I. KYRIE
01. Kyrie eleison (Chorus)
02. Christe eleison (Soprano)
03. Kyrie eleison (Chorus)

II. GLORIA
04. Gloria in excelsis Deo (Chorus)
05. Laudamus te (Alto)
06. Gratias agimus tibi...Читать дальше
I. KYRIE
01. Kyrie eleison (Chorus)
02. Christe eleison (Soprano)
03. Kyrie eleison (Chorus)

II. GLORIA
04. Gloria in excelsis Deo (Chorus)
05. Laudamus te (Alto)
06. Gratias agimus tibi (Chorus)
07. Domine Deus, Rex coelestis (Soprano, Tenor)
08. Qui tollis peccata mundi (Chorus)
09. Qui sedes ad dextram Patris (Alto)
10. Quoniam tu solus sanctus (Bass)
11. Cum Sancto Spiritu (Chorus)

III. CREDO
12. Credo in unum Deum (Chorus)
13. Patrem omnipotentem (Chorus)
14. Et in unum Dominum Jesum Christum (Soprano, Alto)
15. Et incarnatus est (Chorus)
16. Crucifixus etiam pro nobis (Chorus)
17. Et resurrexit tertia die (Chorus)
18. Et in Spiritum Sanctum (Bass)
19. Confiteor unum baptisma (Chorus a cappella)
20. Et exspecto resurrectionem mortuorum (Chorus)

IV. SANCTUS, HOSANNA, BENEDICTUS
21. Sanctus Dominus Deus Sabaoth (Chorus)
22. Hosanna in excelsis (Chorus)
23. Benedictus qui venit (Tenor)
24. Osanna in excelsis (Chorus)

V. AGNUS DEI
25. Agnus Dei (Alto)
26. Dona nobis pacem (Chorus)

Х Свернуть

Soprano - Agnes Giebel, bass [No. 10] - Franz Crass. BBC Chorus (Chorus Master - Peter Gellhorn). Запись - 18-20 октября 1967 г., Лондон.
         (197)  


OlGavA (09.11.2013 11:00)
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

musikus (09.11.2013 11:29)
OlGavA
писал(а):
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Верно! С
Клемперером это то, что нужно.

Aelina (09.11.2013 14:52)
Спасибо за предыдущие комментарии.
Исполнение очень достойное , убедительное , великолепное.

victormain (16.11.2013 04:59)
musikus писал(а):
Верно! С Клемперером это то, что нужно.
Боюсь,
что по моему мнению клемпереровская запись - образец того, как не нужно исполнять эту
Мессу. Видимо, здесь поколения никогда не договорятся.

sir Grey (16.11.2013 09:26)
victormain писал(а):
Боюсь, что по моему мнению клемпереровская
запись - образец того, как не нужно исполнять эту Мессу. Видимо, здесь поколения никогда
не договорятся.
А что не так?

musikus (16.11.2013 10:38)
victormain писал(а):
Боюсь, что по моему мнению клемпереровская
запись - образец того, как не нужно исполнять эту Мессу. Видимо, здесь поколения никогда
не договорятся.
Я знаком с этой оценкой Клемперера, по крайней мере в отношении
мессы. Дело, думаю, не в поколениях. Мы с Вами, Виктор Николаевич, ведь, не баховского
поколения (точнее - поколений), а оценки разные. Я вполне допускаю, что у меня погрешности
со вкусом (что с меня взять), но как-то утешает, что даже Отто Клемперер и тот ошибался
или, может, не очень ошибался. Да и другие исполнители, хотя бы К.Рихтер, не далеки от
Клемперера. Тоже, значит, ошибаются... Думаю, что дело тут, все таки, связано с самим ИСБ,
с тем, что потенциально заложено в его партитуре и что Клемперер захотел проявить
(особенно в Kyrie eleison, но и далее). Я имею в виду гигантскую мощь Баха, его
глыбистость, которая - вот именно! - потрясает. А современная ритуальная свистопляска в
духе аутентизма, которая все это, не только Баха, превращает в какие-то мощи, мне, как
слушателю, совершенно безразлична.

gutta (16.11.2013 11:37)
musikus писал(а):
...А современная ритуальная свистопляска в духе
аутентизма...мне, как слушателю, совершенно безразлична.
Пожалуй, Вы очень корректно
сформулировали. Но невозможно не задаваться вопросом:`Для чего всё это было?` И есть.

abyrvalg (16.11.2013 11:38)
musikus писал(а):
Я знаком с этой оценкой Клемперера, по крайней мере
в отношении мессы.
Сам встречал неоднократно такое мнение, что он слишком медленный
темп взял и что это не Бах, а непонятно что. Особенно сторонники аутентичности не
недолюбливают такое исполнение, хотя прекрасно понятно, эти аутентисты в жизнь не добьются
того результата, который есть у Клемперера. Главное и основное качество в исполнении этой
мессы у Клемперера - это человечность, при неспешном развертывании баховского величия.
Особенность такого олимпийского величия вообще прослеживается в позднем Клемперере, хотя
некоторые видят в этом только медленные темпы и больше ничего не могут разглядеть.

Aelina (16.11.2013 13:06)
victormain писал(а):
Боюсь, что по моему мнению клемпереровская
запись - образец того, как не нужно исполнять эту Мессу. Видимо, здесь поколения никогда
не договорятся.
Виктор Николаевич , меня по-настоящему и глубоко ` зацепила ` Великая
месса в исполнениях Гельмута Риллинга - сначала в размещенной записи с участием
Студенческого хора МГК , а затем с Ансамблем `Bach-Collegium Stuttgart`. Не берусь
оспаривать Ваше мнение относительно клемперовской записи , но согласны ли Вы , что эта
месса - одна из Великих Недосягаемых вершин творчества ИСБ ?

musikus (16.11.2013 13:20)
gutta писал(а):
Пожалуй, Вы очень корректно сформулировали. Но
невозможно не задаваться вопросом:`Для чего всё это было?` И есть.
Можно, конечно,
прекраснодушно пофантазировать в духе `спасения святого классического искусства` или, там,
`возврата к чистым первоисточникам` и пр. Но, думаю, возможен и более банальный ответ: это
поиски своей концертной ниши, т.е. `своего права` на бабки. Но просто так ведь уровень
исполнения предшественников, тем более таких, как Клемперер, не перекроешь. Значит, нужна
некая новая идеология вроде аутентики, иначе мОзги не запудришь...

