Скачать ноты
I. Allegro vivace
II. Andante con moto
III. Con moto moderato
IV. Saltarello: Presto

Исполнено Большом зале ленинского мемориала в г. Ульяновске в 2011 году. Оркестр - УГАСО `Губернаторский` (Запись служебная, записана цифровой любительской камерой).



fra_kanio (13.02.2012 05:08)
С первого же восхищённого возгласа скрипок мы погружаемся в головокружительный вихрь
лучистых ,счастливых образов,навеянных Мендельсону путешествием по сверкающей солнцем
синеокой Италии ,где была задумана и начала своё воплощение---пока лишь на нотном стане--
эта изумительная, классически отточенная `Итальянская ` Симфония. Автору только минул 21
год --- совершеннолетие,отмеченное столь искусным творением! Недаром же Шуман назвал
Мендельсона ` Моцартом 19-го века` .И в этом произведении Феликса так много от его
прославленных предшественников -классиков и столько жизнерадостности и искрящегося
света,что шумановское сравнение не кажется ни малейшей натяжкой...

Оркестр весьма разнороден по возрастному составу--- такой собрать,организовать всегда
сложнее ,чем коллектив одновозрастной.Сергею Ферулёву это,по-моему, удалось в полной
мере.Его манера-- экспрессивна и строга одновременно,он пунктуален и, в частности, верен
авторским темпам, в русле коих трактует исполнение Симфонии.И он не ` летит` (как это
делает ,например,Шолти), но держит пульс оркестра на оживлённом, однако не
`захлёбывающемся` уровне Allegro vivace в Первой части. Единственное,что мне не очень
понравилось-- это работа литавр,но,возможно ,тому виной не сам музыкант и уж конечно не
дирижёр,но акустика помещения или качество записи. Вторую часть Сергей Ферулёв трактует,
по моему, в ключе, близком к Кириллу Кондрашину. У Светланова,например, здесь более
сдержанный характер--- наверное оттого,что он придерживался высказанного одним из друзей
Мендельсона предположения о том, что композитор воспользовался для тематизма этой части
песней чешских паломников (куда-- в Рим ? В Израиль? ).Так это или нет, никто точно уже
не знает, поэтому многие дирижёры видят Вторую часть не столь буквально как
шествие.Тревожно -меланхолическое Andante con moto очень хорошо передано оркестрантами
под руководством С.Ферулёва,и здесь бы хотелось выделить слаженную группу духовиков.Часть
Третья скорее соотносит слушателя с мотивами возлюбленной сердцу Германии, благодаря
валторновым попевкам,типичным для изображения охоты,и мягкой,лиричной мелодики
,напоминающей немецкий лендлер и сделанной дирижёром с неменьшей душой и аккуратностью,чем
другие части... Финал с его мотивами зажигательных народных итальянских сальтарелл
(saltare = ` прыгать` ) , столь характерных для некоторых итальянских областей и поныне,
возвращает аудиторию вновь на берега Средиземного моря-- к картинам массовых празднеств и
карнавалов в Риме, Флоренции , Венеции... И опять лишь литавры несколько портят
впечатление,чересчур гулко звуча на ff. В остальном же финал исполнен ульяновским
коллективом достаточно сплочённо и традиционно.В целом это исполнение оставило у меня
благоприятные впечатления и я рекомендую его к прослушиванию всем любителям симфонизма
Мендельсона.

При мысли об Итальянской симфонии у меня поневоле рождается ассоциация : с Ливорно, где
в конце 18-го века родился знаменитый столетний столп еврейского народа--- деловой человек
и филантроп в одном лице --- Моше Монтефиоре,бывший , кстати, как раз современником
Мендельсона.Мало того, не трудно предположить,что так часто посещавший с гастролями
Англию,Феликс скорее всего встречался с Мозесом,поскольку последний был видным
политическим и финансовым деятелем той поры при дворе королевы Виктории.
Мендельсон,великолепно образованный, внук выдающегося еврейского философа Моисея
Мендельсона и лично знакомый с Гёте и Гегелем, был,безусловно, адептом немецко-еврейского
лютеранства.Монтефиоре,рыцарь,а также первый английский барон еврейского происхождения,
как нельзя лучше соответствовал духу протестантизма,хотя проводимые им реформы касались не
религиозных догматов и устоев, но общественно-экономического уклада :борьба за отмену
рабства(он вместе с Ротшильдом пожертвовал значительную сумму на компенсацию этого
разорительного нововведения), издание египетским султанатом декрета в пользу неправедно
осуждённых евреев,введение газового освещения в Великобритании,благообустройство
Иерусалима в противовес жилищному кризису и заскорузлости мышления тогдашних израильских
властей,построение свыше десятка школ ,борьба за равноправие евреев в Англии Румынии
Марокко ,России...Конечно, эту мою аасоциацию не найти в обычных музыковедческих
очерках,но она лишь усиливается тем обстоятельством,что `патриарх` немецкой оперы, Вагнер,
так низко стремился обесценить значимость музыки Мендельсона, ссылаясь на еврейское
происхождение Феликса Бартольди,который практически возродил из забвения баховские Страсти
по Матфею , сочинения Шуберта, Генделя , основал первую немецкую Консерваторию в
Ляйпциге...

