Структура
Месса состоит из шести номеров, которые, впрочем, легко разбиваются на отдельные структурные части, хотя резкого перехода между ними почти никогда нет.

Kyrie написано в традиционной...Читать дальше
Структура
Месса состоит из шести номеров, которые, впрочем, легко разбиваются на отдельные структурные части, хотя резкого перехода между ними почти никогда нет.

Kyrie написано в традиционной трёхчастной форме, исполняется хором.
Kyrie eleison — открывается кратким оркестровым вступлением, сразу же в миноре.
Christe eleison — в отличие от того, как это было в предыдущих мессах, построено не на новом материале, а на уже введённом в Kyrie eleison, но в мажоре.
Kyrie eleison — повторение первой части, но без оркестрового вступление, и кода.
Gloria написана сложно, можно выделить пять больших разделов, четвёртый повторяет первый, придавая всему построению гармоничную завершенность. Привлекает внимание отсутствие обычной фуги в конце, вместо которой поставлена лёгкая кода.
Gloria in excelsis Deo — двухчастного построения, в форме A-B-A-C (Gloria — Et in terra — Laudamus — каданс).
Gratias agimus tibi — рондо A1-B1-A2-B2-A3, чередуются хор и терцет солистов (Gratias — Domine Deus — Deus pater — Domine fili — Domine Deus, Agnus Dei).
Qui tollis — традиционно трёхчастно. Чередуются последовательно три солиста и хор.
Quoniam tu solus — повторяет Gloria in excelsis Deo с небольшими изменениями в конце.
Cum sancto spiritu — кода для солистов и хора в форме A-B-A-B-C, где C — собственно кода.
Credo состоит из длинной вступительной части (Credo), двух повествовательных (Et incarnatus и Et resurrexit), двух частей, повторяющих в общем музыку первой (Et in spiritum sanctum и Et unam sanctam), и заключительной фуги Amen.
Credo in unum Deum — хоровая вступительная часть в медленном темпе, в форме A1-A2-A3-A1 (Credo in unum Deum — Et in unum Dominum — Genitum — Qui propter), чередуются разные части хора (женский — мужской — женский — весь хор). Пройдя через ряд модуляций, тема возвращается к исходной тонике.
Et incarnatus est — своеобразное нисхождение с непрерывным музыкальным развитием: поют последовательно три солиста (Et incarnatus — Et homo — Crucifixus). Оркестр умолкает.
Et resurrexit — после паузы происходит будто бы взрыв ликования, затем снова, как и положено, pianissimo на «et mortuos». Далее вставлены несколько переходных тактов.
Et in spiritum sanctum — квартет солистов. Мелодия отличается от бывшей в Credo in unum Deum, однако окрестровый аккомпанемент всё тот же.
Et unam sanctam — на материале Credo in unum Deum.
Amen — фугато.
Sanctus имеет форму A1-B-C-B-A2, где B — Osanna, C — дуэт солистов (женский) Benedictus, A2 — повторение открывающих номер фанфар (вместо «Sanctus» поётся «Osanna»).
O salutaris hostia не входит в ординарный чин, но присутствует во всех шести последних мессах Керубини.[источник не указан 2520 дней]
Agnus Dei, как всегда, делится на две части.
Agnus Dei — трёхчастный. Два первые обращения открываются валторнами. В них терцету солистов («Agnus Dei») противостоит бас («Miserere nobis»). Третье обращение исполняется хором.
Dona nobis pacem — начинается с той же фразы у валторн, которая повторяется два раза, как в Agnus Dei (поёт хор). Затем следует кода.

Х Свернуть

Солисты - Рут Цизак (Ruth Ziesak), Марианна Пиццолато (Marianna Pizzolato), Герберт Липперт (Herbert Lippert) и Ильдар Абразаков (Ildar Abrazakov). Записано в Мюнхене 23 июня 2006 года.
         (1)  


cdtnkfyf (09.07.2024 15:14)
Прекрасные исполнения Рикардо Мути Месс Керубини, в Архиве их только 5, эта написана , как
гласят источники, в 1818г., всего у композитора 7 Месс, две из них Торжественных,к
сожалению, из указанных в его наследии 77 романсов, песен, ноктюрнов, двух-трёх и
четырёхчастных Канонов в Архиве ничего почти нет, как и Фантазии для ф-но, очень и очень
жаль.Один из любимейших композиторов, а уж его значение для мировой культуры и
французской, в частности, трудно переоценить.
Спасибо всем, причастным к записям его музыки!



 
     
classic-online@bk.ru