Совершенно великолепное сочинение Щедрина, масштабное, богатое на события и на одном дыхании слушается.
И что самое главное - почти совершенно новое, 2010 года сочинённое.
Так получилось, что я в этом составе слушал два раза это сочинение, первый раз на этом концерте находился, другой - в концертном зале Мариинки. Ну и каждый раз находился под глубоким впечатлением от услышанного.
musikus
(18.11.2018 22:39)
abyrvalg писал(а):
Совершенно великолепное сочинение Щедрина, масштабное, богатое на события и на одном дыхании слушается.
И что самое главное - почти совершенно новое, 2010 года сочинённое.
Так получилось, что я в этом составе слушал два раза это сочинение, первый раз на этом концерте находился, другой - в концертном зале Мариинки. Ну и каждый раз находился под глубоким впечатлением от услышанного.
Какой Вы молодец, спасибо Вам за Щедрина! Сочинение, действительно, интересное, но надо еще в нем покопаться, некий диалог, вырастающий в свару... Теперь партийное задание: раскопайте, наконец, если это возможно вообще, таинственную 3-ю симфонию «Русские сказки», по которой я много лет страдаю, и всё никак. Существует лишь легенда о том, как Маазель заказал Щедрину эту симфонию к какому-то юбилею оркестра, а получив партитуру, припечатал: «это – шедевр». Сию фразу я слышал из уст самого Р.К. во время его беседы по ТВ с Бэлзой. А еще хорошо бы заиметь «Лолиту», но не в виде серенады, а как таковую. Интересно ведь, какие у Щедрина отношения с Набоковым…
Щедрина я люблю. Идет у меня не все, конечно, но некоторые вещи обожаю: «Поэторию» (но только с Вознесенским и Зыкиной), Звоны (со Светлановым), «Фрески Дионисия» и др. Не говоря уже о том, что Р.К. автор таких совершенно грандиозных вещей как «Мертвые души» и «Музыкальное приношение».
Вообще, всегда было интересно наблюдать – откуда РК черпает идеи. Порой создается впечатление, что он находит их, чисто формально анализируя выразительные возможности в музыке, как бы построив для этого классификационную таблицу, где всё механически сочетается со всем. Начал он, как известно, с частушки, породнив ее с академическими формами, и много преуспел в том… Где только она у него ни звучит! Но мало того, он как бы говорит себе: а что, если сочинить сольфеджио в форме сонаты? А что, если тема будет заключением вариаций, а не их началом? А что, если в оратории будет солировать не певец, а сам поэт, автор текста? А что, если в фортепьянном концерте пианист вдруг будет импровизировать джаз? А не написать ли симфонию в виде серии оркестровых прелюдий? А что если в этой симфонии будут звучать настраиваемые инструменты, как в начале концерта, колотушка сторожа, гул бомбардировщиков, разрывы бомб? А если разделить прелюдии или концерты на диезные и бемольные тональности? А что, если вместо партии скрипок в оркестре будут петь женские голоса? А что если… Ну и т.д.
Но в относительно поздние годы развивается уже другой Щедрин, без а ля рюсс. Как бы уже интернациональный. Это и его психологически насыщенные, литературные балеты, и тот же «Автопортрет», и форт. полифоника, «Музыкальное приношение», «Музыка для города Кётена», целый ряд концертов для солистов и пр. Эта тенденция у него развивается тем больше, чем больше он отдаляется от матушки-России на Запад.
…Я представляю себе как свое время он, применяя свой классификационный метод, как бы сказал себе: а не написать ли мне откровенный музыкальный автопортрет? А пускай разгадывают! И написал. Но главный его портрет, все же, сама его музыка. Как Чехов говорил: зачем вам моя биография? Читайте мои книги…
abyrvalg
(18.11.2018 23:04)
musikus писал(а):
Сочинение, действительно, интересное, но надо еще в нем покопаться, некий диалог, вырастающий в свару...