Вне всякого сомнения,творчество Мендельсона нельзя перечёркивать и считать его
отжившим,ибо романтизм бы лишился в таком несправедливом случае одного из наилучших своих
представителей,мастера `неописуемо роскошной гармонии`.Замечательно всё-таки, что`не
послушавшись` Вагнера, его произведения продолжают играть во всём цивилизованном мире-- на
радость меломанам, самим музыкантам и будто бы в немеркнущую честь ` еврейства в музыке` ,
давшего человечеству столько потрясающих шедевров.

MargarMast (13.02.2012 05:15)
fra_kanio писал(а):
Сергею Ферулёву это,по-моему, удалось в полной
мере.Его манера-- экспрессивна и строга одновременно,он пунктуален и, в частности, верен
авторским темпам, в русле коих трактует исполнение Симфонии.
Ух ты, какой пост!
Обязательно почитаю попозже - очень любопытно. Но знаете ли вы все, что Сергей Ферулёв -
это отец нашего Саши Ферулёва, который так замечательно пишет о Рахманинове?

fra_kanio (13.02.2012 05:32)
Уважаемая MargarMast,Ferulov---очень талантливый молодой человек , ия чрезвычайно высокого
мнения о нём !

MargarMast (13.02.2012 05:52)
fra_kanio писал(а):
Уважаемая MargarMast,Ferulov---очень талантливый
молодой человек , ия чрезвычайно высокого мнения о нём !
Я тоже так думаю. И,
главное, он совершенно не выпендрёжный - что очень его красит :).

Ferulyov (19.03.2012 17:33)
Должен давно поблагодарить на ветке уважаемых Fra_Kanio и MargarMast за то, что уделили
внимание записи и моей персоне, которую вполне имели право обойти стороной, но за что-то
похвалили, право незаслуженно. Спасибо! Отдельное спасибо Fra_Kanio за проницательный
анализ записи. Да, литавры пострадали из-за несоответствия аппаратуры задачам записи.
Конечно, имеется сходство и с разными трактовками, в конечном счёте налицо своя,
продуманная. Дирижёры, как правило следят за достижениями коллег, за их стилями и
разбираются в них. Таким образом, художественное мировоззрение уже включает в себя эти
явления, при доминировании, конечно, своих взглядов и ориентации на следование партитуре
(традиция уже не столь крепкая, как раньше). Спасибо за то, что поделились Вашими
впечатлениями!

evgeny (25.02.2016 21:27)
Ferulyov писал(а):
Должен давно поблагодарить на ветке уважаемых
Fra_Kanio и MargarMast за то, что уделили внимание записи и моей персоне, которую вполне
имели право обойти стороной, но за что-то похвалили, право незаслуженно. Спасибо!
Отдельное спасибо Fra_Kanio за проницательный анализ записи. Да, литавры пострадали из-за
несоответствия аппаратуры задачам записи. Конечно, имеется сходство и с разными
трактовками, в конечном счёте налицо своя, продуманная. Дирижёры, как правило следят за
достижениями коллег, за их стилями и разбираются в них. Таким образом, художественное
мировоззрение уже включает в себя эти явления, при доминировании, конечно, своих взглядов
и ориентации на следование партитуре (традиция уже не столь крепкая, как раньше). Спасибо
за то, что поделились Вашими впечатлениями!
Уважаемый коллега!Готовясь к исполнению
симфонии,ища близкую мне трактовку,просматривал сайт и неожиданно,совершенно случайно
поверьте,прослушал Вашу.И не пожалел.Среди многих именитых и знаменитых,нашел то,что не
нашел у других. Вы,по-моему мнению,взяли правильный темп в финале.Но самое
замечательное,что сумели сохранить его до конца части. Довольно скромными дирижёрскими
жестами,не вдаваясь в мелочи показа вступлений.Браво оркестру,который почти справился с
таким вихрем.
Если Вас интересует более детальный взгляд со стороны,могу поделиться в приватной беседе.
Поздравляю Вас с неоспоримыми высокими достижениями в исполнении и с крепким составом
оркестра.
С уважением,Евгений



 
     
Наши контакты