запись январь 1994г.Дом Радио г. Санкт-Петербург. Михаил Токарев-флейта пикколо,Алексей Арбузов-туба, Олег Малов-фортепиано.Камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга».
         (137)  


abcz (18.09.2014 18:38)
musikus писал(а):
Ах так вам ведомо мое нутро. Славно. Растолкуйте
мне как-нито по секрету, а то сам я все никак не разберусь, не то, что в Галине
Ивановне.
мне неведомо Ваше нутро, но когда что-то не любят, говорят `мне не по
нутру`. Вы же не любите музыки Уствольской?

musikus (18.09.2014 19:58)
abcz писал(а):
мне неведомо Ваше нутро, но когда что-то не любят,
говорят `мне не по нутру`. Вы же не любите музыки Уствольской?
Я к ней равнодушен. А
в тех случаях когда кликушеством попахивает, то и антипатию ощущаю. Вообще же это случай
для меня нетипичный. Я, прямо сказать, много чего на своем веку наслушал, ухо у меня
достаточно вострое, не совсем волосатое, так что многое готов принять, вовсе не похожее
на Чайковского и Шопена, порой достаточно или даже весьма радикальное. Но только вот не
это. И меня очень интересует почему другим людям, в том числе весьма уважаемым, это
нравится. Почто дифирамбы (или это теперь `так надо`, что-то вроде политкорректности)?
Так, если посмотреть каменты хотя бы на нашем форуме, то к Галине Ивановне-то, пожалуй,
пиэтет здесь побольше, побезоговорочнее, чем, скажем, к Дмитрию Дмитриевичу... Ну просто
на грани придыхания или молитвы. Чудеса да и только.

abcz (18.09.2014 20:07)
musikus писал(а):
Но только вот не это. И меня очень интересует
почему другим людям, в том числе весьма уважаемым, это нравится. Почто дифирамбы (или это
теперь `так надо`, что-то вроде политкорректности)? Так, если посмотреть каменты хотя бы
на нашем форуме, то к Галине Ивановне-то, пожалуй, пиэтет здесь побольше,
побезоговорочнее, чем, скажем, к Дмитрию Дмитриевичу... Ну просто на грани придыхания или
молитвы. Чудеса да и только.
я, скорей, человек цинический, чем способный испытывать
пиетет и петь дифирамбы, но ценю Уствольскую вполне вровень с Шостаковичем (коего ценю
чрезвычайно).
Что же до других людей, в т.ч. и весьма уважаемых, я думаю, им просто нравится её музыка.
Ну, просто нравится, и всё.

musikus (19.09.2014 00:42)
abcz писал(а):
просто нравится её музыка. Ну, просто нравится, и
всё.
Ответ настолько простой, что просто не ответ.

oriani (19.09.2014 14:40)
musikus писал(а):
Ответ настолько простой, что просто не
ответ.
Наверное, есть какие-то очень сокровенные вещи, о которых можно только
музыкой, да и то - при известной степени мужества. А слова будут неизбежно профанировать.
Любые. Вот Уствольская вся - из таких вещей. И не снобизм это вовсе, Юрий Константинович,
Вы ведь на самом деле всё понимаете... )

musikus (19.09.2014 16:05)
oriani писал(а):
Уствольская вся - из таких вещей. И не снобизм это
вовсе. Вы ведь на самом деле всё понимаете...
Я далек от мысли, что Г.И. имеет какое
либо отношение к тому, что именуется снобизмом (если только я Вас правильно понял). Тут
иное, но... воздержусь от определений. Другое дело - массовые восторги по ее адресу
(профессионалов не беру - у них своя система отсчета, но любители-то, любители! Включая
тех, кои, извиняюсь, по всем признакам, просто еще многого, мягко говоря, не слышали)...
Вообще же можете считать, что `на самом деле` я ни хрена не понимаю. Хоть и ни в одном
глазу, но трое скажут: `пьян` - лягу отсыпаться (боюсь, однако, что уже не поможет).

oriani (19.09.2014 17:08)
musikus писал(а):
Я далек от мысли, что Г.И. имеет какое либо
отношение к тому, что именуется снобизмом (если только я Вас правильно понял)

Вообще же можете считать, что `на самом деле` я ни хрена не понимаю.
не совсем. Это
про загадочное молчание ценителей, которое иногда принимают за снобистское нежелание
снисходить до объяснений. А всё не так...

