранился. Можно
предположить, что сочетание латинских текстов в сочетании с использованием мелодий
популярных колядок и народных песен, а также чешских текстов, могли бы удовлетворить как
церковников, так и обычных слушателей из мирян. Пасторальные сцены тоже были включены в
литургию, в основном в промежуточные части мессы. Включение пасторальных сцен в
`канонические` разделы мессы, вероятно, было тогда постоянным источником дебатов.
В день 8 апреля 1815 года Рыба покончил самоубийством в лесу за пределами Розмиталя,
по-видимому, в результате прогрессивной внутренней депрессии. Следует отметить, что
сочинение Сенеки `Эссе о мире души` было его любимым литературным произведением.`
Согласно обзорам дневников Рыбы, его конфликты с начальством были продиктованы не пустыми
придирками со стороны руководства, а были связаны с реализацией реформ образования в
периоды правления Марии-Терезы и Иосифа II, приверженцем коих (реформ) был Рыба, но
которые вызывали сопротивление со стороны `старой гвардии`. Реформы были значительными и
включали обязательность `начального` образования и отказ от обязательности преподавания
религиозных предметов в школе.` - собрано из разных источников.

Жена, девять детей, хорошее образование, проблемы как у всех с начальством,
самостоятельный выбор жизненого пути... наверное, не так помпезно и не по бунтарски прошла
его жизнь, как может показаться из Ваших с Ярунским цитат из Интоклассик.

LAKE (15.07.2017 12:25)
LAKE писал(а):
три других Меммы,
`... а у меня Мандриан.`(С)

Мессы, конечно. Откуда взялись `Меммы`? - вопрос не ко мне, а к шутникам, которые тыкали
моими пальцами в клавиши:))))

LAKE (15.07.2017 12:27)
Ничего такого особенного:) я в этой мессе не услышал. Красиво местами, конечно, но, что
там восхищение (!) вызвать может? - не понял.
Кому интересно - дискогаия Рыбы тут:
http://mp3internet.ru/wp-content-performer/edjhbbi/Jakub-Jan-Ryba

steinberg (15.07.2017 12:39)
LAKE писал(а):
Жена, девять детей
Я не дослушал стабат матер, но
музыка показалась мне вполне достойной. У автора `своя слюна` (с).

LAKE (15.07.2017 12:49)
steinberg писал(а):
Я не дослушал стабат матер, но музыка показалась
мне вполне достойной. У автора `своя слюна` (с).
Не возражаю. Музыка достойная, но не
достигает тех высот оригинальности, каких достигла `слюна` автора.

steinberg (15.07.2017 14:32)
LAKE писал(а):
не достигает тех высот
оригинальности
оригинальность - это гримаса типичного.

Opus88 (15.07.2017 14:43)
steinberg писал(а):
оригинальность - это гримаса типичного.
Я
недавно прочитал одну мудрость замечательного музыкального педагога: чтобы создавать
исключения из правил - нужно очень хорошо их знать.

steinberg (15.07.2017 14:45)
Opus88 писал(а):
Я недавно прочитал одну мудрость замечательного
музыкального педагога: чтобы создавать исключения из правил - нужно очень хорошо их
знать.
типично оригинальная мысль.

Opus88 (15.07.2017 15:03)
steinberg писал(а):
типично оригинальная мысль.
В её случае это
была скорее констатация успешной парадигмы.

steinberg (15.07.2017 15:08)
Opus88 писал(а):
В её случае это была скорее констатация успешной
парадигмы.
константность `успешного` - это типично тривиальная парадигма.

steinberg (15.07.2017 15:12)
Opus88 писал(а):
Я недавно прочитал одну мудрость замечательного
музыкального педагога: чтобы создавать исключения из правил - нужно очень хорошо их
знать.
ели серьёзно, то, думаю, нет. `ЧТобы создавать исключения из правил, надо
хорошо знать исключения из правил`. Вот теперь правильно.

Opus88 (15.07.2017 15:14)
steinberg писал(а):
ели серьёзно, то, думаю, нет. `ЧТобы создавать
исключения из правил, надо хорошо знать исключения из правил`. Вот теперь
правильно.
Нет, тривиальней тривиального вышло )

steinberg (15.07.2017 15:26)
Opus88 писал(а):
Нет, тривиальней тривиального вышло
)
тривиальней тривиального - это тривиальное в кубе

steinberg (15.07.2017 15:29)
steinberg писал(а):
тривиальней тривиального - это тривиальное в
кубе
в перегонном, конечно

Opus88 (15.07.2017 15:50)
steinberg писал(а):
в перегонном, конечно
Дистилляция и
ректификация схоластических постулатов )

LAKE (15.07.2017 17:02)
steinberg писал(а):
оригинальность - это гримаса
типичного.
Оригинальность - это оригинальность, а Вами цитируемую фразу употребляют
завистники или те, кому оригинальность не под силу. К Вам отношения не имеет. Вы
воспользовались фразой, чтобы просто возразить и сбить с толку собеседника, по крайней
мере, заставить его уйти от исходной темы. Это последнее Вам удалось:))

Opus88 (15.07.2017 20:01)
LAKE писал(а):
...
Это после `Борщёвки` послевкусие?:)))
А я гадал: Карлсберг или Туборг, Туборг или
Карлсберг? Ан, не та ромашка )))



 
     
Наши контакты