musikus (16.11.2013 13:38)
abyrvalg писал(а):
Особенность такого олимпийского величия вообще
прослеживается в позднем Клемперере, хотя некоторые видят в этом только медленные
темпы
Все хорошо на своем месте. У меня в фонотеке стоят все симфонии и увертюры ЛвБ
с Клемперером. Я не люблю эти записи, они слишком чопорны и тяжеловесны, а Бетховен -
другое... А вот в мессе си минор эта манера Клемперера, этот, как Вы сказали, `олимпизм` в
самый раз. Что значит `медленные темпы`? Die hohe messe - это что, опереттка, что ли?

Aelina (16.11.2013 14:01)
abyrvalg писал(а):
хотя некоторые видят в этом только медленные темпы
и больше ничего не могут разглядеть.
Как раз ` медленные темпы` и помогают
сосредоточиться , глубоко раствориться в ( кон)тексте произведения ,тщательно серьёзно и
внимательно, не под лупой `рассмотреть` с разных ` ракурсов` некоторые его `аспекты` и
многое (пере)(о)смыслить иначе...( имхо)

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 14:27)
abyrvalg писал(а):
Главное и основное качество в исполнении этой
мессы у Клемперера - это человечность, при неспешном развертывании баховского
величия.
Лично меня подобные качества исполнения в этой мессе, как, впрочем, и в
любых других больших сочинениях Баха способны только оттолкнуть.
Мне его сочинения представляются захватывающими дух многоуровневыми ажурными конструкциям
с бесчисленным перекрестными связями.
Это же исполнение производит впечатление могучего, но довольного мутного потока, в
котором можно разглядеть только то, что происходит на поверхности, т.е. излишний пафос,
так называемую `человечность`, и ложно понятое `величие`.
Да и вообще мне Клемперер не нравится. Единственное, к чему я когда-либо смог
проникнуться, - это две ночные музыки из Седьмой Малера

gutta (16.11.2013 14:33)
musikus писал(а):
просто так уровень...таких, как Клемперер, не
перекроешь. Значит, нужна некая новая идеология вроде аутентики, иначе мОзги не
запудришь...
Трудно не согласиться. Но, согласиться лишь отчасти. Думается, что
Вальтер, Клемперер, Фуртвенглер достигли некоего предела большого стиля. Дальнейшее - я
пытаюсь думать вслух - либо высокопрофессиональная профанация и радостный бизнес в виде
Караяна, либо возвращение под человеческий кров, к домашнему музицированию, но уже на
ином, сверхчеловеческом, уровне мастерства?

abyrvalg (16.11.2013 15:05)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Лично меня подобные качества исполнения в
этой мессе, как, впрочем, и в любых других больших сочинениях Баха способны только
оттолкнуть.
Хорошо, попробую развить тему по-другому.
Если посмотреть, что касается понимания эстетики Баха так называемых `стариков` во
времена Клемперера, то о ней всё замечательно подробно рассказал Фуртвенглер в одной из
статей, где подверг сильной критике того, что, видимо, в его время было зародышами
аутентизма. Конечно, можно соглашаться с его точкой зрения, можно нет,но это были люди
цельные и играли они так как понимали. Например, Фуртвенглер довольно часто дирижировал
Страстями по Матфею. Помимо известной записи с Фишером-Дискау 1954 года есть ещё фрагменты
двух исполнении. Конечно с точки зрения сегодняшнего аутентизма это безобразие,но я могу
сказать одно. Когда я впервые услышал эти Страсти с Клемперером ещё на виниловых
пластинках, я 3 часа сидел как под огромным впечатлением. Ни один аутентист потом даже
сотой доли того впечатления от этого колоссального произведения не достиг.
Конечно, у `стариков` были свои перегибы, но аутентисты делают музыку того же Баха, на
мой взгляд, мельче чем она есть.
Еще надо учитывать, что в центре интересов тогда был все-таки Бетховен. Видимо было время
такое. Оно требовало не созерцания и покорности, сколько борьбы.
А что сейчас? А сейчас в Европе уже наверное не осталось ни одной деревни, где не было
бы какого-нибудь аутентичного или барочного фестиваля, на которых играют и Баха в том
числе. Время другое,да и видимо людям стал более свойственен конформизм,в разных его
вариантах.

musikus (16.11.2013 15:12)
Romy_Van_Geyten писал(а):
- подобные качества способны только
оттолкнуть.
- исполнение производит впечатление могучего, но довольного мутного потока
- излишний пафос, `человечность`, и ложно понятое `величие`.
Предсказуемо... Ваще,
открытые чувства ныне постыдны, правда? Наивняк для дурачков! Всё надо крыть иронией,
как-то так...

sir Grey (16.11.2013 15:17)
Romy_Van_Geyten писал(а):
/.../мутного потока /.../на поверхности
/.../излишний /../, так называемую /../ ложное /.../
Как сказал старец Ставрогину –
«немного бы в слоге поправить». Поправляю.

«Мне его сочинения представляются захватывающими дух многоуровневыми ажурными
конструкциям с бесчисленным перекрестными связями» - это да.

«Это же исполнение производит впечатление могучего, но довольного мутного потока» -
исправляем на «могучего и светлого потока».

«В котором можно разглядеть только то» - пропущено «не»: «не только то». Убираем «так
называемую» и «ложное», меняем на «глубокую человечность и величие в подлинном смысле
слова».

Далее по тексту. Не нравится Клемперер, ну и бог с ним, что уж тут… Я ведь по сути
согласен, только «в слоге бы…»

gutta (16.11.2013 15:29)
sir Grey писал(а):
Как сказал старец Ставрогину – «немного бы в слоге
поправить». Поправляю.
Сильно рискуете. Могут и на дуэль вызвать. Ваш покорный слуга
непременно послал бы картель.