ну, я, конечно, самообманщица, но не до такой же степени... )

Mikhail_Kollontay (19.09.2014 17:16)
oriani писал(а):
загадочное молчание ценителей
Если обо мне:
многое познаётся в сравнении. В поколении Уствольской никто на ее уровне мастерства, силы
и таланта не находится. Другое дело, что это еще не абсолютный критерий. а относительный.
Третье дело то, что она очень мало написала. Четвертое дело, что в смысле сюжетного
наполнения там отдает не всегда приятными, вполне сероводороными запахами запахами. Но уж
такая жизнь - ешь что дают. Что выросло, то выросло. К сожалению, что ГИ, что Чаргейшвили
в симфонии - маргиналы по самой своей сути, и жизнь не предлагала им ничего другого, кроме
как на условиях потери своего пути. Ну еще могу позднего Денисова назвать разве что, но
пока мне не совсем ясен вопрос.

musikus (19.09.2014 17:19)
oriani писал(а):
загадочное молчание ценителей
Ну да. `Молчание
- золото`. Когда нечего сказать, можно выглядеть загадочно умным.

musikus (19.09.2014 17:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
в смысле сюжетного наполнения там отдает
не всегда приятными, вполне сероводороными запахами. Но уж такая жизнь - ешь что
дают.
Ярко Вы определили продукцию Г.И. Есть и общеупотребительное словцо...

oriani (19.09.2014 17:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Другое дело, что это еще не абсолютный
критерий. а относительный
я не знаю, а существует ли вообще абсолютный критерий...

oriani (19.09.2014 17:30)
musikus писал(а):
Ну да. `Молчание - золото`. Когда нечего сказать,
можно выглядеть загадочно умным.
это правда )

Mikhail_Kollontay (19.09.2014 17:34)
oriani писал(а):
я не знаю, а существует ли вообще абсолютный
критерий...
По-моему, да. Вот во времена Бетховена, допустим, был Керубини. Я так
соображаю, что Керубини бы названных мной авторов поборол бы. Хотя там тоже сероводород,
то есть сравнение не лишено оснований. Еще пятое дело то, что Франция - столица и
законодательница, как бы ее музыку тех лет ни прятали. Так что, с другой стороны, куда нам
с нашими пафосными примитивами лезть сравниваться.

Mikhail_Kollontay (19.09.2014 17:37)
musikus писал(а):
общеупотребительное
Ну что уж так упрощать -
главным источником запаха является ад с его обитателями, а прочие тухлые яйца, ну это
мелочи.

musikus (19.09.2014 17:43)
oriani писал(а):
я не знаю, а существует ли вообще абсолютный
критерий...
В текущем времени, конечно, нет. Ах, какое это удобство при оценочных
спорах! Под этой маркой можно возносить любую хрень. Но как сказано: `Ты вечности заложник
у времени в плену`.

abcz (19.09.2014 17:44)
musikus писал(а):
Ответ настолько простой, что просто не
ответ.
а как я могу ещё Вам ответить? У нас нет общего языка для объяснения.

musikus (19.09.2014 17:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну что уж так упрощать - главным
источником запаха является ад с его обитателями, а прочие тухлые яйца, ну это
мелочи.
До Дантова ада далековато. Сортир поближе будет.

Mikhail_Kollontay (19.09.2014 17:52)
musikus писал(а):
До Дантова ада далековато. Сортир поближе
будет.
Рад, раз у Вас всё обстоит хорошо. Хотя о Данте всё-таки и не упоминал.

musikus (19.09.2014 17:55)
abcz писал(а):
а как я могу ещё Вам ответить? У нас нет общего языка
для объяснения.
Ну почему. Вы скажИте. Мне, конечно, трудно против Вас, но я
напрягусь изо всех сил и постараюсь понять.

musikus (19.09.2014 18:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Рад, раз у Вас всё обстоит хорошо. Хотя о
Данте всё-таки и не упоминал.
Да, как говорится - регулярно. Но музыку я покамест не
сочинял. А что, чем черт не шутит!? Если они поэты, так и я тоже!

abcz (19.09.2014 18:01)
musikus писал(а):
Ну почему. Вы скажИте. Мне, конечно, трудно против
Вас, но я напрягусь изо всех сил и постараюсь понять.
мы уже говорили на этот счёт.
Кстати, в этой же ветке. Моя речь совершенно Вас не убедила. Остаются только такие вот
простые утверждения: нравится, и всё.