Я, кстати, поймал себя на мысли, что многие сочинения Щедрина живьём слушаются совершенно иначе, чем в записях, даже если записи приличные. Например, раньше ко 2-му форт. концерту относился, ну скажем, без фанатизма. Но прослушав его на концерте в исполнении Мацуева с Гергиевым, должен признать, что услышал нечто невероятно драйвовое и захватывающее по музыки. А `диезный` форт. концерт, дык, слушается со сцены вообще со вселенским размахом, особенно там, где кульминация с колокольными перезвонами, ощущение, что небеса перед мной развёрзлись. Волосы шевелятся от такой грандиозности.
То ли это специфика его партитур такая, что а записях многое нивелируется, но впечатление совершенно не то.
abyrvalg
(18.11.2018 23:05)
musikus писал(а):
Теперь партийное задание: раскопайте, наконец, если это возможно вообще, таинственную 3-ю симфонию «Русские сказки», по которой я много лет страдаю, и всё никак.
Щедрин мимо меня столько раз пробегал, надо его поймать как-нибудь да спросить.
musikus
(18.11.2018 23:15)
abyrvalg писал(а):
Щедрин мимо меня столько раз пробегал, надо его поймать как-нибудь да спросить.
Ловить его, ловить.
musikus
(18.11.2018 23:18)
abyrvalg писал(а):
`диезный` форт. концерт, дык, слушается со сцены вообще со вселенским размахом, особенно там, где кульминация с колокольными перезвонами, ощущение, что небеса перед мной развёрзлись. Волосы шевелятся от такой грандиозности.
4-й концерт для меня - самый оригинальный. Интереснейшая штука.
precipitato
(18.11.2018 23:22)
abyrvalg писал(а):
Я, кстати, поймал себя на мысли, что многие сочинения Щедрина живьём слушаются совершенно иначе, чем в записях, даже если записи приличные. Например, раньше ко 2-му форт. концерту относился, ну скажем, без фанатизма. Но прослушав его на концерте в исполнении Мацуева с Гергиевым, должен признать, что услышал нечто невероятно драйвовое и захватывающее по музыки. А `диезный` форт. концерт, дык, слушается со сцены вообще со вселенским размахом, особенно там, где кульминация с колокольными перезвонами, ощущение, что небеса перед мной развёрзлись. Волосы шевелятся от такой грандиозности.
То ли это специфика его партитур такая, что а записях многое нивелируется, но впечатление совершенно не то.
2 концерт несравнимо лучше Мацуева, и даже Амлена играет сам автор ( есть две записи ).
musikus
(18.11.2018 23:37)
precipitato писал(а):
2 концерт несравнимо лучше Мацуева, и даже Амлена играет сам автор ( есть две записи ).
Еще один пример: Щедрин блистательно играл свою 1-ю сонату. И есть запись этой сонаты Н.Петрова: вроде бы виртуоз, то да се, но у него соната Щедрина совершенно не `читается`, особенно финал, где очень важно, чтобы слышались все голоса.
дыхании слушается.
И что самое главное - почти совершенно новое, 2010 года сочинённое.
Так получилось, что я в этом составе слушал два раза это сочинение, первый раз на этом
концерте находился, другой - в концертном зале Мариинки. Ну и каждый раз находился под
глубоким впечатлением от услышанного.
масштабное, богатое на события и на одном дыхании слушается.
И что самое главное - почти совершенно новое, 2010 года сочинённое.
Так получилось, что я в этом составе слушал два раза это сочинение, первый раз на этом
концерте находился, другой - в концертном зале Мариинки. Ну и каждый раз находился под
глубоким впечатлением от услышанного.
Сочинение, действительно, интересное, но надо еще в нем покопаться, некий диалог,
вырастающий в свару... Теперь партийное задание: раскопайте, наконец, если это возможно
вообще, таинственную 3-ю симфонию «Русские сказки», по которой я много лет страдаю, и всё
никак. Существует лишь легенда о том, как Маазель заказал Щедрину эту симфонию к
какому-то юбилею оркестра, а получив партитуру, припечатал: «это – шедевр». Сию фразу я
слышал из уст самого Р.К. во время его беседы по ТВ с Бэлзой. А еще хорошо бы заиметь
«Лолиту», но не в виде серенады, а как таковую. Интересно ведь, какие у Щедрина отношения
с Набоковым…
Щедрина я люблю. Идет у меня не все, конечно, но некоторые вещи обожаю:
«Поэторию» (но только с Вознесенским и Зыкиной), Звоны (со Светлановым), «Фрески Дионисия»
и др. Не говоря уже о том, что Р.К. автор таких совершенно грандиозных вещей как «Мертвые
души» и «Музыкальное приношение».