Maxilena (16.11.2013 15:32)
gutta писал(а):
Трудно не согласиться. Но, согласиться лишь отчасти.
Думается, что Вальтер, Клемперер, Фуртвенглер достигли некоего предела большого стиля.
Дальнейшее - я пытаюсь думать вслух - либо высокопрофессиональная профанация и радостный
бизнес в виде Караяна, либо возвращение под человеческий кров, к домашнему музицированию,
но уже на ином, сверхчеловеческом, уровне мастерства?
Воооооооооооот!!!!! Именно.
Аутентизм - просто, на мой взгляд, совершенно закономерное дитя Большого стиля. Ну,
невозможно же сейчас работать на черно-белых мониторах и на 286 (или каких там ?)
компьютерах. Просто движение вперед, неумолимое, хотя и не линейное, не поступательное, с
возвратами и триггерными всплесками. Для меня глобальным потрясением были Страсти по
Матфею Карла Рихтера, до сих пор благоговею перед этой записью. Но ментально уже не могу
ее воспринимать так, как раньше. Что-то отторгает, и принимаешь практически только
аутентистов. Иной уровень. Дорогой Валерий, Вы просто Вольф Мессинг, прочитали мои
душевные томления.

Maxilena (16.11.2013 15:45)
musikus писал(а):
как-то утешает, что даже Отто Клемперер и тот
ошибался или, может, не очень ошибался. Да и другие исполнители, хотя бы К.Рихтер, не
далеки от Клемперера. Тоже, значит, ошибаются...
Я имею в виду гигантскую мощь Баха, его глыбистость, которая - вот именно! -
потрясает.
А современная ритуальная свистопляска в духе аутентизма, которая все это, не
только Баха, превращает в какие-то мощи, мне, как слушателю, совершенно
безразлична.
Нет, нет, не то... Никто не ошибался и не ошибается, и не свистопляска.
Во времена Баха исполняли не так, как Клемперер и Ко, и не так как аутентисты... Через сто
лет после нас будут исполнять как-то совсем иначе. Я думаю своими слабыми мозгами, что как
раз-то в этом глыбистость Баха и проявляется: он конкордантен всякому времени. Это именно
его, Баха, феномен: прочтения его партитур могут быть совершенно различными, просто прямо
противоположными. А суть-то не меняется! Поэтому профи правы: бесспорно только чтение
партитур без исполнения. Но какое же несметное богатство - эти взаимоисключающие
исполнения! Поэтому для меня аутентизм - просто еще один бриллиант в копилку Баха. Может
быть, не такой увесистый, как солитеры Большого стиля, но уж чистоты запредельной!
Простите за сумбур и многословие. Просто задели за живое, аутентизм для меня недавнее и
душевытрясательное открытие.

Mikhail_Kollontay (16.11.2013 15:45)
Maxilena писал(а):
Страсти по Матфею
А Вам честно не скучно? я,
например, скучаю. Не в смысле исполнения, а в смысле музыки. Много чего там есть ценного,
но, `к несчастью`, есть хоралы, которые напрочь выносят по качеству всё остальное, на мой
взгляд. Страсти по Иоанну намного компактнее.

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 15:46)
musikus писал(а):
Предсказуемо... Ваще, открытые чувства ныне
постыдны, правда? Наивняк для дурачков! Всё надо крыть иронией, как-то так...
Вовсе
нет! Просто меня такие качества, как открытые проявления чувств, взывание к человечности и
глобальности, в музыкальном исполнении совершенно не привлекают. Они мне кажутся
тавтологичными. Музыка изначально, по факту своего существования, адресуется к
человеческим чувствам. И этого совершенно достаточно. Специальное подчеркивание этого в
исполнении, мне кажется совершенно не нужным. Может это кому-то и нравится, мне - нет.

musikus (16.11.2013 15:51)
gutta писал(а):
высокопрофессиональная профанация и радостный
бизнес
Хорошее определение, и не только в случае с Караяном.

sir Grey (16.11.2013 15:55)
gutta писал(а):
Сильно рискуете. Могут и на дуэль вызвать. Ваш
покорный слуга непременно послал бы картель.
Просто стиль. Мне Смирдин за это сорок
тысяч дает. Я им всем....

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 15:58)
sir Grey писал(а):
исправляем на «могучего и светлого потока».

меняем на «глубокую человечность и величие в подлинном смысле слова».
Хе-хе...
подобными литературными упражнениям, можно любой текст превратить в `Майн Кампф`

OlgaKz (16.11.2013 15:59)
abyrvalg писал(а):
Хорошо, попробую развить тему
по-другому.
Аутентисты, конечно, люди замечательные. Та колоссальная
исследовательская работа, которая предваряет каждое (!) исполнение, не может не вызывать
восхищения, изумления и уважения. Мне жутко интересно услышать, как мог бы звучать ИСБ по
версии Арнонкура, Кёйкена и прочих, отслеживать особенности их исполнительских концепций,
сопоставлять их и т.п. То есть прослушивание превращается в процесс чрезвычайно
увлекательный. Такая игра ума и воображения! Но вот результат... Прослушал, насладился и
…забыл. Нет того эмоционального порыва, который охватывает тебя, когда слушаешь
Фуртвенглера, Менгельберга, Рамина и других великих «стариков». Когда мороз по коже,
дыхание перехватывает, слезы из глаз, когда за последним аккордом следует не забвение, а
потрясение, длящееся порой даже не часы, а дни. Когда, как громом пораженный, сам не свой,
возвращаешься вновь и вновь к тому, что слышал. И помнишь все это годами, десятилетиями.
А вот с аутентистами такого, у меня по крайней мере, нет. Но, может быть, они еще придут
когда–нибудь к ошеломляющему результату.

gutta (16.11.2013 16:07)
sir Grey писал(а):
Просто стиль. Мне Смирдин за это сорок тысяч дает.
Я им всем....
Благородно-с. А всё одно - про Матрёшу - это Вы зря-с.