Mikhail_Kollontay (19.09.2014 18:09)
musikus писал(а):
Да, как говорится - регулярно. Но музыку я покамест
не сочинял. А что, чем черт не шутит!? Если они поэты, так и я тоже!
О да, умышленное
применение пошлости - могучая сила в искусстве (кстати об оперетте). Как сейчас вижу
старую историю, нисколько не относящуюся к текущему диалогу. - Идет выездной некий пленум
СК. В чьем-то номере собралось некоторое количество коллег, ясно, среди них заслуженные
сотрудники. А между ними свои трения. И вот один тоже начал нести жуткие пошлости, да
такие, что его коллегу, весьма-весьма интеллигентного, утонченно интеллигентного человека,
прямо-таки выдуло из номера. Тогда победитель в восторге упал на кровать и, задирая
руки-ноги и хохоча, завопил: Ах как, как же это я его славно пошлостью выгнал-то! - Вот
глупость, а так, по копеечке набираешься жизненного опыта.

brenessel (28.09.2015 02:24)
Здорово!
Часто испытываю неловкость при прослушивании современной духовной музыки (такое ощущение,
что подглядываешь за тем, как твой современник молится или думает о чем-нибудь высоком -
как например у Губайдулиной или Полевой).
А с Уствольской такой неловкости не возникает.
И слушать можно бесконечно - каждый раз как первый.

Opus88 (28.09.2015 04:24)
brenessel писал(а):
Здорово!
Часто испытываю неловкость при прослушивании современной духовной музыки (такое ощущение,
что подглядываешь за тем, как твой современник молится или думает о чем-нибудь высоком -
как например у Губайдулиной или Полевой).
А с Уствольской такой неловкости не возникает.
И слушать можно бесконечно - каждый раз как первый.
Молитва? Для меня скорее
разверзание бездны вопреки всему и вся. Невольно возникло сравнение с Достоевским в
музыке.

oriani (28.09.2015 11:02)
Opus88 писал(а):
Молитва? Для меня скорее разверзание
бездны
Бездна - пространство De profundis...

oriani (28.09.2015 11:04)
oriani писал(а):
Бездна - пространство De profundis...
Причина в
том, что, не достигнув предела, вещи не переходят в свою противоположность.

Лао Цзы

brenessel (28.09.2015 11:40)
Opus88 писал(а):
Молитва? Для меня скорее разверзание бездны вопреки
всему и вся. Невольно возникло сравнение с Достоевским в музыке.
Ну да - молитва или
близкое к ней медитативное состояние - сознательная, волевая устремленность к
`трансцендентному`, особая сосредоточенность (сближающая ее с раннесредневековой музыкой).

Деструктива (`разверзания бездны`) я как раз не слышу.
По крайней мере, в этом цикле.

musikus (28.09.2015 11:43)
Opus88 писал(а):
Молитва? Для меня скорее разверзание бездны вопреки
всему и вся. Невольно возникло сравнение с Достоевским в музыке.
Какое же это `даруй
нам мир`? Миром тут и не пахнет. Это, скорее, `Tuba mirum` (с помощью тубы) или Dies irae,
такой маразматический денечек гнева...

brenessel (28.09.2015 12:01)
musikus писал(а):
такой маразматический денечек гнева...
Ну
совсем же нет. Музыка умная и ясная.
Вы попробуйте послушать ее непредвзято хотя бы в течение недели. Наверняка, изменится
восприятие, что-то откроется - чего раньше не слышали.

brenessel (28.09.2015 12:20)
musikus писал(а):
Какое же это `даруй нам мир`? Миром тут и не
пахнет. Это, скорее, `Tuba mirum` (с помощью тубы) или Dies irae, такой маразматический
денечек гнева...
А почему им должно пахнуть?
`Dona nobis pacem` - это ведь не имитация благодушного состояния духа, а просьба о мире,
надежда его обрести.
`Pacem` как состояния здесь вообще может не быть (а только тоска о нем), хотя во второй
части всё-таки он приходит (как мне кажется).