Вообще, всегда было интересно наблюдать – откуда РК черпает идеи. Порой
создается впечатление, что он находит их, чисто формально анализируя выразительные
возможности в музыке, как бы построив для этого классификационную таблицу, где всё
механически сочетается со всем. Начал он, как известно, с частушки, породнив ее с
академическими формами, и много преуспел в том… Где только она у него ни звучит! Но мало
того, он как бы говорит себе: а что, если сочинить сольфеджио в форме сонаты? А что, если
тема будет заключением вариаций, а не их началом? А что, если в оратории будет солировать
не певец, а сам поэт, автор текста? А что, если в фортепьянном концерте пианист вдруг
будет импровизировать джаз? А не написать ли симфонию в виде серии оркестровых прелюдий? А
что если в этой симфонии будут звучать настраиваемые инструменты, как в начале концерта,
колотушка сторожа, гул бомбардировщиков, разрывы бомб? А если разделить прелюдии или
концерты на диезные и бемольные тональности? А что, если вместо партии скрипок в оркестре
будут петь женские голоса? А что если… Ну и т.д.
Но в относительно поздние годы развивается уже другой Щедрин, без а ля рюсс.
Как бы уже интернациональный. Это и его психологически насыщенные, литературные балеты, и
тот же «Автопортрет», и форт. полифоника, «Музыкальное приношение», «Музыка для города
Кётена», целый ряд концертов для солистов и пр. Эта тенденция у него развивается тем
больше, чем больше он отдаляется от матушки-России на Запад.
…Я представляю себе как свое время он, применяя свой классификационный метод,
как бы сказал себе: а не написать ли мне откровенный музыкальный автопортрет? А пускай
разгадывают! И написал. Но главный его портрет, все же, сама его музыка. Как Чехов
говорил: зачем вам моя биография? Читайте мои книги…
нем покопаться, некий диалог, вырастающий в свару...
что многие сочинения Щедрина живьём слушаются совершенно иначе, чем в записях, даже если
записи приличные. Например, раньше ко 2-му форт. концерту относился, ну скажем, без
фанатизма. Но прослушав его на концерте в исполнении Мацуева с Гергиевым, должен признать,
что услышал нечто невероятно драйвовое и захватывающее по музыки. А `диезный` форт.
концерт, дык, слушается со сцены вообще со вселенским размахом, особенно там, где
кульминация с колокольными перезвонами, ощущение, что небеса перед мной развёрзлись.
Волосы шевелятся от такой грандиозности.
То ли это специфика его партитур такая, что а записях многое нивелируется, но
впечатление совершенно не то.
это возможно вообще, таинственную 3-ю симфонию «Русские сказки», по которой я много лет
страдаю, и всё никак.
как-нибудь да спросить.
поймать как-нибудь да спросить.
вообще со вселенским размахом, особенно там, где кульминация с колокольными перезвонами,
ощущение, что небеса перед мной развёрзлись. Волосы шевелятся от такой
грандиозности.
сочинения Щедрина живьём слушаются совершенно иначе, чем в записях, даже если записи
приличные. Например, раньше ко 2-му форт. концерту относился, ну скажем, без фанатизма. Но
прослушав его на концерте в исполнении Мацуева с Гергиевым, должен признать, что услышал
нечто невероятно драйвовое и захватывающее по музыки. А `диезный` форт. концерт, дык,
слушается со сцены вообще со вселенским размахом, особенно там, где кульминация с
колокольными перезвонами, ощущение, что небеса перед мной развёрзлись. Волосы шевелятся от
такой грандиозности.
То ли это специфика его партитур такая, что а записях многое нивелируется, но
впечатление совершенно не то.
играет сам автор ( есть две записи ).
Амлена играет сам автор ( есть две записи ).
играл свою 1-ю сонату. И есть запись этой сонаты Н.Петрова: вроде бы виртуоз, то да се, но
у него соната Щедрина совершенно не `читается`, особенно финал, где очень важно, чтобы
слышались все голоса.