Maxilena (16.11.2013 16:07)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Вам честно не скучно? я, например,
скучаю. Не в смысле исполнения, а в смысле музыки. Много чего там есть ценного, но, `к
несчастью`, есть хоралы, которые напрочь выносят по качеству всё остальное, на мой взгляд.
Страсти по Иоанну намного компактнее.
Честно! Естественно, какие-то места я люблю
больше. Страсти я люблю равно сильно.

Maxilena (16.11.2013 16:15)
OlgaKz писал(а):
А вот с аутентистами такого, у меня по крайней мере,
нет. Но, может быть, они еще придут когда–нибудь к ошеломляющему результату.
Ох,
по-моему, уже давно пришли! Я очень, очень сильно прошу прощения за бесконечные
повторения, но одни аутентисты, точно так же, как и Гульд, одни вызывают у меня сейчас вот
именно точно те же эмоции, которые Вы так здОрово описали. Как морфий или ЛСД: однажды
вкусившего все остальное уже не пронимает. Или вот вирус. У него ,кроме своей ДНЕ, ничего
нет,он может размножаться, только встроившись в ДНК клетки макроорганизма (предвижу
комментарии))). То есть, все перечисленное уже встроено в мою музыкальную ДНК. Это
неизлечимо)))

OlgaKz (16.11.2013 16:31)
Maxilena писал(а):
Честно! Естественно, какие-то места я люблю
больше. Страсти я люблю равно сильно.
И я обожаю `Страсти...`. Слушаю с замиранием
сердца... Тут уж не до скуки.

musikus (16.11.2013 16:49)
Romy_Van_Geyten писал(а):
- Просто меня такие качества кажутся
тавтологичными.
- Специальное подчеркивание этого в исполнении, мне кажется совершенно не
нужным.
Мне кажется, что Вы что-то путаете, Евгений. В мессе си минор у Клемперера
нет никакой пошлой патетики, `специального подчеркивания`, это не вариант для американской
публики а ля Стоковский. А тезис насчет тавтологичности вообще странный. Он как бы
означает, что уртекст заранее предполагает одну единственную версию как исполнения, так и
восприятия. Но это же абсурд.

abcz (16.11.2013 16:59)
только начал слушать (и читать). Пока только одно: аутентисты лучше уж тем, что гораздо
чище интонируют. В Кирие духовиков слушать невозможно.
Впрочем, возможно у меня профессиональное заболевание...

abcz (16.11.2013 17:09)
musikus писал(а):
Предсказуемо... Ваще, открытые чувства ныне
постыдны, правда? Наивняк для дурачков! Всё надо крыть иронией, как-то так...
дело не
в открытых чувствах, мне кажется.
Меняется время, меняются формы `открытости` чувств. Расставаясь с императором Цинь некий
чиновник был так опечален, что - прощаясь - спел экспромтом стих и станцевал заодно.
Говорят, он был чрезвычайно искренен.
Нам (и Вам, и Роми, и мне) такая искренность показалась бы не вполне искренней.
Мне открытость чувств Клемперера не кажется открытостью чувств. Возможно потому, что уже
иные формы открытости доминируют в социуме (и музыке).

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 17:15)
musikus писал(а):
В мессе си минор у Клемперера нет никакой пошлой
патетики, `специального подчеркивания`, это не вариант для американской публики а ля
Стоковский.
А я и не говорю, что у него патетика пошлая, я говорю - избыточная. На
мой испорченный и циничный вкус. Собственно, дело даже не в пафосе - какой-то он,
Клемперер, тяжелый, неповоротливый, непрозрачный. Для меня он воплощает всё, что мне не
нравится в исполнительстве. Ну, да - глыба, утёс! Мне, однако, больше по душе плоские
морские камешки, которые можно бросать по воде, и смотреть как расходятся круги...

victormain (16.11.2013 17:17)
Aelina писал(а):
...глубоко ` зацепила ` Великая месса в исполнениях
Гельмута Риллинга... согласны ли Вы , что эта месса - одна из Великих Недосягаемых вершин
творчества ИСБ ?
Риллинг - это голова.
Насчёт великих - согласен, насчёт недосягаемых - нет (а кто проверял? и зачем -
недосягаемых? Травиата недосягаема, но потом пишется Воццек и становится ещё более
недосягаемым). С заглавными литерами ещё не согласен, сорри, Элина. Месса h-moll - не
самое любимое моё произведение, сознаюсь. Но в классном исполнении аутентов она иногда
звучит настолько хорошо и свежо и нераздуто, что слушаю с радостью. Забавно, что с
Пассионами Баха у меня отношения куда проще: я всегда их любил, независимо от
интерпретации. Их испортить, видимо, невозможно. А вот с Мессой у Клемперера получается
сходу.

victormain (16.11.2013 17:23)
musikus писал(а):
...Я имею в виду гигантскую мощь Баха, его
глыбистость, которая - вот именно! - потрясает. А современная ритуальная свистопляска в
духе аутентизма мне,.. как слушателю, совершенно безразлична.
Вот именно это, Юрий
Константинович, я и называю разностью поколений. И мне нравится, когда эта разность не
переходит в конфликт - в любом вопросе. Великий музыкант Александр Кузьмич Вустин из всех
исполнений баховского Матфея предпочитает менгельберговское. Я - аутентичное (больше -
Арнонкура, но есть сейчас уже и другие отличные), а из неаутентов откровенно предпочитаю в
Матфее Аббадо. Но нам с Сашей никогда не пришло бы в голову стреляться из-за этого))

Mikhail_Kollontay (16.11.2013 17:23)
victormain писал(а):
не самое любимое моё
Но за 6 номер можно
отдать всё, как он трубы ввёл! И когда!

victormain (16.11.2013 17:25)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...
Да и вообще мне Клемперер не нравится. Единственное, к чему я когда-либо смог
проникнуться, - это две ночные музыки из Седьмой Малера
Замечательно точно подмечено.
Нахтмюзики у него здорово получились.

musikus (16.11.2013 17:27)
victormain писал(а):
Но нам с Сашей никогда не пришло бы в голову
стреляться из-за этого))
Я тоже не собираюсь бросать Вам перчатку. Заранее готов на
мировую.