Opus88 (28.09.2015 14:42)
musikus писал(а):
Какое же это `даруй нам мир`? Миром тут и не
пахнет. Это, скорее, `Tuba mirum` (с помощью тубы) или Dies irae, такой маразматический
денечек гнева...
Да, миром тут вроде и не пахнет. Но в чем-то достижение/постижение
сущностей `от противного` работает.

OlgaKz (28.09.2015 15:10)
Opus88 писал(а):
Да, миром тут вроде и не пахнет. Но в чем-то
достижение/постижение сущностей `от противного` работает.
Но зачем просить о мире,
когда он есть?!
Даровать нам мир мы просим тогда, когда его и в помине нет, когда он страстно желанный,
но возможно, недостижимый. `Даруй нам мир! - это мольба смятения и отчаяния. Мне так
кажется)))

Opus88 (28.09.2015 15:50)
OlgaKz писал(а):
Но зачем просить о мире, когда он есть?!
Даровать нам мир мы просим тогда, когда его и в помине нет, когда он страстно желанный,
но возможно, недостижимый. `Даруй нам мир! - это мольба смятения и отчаяния. Мне так
кажется)))
Да, именно так!
(Я так и хотел сказать, но не смог выразить))
Страстно, отчаянно, неистово - от несовершенства, но в отчаянной попытке, если не
достичь, то хоть что-то познать.
И несовершенство, смятение искусно достигается гротескной комбинацией инструментов,
странными звуками; что во многом, вероятно, схоже с шаманскими ритуалами.
У меня с Уствольской пока получается взгляд в бездну, а дальше, не знаю...

musikus (28.09.2015 17:25)
brenessel писал(а):
Вы попробуйте послушать ее непредвзято хотя бы в
течение недели.
Не знаю как Вы, а с музыкой Галины Ивановны я знаком, по меньшей
мере, уже лет 50. Правда, слушать ее `ХОТЯ БЫ в течение недели` не приходилось. Я же не
самоубийца. Думаю, Шопена-то целую неделю слушать, и то сглузду съедешь.

musikus (28.09.2015 17:52)
Opus88 писал(а):
Да, миром тут вроде и не пахнет. Но в чем-то
достижение/постижение сущностей `от противного` работает.
Главное, что здесь
музыкой-то не пахнет. Когда я слушаю `Dona nobis...` ну, допустим, у Онеггера (специально
беру ХХ-й век), мне не надо объяснять - что хотел сказать автор. Понятно без
комментария...

Opus88 (28.09.2015 20:43)
musikus писал(а):
Главное, что здесь музыкой-то не пахнет. Когда я
слушаю `Dona nobis...` ну, допустим, у Онеггера (специально беру ХХ-й век), мне не надо
объяснять - что хотел сказать автор. Понятно без комментария...
Может и не музыка -
шаманство, звукомпозиция.
Факт, что Уствольская - талантливый композитор, и почему она сосредоточилась на таких
произведениях - мне бы очень хотелось немного понять.
Ее ранние произведения - музыка с умеренным содержанием ее `поздней музыки`.
Ее `Трио для скрипки, кларнета и фортепиано`, к слову, чем-то для меня созвучны `Квартету
на конец времени`.

brenessel (29.09.2015 15:46)
musikus писал(а):
Главное, что здесь музыкой-то не пахнет.
И всё
же это музыка.
`Если я всю себя, все свои силы вкладываю в свои сочинения, то и слушать меня надо
по-новому, тоже вкладывая свои силы! Слишком по-старому судят, слишком неправильно. Верю,
что в будущем будет не так. Все формы, полифонию и т.д. надо судить по-новому!`
Есть ли у нас причины (зная немного биографию, жизнь Уствольской) ей не верить?



 
     
classic-online@bk.ru