Mikhail_Kollontay (16.11.2013 17:29)
abcz писал(а):
Расставаясь с императором Цинь некий чиновник был так
опечален, что - прощаясь - спел экспромтом стих и станцевал заодно
Эти - запросто!

musikus (16.11.2013 17:30)
abcz писал(а):
Впрочем, возможно у меня профессиональное
заболевание...
Все может быть. Представляю, что ответил бы Вам Отто Клемперер в ответ
на реплику, что он, Клемперер, не слышит оркестра...

Mikhail_Kollontay (16.11.2013 17:32)
victormain писал(а):
Нахтмюзики
Педагогически он бесценен. Когда
у меня студент тарабанит и не в состоянии услышать звук музыки, усаживаю его рядом с
компьютером и включаю ютюбовский ролик с клемпереровой 8-й Бетховена. Изумление
гарантировано. Хотя дальше 1-й части ни разу не продвинулись.

victormain (16.11.2013 17:34)
abyrvalg писал(а):
...Фуртвенглер...Страстями по Матфею...Конечно с
точки зрения сегодняшнего аутентизма это безобразие...
Когда я впервые услышал эти Страсти с Клемперером...
Э нет, с Фуртвенглером всё не
так просто. Его запись Страстей мне очень нравится. Там с дыханием порядок, с пульсацией,
артикуляцией - всё живое в пределах неаутентики.
Думаю, большинство в нашем поколении услыхали Матфея впервые именно в Клемперере, ибо эти
пластинки были в продаже в СССР. В Минске продали 30 экз, скупила интеллигенция и потом
просто передавались пластинки из рук в руки в соответствующих кругах. Клемпереру в Матфее
главное спасибо за то, что запись без единой купюры и с очень хорошими солистами. В
остальном эта запись - достояние истории глубокой древности, но это - с уважением.

victormain (16.11.2013 17:38)
abyrvalg писал(а):
..А сейчас в Европе уже наверное не осталось ни
одной деревни, где не было бы какого-нибудь аутентичного или барочного фестиваля...людям
стал более свойственен конформизм,в разных его вариантах.
У Вас какое-то странное
понимание конформизма. Вот если бы сегодня исполняли Баха и проч так, как это в
большинстве случаев делалось в ХХ веке, или если бы ставили Хованщину и Бориса в редакции
Римского, а Кармен в версии Гиро - вот это был бы конформизм.

musikus (16.11.2013 17:41)
abcz писал(а):
Меняется время, меняются формы `открытости`
чувств.
Странно называть закрытость чувств - формой их открытости. Как же понять-то -
были эти чувства или их вовсе нетути? Японцы, те хоть улыбаются на похоронах. Шифр,
понимаешь, но хоть понятно (заранее известно) - почему. Традиция такая. А аутентисты,
стало быть, тоже шифруются. Но что делать-то? Плакать, что ли, или все таки хохотать?

abcz (16.11.2013 17:43)
musikus писал(а):
Все может быть. Представляю, что ответил бы Вам
Отто Клемперер в ответ на реплику, что он, Клемперер, не слышит оркестра...
`не
слышит`? В смысле фальши? Ну, это естественно (фальшь) по двум позициям: заставить чисто
петь-играть 100 человек в принципе невозможно; и выученные в равномерно-темперированном
строе оркестранты с большим трудом интонируют барочную музыку. Тут хоть четверых
Клемпереров в ряд поставь - ничего они не сделают

abcz (16.11.2013 17:49)
musikus писал(а):
Странно называть закрытость чувств - формой их
открытости. Как же понять-то - были эти чувства или их вовсе нетути? Японцы, те хоть
улыбаются на похоронах. Шифр, понимаешь, но хоть понятно (заранее известно) - почему.
Традиция такая. А аутентисты, стало быть, тоже шифруются. Но что делать-то? Плакать, что
ли, или все таки хохотать?
это не закрытость, а просто другая традиция открытости.
Есть народы у которых стыдно есть прилюдно, например. Мы застали их за едой, они страшно
смутились, покраснели, а мы долго будем думать - а чего же такого стыдного эти люди
делали?
А они ели.
вот и открытость. Вы воспринимаете неизвестную Вам открытость закрытостью, потому что
музыканты стали краснеть по другим поводам.

musikus (16.11.2013 17:49)
abcz писал(а):
Тут хоть четверых Клемпереров в ряд поставь - ничего
они не сделают
Но Вы-то говорите об этом так, как если бы это был профессиональный
порок. Вывод один - Вы, стало быть, знаете как нужно лучше Клемперера, который схалтурил.
Сердечно поздравляю.

musikus (16.11.2013 17:57)
abcz писал(а):
Вы воспринимаете неизвестную Вам открытость
закрытостью.
Ради бога, не надо этой словесной вязи. Нет там никакой особенной
`открытости` - ни явной, ни скрытой.

abcz (16.11.2013 18:00)
musikus писал(а):
Но Вы-то говорите об этом так, как если бы это был
профессиональный порок. Вывод один - Вы, стало быть, знаете как нужно лучше Клемперера,
который схалтурил. Сердечно поздравляю.
он не схалтурил. Он работал как было принято
в те времена и с теми, кто выучен в те времена. Никто бы не получил в тех условиях иного
результата (по строю и ансамблю). Для этого надо сократить количество исполнителей человек
до 40 (включая хор), потратить на работу часов 100 репетиционного времени, надо, наконец,
иметь представление о барочной интонации и барочных строях (т.е. опыт слушания грамотной
аутентичной игры).
Очевидно, что это было крайне маловероятно тогда.

abcz (16.11.2013 18:01)
musikus писал(а):
Ради бога, не надо этой словесной вязи. Нет там
никакой особенной `открытости` - ни явной, ни скрытой.
я-то слышу? Слышу. Значит,
есть? Или таки - словесная вязь?

LAKE (16.11.2013 18:12)
abcz писал(а):
он не схалтурил. Он работал как было принято в те
времена и с теми, кто выучен в те времена. Никто бы не получил в тех условиях иного
результата (по строю и ансамблю). Для этого надо сократить количество исполнителей человек
до 40 (включая хор), потратить на работу часов 100 репетиционного времени, надо, наконец,
иметь представление о барочной интонации и барочных строях (т.е. опыт слушания грамотной
аутентичной игры).
Очевидно, что это было крайне маловероятно тогда.
А, 45 можно? и, скажем, 120 часов
репетиций?

LAKE (16.11.2013 18:13)
abcz писал(а):
я-то слышу? Слышу. Значит, есть? Или таки - словесная
вязь?
Что именно Вы слышите?

abcz (16.11.2013 18:19)
LAKE писал(а):
А, 45 можно? и, скажем, 120 часов репетиций?
да
бога ради: ищите этих 45 и работайте с ними хоть 200 ч.

abcz (16.11.2013 18:20)
LAKE писал(а):
Что именно Вы слышите?
открытые чувства.
Не выпадайте из контекста. Держитесь.

Aelina (16.11.2013 18:28)
victormain писал(а):
Месса h-moll - не самое любимое моё
произведение, сознаюсь. Но в классном исполнении аутентов она иногда звучит настолько
хорошо и свежо и нераздуто, что слушаю с радостью. Забавно, что с Пассионами Баха у меня
отношения куда проще: я всегда их любил, независимо от интерпретации.
СознАюсь и я ,
месса соль минор ( и Пассионы) более доступны моему любительскому восприятию / интеллекту
и предпочтительней в исполнении аутентистов ( Херревеге , Сузуки , Арнонкура). До полного
/ объемного/ многогранного/ всестороннего понимания мессы h-moll мне ещё расти и расти...
Однако ( как и в восприятии контратенорового вокала ), чем ` холоднее` исполнение (
пр-ний барокко) -- тем более горячий душевный отклик.

LAKE (16.11.2013 18:44)
abcz писал(а):
открытые чувства.
Не выпадайте из контекста. Держитесь.
Из какого еще контекста?))))
Не самоусложняйтесь так торжественно. Чувства...контексты...держитесь))))
Фальшь где Вы слышите?

LAKE (16.11.2013 18:46)
abcz писал(а):
да бога ради: ищите этих 45 и работайте с ними хоть
200 ч.
И 50 можно?)))
А, 23?)))
Не, просто приколько Вы хронологию выстроили: 100 чел. - ХХ век; 40 чел. и 100 час.
работы - уже ХХI. Уважаю)))).

Maxilena (16.11.2013 18:49)
victormain писал(а):
Вот именно это, Юрий Константинович, я и называю
разностью поколений. И мне нравится, когда эта разность не переходит в конфликт - в любом
вопросе.
Боже, как хорошо быть тупой, безграмотной, нахальной и сладко кушать все
подряд, полагаясь только на свою интуицию. От этого внутреннее лицо лоснится и в животе
удовольствие))))

Aelina (16.11.2013 18:52)
LAKE писал(а):
Фальшь где Вы слышите?
С клемпереровскими
темпами я абсолютно согласна , но фальшь ( не совсем чистое интонирование) , увы ,
присутствует. Это слышно даже мне ( хотя , наверное, я не обладаю абсолютным музыкальным
слухом). Увы((

abcz (16.11.2013 18:53)
LAKE писал(а):
Из какого еще контекста?))))
Не самоусложняйтесь так торжественно. Чувства...контексты...держитесь))))
Фальшь где Вы слышите?
из контекста нашего с Musikus`ом диалога. Никаких усложнений,
достаточно прочитать реплику, на которую я отвечаю.

Фальши там достаточно, даже с избытком, как и расхождения по времени и изменения темпов
по ходу исполнения.
Разумеется, играют профессионалы и не секундами, просто постоянно плывёт интонация.

LAKE (16.11.2013 18:57)
abcz писал(а):
это не закрытость, а просто другая традиция
открытости. Есть народы у которых стыдно есть прилюдно, например. Мы застали их за едой,
они страшно смутились, покраснели, а мы долго будем думать - а чего же такого стыдного эти
люди делали?
А они ели.
Колоссально. В контексте такой аргументации - пришли мы на концерт, а там
на сцене хор и оркестр в яме)). Собирались они спеть и сыграть Мессу си-минор Баха.
Увидели нас, раскраснелись по порядку номеров рассчитались, пошушукались и многие их них
разбежались, а на сцене осталось ровно 40 человек, а кондуктор потупив взор сказал в
тишину зала - остались только те, с которыми мы 100 часов работали.
И они спели.

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 19:01)
LAKE писал(а):
А, 23?)))
Может. В кюйкеновском исполнении, на
мой вкус, одном из лучших, задействовано меньше 20 человек.

LAKE (16.11.2013 19:01)
Aelina писал(а):
С клемпереровскими темпами я абсолютно согласна ,
но фальшь ( не совсем чистое интонирование) , увы , присутствует. Это слышно даже мне (
хотя , наверное, я не обладаю абсолютным музыкальным слухом). Увы((
Элина. Нет двух
одинаковых голосов. `Грязь` интонирования даже в дуэте проявится). Вопрос только в остроте
слуха слушателя). Зачем вообще - хор тогда? В любом хоре будут такие `фальши` - специфика.

Aelina (16.11.2013 19:10)
LAKE писал(а):
Зачем вообще - хор тогда? В любом хоре будут такие
`фальши`
Вот!!!Этот вопрос я очень часто себе задаю!!!!За редчайшими исключениями
хоровое пение меня практически всегда не устраивает( особенно смешанного типа ) Как
правило больше `грязи` в женских составах , мужчины поют чище...
Возможно , во времена Баха всё было иначе...( ???)

abcz (16.11.2013 19:13)
LAKE писал(а):
И 50 можно?)))
А, 23?)))
Не, просто приколько Вы хронологию выстроили: 100 чел. - ХХ век; 40 чел. и 100 час.
работы - уже ХХI. Уважаю)))).
это не хронология, это просто расчёт: пятиголосный хор
- необходимо и достаточно 15 чел. (можно 20 - но это уже роскошь и риск нечистой
интонации, вообще, чем больше людей, тем дольше чистить интонацию, т.е. больше необходимо
репетиционного времени), флейты, гобои, фаготы - каждой твари по паре - 6, трубы с
литаврами - 4, человек 12 струнников, basso continuo. Слагайте (и это не XXI век, а вполне
себе Баховский).
Ну, и 100 или там 200 часов на то, чтобы научить их играть интонационно чисто, потому что
выучить чистой интонации человека, приученного всей жизнью играть приблизительно - сизифов
труд.

LAKE (16.11.2013 19:15)
Aelina писал(а):
Как правило больше `грязи` в женских составах ,
мужчины поют чище...
Возможно , во времена Баха всё было иначе...( ???)
Конечно, мужской вокал был еще
чище, а женский еще `грязнее`. Только усилиями феминисток удалось загрубить чистоту
мужских хоров и чуть-чуть `причесать` - женские)).

abcz (16.11.2013 19:15)
LAKE писал(а):
И они спели.
Этого было бы достаточно: всё-таки,
трудно читать, очень уж Вас много.

LAKE (16.11.2013 19:16)
abcz писал(а):
Этого было бы достаточно: всё-таки, трудно читать,
очень уж Вас много.
А, и не читайте.

sir Grey (16.11.2013 19:16)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Может. В кюйкеновском исполнении, на мой
вкус, одном из лучших, задействовано меньше 20 человек.
Исполнении чего? Я уже все
потерял. Мессы или Страстей?

abcz (16.11.2013 19:16)
LAKE писал(а):
В любом хоре будут такие `фальши` -
специфика.
дело не в хоре, хор очень приличный. Солисты фальшивят. Духовики

sir Grey (16.11.2013 19:17)
Менгельберга тут назвали пару раз. Интересно было бы послушать Мессу. Существует ли
запись?

abcz (16.11.2013 19:17)
LAKE писал(а):
А, и не читайте.
привычка: когда ко мне
обращаются - читаю.
А что делать?

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 19:18)
Aelina писал(а):
Возможно , во времена Баха всё было иначе...(
???)
Стопудов. Американский баховед Джосайя Рифкин ещё в 70-е доказал, что у Баха в
пассионах и мессах было всех по одному - т.е. одна партия - один голос (касается и
оркестрантов, и певцов. Так что особых проблем с хоровым строем не было...

Krestjanin (16.11.2013 19:19)
LAKE писал(а):
... Нет двух одинаковых голосов. `Грязь` интонирования
даже в дуэте проявится). Вопрос только в остроте слуха слушателя). Зачем вообще - хор
тогда? В любом хоре будут такие `фальши` - специфика.
Вот-вот. Хор тем и хорош, что у
каждого певца своё распределение интенсивностей в обертонах (гармониках), и, смешиваясь,
по отдельности даже не самые красивые голоса дают ни с каким инструментом несравнимое
звучание. Особенно потрясает хоровой унисон.
А вот интересно, способны ли люди с абсолютным слухом слышать отдельные обертона у
певцов? Можно ли их использовать в качестве анализаторов звуковых спектров?

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 19:21)
sir Grey писал(а):
Исполнении чего? Я уже все потерял. Мессы или
Страстей?
Речь шла об обсуждаемой мессе.

LAKE (16.11.2013 19:21)
abcz писал(а):
Этого было бы достаточно: всё-таки, трудно читать,
очень уж Вас много.
Ваших постов тут 13, моих (с этим) - 9 и они много короче Ваших.
Моих было бы еще меньше, если бы Вы сразу отвечали на вопрос, коли уж отвечаете, а не
плели бы словесную вязь про контексты.

abcz (16.11.2013 19:25)
LAKE писал(а):
Ваших постов тут 13, моих (с этим) - 9 и они много
короче Ваших.
Моих было бы еще меньше, если бы Вы сразу отвечали на вопрос, коли уж отвечаете, а не
плели бы словесную вязь про контексты.
я не про количество постов. А про текст.
Такие массивные тексты Вы ваяете: всегда хочется сократить раз в 7.

OlGavA (16.11.2013 19:28)
Krestjanin писал(а):
у каждого певца своё распределение
интенсивностей в обертонах (гармониках), и, смешиваясь, по отдельности даже не самые
красивые голоса дают ни с каким инструментом несравнимое звучание. Особенно потрясает
хоровой унисон.
А вот интересно, способны ли люди с абсолютным слухом слышать отдельные обертона у
певцов? Можно ли их использовать в качестве анализаторов звуковых спектров?
Спасибо.
Интересный ракурс обсуждения. Интересные вопросы!!!

LAKE (16.11.2013 19:29)
abcz писал(а):
я не про количество постов. А про текст.
Такие массивные тексты Вы ваяете: всегда хочется сократить раз в 7.
Так Вы и
`сокращаете`. В пост, на который Вы ответили сказано, что Ваши посты - длиннее, а Вы это
не прочитали...

Romy_Van_Geyten (16.11.2013 19:31)
sir Grey писал(а):
Исполнении чего? Я уже все потерял. Мессы или
Страстей?
Что касается, скажем, Страстей по Матфею, то там задействовано 11 певцов -
по 4-е на каждый из двух хоров и еще три солиста, и человек 15-16 оркестрантов...

LAKE (16.11.2013 19:32)
Krestjanin писал(а):
Вот-вот. Хор тем и хорош, что у каждого певца
своё распределение интенсивностей в обертонах (гармониках), и, смешиваясь, по отдельности
даже не самые красивые голоса дают ни с каким инструментом несравнимое звучание. Особенно
потрясает хоровой унисон.
....
Вот! Примерно это, как раз и не устраивает критиков исполнения этой мессы в
этом `варианте`.

abcz (16.11.2013 19:32)
LAKE писал(а):
Так Вы и `сокращаете`. В пост, на который Вы ответили
сказано, что Ваши посты - длиннее, а Вы это не прочитали...
дело не в длине, а в том,
что их всё равно хочется сократить всемеро.
Да ладно.

LAKE (16.11.2013 19:34)
abcz писал(а):
дело не в длине, а в том, что их всё равно хочется
сократить всемеро.
Да ладно.
Не сочувствую Вам в этом. Могу только сказать, что большинство Ваших
вообще хочется стереть.)

abcz (16.11.2013 19:36)
LAKE писал(а):
Не сочувствую Вам в этом. Могу только сказать, что
большинство Ваших вообще хочется стереть.)
обратитесь к модератору

LAKE (16.11.2013 19:36)
abcz писал(а):
обратитесь к модератору
не морочте голову -
пишите, что хотите.

abyrvalg (16.11.2013 19:39)
Krestjanin писал(а):
А вот интересно, способны ли люди с абсолютным
слухом слышать отдельные обертона у певцов?
Масса примеров тому есть. Есть даже
совсем уникальные случаи, когда не только различались отдельные обертоны у певцов, но и в
инструментальной сфере. Например, был такой в 20 веке выдающийся звонарь К. Сараджев
,который мог различать свыше 1500 звуков в октаве у колоколов.

abcz (16.11.2013 19:41)
LAKE писал(а):
не морочте голову - пишите, что хотите.
не
поверите: я всегда пишу, что хочу и не заморачиваюсь по этому поводу

abcz (16.11.2013 19:45)
abyrvalg писал(а):
Например, был такой в 20 веке выдающийся звонарь
К. Сараджев ,который мог различать свыше 1500 звуков в октаве у колоколов.
что Вы
подразумеваете под октавой?

Krestjanin (16.11.2013 19:48)
abyrvalg писал(а):
... Есть даже совсем уникальные случаи, когда не
только различались отдельные обертоны у певцов, но и в инструментальной сфере. Например,
был такой в 20 веке выдающийся звонарь К. Сараджев ,который мог различать свыше 1500
звуков в октаве у колоколов.
Ну коли так, копаем дальше. А могут ли слухачи типа
Сараджева измерить относительную интенсивность каждого слышимого обертона?
Да, кстати, разве колокол может брать октаву от самого себя?:)

victormain (16.11.2013 20:07)
abcz писал(а):
дело не в хоре, хор очень приличный. Солисты
фальшивят. Духовики
Тут с солистами вот какая штука... Я, когда переслушивал в
прошлом году эту запись, подумал: отчего такая грязь у таких классных и хорошо поющих
солистов? Объяснение может быть только одно: сольники записывали наложением. И за очень
недолго. Потом разлетелись, кто куда, править было не с кем, компьютерной программы,
унифицирующей строй, ещё не было. Вот и результат.

victormain (16.11.2013 20:08)
sir Grey писал(а):
Менгельберга тут назвали пару раз. Интересно было
бы послушать Мессу. Существует ли запись?
Про Мессу не знаю, кажется - нет; а Страсти
по Матфею Вы легко найдёте в архиве.

LAKE (16.11.2013 20:11)
abcz писал(а):
не поверите: я всегда пишу, что хочу и не
заморачиваюсь по этому поводу
наивно

victormain (16.11.2013 20:12)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...Рифкин ещё в 70-е доказал, что у Баха в
пассионах и мессах было всех по одному - т.е. одна партия - один голос (касается и
оркестрантов, и певцов. Так что особых проблем с хоровым строем не было...
Бывали,
думаю, на Пассионах: там 2 хора и инстр. ансамбля, порой поющих играющих в унисон
антифонно, или близкие к унисону вариации. Только держись. Ну и ещё мальчики в 3-м
пространстве как вступят не в тон... Не зря же Бах о нехватке нормальных мальчишек с
особым бешенством писал.

Maxilena (16.11.2013 20:16)
victormain писал(а):
Не зря же Бах о нехватке нормальных мальчишек с
особым бешенством писал.
И чего бесился-то? Он же мог одних своих деток построить-
вот и хор)))

victormain (16.11.2013 20:17)
LAKE писал(а):
Не сочувствую Вам в этом. Могу только сказать, что
большинство Ваших вообще хочется стереть.)
Хамите, Лэйк.

sir Grey (16.11.2013 20:18)
victormain писал(а):
/.../Объяснение может быть только одно: сольники
записывали наложением. И за очень недолго. /.../
Неужели такое возможно? Я имею в
виду - не с технической, а с нравственной точки зрения.

А с другой стороны, если наложением, то куда разлетаться? Они же слышат, на что
накладываются?

victormain (16.11.2013 20:19)
Maxilena писал(а):
И чего бесился-то? Он же мог одних своих деток
построить- вот и хор)))
Интересная мысль, мне никогда в голову не приходила. А
приходила ли ему???

abyrvalg (16.11.2013 20:20)
Krestjanin писал(а):
Ну коли так, копаем дальше. А могут ли слухачи
типа Сараджева измерить относительную интенсивность каждого слышимого обертона?
Да, кстати, разве колокол может брать октаву от самого себя?:)
Если взять к примеру
басовый колокол, представляющий собой один звук, то при ударе образуется обертоновая
наполненность звука, дающей звуковой `сгусток`, который можно назвать концентрированным
колокольным звуком (кластером). Зачастую применяется (особенно в праздничные дни)
одновременное звучание двух-трех колоколов в пределах одной октавы. Теперь, что касается
одного отдельно взятого звука; звук колокола по своему составу является сложным, т.к. его
высоту можно определить по основному тону, но только если звуковой спектр состоит из
обертонов. Без этого высота тона не определяется слухом. Здесь еще зависит и от восприятия
уха человека, которое выявляет отдельные составляющие обертонов, т.е. тонкая настроенность
слуха позволяет выделять множество градации высоты тона. Грубо говоря, в зависимости от
обертонов, выраженных в Гц, тонкий слух воспринимает не больше 500 градаций. А вот
Сараджев мог различать свыше 1500 градаций в пределах только одной октавы. И когда даже
одновременно звонят 2-3 колокола, то он мог все это фиксировать своим слухом.

abcz (16.11.2013 20:21)
victormain писал(а):
Тут с солистами вот какая штука... Я, когда
переслушивал в прошлом году эту запись, подумал: отчего такая грязь у таких классных и
хорошо поющих солистов? Объяснение может быть только одно: сольники записывали
наложением.
вполне может быть. Там в одном из номеров (и только в нём) флейта низит
(в целом), так что - да, это вариант.



 
     
classic-online@bk.ru